Тайна почерка леонардо

Николай Семченко
Тайна почерка Леонардо

Дина Рубина, «Почерк Леонардо», Москва, издательство «Эксмо», 2008 г.
 Дина Рубина снова удивила. Её новый роман в аннотации издательства представлен как мистический. Это история женщины, которая могла бы стать гением, но отвергла дар Бога.
Мне не хочется называть роман мистическим. Действительно, жизнь порой странна и необъяснима с точки зрения здравого смысла, но это, скорее, проявление каких-то ещё неведомых нам законов. А может, «ты - такой привет Создателя, его улыбка, солнечный зайчик, который Он, как ребенок, пускает на землю - играет каким-то своим небесным зеркальцем, пытается обратить на себя внимание людей»? Этим вопросом задаётся один из героев романа.
Анна, главное действующее лицо всей этой истории, не желает, чтоб Создатель развлекался ею. Кстати, она знает о зеркалах абсолютно всё, и о том, что они, возможно, вход в иные измерения, ей тоже ведомо. У Анны блестящие математические способности, она, подобно Кассандре, с детства читает судьбы, прозревает будущее, пишет зеркальным почерком, как великий Леонардо да Винчи, ей дано слишком многое… Но, может, шутка Создателя в том и заключалась, чтобы соединить в Анне гениальность и бездарность? Забавляясь пешкой-человечком, он переставляет фигурку как ему вздумается, с усмешкой наблюдая за её сопротивлением. Пешка может стать ферзем - демиургом, но, неприкаянная и строптивая, она не желает оставаться на шахматной доске…
Дар небес Анна воспринимает как «безжалостную силу, что ворочала, месила и ломала ее». Она сопротивляется. У старого мудрого человека по имени Элиэзер Анна как-то спросила: «Для чего я?»
«И он в ответ не улыбнулся, как обычно. У него сжалось сердце.
– Наверное, для того, - проговорил он, помедлив, - чтобы показать, какими люди могут быть».
Могут быть гениальными, как Леонардо, и отвергающими дарованное свыше. Потому что оно больше, «чем нужно для счастья». Но что это вообще такое - счастье?
Наверное, есть некий высший смысл в притче о дервише, которому ангел во сне указал место с зарытым кладом. Он откопал сундук, полюбовался блеском драгоценностей, пропустил через растопыренные пальцы груду золотых монет, но, усмехнувшись, захлопнул крышку и зарыл всё обратно.
Героиня Дины Рубиной чем-то смахивает на этого странного дервиша. А великолепная, тревожная и какая-то печально-пронзительная проза писательницы ни на что не похожа. Дочитав её книгу, ещё долго будешь ощущать «послевкусие» - горькое и сладкое, смешное и грустное…