Уроки бизнеса

Валентина Карлстрём
Бизнес, бизнесмен, новые русские, неплохо для начала этой истории. Совсем неплохо звучало бы и бизнесменша, новая русская. Но та, о которой хочется рассказать, не состоялась как новая русская. А всё почему? Народ у нас такой кровожадный, жадный до денег, а особенно жалок в своей зависимости к власти. Раньше, до революции люди рвались (из грязи в князи), и это было понятно. Князь чаше был богат. После же революции дай повластвовать. Работали практически за гроши, но зав, зам, или директор ласкали их слух, и власть выпрямляла осанку, и мало кому удавалось сохранить при должности человеческие или дружеские отношения к подчинённым. Я даже не задеваю тех, кто действительно был у власти. Те, из структуры с тремя буквами КГБ наоборот, кроткие и воспитанные с виду, но ищущие врагов во всех без исключения и находивших их, как ни странно, где угодно. Власть.

И вот наконец-то нам, простым и смертным открылась дорога к власти (открывай бизнес и властвуй) через предприимчивость.

Ну а какая предприимчивость может быть у учителя, или у людей с педагогическим образованием? Это даже не бухгалтер, умеющий обходить законы. Просто человек, привыкший плохо, хорошо или отлично делать свою работу.

Сама помню, как ездила в наши социалистические страны продавать сапоги в два раза дороже, что бы отдать долги за купленную в долг дачу. С мужем расстались. Дача ему досталась. И чего суетилась, рисковала жизнью. Ну, это и не бизнес, скажет новый русский, перекатывающий миллионы из банка в банк.

А вот как делали да не сделали, как хотели стать шефом, да не стали, наверно, интересно узнать.

Ура! Новое время! Мы, привыкшие как-то исхитряться, что бы купить или сшить или достать, или заработать, подработать, переплатить, всё в прошлом. Новое время!
«Да чему ты радуешься?»
«Так займёмся бизнесом!»
«Я тебе не советую» и она, Нина рассказала мне горькую историю, о своей подруге, желающей разбогатеть.
«Ну, кто же этого не желает» хотела я перебить, но заслушалась. Звали её Галина. Сама работник культуры, любящая читать, но «увы» не считать, открыла офис по продаже книг. Она жила в трёх комнатной квартире с детьми. А тут перестройка. Инфляция денег. И партийная организация, где она работала, распалась. С ума можно сойти. Да многие и сошли. А она нет. Она быстро сориентировалась. Приватизировала спешно квартиру. Обменяла с большой доплатой на меньшую и на вырученные деньги открыла офис с шофёром, бухгалтером и сама себя назвала генеральный директор. Звучит. В издательстве под расписку закупила книг, а для хранения их взяла в аренду склад (подвал) и стали книги развозить по селам и маленьким городам. А книги не распродались к назначенному сроку. Да и кому на ум пойдёт читать, когда перестройка. Ни денег, ни работы.
 В назначенный срок представители издательства стали требовать деньги обратно. Что делать? Шофёр требует зарплату, бухгалтер свою долю, а прибыли нет, как нет. Хватило ума шофёра влюбить в себя. Поутих. Но ведь не влюбишь в себя всё издательство. Да и не на таких там смотрят. Хоть и говорят «в сорок пять баба ягодка опять», да видимо не каждая баба, да и не все любят ягоды вообще. Пришлось менять теперь уже двухкомнатную квартиру на однокомнатную, с доплатой. Место красивое и доплата была солидной. Но, увы, денег хватило лишь погасить долг. Опять взяла в долг книги. Зачем? Первая партия не продана. Но ещё Некрасов заметил особую черту русского человека «Мужик что бык, втемяшится в башку какая блажь, колом её оттудова, не выбьешь, упирается». Скорее всего, вспомнила с ошибкой, но суть такая. Так и ей хотелось быть шефом. Навязчивая идея не давала ей спать ночами. Ты бы её не узнала бы тогда, если бы увидела. Важная такая стала.
Советовала я ей, подруга по другому бизнесу, уволить бухгалтера, ведь сама сидит без дела, и за это время посчитала бы. А она мне гордо заметила «Я директор».
 
«Не послушала меня. Директор! Столько гордости было в её голосе, столько снобизма, а ведь я просто подруга, зачем передо мной-то так. Да и не завидую тем, кто работает или будет работать под её началом».
«Ну, так и что случилось?»
« Издательство дало ей срок, в который она должна выплатить. Преследовали. Пряталась. Но разве от них спрячешься. Поставили на счётчик. Пришлось продать всю квартиру».
«Ой, а как же дети?»
«Один сын ушёл к тёще. Другой, пока служит».
«А она, она то где живёт?»
«Мы потеряли связь, она не отвечает на телефон. Видно прячется. Не хватило денег вероятно отдать. Так что о бизнесе забудь. Ты не потянешь. Это не твоё»

Прошло десять лет с тех пор.
И вот сидим мы три «девицы» у окна, или вернее у разбитого корыта. Нина, имевшая бизнес по перевозке грузов с сыновьями и постоянные проблемы. То, подставят под их машину импортную и просят деньги за ремонт и месяц её дети работают даром, то сами кого заденут. То сыновья с горя побьют её, организатора их бизнеса. Я, которая потеряла квартиру по доверчивости. До бизнеса не дошло, раньше потеряла. И Галя (хорошо, что хоть мама приютила, когда ещё жива была) осталась ни с чем. А быть может и больше было доверчивых?
 
Молодым везде у нас дорога.
А старикам почёт. Но кто таких стариков почитать станет? Мы даже совета дать не можем. Да почему же не можем!
Бизнесменом нужно родиться. И если ты начал бизнес с рублём в кармане, а заработал на этот рубль десять, то и воздастся тебе, а кто потерял что имел, отнимется последнее. Бизнес дело очень серьёзное.