Как слоник и кактус стали друзьями

Азиза Таксанова
Я вам расскажу сказку. Про кактус и слона. Жили-были такие в одной степи, там, где мало воды, но много солнца и камней, где это точно, я не знаю, может, в Африке, может, в Центральной Америке, а может, и в Австралии. Жили они по разные стороны этой земли и друг о друге ничего не знали, но это было вначале. А затем они встретились, случайно, естественно. И знаете, что их объединило? Цвет и общие проблемы! Кактус и слон – оба были зелеными, и оба несчастными. Конечно, вы можете сказать, что зеленых слонов не бывает. Да, вы правы, таких не встретишь нигде, и поэтому все убеждены, что слоны – серые, и никакие другие. А вот так получилось, что на свет появился зеленый слоник, которого назвали Элефантик. Он был веселый и добродушный, отзывчивый и скромный. Со всеми хотел дружить, однако его ровесники и их родители почему-то его сторонились.

Считали, что зеленый слон – это ненормально. Лучше от такого держаться подальше, а вдруг он – заразный или бешеный? Укусит еще других слоников, и те потом тоже станут зелеными. А потом все звери издеваться будут, насмехаться. Поэтому слоны, зебры, черепахи, страусы, жирафы и даже гиппопотамы запрещали детям играть с Элефантиком. Тому было очень обидно и... скучно. Сами понимаете, как это плохо – быть одиноким, без друзей и товарищей. Никто его не приглашал мячиком поиграть, круг поводить, песни спеть и станцевать, на дни его рождения не приходили. Вот и рос Элефантик вдали от всех, в полном одиночестве. У него когда-то были папа и мама, которые его воспитывали. Но однажды они исчезли. Никто не сказал бедному сыночку, что родителей убили злые люди охотники. Не сказали потому, что просто не хотели подходить к зеленому слонику.
А тот так тянулся к другим.

- У меня есть банан, хотите, я вас угощу? – спрашивал он обезьян, показывая на гроздь плодов, что держал хоботом, в надежде, что кто-то из них станет его другом. Но макаки, шимпанзе и орангутанги лишь залезали повыше на деревья и оттуда кричали:
- Еще чего! Мы с зелеными слонами не дружим и ничего у них не берем! Иди от нас!
Элефантик вздыхал и шел искать других. Увидев черепаху, которая с трудом перебирала лапами, двигаясь к морю, он интересовался, не нужна ли ей помощь, на что та гордо отвечала:
- От ненормальных зверей мне ничего не нужно! Ступай себе дальше, не приставай! – и, кряхтя, ползла дальше, неся тяжелый панцирь. А ведь слоник мог в три счета доставить ее к воде...

Это было обидно слышать. И каждый день он чувствовал неприветливое отношение к себе. Ложась спать, слоник закрывал глаза и мечтал о друге и надеялся, что в один прекрасный день все изменится и его полюбят, несмотря на зеленый цвет кожи. Но и утро не приносило ему ничего хорошего. Опять ругань, оскорбления, угрозы, плевки.
Когда удав пригрозил поколотить палкой, если слоник еще раз подойдет к нему, терпение у Элефантика лопнуло, и он решил уйти из этих мест. Навсегда. Туда, куда глаза глядят. Может там, где нет слонов, никто не станет его унижать за такой цвет и будут с ним дружить. И он двинулся в путь. Его не пугало ни палящее солнце, ни острые колючки, ни горячий песок.

На другой стороне степи жил кактус по имени Флорик. Обычный зеленый кактус, каких тут тысячи. Но и он был одинок. Потому что растения живут на одном месте, они не передвигаются, как животные, и тем более не умеют летать, как птицы, не говоря о том, что не способны плавать, как рыбы. Их корни крепко держат в земле. И получилось так, что Флорик был вдали от своих собратьев-кактусов, которые росли рядом друг с другом, целыми днями галдели, обсуждали все, что считали интересным: какая сегодня погода, что ела на обед змея, кто храпел ночью и будет ли Луна светить ярко. И им никого не нужно было, доставало самих себя. Смотря на них издали, Флорик тосковал. Он кричал им, но никто не слышал его голоса. А ведь кактус знал много историй и сказок, которые сам сочинял. Да только слушателей не было, не говоря о друзьях.

