Антонина Дмитриевна-моя мама

Лариса Сергеева
 Теперь приступаю к самому главному своему повествованию.Речь пойдёт о трагической судьбе моей мамы,о её преждевременной кончине,о том,как я не смогла помочь ей,несмотря на все мои старания.Вчера был день рождения её сестры,самой младшей сестрёнки в семье-
Марии Дмитриевны,моей крёстной мамы.Они были неразлучны так,что,начиная говорить об одной,невозможно не сказать и о другой,особенно,в день её рождения,в день Марии Магдалены,Марии Патрицианки,когда я начинаю своё повествование.
 Моя же мама родилась в семье Дмитрия Кузмича и Татьяны Ивановны 29 февраля 1916 года по
старому стилю.Мама часто шутила по этому поводу."Что ж,-говорила она,-и день рождения
нужно справлять раз в четыре года?"И вместо 16-ти лет будет только четыре?Но по новому
стилю день её рождения пришёлся на 13 марта,а один раз в четыре года праздновался 14 мар
та.
 Моя мама была очень красива.Говорят,русские девушки самые красивые,но такая красота рождается не часто.У неё были светлые волосы и серые глаза,аккуратный нос,уголки губ были
подняты вверх.Алла Тарасова-эталон женской красоты.Так моя мама,была так похожа на Аллу
Тарасову,что невозможно было их различить.Правда,я считаю,что мама была ещё красивее.У
Аллы Тарасовой,как можно судить по фильмам,немного широковаты бёдра,а у мамы-всё было
пропорционально.И в лице,и в фигуре была полная гармония.Когда я была в разлуке с мамой,
и наступали дни определённых юбилеев Аллы Тарасовой,я, не отрываясь,смотрела на экран.
Даже голос и интонации напоминали мне маму.Это было как встреча с мамой.
 Мама рано осознала свою красоту.Никто не мог пройти мимо мамы,чтобы не сказать ей несколько ласковых слов.Мама часто рассказывала случай,который произошёл с ней в раннем
детстве.Она сидела на лавочке возле дома.Мимо проходили какие-то люди.Они говорили между собой:"Ах!Какая красивая девочка".Мама слышала,улыбалась,смотрела им вслед,хотела,чтобы они ещё раз посмотрели на неё,сказали ещё что-нибудь.И услышала:"А оборачиваться нехорошо."Она говорила, не осуждая их.Очень рано она поняла и то,что красота не даёт никаких преимуществ.И нужно иметь что-то ещё:может,деньги,или профессию,которая приносит
доход.Да мало ли что ещё...
 Может,именно тогда у мамы зародилось желание к своей красоте,раз это ей дано,как дар,
заслужить ещё и престиж.Она поступила в самый важный институт государства:Институт Народного Хозяйства им.Плеханова.
 Её младшая сестрёнка Мария не слышала в свой адрес слов:"Какая красивая девочка"
Она была наблюдательна и очень скоро поняла,что и красота бывает поругаема.Может,она
присутствовала при той сцене,когда почти без паузы услышала и восхваления и замечания в адрес своей старшей сестрёнки.Её очень рано стали интересовать мотивы поведения людей,и впоследствии она сделала своей профессией философию и психологию.
Обе сестры в детстве были неразлучны,делились друг с другом самым сокровенным,вместе старались избегать чрезмерной опеки своей старшей сестры-Зои.А потом именно Мария давала полезные советы Антонине,и моя мама следовала им.
 Именно этим двум девочкам-подросткам во время НЭПа покупались в ТОРГсине чулочки,туфельки,носочки.Бабушка говорила именно так:чулочки,туфельки,носочки.О платьях
разговоров не было.Видимо, платья в немецких магазинах стоили дорого,а нужно было ещё и продукты купить,чтобы кормить многочисленную семью.
 Даже когда им обеим было 16-18 лет,у них на двоих было одно выходное платье.Поэтому мама потом так трепетно относилась к кусочку яркого шёлка:ей хотелось тут же что-то из него сшить,будь то платье,или блуза,или юбка.У мамы было необыкновенно развито чувство прекрасного. Она старалась и мне с детства привить это чувство.
Если говорить коротко о взлядах моей мамы на жизнь,то можно сказать примерно так:
       "Красоты нет без престижа,
       Без уваженья нет любви.
       Для тайн необходима ниша
       Нам пенье дарят соловьи.

