От протославянства к словено-русам

Петр Золин
От протославянства к славянству

Картинка-схема http://gtmarket.ru/news/culture/2007/10/19/1433 и др.
Уже в начале нашего 21 века новозеландские ученые Рассел Грей и Квентин Аткинсон из Университета Окланда тщательно статистически доказывают , что Родиной Арийцев является Закавказье и Малая Азия, а не Россия, как это считало большинством ученых до сих пор. К такому выводу они пришли после того, как применили новый статистический метод к анализу родства индоевропейских языков. Исследования показали, что индоевропейские языки разошлись довольно рано, -- между 10000 и 8000 лет до нашей эры, а не в шестом тысячелетии до н.э, как считалось ранее. Это косвенно подтверждает так называемую Анатолийскую теорию (идею о происхождении арийцев из малой Азии). Статья об этом окрытии опубликована в престижном научном журнале Nature. www.scientific.ru/journal/ news/0404/n170404.html
Возможно, но это и путь к новым исследованиям. В статьях портала Великий Новгород (например - мною обращается внимание, что память и коммуникационные языки живой природы на Земле уходят в глубины прошлого хотя бы на миллионы лет. Если касаться последних десятков тысячелетий, то индоевропейство вырастает из ностратики. По данным Р.Грея и К. Аткинсона уже в 7 тыс. до н.э. То есть от времени активизации производящего хозяйства и строительства первых протогородов. Тогда неизбежно исследование роли ранних индоевропейцев в этих процессах
Да, историю славянских языков авторы ведут примерно с 6 – 7 веков нашей эры. Но балто-славянское единство уходит на глубину до 1400 г. до н.э. Славяно-балто-индоиранское единство – 4500 г. до н.э. Это единство с ранними греками – 5300 г. до н.э. А общее исходное единство индоевропейцев – 6700 г. до н.э. Понятно, что это одна из версий. Но современных и тщательно глоттохронологически обоснованных.
Совершенно понятно, что славяне в 6 – 7 веке нашей эры сохраняли часть общей индоевропейской памяти 7 – 6 тыс. до н.э. А самые ранние индоевропейцы – какую-то часть ностратической и более ранней памяти http://novgorod.ru/..../slovensk_novgorod/.
Трудно договориться с ортодоксами. Но – чего делать – надо договариваться. Сразу оговоримся – кто не хочет договориться в принципе (хотел бы и умереть «дурочкой»), с тем не договориться никогда. И таких людей можно понять. Их личные представления – окончательная ценность в жизни.

Взяв за основу признаваемую компоративной линвистикой статью С. Б. Бернштейна «СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ» (Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 460-461) http://www.philology.ru/linguistics3/bernstein-90.htm, напомним нашим критикам как бы общеизвестное.
       
Славянские языки - группа родственных языков индоевропейской семьи (как видим, идущих с 7 тыс. до н.э.). Общее число говорящих около 300 млн. чел. Заметна большая степень близости этих языков друг к другу - в корнеслове, аффиксах, структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, системе регулярных звуковых соответствий, морфонологических чередованиях. Эта близость объясняется как единством происхождения , так и их длительными и интенсивными контактами на уровне устных и литературных языков и диалектов. Видны и различия материального, функционального и типологического характера, обусловленные длительным относительно самостоятельным развитием славянских народностей в разных этнических географических и историко-культурных условиях, их контактами с родственными и неродственными этническими группами.
Здесь убрано слово «племена» (вместо этносы), о чем – при случае – поговорим позже (если очень кратко, то «племена» у многих народов Европы исчезают чаще всего уже несколько тысяч лет назад - это правоверные христиане клеймили своих языческих противников за всякую «дикость» и «поганость»).
Славян по степени их близости друг к другу принято делить на 3 группы: восточно-славянскую (русский, украинский и белорусский), южно-славянскую (болгарский, македонский, сербохорватский и словенский) и западно-славянскую (чешский, словацкий, польский с кашубским диалектом, сохранившим определенную генетическую самостоятельность, верхне- и нижнелужицкие). Известны также небольшие локальные группы славян со своими литературными языками. Так, хорваты в Австрии (Бургенланд) имеют свой литературный язык на чакавской диалектной основе.