Теперь понятно, почему ему было так плохо? Но это не все. Никто из местных обитателей, что ползали, летали, прыгали или просто жили в норах, под камнями и под песком, не хотел с ним дружить. Вот, к примеру, тушканчик, скача мимо, фыркал и говорил:
- Фи, с тобой дружить? Да ты же колючий, страшный, некрасивый! Ужас какой!
- С таким безобразным растением я не намерена водить дружбу, – отвечала на призыв Флорика бабочка, что летала рядом. Она садилась на ромашки, розы, а вот кактус игнорировала.
- Какое уродливое создание, ха-ха-ха, – смеялись страусы, пробегая мимо. – Расскажем, что здесь есть зеленое чудовище. Все колючее, ха-ха-ха!..
И кактусу хотелось плакать. От обиды и одиночества.
Однажды он с тоской смотрел на горизонт и увидел какую-то точку. Солнце слепило ему глаза, но Флорик всматривался, ему стало жутко интересно: а кто это? Точка увеличивалась по мере приближения, и вскоре можно было различить огромную фигуру. Это было животное зеленого цвета с двумя бивнями, длинным хоботом, коротким хвостом, но зато с большими ушами и толстыми ногами.
«Вот это да! – восхитился Флорик. – Вот это зверь! Какой он сильный и красивый!» Ему так сильно захотелось, чтобы это животное стало его другом, что колючки аж стали сыпаться на песок. Однако он с сожалением отметил, что вряд ли с ним, ничтожным растением, станет водиться этот красавец.

Но, проходя мимо, Элефантик – а это был именно он – остановился и дружелюбно сказал:
- Здрасьте...
- Здрасьте, – ответил удивленный Флорик. Ведь раньше его никто не приветствовал.
- Я путешественник, – продолжал слоник. – Иду с другой стороны степи. Не скажете, как называется это место?
Флорику было приятно, что с ним разговаривают, и он ответил:
- Конечно, скажу. Это страна кактусов.
- Ой, как интересно, – склонив голову к Флорику, сказал Элефантик. А потом, смущаясь, он спросил: – Э-э, не скажете ли вы, а кто такие кактусы?
Флорика такой вопрос, естественно, сильно удивил. Он пошевелил иголками и ответил:
- Ну, я и есть кактус! Растение...

- Ой, как интересно! – слоник стал внимательно его разглядывать. – Вы такое красивое растение. Тоже зеленое! Я ни разу не встречал кактусов и очень рад нашему разговору!
Тут Флорику пришла очередь смущаться:
- Ну что вы, какое же я красивое растение? Надо мной смеются все, кто живет рядом...
Эти слова огорчили Элефантика, так как напомнили ему собственную жизненную трагедию. Он присел рядом, чтобы отдохнуть и одновременно начать серьезный разговор:
- Разрешите спросить, а почему? За что вас не любят?.. Вы что-то плохое сделали?
Вопросы были трудными. Ведь сам Флорик до конца этого не знал. Он только слышал оскорбления, что он не такой, как другие. И об этом кактус сообщил слонику.
- Все говорят, что я зеленое чудище, колючее! Но я же не виноват, что на мне растут колючки, – с обидой в голосе говорил Флорик. – Я тоже хочу иметь друзей. Я никогда никого не обижал, никому злого слова не сказал...
- Ох, я вас понимаю, очень даже... – прошептал слоник, смахнув хоботом слезу, выступившую из левого глаза. Флорик это заметил и, в свою очередь, поинтересовался:
- А можно и мне спросить, кто вы и откуда?

Слоник вздохнул:
- А я – слон. Из страны слонов, эх-хе-хе. Это далеко-далеко отсюда. За горизонтом моя родина. А меня зовут, эх-хе-хе, Элефантик...
- Вы так тяжело вздыхаете, словно вам плохо... – заметил кактус.
На что последовал ответ:
- Конечно, плохо, эх-хе-хе. Я же – зеленый слоник!..
Но это ничего не объясняло кактусу. Он с недоумением сказал:
- А что здесь такого? Я тоже зеленый!
- Но зеленых слонов не бывает! – пояснил Элефантик. – В природе нет таких. Только я один такой уродился!
- А какие они бывают?
- Серые.

Флорик задумался. Через пять минут спросил:
- Но вы такой большой, сильный и красивый, разве вам есть из-за чего волноваться? Что здесь плохого – иметь другой цвет? Это же красиво – быть зеленым... или красным... или синим...
- Плохо, – прошептал Элефантик и смахнул слезу уже с правого глаза. – Потому что я не такой, как все слоны. И поэтому со мной никто не играет. И мне одиноко.
Это так поразило кактус, что он некоторое время не мог ничего сказать. «Ой, неужели и таким большим животным бывает так тоскливо, как и мне? – мысли так и бегали у Флорика. – Неужели есть и такие, кто не имеет друга? Как странно...» И тут он дрогнувшим голосом спросил:
- Элефантик... а можно... я стану вашим другом?..
Слоник аж подпрыгнул:
- А? Что?