       Нет поэта без стихов,
       Нет лугов без васильков.
       Нет любви без красоты
       Украшают сад цветы."
 В 1934 году произошла трагедия:после поездки на работу в дальную слободу умер Дмитрий Козмич.Татьяна Ивановна овдовела.Семья лишилась средств к существованию.На мою маму легла
забота помогать Татьяне Ивановне и младшей сестре, и брату Александру.Татьяна Ивановна
имела звание Матери-Героини,но пенсия была невелика,немногим больше двенадцати рублей.
Не знаю,получала ли она пособие по утере кормильца.
 Мама,училась в институте,а вечером чертила графики,проводила семинары,чтобы заработать немного денег,а потом отсылала эти деньги Татьяне Ивановне.Потом и младшая сестра Мария разделяла с  сестрой Антониной заботы о Татьяне Ивановне,о своей маме.
 Случилось так,что Мария не вышла замуж и оставалась с Татьяной Ивановной, до конца её жизни заботилась о маме.
 Моя мама очень любила природу,любила речку,которая протекала за огородами,любовалась заливными лугами за рекой,простираюгиеся до самого горизонта.Любовалась их сочной зеленью весной.Любила мост через реку.По этому мосту прибегал к ней ещё мальчонкой Вася
Ерофеев.Он жил в другой слободе Старого Оскола,но всё свободное время проводил с мамой,разделяя с ней детские игры.
 В Воронеже мама встретила Павла Морозова,моего отца..Он любил маму,читал ей стихи,вместе
гуляли они по лугам под Воронежем,в парках над рекой.Он дал моей маме чувство простора,
они смотрели вместе,как взлетают в небо птицы,любовались их полётом,слушали их пение.
 "Красивая дивчина и парень молодой
  Весело гуляли в парке над рекой./Стихи они писали,Печатались порой./Беду едва ли знали,
  Была!-За их спиной./Возможно ль повторенье Через десятки лет?/Но повторить мгновенье
  Возможно? Или нет?/В Воронеже то было.Мечты моей предмет./Возможно ль повторенье?
  Возможно или нет?"Это стихотворение я посвятила моим родителям.С самого рождения я
я слышала колыбельные моей мамы,она читала мне стихи.Наступала весна,и ,открывая окна после зимы,мама говорила:"Открывается первая рама,и в комнату шум ворвался..." И много,
много других.Особенно часто мама читала одно,самое любимое:"Как день хорош!Как ярко
солнце светит./Как хорошо итти вдвоём с тобой./ Вести беседу обо всём на свете,/
И пить душистый воздух голубой.//Медовый воздух-им нельзя напиться./Не может закружиться голова/А сердце хочет вылететь,как птица,/И губы шепчут нежные слова//Любимая!Хорошая!
Родная!/Не знаю,как ещё назвать тебя./Весь ласковый словарь припоминая,/Смеясь,и заикаясь
и любя.//Да что слова?У лучшего поэта/Для милых глаз едва хватает слов./От кончика туфельки и до берета/Я нежностью тебя уже одеть готов//
Так мы идём.И зелень луговая/Цветочками нам радует глаза/А в воздухе,как будто не живая,/
Стеклянная повисла стрекоза.//
 Каждый раз "стеклянная"несколько удивляла меня.Я понимала,что автор хотел поразить нас новым определением,но,мне казалось,что голубая,бирюзовая,зелёно-жёлтая-таких стрекоз я тоже видела немало-,наконец,распространённый образ в поэзии"прозрачная"был бы лучше.
Это слово,по моему мнению,придавало  некоторую искусственность живописно нарисованному пейзажу.Чем больше я подвергала сомнению это прилагательное,с тем большим удовольствием я,читая в который раз это стихотворение,я произносила словосочетание:"Стеклянная повисла стрекоза".Долгие годы,после того,как я узнала,что Павел Морозов-мой отец,погибший во время войны,я считала,что это стихотворение написал мой отец и подарил его моей маме.
 Когда уже мы с мамой гуляли по лугам центральной России,под Киевом,где бы мы ни гуляли,мама читала мне эти стихи.И вот теперь, много лет спустя, к этому стихотворению
я добавляю следующие строки:"Застыло всё.Ромашка полевая.И небо-бирюза.А где-то там клубится громовая.С дымящимися искрами гроза."
 А стеклянная стрекоза приобрела для меня символ хрупкости,незащищённости любви моих родителей.
