Покушение на Гитлера

Игорь Гарри Бондаренко
       ПОКУШЕНИЕ НА ГИТЛЕРА 1943 год.Роман  "КРАНЫЕ ПИАНИСТЫ".2008 г. Изд-ство "ВЕЧЕ".
  У противников Гитлера из «Черной капеллы» возможность физического устранения диктатора вновь возникла ранней весной 1943 года. Начальником штаба группы армий «Центр» на Восточном фронте был назначен генерал фон Тресков. Он был, как и Остер, сторонником самых решительных действий..
       Стало известно, что в ближайшее время Гитлер намерен посетить штаб группы армий «Центр» в Смоленске. Генерал Остер сам хотел доставить бомбу в Смоленск, но адмирал Канарис этому воспротивился. Тогда Остер послал полковника Донаньи и Лахузена в штаб группы армий «Центр».
       Пластиковой английской взрывчаткой начинили бутылку из под коньяка. Взрыватель установили химический, кислотный. Выяснили, что Гитлера сопровождает генерал Хойзингер и его заместитель полковник Бранд.Адъютант фон Трескова майор Фабиан Шлабрендорф хорошо знал Брандта. Полковник не принадлежал к заговорщикам, и, естественно, был «моральный аспект»-если бомба сработает, погибнут все, в том числе и ничего не подозревающий Брандт. Но при покушении неминуемо должны были бы погибнуть и другие люди, как это случилось позже 20 июля 1944 года в Ставке Гитлера возле Растенбурга в «Вольфшанце».И тресков и ,Шлабрендорф, и Остер готовы были пожертвовать жизнью, чтобы избавить Германию от диктатора, но никто из них не попадал на этот самолет.
       В группе армий « Центр» Гитлер пробыл недолго. Утром, когда он улетал, стоял легкий морозец .Деревянные избы покрывал серебристый иней.
       В сторону аэродрома по расчищенной саперами дороге потянулась кавалькада машин. Первым шел «опель-капитан», за ним следовал «мерседес»,в котором и были Гитлер, и Хойзингер, командующий группой армий «Центр» фельдмаршал Клюге и фон Тресков ехали в «хорхе»,замыкал колонну легковых автомобилей «БМВ» с Шлабрендорфом и Брандтом. Накануне Шлабрендорф попросил Брандта передать, если его не затруднит, бутылку коньяка генералу Штиффу, который занимал важный пост в Ставке и принадлежал к заговорщикам.
       Уже на аэродроме, прощаясь, Шлабрендорф сказал Брандту:
-Ты прости, Гейнц, если что не так…
--_Ну, что ты, Фабиан. Все было чудесно. Ты меня так угостил на славу…За мной должок…..
       Школьные друзья обнялись на прощанье.
       С аэродрома Клюге, Тресков и Шлабрендорф сразу поехал в штаб и стали ждать. Штабная рация время от времени выходила на связь с самолетом Гитлера.. Прошло полчаса.. Сорок минут...
       Хенниг фон Тресков приказал радисту вызвать командира эскадрильи истребителей, сопровождавших самолет Гитлера.Тот ответил: полет протекает нормально.Возможно, в Ставку прилетят немного раньше...
Прошел час…Стало ясно, что бомба почему-то не сработала. Покушение не удалось.
       -Похоже, господа, час не пробил...
-Господин фельдмаршал, вы можете быть спокойны. Даже если самое худшее случится, я сделаю все возможное, чтобы на вас не пала даже тень подозрения..
-И как вы это сделаете?
-Я все возьму на себя.
-Но что делать сейчас?
-Я немедленно отправлю Шлабрендорфа в Ставку с донесениями. У него в Ставке есть друг…Он встретит Брандта на аэродроме и возьмет бутылку…
-Делайте, как знаете…,-Клюге усталый и как бы вмиг постаревший, тяжело поднялся с кресла..
       -Господин майор, вас по прямому проводу вызывают из штаба группы армий «Центр»
-Кто вызывает,- спросил Роберт Штейер.
-Адъютант генерала Трескова майор Шлабрендорф..
       Штайнер надел шинель и фуражку и вышел вслед за фельдфебелем из барака.
Дыхание весны уже чувствовалось во всем: ночью выпал снег, но тут же стаял, кое-где только на просеках белели потемневшие кучки.
       Майор Штайер и фельдфебель по бетонной дорожке прошли к главному узлу связи Ставки. При входе в Зону предъявили синие пропуска.
       Узел связи находился в глубоком бункере. Внизу под толщей бетона чувствовался запах сырости. Небольшие квадратные комнаты были нашпигованы телефонистами. Фельдфебель распахнул перед майором дверь, и они вошли в помещение, где работали пять человек.
-Вот сюда, господин майор, к этому аппарату..
За соседним столиком сидел связист и монотонно бубнил: «Записываю. Сводка за 12 марта. Потери авиации за сутки-8 самолетов. На Южном фронте бои местного значения……
       Роберт взял трубку:
-Майор Штайер..
-Роберт ,дорогой, выручай…Это Фабиан..
-Слушаю тебя, дружище..
- У меня к тебе большая просьба…Произошла страшная ошибка. Полковнику Брандту для генерала Штиффа от Трескова я передал бутылку его любимого коньяка. Я перепутал…И вместо «Мартель» передал ему в пакете «Наполеон»…А он этот коньяк терпеть не может ..Выручай, дружище…Его надо встретить на аэродроме…Я сейчас вылетаю в Ставку…Сегодня, можно сказать, день неудач…Мы забыли еще Хойзенгеру передать сводку, точнее, требование на пополнение войск, поэтому я вылетаю. .Ну, что ты молчишь?.- Ты же знаешь полковника Брандта? А я, повторяю, сейчас вылетаю и , конечно, прихвачу «Камю»..А твои вкусы не изменились?
-Нет…
-Я захвачу и для тебя кое-что.. Мы ведь давно не виделись .А у нас тут всякого добра.. Ну, ты знаешь,что для фронта фатерлянд ничего не жалеет..
       Так сорвалось это покушение на Гитлера в марте 1943 года. События, которые должны были последовать за удачным покушением, сейчас трудно представить.
       Бомба не сработала потому, что на большой высоте при низких температурах кислотный взрыватель не сработал. Взрыв должен был произойти, когда самолет с Гитлером пролетал над лесами Западной Белоруссии.
-------------------
Игорь Бондаренко. Роман-хроника «Красные пианисты».Воениздат.1990 г.ISBN 5-203-01019-6.