Флорик вначале испугался такой реакции. «Неужели я его разозлил? – подумал он. – Сейчас растопчет меня в ярости! Конечно, разве я, кактус, могу быть другом такого большого зверя?»
- Ой, простите, если я вас оскорбил, – проговорил Флорик.
Но слоник сиял от счастья:
- Ой, Флорик, неужели вы желаете стать моим другом?
- А вы не хотите?
- Наоборот, страшно хочу! Я хочу быть другом такого красивого растения, как кактус! – и Элефантик стал прыгать от счастья вокруг кактуса. – У меня есть друг! У меня есть друг! Ура-ура!..
Естественно, он так сильно топал ногами по песку, что вызвал маленькое землетрясение, из нор стали вылезать недовольные обитатели – змеи, скорпионы, крысы, тушканчики, черепахи. Они вначале стали кричать:
- Кто нас беспокоит?! Кто шумит?! Кто безобразничает?

И, увидев слона, тотчас заползали обратно – они испугались такого большого зверя. Они решили не показываться ему на глаза. Они были уверены, что слон уйдет – кому охота стоять рядом с Флориком, этим жалким растением? А тем временем Элефантик сел рядом с кактусом и спросил:
- А что ты умеешь делать?
Кактус ответил:
- Мы же только живем на одном месте – что я могу делать?.. Ни танцевать, ни бегать за мячом, ни плавать... Ну, знаю только сказки... Но кого это интересует?
- Ой, как здорово! – обрадовался Элефантик. – Я так люблю сказки! Когда-то мои родители мне их рассказывали...
- А где они сейчас?

- Не знаю, – с печалью в голосе ответил Элефантик. – Однажды я проснулся и не увидел их рядом. Так я совсем остался в одиночестве. У меня нет ни братишек, ни сестер. А другие слоны не хотели со мной водиться...
- Да, это грустно, – согласился Флорик.
- А где твои родственники? – тут пришла очередь слоника спрашивать.
- Вон там, – кактус показал в сторону, где на фоне раскаленного воздуха можно было различить зеленое пятно. – Это мои сородичи-кактусы. Ветер отнес мое зернышко далеко от них, и я пророс здесь. А тут меня никто не любит.
- А за что?
- За то, что у меня колючки!
Слон стал внимательно смотреть на колючки.
- А что в них страшного?

- Не знаю... Просто, наверное, не хотят уколоться...
- Хм, у нас в стране слонов живут дикобразы – это такие животные с длинными иголками, но все с ними дружат...
- Да?.. Ну, я тогда не знаю. Может, за то, что я такой кривой и некрасивый? Но ведь это тоже не всегда так бывает...
- Ты очень интересный, – убежденно сказал Элефантик. – Постой, а почему ты сказал, что это не всегда так бывает?
- Я слышал, что мои иголки – это цветы, только они не раскрылись, – тихо прошептал Флорик. – Но они не раскроются, если... – тут кактус огляделся, не желая, чтобы кто-то подслушал их разговор. Ему не хотелось, чтобы над ним потом смеялись змеи и черепахи, мол, какая это глупость, ты был, есть и будешь страшным, ничего тебе не поможет.
- Если что? – тихо спросил его слоник.

- Если меня полить водой, то я могу расцвести... Но здесь воды почти нет, я с трудом ее добываю корнями под землей. Ее не хватает, чтобы иглы стали цветами...
- А сколько нужно воды?
- Много! Очень много!
Слоник посмотрел на небо – там ни облачка, ни тучки.
- А дожди у вас бывают?
- А что такое дожди?

Элефантик понял, что не бывают, а то бы кактус не спрашивал. Однако он был полон решимости помочь другу. Он встал и стал ходить вокруг кактуса, задумавшись. Флорик тоже молчал, ожидая, что же скажет ему слоник.
Наконец тот остановился и заявил:
- Я пойду и разыщу или озеро, или реку. И принесу тебе воды.
Флорик с надеждой посмотрел на него:
- Правда? Ты это сделаешь?
Слоник сердито сказал:
- Конечно, сделаю! Ведь мы – друзья! А ради друга я пойду на подвиги!

Эти слова согрели кактус, хотя ему и не было холодно – солнце палило нещадно. Но согрели они в ином смысле – ему стало легче на душе. И приятно. Что теперь он не одинок.
Слоник решительно пошел дальше. Он был уверен, что где-то должна быть вода. И оказался прав. В нескольких десятках километрах протекала река. Но к ней многие животные боялись подходить – там жил крокодил Цвангер, злой-презлой. Он никому не давал не только искупаться, но и воды попить. Чуть что – угрожал откусить что-нибудь и съесть.
Элефантик об этом не знал. Увидев реку, он подбежал к воде и стал пить – его тоже мучила жажда. В это время на поверхности появился Цвангер. Он страшно разозлился, когда увидел чужака.
- Эй, ты, большой, не смей пить!