 Павел Морозов родился 12 июля,в день Петра и Павла,на макушке лета,был романтично настроенным юношей,очень нежным по отношению к маме.В моём воображении он предстаёт весь сотканным из солнечных лучей.
 В летние месяцы при наших прогулках мама часто говорила:"Кто сказал,что август и сентябрь есть бархатный сезон?Выжженная зноем земля,пожухлая трава клоками.В июле бархатный по-летнему сезон.Смотри,какая сочная,зелёная трава,как утопают наши ноги в этом роскошном ковре!Что может быть лучше этого времени года?"
 Мама говорила об этом намного раньше разговора о Павлике Морозове,подготавливая меня к раскрытию тайны моего происхождения.
 В семье Антонины Дмитриевны и Павла Морозова 23 апреля 1939 года родилась девочка.
Меня нарекли в честь великомученицы Ларисы,день именин 8 апреля.В большой семье Татьяны
Ивановны и Дмитрия Кузмича,у старшего сына Ивана уже  была дочь,тоже названная Ларисой.
 В семье старший сын Иван пользовался большой любовью.
 Поэтому,может быть,мама решила свою дочь также назвать этим именем.
 Это имя пользовалось большой популярностью ещё и потому,что в то время была экранизирована "Бесприданница".Маме,наверное,импонировало полное совпадение имени и
отчества главной героини:Лариса Павловна.Она часто цитировала для меня фразы из этой пьесы,повторяя с удовольствием это сочетание.
 В том же году мама закончила институт,и из всех назначений выбрала Иркутск,где уже
по распределению после окончания учебного заведения на авиационном заводе работал её
брат Алексей.И мама,в сопровождении своей младшей сестры Марии,поехала в Сибирь,т. к.
от Алексея давно не получали весточки.
 Много раз я слышала эту трогательную историю,но только теперь задумалась по-настоящему,
как можно было замужнюю даму с грудным младенцем на руках,отправлять так далеко
"по распределению".Не было  "свободного"диплома тогда?Или это была теория перемещения людей в действии? "Дан приказ ему на запад..."?И как бы мама преодолела этот путь по железным дорогам,если бы не самоотверженность её младшей сестры.И почему с ней не поехал
её муж? Да,конечно,его отправили на Карело-Финскую кампанию,но могли бы отправить и на
восток,чтобы не разделять семью.
 Были,может,и другие,неизвестные мне причины,которые заставили их отправиться в это рискованное путешествие.Какое отчаяние погнало двух молодых сестёр в добровольную
ссылку?Павел Морозов погиб в 1941 году,мама получила похоронку,я осталась сиротой,но
очень долго не подозревала об этом.
 В Иркутске мама встретила Григория Савельевича.Он был очень красив:широкие чёрные брови,
мужественный подбородок.Форма очень шла ему.Когда он первый раз появился в нашем доме,
бабушка сказала:"Ну,с этим жизни не будет.Одна маета."Он,однако,умел покорять женские сердца.Он был очень настойчив в достижении своей цели.Он был на 8 лет старше.Они поженились,у мамы с Григорием Савельевичем родился сын,Вячеслав,мой брат.В Иркутске,
наверное,не было по близости действующей церкви.Существует легенда,что бабушка прочла необходимые молитвы для крешения,окропила его святой водой.Для мамы,теперь уже с двумя
детьми началась жизнь жены офицера.Из Иркутска в Алма-Ату.Потом одно лето,в 1945 году,
жили на острове реки Амур.Там,где сливаются Шилка и Аргунь.Потом всё дальше и дальше на
восток,на Сахалин:Хонто-Невельск,Корсаков.В 1047 году вернулись в Москву.Потом-Молдавия.
И,наконец,в 1956 году-Киев.Но,я думаю,мама нигде не была счастлива.У неё было всё:богат
ство,уважение,честь,но не было только одной составляющей,необходимой для счастья.Не было
любви.После контузии,полученной на фронте,он стал слишком нервным,терзал жену и детей.
 Наконец,сердце мамы не выдержало,она умерла 26 мая 1984 года,была похоронена на Лесном
кладбище в Киеве.Было заочное отпевание в Церкви Святителя Николая,что в Хамовниках в Москве.
Мария Дмитриевна провела в Киеве три месяца,она ходила через день на кладбище,через день в церковь.Григорий Савельевич пережил маму на четыре года и умер 26 июня 1988 года,
в день великомученницы Антонины,похоронен на Байховом кладбище,в Киеве.