Но… Эти группы – реалии начала средневековья. На позднеантичном венедском уровне и тем более балто-славянском единстве такого заметного членения не было.
Да, не все славянские языки. дошли до нас. Например, века три назад исчез полабский язык. Не в полной мере сохранился средневековый новгородский говор (с вариациями), как показывают блестящие исследования академика Андрея Анатольевича Зализняка http://ru.wikipedia.org/wiki/Зализняк,_Андрей_Анатольевич
Конечно, распределение этих языков внутри каждой группы имеет свои особенности. Каждый славянский язык, особенно на литературном уровне со всеми его стилистическими, жанровыми и др. разновидностями, имеет и свои территориальные диалекты. Соотношения всех этих элементов разные. К примеру, чешский литературный язык имеет более сложную стилистическую структуру, нежели словацкий, но последний лучше сохраняет особенности диалектов.
Диалекты одного языка иногда различаются между собой сильнее, нежели самостоятельные языки. В частности., морфология штокавского и чакавского диалектов сербохорватского языка различается значительно глубже, нежели морфология русского и белорусского языков. Часто различен удельный вес тожественных элементов. К примеру., категория уменьшительности в чешском языке выражена более разнообразными и дифференцированными формами, чем в русском языке. Правда, подобное можно наблюдать и в других языковых семьях.
Из индоевропейских языков славянские. наиболее близки балтийским языкам (но есть и версии о их близости исходному индоевропейству, начиная с трудов Мейе). Эта близость послужила основанием для теории "балто-славянского праязыка", согласно которой из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский. Многие современные ученые объясняют их особую близость длительным контактом древних балтов и славян. При этом – по мере вкусов и ценностей – у одних лингвистов славяне заимствуют у балтов, а у других - балты у славян.
Не установлено, на какой территории произошло обособление славянского языкового континуума из индоевропейского. Можно предполагать, что оно произошло южнее тех территорий, которые, согласно различным теориям, относятся к территории славянских прародин. Таких теорий много, но все они не локализуют прародину там, где мог находиться индоевропейский праязык. На основе одного из индоевропейских диалектов (протославянского) позже сформировался праславянский язык, который является родоначальником всех современных славянских.
Понятно, что этот подход указывает на истоки славянских языков южнее Черного моря и Каспия. Русские летописи указывают «нарцев еже суть словен» во времена эпической Вавилонской башни. – менее 5 тыс. лет назад. Сказание о Словене и Русе (поздних летописей) истоки словено-русов видят севернее Черного моря (Понта) около 44 веков назад. Академик О.Н.Трубачев и еще ряд лингвистов определяют протославян в округе Дуная тоже примерно в это время.
С. Б. Бернштейн справедливо подчеркивает, что история праславянского (к сожалению – нет градаций протославянский и допротославянский) языка была более длительной, нежели история отдельных славаянских. В течение веков (даже тысячелетий) он развивался как единый диалект с тожественной структурой. Позже возникают диалектные варианты, хотя О.Н.Трубачев допускал появление этих вариантов с 3 тыс. до н.э. Постепенно диалектный характер раннего праславянского вытекает и из работ А.А.Зализняка.
 Процесс перехода праславянского языка, его диалектов в самостоятельные славянские языки. был длительным и сложным. По С. Б. Бернштейну, он наиболее активно проходил во 2-й пол. 1-го тыс. н. э., в период формирования ранних славянских феодальных государств на территории Юго-Восточной и Восточной Европы. В этот период значительно увеличилась территория слав. поселений. Были освоены районы различных географических зон с различными природными и климатическими условиями, славяне вступили во взаимоотношения с народами и племенами. стоящими на разных ступенях культурного развития. Все это отразилось в истории славянских языков.
Конкретнее – это период выделения из венедов словен и антов (по Иордану 6 в. До н.э.).