Элефантик остановился и удивленно посмотрел на крокодила:
- Почему?
- Это моя вода!
- Разве река может быть твоей? – недоумевал слоник. – Она такая длинная, и в ней столько воды – всем хватит!
Да только крокодил был иного мнения:
- Нет, моя! Я тут командую, – и вообще он не был склонен к возражениям. Таковы уж эти создания – никого не слушать и только свое мнение учитывать.
- Тогда скомандуй мне дать попить, – пошутил слоник.
- Еще чего! Никому пить я не разрешаю!

- Но пить хочу не только я, но и мой друг Флорик!
- Какой еще Флорик? – сердился Цвангер. – Не знаю никакого Флорика! Проваливай от берега! Не лезь в воду!
- Это кактус! – пояснил Элефантик. – Он – зеленое растение, что растет в степи. Если ему дать много воды, то его иголки превратятся в цветки, и он станет красивым. Ведь это так прекрасно!
Однако крокодил не желал его слушать.
- Проваливай, я сказал! – злился он. – А то сейчас тебя съем, – и он подплыл ближе, открыв пасть, усыпанную страшными острыми зубами.
Может, это кого-нибудь и могло испугать, но не слоника. Ведь он был сильнее и больше. Более того, им двигало желание помочь другу, и ради него стоило подраться. Элефантик сам разозлился от такой угрозы и хоботом зацепил крокодила, свернул его пасть, как канат, чтобы не позволить укусить, и резко вытащил Цвангера из воды. Тот только обалдело мычал. Никто раньше не проделывал с ним такие фокусы. И сейчас, раскачиваясь на хоботе, он размышлял, что с ним будет?

- Так ты тоже зеленый! – удивился слоник, разглядывая Цвангера. – И тебе не стыдно? Мы – зеленые – должны понимать, что следует помогать друг другу! А ты что вытворяешь тут, а?
Крокодил удрученно молчал. Ему почему-то стало стыдно. Наверное, все-таки совесть он не до конца потерял.
- Давай сделаем так, – продолжал Элефантик. – Я верну тебя в реку, но ты перестанешь безобразничать. Идет?
Цвангер хрюкнул в ответ, мол, согласен. После чего его вернули обратно в воду. Крокодил отплыл назад, а потом, развернувшись, сказал:
- Ладно, пейте, кто хочет. Я не стану никому мешать... Только...
- Что только?
- Будьте мои другом. А то мне в реке так одиноко. Никто не хочет со мной дружить, все боятся меня из-за зубов...

Тут слоник понял, почему Цвангер был плохим. Конечно, от одиночества! Когда есть друзья, то все становятся только хорошими. И Элефантик подружился с ним, обещая приходить каждый день.
- Бери воду, бери много, – сказал обрадованный крокодил. – Ее здесь хватит на всех и для нашего общего друга Флорика. А как, кстати, ты ее унесешь? Ведь у тебя нет ведра...
- У меня есть хобот, – улыбнулся Элефантик. Он засунул хобот в воду и набрал воду. Сами понимаете, как много слон может взять воды.
И, попрощавшись с крокодилом, он поспешил обратно.
Флорик с нетерпением ждал друга. Он верил, что тот скоро появится, и очень веселился, когда слоник появился.
- А вот и вода! – крикнул он и стал как из душа поливать кактус.
- Ой, как хорошо! – воскликнул кактус, чувствуя, как вода течет по нему. Он стал жадно пить ее, и вскоре иголки стали желтеть и краснеть, а потом опухли. Хлоп! Хлоп! Хлоп! – это стали раскрываться бутоны.

Слоник сделал три шага назад и с улыбкой смотрел, как расцветают цветы на Флорике. Кактус стал таким красивым, что пролетавшие мимо птицы стали опускаться и любоваться.
- О-о-о, какая красота! – восхищались они, хлопая крыльями.
Тут эти возгласы услышали черепахи и змеи, которые выползли из нор. Они тоже удивлялись переменам:
- Мы и не знали, что наш Флорик так может расцвести! Да, это здорово! Красота! Нам так приятно это видеть!
А Флорик отвечал:
- Я стал таким, потому что мне помог слоник!
- А я рад тому, что у меня есть друг – кактус! – говорил в ответ Элефантик. – А также новому другу Цвангеру, который дал мне воду.
Обитателям стало стыдно за свое прежнее поведение, и они попросили у Флорика прощения. Тот, безусловно, всех простил, ведь он был не злопамятным. И предложил дружбу, на что змеи, черепахи и тушканчики ответили согласием.

Вот так Флорик и Элефантик стали друзьями и обрели других друзей. Ведь цвет, колючки и зубы – это неважно для дружбы.
(24.08.2008)