 P.S.

 


Рецензии
 Димитрий Долженков
 О Бове и Коньке-Горбунке
 
  Предисловие.

   Какая  связь между сказкой "О Бове королевиче" и сказками А.С.Пушкина ?
 
Эта тема всегда интересовала литераторов. Тема достойная изучения.

И решить её "с кондочка", как пробуют многие, не удаётся.

  А "методы" Елены в решении таких вопросах удивляют её читателей.

На них можно было бы и не обращать внимания, как это и постаралась сделать автор этой статьи.

  Тем не менее, её нападки на  авторoв настолько  агресивны, что  и оставлять  совсем без ответа, не представляется возможным.

  Рецензия:

Елена Ш.

 "Вы написали редкую чушь, Римма!

Реплика.
- А такие оскорбительные словечки, вынесенные в обращение, она не считает
  "чушью"?
-Этот "диалог" может послужить примером: " Как нельзя писать рецензии".
-Высокомерный тон! Оскорбления, не разобравшись в сути!
-Пренебрежение к оппоненту!
-Высокомерие и поучения мэтра?

  Откуда в Елене Ш. всё это?
-От недостатка образования? Или воспитания?

 "Никакого Предисловия к "Горбунку" Пушкин никогда не писал. "История эта досконально известно",
- кому, с каких пор?!
   Если Вам известна - не могли бы Вы поделиться?
Реплика.
-Моя Фраза:"История эта досконально известна"- говорит в первую очередь о том, что она,-эта история-, известна Елене Ш.
- И о предисловии к Коньку- Горбунку ей тоже хорошо известно.
- С кем ещё она собирается этими сведениями делиться?
- Если даже ей сие известно, то известно всем.
   Елена Ш.:
 "И никакие литераторы мне лично никогда ничего о "Коньке-Горбунке" не рассказывали.
Я узнала о нём в 4-5 лет от своего дедушки, который литератором не был."

Реплика.
-Она что-то узнала от своего дедушки в возрасте 4 лет.
-И решила со всеми  об этом поделиться.
-Но при чём здесь Поэт? Или оба? Пушкин и Ершов.

 "То, что я пишу о К.-Г., добыто моим собственным трудом, это не пересказы какой-либо информации, где-то мною услышанной."
- Она взяла сведения с потолка в отрыве от информации, которая известна всем?

  Елена Ш:

 "К сожалению, здесь нельзя привлечь Вас к ответственности за постоянную клевету в мой адрес. Этим и "хорош" Интернет!"
Елена Шувалова   15.06.2016 22:06   •

-В рассуждениях о произведениях, какая может быть  клевета  о личности Елены?