Понимая явную ограниченность своей версии, в целом-то объективный лингвист С. Б. Бернштейн справедливо констатирует: «Праславянскому языку предшествовал период протославянского языка, элементы которого могут быть восстановлены с помощью древних индоевропейских языков. Праславянский язык в своей основной части восстанавливается с помощью данных С. я. различных периодов их истории. История праславянского языка делится на 3 периода: древнейший - до установления тесного балто-славянского языкового контакта, период балто-славянской сообщности и период диалектного дробления и начала формирования самостоятельных С. я.».
Достаточно посмотреть на современную схему, что балто-славянское единство ныне относят к 1400 г. до н.э. Кто имеет иные сведения по этой дате и чем они обоснованы ?!
С. Б. Бернштейн затем подчеркивает, что индивидуальность и своеобразие праславянского языка начали складываться еще в ранний период. Выходит, как и у О.Н.Трубачева, примерно с 3 – 2 тыс. до н.э.
По С. Б. Бернштейну, именно тогда сложилась новая система гласных сонантов, значительно упростился консонантизм, получила широкое распространение в аблауте ступень редукции, корень перестал подчиняться древним ограничениям. По судьбе средненебных k' и g' праславянский язык входит в группу satem (sьrdьce, pisati, prositi, ср. лат. cor, - cordis, pictus, precor; zьrno, znati, zima, ср. лат. granum, cognosco, hiems). Однако эта черта реализовалась непоследовательно: ср. праслав. *kamy, *kosa. *go,sь, *gordъ, *bergъ и др. Существенные отклонения от индоевропейского типа представляет праславянская морфология. Это прежде всего относится к глаголу, в меньшей степени - к имени. Большинство суффиксов сформировалось уже на праславянской почве. Праславянская лексика отличается большим своеобразием; уже в ранний период своего развития праславянский язык пережил ряд существенных преобразований в области лексического состава.
Господа, спорьте со своими основоположниками.
С. Б. Бернштейн суммировал, что сохранив в большинстве случаев старый лексический индоевропейский фонд, праславянский в то же время – до балто-славянского единства - утратил много старых индоевропейских лексем (к примеру., некоторые термины из области социальных отношений, природы и т. д.). Много было утрачено слов в связи с различного рода запретами, табу. Запретным, вероятно, было наименование дуба - индоевроп. perkuos, откуда лат. quercus. Старый индоевропейский корень дошел то нас только в имени языческого бога Перуна (но его истоки ныне ищут в мезолите и даже палеолите, с учетом «пер-пар» - источник, огонь).
 Славянские языки утвердили табуистическое do,bъ, откуда рус. "дуб", польск. da,b, болг' дъб и т. д. К сожалению, утрачено – задолго до средних веков, - индоевропейское название медведя. Оно сохраняется лишь в новом научном термине "Арктика" (ср. греч. arktos). Ипдоевропейское слово в праславянском языке заменено табуистическим словосложением medvedъ 'едок меда'.
Далее С. Б. Бернштейн не удержался. В период балто-славянской сообщности славяне заимствовали много слов у балтов. В этот период в праславянском языке были утрачены гласные сонанты, на их месте возникли дифтонгичечкие сочетания в положении перед согласными и последовательности "гласный сонант перед гласными" (sъmьrti, но umirati), интонации (акут и циркумфлекс) стали релевантными признаками. Важнейшими процессами праславянского периода были утрата закрытых слогов и смягчение согласных перед йотом. В связи с первым процессом все древние дифтонгические сочетания перешли в монофтонги, возникли слоговые плавные, носовые гласные, произошло перемещение слогораздела, вызвавшее, в свою очередь, упрощение групп согласных, явления межслоговой диссимиляции.
Дело в том, что все эти выводы – те или иные лингвистические реконструкции. Нелингвисты вынуждены все это принимать лишь на веру. Иные лингвисты выдвигают и иные версии – по дифтонгам и монофтонгам, носовым и плавным, закрытым слогам и смягчениям… Здесь версии академика А.А.Зализняка более обоснованы, так как касаются конкретных средневековых материалов, языка берестяных грамот.
