Теряют вороги головы 512 год до н. э

Петр Золин
Власти имперской Персии, отчасти подогреваемые чуждой скифам верой, решили ударить по народам Великой Скифии через низовья Дуная, где прежде всего покорили контролировавших пограничную реку гетов.
Там был сооружен большой наплавной мост, который Дарий Великий велел охранять всего два месяца. Планировался один из первых в истории блиц-кригов на Восточную Европу. По данным античных авторов, персы направили против Скифии около 700 (800) тыс. воинов и 600 кораблей. Такие данные наука считает в несколько раз завышенными, хотя население Персии и подчиненный ей территорий составляло до 50-60 миллионов человек (примерно втрое больше жителей тогдашней Скифии).
У скифских царств в тот период не было единства - как во времена Арианта, Мадия или Томирис, чем и думали воспользоваться властители Персии. Но скифские цари (василевсы) земель от Черного моря до Балтики и Волги на общем совете в целом решили дать единый отпор персам.
Был выработан план ведения войны: в бои до времени не вступать и отступать на территорию тех скифских царств, которые отказались воевать с персами, чтобы те почувствовали необходимость общего отпора врагу. Отступали со своими стадами, засыпали попадавшиеся на пути колодцы и источники, истреблять повсюду растительность. Мелкими нападениями истребляли части персидского войска. Все изматывало врага и изменяло соотношения сил в пользу скифов.
Скифы во главе со Скопасисом (ононим типа русского Скопин) последовательно отступали на восток, в сторону реки Оара (Ра; Волги ?), опустошая оставляемые территории и завлекая персов вглубь бесплодных степей. В дальнейшем намечалось окружным путем возвращаться на запад, еще более изматывая противника.
Повозки с женщинами и детьми и весь свой скот уводились вдоль рек на север. В войсках, отвлекавших персов к Оар, заметную роль играли савроматы. Другие войска скифов в союзе с дружественными царствами находились на расстоянии одного дня пути впереди персов и завлекать врага на территорию царств, не желавших воевать с персами.
Всадники из более мобильных войск напали на противника уже в трех днях пути от Истра (Дуная). Противник, непрерывно преследуя эти войска, оказались в безлюдных степях, имея позади себя опустошенный тыл. Основные силы скифов в это время совершили большой маневр: быстрым движением на север, а затем на запад они обошли персидское войско и оказались у него в тылу.
Персы, перейдя Танаис (Дон), у реки Оар стали строить 8 больших укреплений на расстоянии 12 км друг от друга - явно по примеру скифского Гелона. Вероятно, боялись подхода с востока массагетов и других сил Великой Скифии. Но при выходе европейских скифов в их тыл, персы спешно повернули на запад. Скифы упорно держались от них на удалении одного дня пути. Наконец Дарий направил к скифскому царю Иданфирсу (Антиру) посла с предложением сражаться или покориться. Царь скифов ответил, что раньше времени скифы в бой не вступят, раз это им невыгодно. Но если персы потревожат могилы предков скифов, тогда настоящая кара врага настигнет.
Действия скифов во второй период - вероятнее всего - летне-осенней войны 512 (514) г. до н.э.заметно активизировались. На противника нападали каждый раз, когда это было возможно, но не ввязывались в большое сражение. Здесь отличались скифские всадники, отлично стрелявшие из лука с коня. Наши пращуры-земляки часто практиковали ночные нападения, где тоже отличалась мобильная конница. По Геродоту, «что касается конницы, то скифская всегда обращала в бегство персидскую; персидские всадники бежали до тех пор, пока не настигали (своей) пехоты, которая и подкрепляла их». Конечно, активно использовали скифы и железное оружие4., что имело аналоги и позже5 .
Наконец, после принесения персам символических даров (птицы, мыши, лягушки и пяти стрел), скифские отряды – пехота и конница – выступили в боевом порядке для сражения с персами. Когда скифы уже стояли в боевом строю, то сквозь их ряды проскочил заяц. Заметив зайца, скифы тотчас же бросились за ним. Когда ряды скифов пришли в беспорядок и в их стане поднялся крик, Дарий спросил, что значит этот шум у неприятеля. Узнав, что скифы гонятся за зайцем, Дарий сказал своим приближенным, с которыми обычно беседовал:

 “Эти люди глубоко презирают нас, и мне теперь ясно, что (советник) Гобрий правильно рассудил о скифских дарах (улетайте, зарывайтесь, скрывайтесь в болотах – стрелы для вас уже готовы). Я сам вижу, в каком положении наши дела. Нужен хороший совет, как нам безопасно возвратиться домой”. На это Гобрий ответил: “Царь! Я давно уже узнал по слухам о недоступности этого племени. А здесь я еще больше убедился в этом, видя, как они издеваются над нами. Поэтому мой совет тебе: с наступлением ночи нужно, как мы это обычно и делаем, зажечь огни, оставить на произвол судьбы слабосильных воинов и всех ослов на привязи и отступить, пока скифы еще не подошли к Истру, чтобы разрушить мост, или ионяне не приняли какого-нибудь гибельного для нас решения”.

Это напоминало совет Креза, но с иным смыслом. Ночью Дарий оставил в своем лагере слабосильных воинов, потеря которых была для него наименее важной, а также всех ослов на привязи (их криков боялись скифские лошади). Повелел зажечь огни. Скифы , слыша ослиный рев, были совершенно уверены, что персы еще в стане. А основные силы персов бежали к Дунаю, едва успев избежать погони.