-Её фраза "о клевете" здесь у неё к чему?
-Ей хотелось бы Интернет превратить в судилище для всех, кто в чём-то не согласен в ней.
-Она в своём ослеплении на заметила, что автор статьи в чём-то даже имеет с ней общую позицию.
-Например, в главном: "Конёк- Горбунок" написан А. С. Пушкиным и П. Ершов  не имеет к сказке никакого отношения.
- Зачем ей понадобилось " лезть в бутылку"?
- Чем ей автор статьи не угодил?
-Какую "крамолу" нашла она в его словах?
-Ей хочется ввести даже не цензуру: настоящую инквизицию против всех своих оппонентов?

Елена Ш.:

 "Да, и сказка о Бове-королевиче никогда не была рыцарской балладой!"

Елена Шувалова   15.06.2016 22:07
 
Реплика.
- Опять казуистикой занимается Елена.
-А чем же она тогда была? 
-Вам нравится заниматься казуистикой, мелкими придирками к оппоненту, уходя от глубокого анализа произведения.

  Елена:
 "И К.-Г. вовсе не "вырос" из неё. Я в своей работе говорила о том, что схожи главные герои этих сказок, что Пушкин ассоциировал себя с Бовой, а в К.-Г. вывел себя в образе Ивана-дурака, отталкиваясь во многом от королевича Бовы. Вы решили украсть мою идею, да ещё преподносите её неправильно."

Елена Шувалова   15.06.2016 22:10

- У Елены нет никаких идей о сказке о Бове. Если схожи герои этих сказок, то,Поэт во многом отталкивался от сказки о королевиче Бова. Но,что Пушкин ассоциировал себя с Бовой и вывел себя в образе Ивана -дурака, можно назвать слишком претенциозной "идеей".
-Она даже собственную, так сказать, идею преподносит неправильно.

Реплика.

-Сказка о Бове вдохновила  А.С. Пушкина писать сказки. Сказка настолько обширна, в ней столько героев, что почти,-почти,- все сказки Поэта ассоциируются на Бову,напоминают нам о Бове.
-Красной нитью в сказке о Бове проходит мысль о борьбе христианства с мусульманством, как победа добра над злом: исламом в его крайнем проявлении-фанатизме.
-Во всех сказках Поэта прослеживается эта главная идея сказки о Бове.
-Но Пушкин проводит её столь деликатно, так не навязчиво, что у читателя не возникает мысли о религиозной подоплёке сказок А.С. Пушкина.

-В замечании Елены верно лишь одно: А.С. Пушкин отождествлял свои сказки  со сказкой о Бове, но не с самим собой. Эта мысль слишком прямолинейна; слишком примитивно преподносится читателям.
- Елене незачем впадать в примитивизм, заражая им и читателей.
-Всё остальное -редкая чушь Елены Ш.
-В том числе и об откровениях дедушки, который, может, правда литератором не был.
-Моя статья лишь о том, что, если будет найдена связь между сказкой о Бове Королевиче и -Коньком- Горбунком, то что-то новое откроется  и о А.С. Пушкине.
-Это и есть литературоведение.
-То, чем занимается Елена Ш., прославляя только себя, стараясь оклеветать Поэта,
к литературе не имеет никакого отношения.

P. S.

И если есть основание кого-то привлекать за клевету, то нужно, в первую очередь
 привлечь за клевету Елену Ш.
-И не по отношении к какому-то частному лицу, а за возведение клеветы на А.С.
Пушкина.
- Она наносит оскорбление памяти Поэта, перевирая его произведения.
-Кощунство-выискивать в творениях Поэта вульгарные словечки, которые заполнили современную литературу.
-Смотрите её "беседу двух женщин", где английские слова выдаются за псевдорусские.
-Кто ещё может стать на защиту наших поэтов, если не мы.
-Если мы действительно-литераторы.

P.P.S.

А связь сказки о Бове с Коньком- Горбунком есть в Википедии, но Елене Ш.
просто не повезло. Она не нашла этой статьи или "не заметила" её.


Долженкова Римма   27.09.2016 19:46