По С. Б. Бернштейну, древнейшие процессы наложили отпечаток на все современные славянские языки, что отражено во многих чередованиях: ср. рус. "жать - жну"; "взять - возьму", "имя - имена", чеш. ziti - znu, vziti - vezmu; сербохорв. жети - жмем, узети - узмем, име - имена. Смягчение согласных перед йотом отражено в виде чередований s - sh, z - zh и др.
Эти процессы оказали сильное воздействие и на грамматический строй, на систему флексий. В связи со смягчением согласных перед йотом был пережит процесс так называемой первой палатализации задненебных: k > сh, g > zh, х > sh. На этой основе еще в праславянском языке сформировались чередования k : сh. g : zh, х : sh, которые оказали большое влияние на именное и глагольное словообразование. Но когда в праславянстве ?! До балто-славянства или позже его ?!
«Позже начала действовать так называемые вторая и третья палатализация задненебных, в результате которых возникли чередования k : с, g : dz (z), х : s (sh). Имя изменялось по падежам и числам. Кроме ед. и мн. ч. существовало дв. ч., которое позже утратилось почти во всех славянских. Существовали именные основы, выполняющие функции определений. В поздний праславянский период возникли местоименные прилагательные. Глагол имел основы инфинитива и настоящего времени. От первых образовывались инфинитив, супин, аорист, имперфект, причастия на -l, причастия действительного залога прошедшего времени на -vъ и причастия страдательного залога на -n. От основ настоящего времени образовывались настоящее время, повелительное наклонение, причастие действительного залога настоящего времени. Позже в некоторых славянских от этой основы начал образовываться имперфект».
Да, вероятно, но это в индоевропействе примерно поздняя античность.
«Еше в недрах праславянского языка начали формироваться диалектные образования. Наиболее компактной была та группа праславянских диалектов, на основе которой позже возникли восточно-славянские языки. В западно-славянской группе были 3 подгруппы: лехитская, сербоболужицкая и чешско-словацкая. Наиболее дифференцированной в диалектном отношении была южно-славянская группа.
Праславянский язык функционировал в догосударствспный период истории славян, когда господствовали родоплеменные общественные отношения. Существенные изменения произошли в период раннего феодализма. Это отразилось на дальнейшей дифференциации славянских языков».
Возможно, но государство Само у славян возникло в первой половине 7 века. А по византийским данным, славянские цари и князья Ардагаст, Пирогаст, Мусокий, Добрент ярко проявляли себя уже во второй половине 6 века у низовий Дуная…
В средние века произошла утрата свойственных праславянскому языку сверхкратких (редуцированных) гласных ъ и ь. В одних случаях они исчезли, в других перешли в гласные полного образования. В результате произошли существенные изменения в фонетическом и морфологическом строе славянских языков…
Это версия видного специалиста по истории славянских языков. Энциклопедическая. И что мешает средневековым славянам иметь память – через индоевропейские, балто-славянские и иные традиции – о событиях времен эпических Словена и Руса ?!
Только упертость аръегардной «корпоративной лингвистики».
 
Литература к статье С. Б. Бернштейна
Мейе А. Общеславянский язык, пер. с франц., М., 1951.Бернштейн С. Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Введение. Фонетика. М., 1961.Бернштейн С. Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Чередования. Именные основы. М., 1974.Кузнецов П. С. Очерки по морфологии праславянского языка. М., 1961.Нахтигал Р. Славянские языки, пер. со словен., М., 1963.Вступ до порiвняльно iсторичного вивчення слов'янських мов. За ред. О. С. Мельничука. Киiв, 1966.Национальное возрождение и формирование славянских литературных языков. М., 1978.Бошкович Р. Основы сравнительной грамматики славянских языков. Фонетика и словообразование. М., 1984.Бирнбаум Х. Праславянский язык. Достижения и проблемы его реконструкции, пер. с англ., М., 1987.Vaillant A. Grammaire comparee des langues slaves, t. 1-5. Lyon - P., 1950-77.
Интернет добавляет немало полезного к положениям данного энциклопедического материала.

Такие вот истоки - по современным научным представлениям - русского языка.