Скифы ранее посылали своих послов к грекам, которых персы силой заставили охранять мост через Истр. Скифы предложили уничтожить мост и этим помочь разбить персидское войско, что освобождало и греков от персидского ига. Но греки обманули : они отвели часть моста, сделав вид, что он разрушен, а когда подошло персидское войско, снова его восстановили.
После изнурительного похода, понеся большие потери (нередко называется цифра 80 тыс. погибших), персидское войско возвратилось в пределы своей страны. Особенно помогло персам предательство милетянина Гистиея – именно под его командой был наведен мост.
Сторонники скифов около 500 г. подняли в Милете и соседних городах восстание против персов. Скифские войска на несколько лет вышли в округу Фессалии, что сдерживало нападение Персии на Грецию.
И лишь когда скифы в 493 г. ушли, армада Персии двинулась в сторону Греции. Персидская армия под командованием полководца Мардония весной 492 переправилась через Геллеспонт для завоевания Греции, но после гибели флота (около 300 кораблей) во время бури у мыса Афон вынуждена была возвратиться назад, ограничившись оккупацией Фракии. Весной 490 персидская армия под командованием полководцев Датиса и Артаферна направилась морским путём через острова Родос, Наксос и Делос к Эвбее и, захватив её, высадилась на Марафонской равнине, где произошла знаменитая битва при Марафоне (490 до н. э.), в которой афиняне и платейцы под командованием Мильтиада одержали крупную победу над персами.
Дарий, видимо, предполагал возвратиться в Персию вдоль восточного побережья Кавказа, почему и приказал ионянам ждать его возвращения два месяца. Невероятно, чтобы Мильтиад предложил разрушить мост на Дунае. Этот рассказ выдуман в 493 г., когда Мильтиад был привлечен к суду по обвинению в тирании (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 187, прим. 1).
Военное искусство скифов имело свои особенности как в отношении способов ведения войны в целом, так и в отношении ведения отдельных боев.

Стратегия скифов характеризуется правильной оценкой соотношения сил и стремлением изменить его в свою пользу. При наличии численного превосходства врага скифы не вступали в бой, а преднамеренно отступали вглубь своей территории. Лишь после того как враг был деморализован и ослаблен, скифы стремились отрезать ему пути отступления, а затем окружить и уничтожить. Таким образом, скифы одни из первых приметили стратегическое отступление для изменения соотношения сил в свою пользу.

Методы ведения скифами боевых действий также имели свои особенности. Скифы первые разделили войско на два взаимодействующих отряда: один отряд находился перед фронтом наступавшего врага, другой — в постоянной готовности нанести удар во фланг и тыл врага, если он начнет отступать. Во время своего отступления вглубь страны скифы систематически нападали на врага, уничтожали запасы продовольствия, угоняли стада скота и выжигали растительность, оставляя противника без продовольствия, а его лошадей без подножного корма.

Скифы широко применяли такие способы ведения войны, которые древние греко-римские авторы называли «малой войной». Они устраивали засады, заманивали врага, внезапно нападали на него днем и ночью и быстро исчезали. Мелкими неожиданными нападениями они постоянно держали в напряжении все вражеское войско, а сами были неуловимы.
 
Характеризуя военное искусство скифов, Геродот писал: «В этом наиболее важном отношении они устраиваются так, что никакой враг, вторгшийся в их страну, не может уже спастись оттуда бегством, не может и настигнуть их, если только они сами не пожелают быть открытыми, потому что скифы не имеют ни городов, ни укреплений, но передвигают свои жилища с собой, и все они — конные стрелки из луков; пропитание себе скифы добывают не земледелием, а скотоводством, и жилища свои устраивают на повозке. Как же им не быть непобедимыми и неприступными?». По словам Геродота, скифы часто совершали свои походы зимой по льду.
Ратные успехи Великой Скифии во многом определялись ее высоким ресурсным потенциалом – количеством и качеством населения, природными богатствами родных земель, скрываемыми от врагов огромными городами и ремесленными центрами, где и ковалось оружие для побед.
 
Греко-персидские войны даже из школьного курса «Истории древнего мира» сравнительно хорошо известны. Но почему крайне мало известны более значимые и ранние войны Скифии и Персии, можно только гадать. Память о 25-вековом юбилеи побед Великой Скифии над Киром и Дарием Великими должна быть россиянам и их историческим соседям (прежде всего, украинцам) возвращена. До 493 г. в связи с мощью Скифии и ее связями с греческими городами-полисами мощная Персидская держава не решалась напасть на Европейскую Грецию.
Когда в Египте Дарий попытался поставить свою статую рядом с фараонами, жрецы ему это сделать отказали. Опозорился он в войне с Великой Скифией.
Образно говоря, потерял голову...

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Вестник древней истории. 1947 – 1949; указатель к своду источников В.В.Латышева. 1950 (последующие издания отдельных источников).Все картинки в Интернете
2. Черненко Е.В., 1988. Военное дело скифов (вооружение, тактика, стратегия) // Дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук в форме научного доклада. – Киев. (публикации Е.В.Черненко в Интернете: http://www.spiritwarrior.ru/Chernenko9.htm; artkavun.kherson.ua/files/doc/pohod%20dariya; http://annals.xlegio.ru/skif/chernenk/chernenk.htm bowmens; http://annals.xlegio.ru/skif/chernenk/chernenk.htm#stat и др).
3 Разин Е. А. История военного искусства XXXI в. до н. э. — VI в. н. э. — С.-Пб.: ООО «Издательство Полигон»; 1999. — 560 с. ( Евгений Андреевич - генерал-майор; публикации Е.А.Разина в Интернете: http://militera.lib.ru/science/razin_ea/index.html).
4. Терехова Н.Н., Розанова Л.С., Завьялов В.И., Толмачева М.М. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. - М., 1997.
5. Болтрик Ю.В., Вознесенська Г.О., Фіалко О.Є. Залiзний кинджал iз Трахтемирiвського городища // "Археологія", №2, 2003