Ганс Остер и Гитлер

Игорь Гарри Бондаренко
       Генерал Остер считал армию единственной силой, которая может свергнуть режим Гитлера.Генерал-полковник фон Бек мог быть подходящей фигурой, чтобы возглавить временное правительство. Остер понимал, что Гитлер добровольно не откажется от власти. Остается один путь-устранить его физически. Однако и Бек и начальник военной разведки Канарис не поддержали Остера. Бек представлял себе переворот «мирным путем».: видные генералы сделают совместный демарш, и Гитлер уйдет в отставку.
       По мнению Ганса Остера этот путь был совершенно нереальным. Во-первых, среди генералов не было единства. Во-вторых, Гитлер не из тех людей, которые откажутся от власти так легко. В его распоряжении останутся войска СС, охранные отряды СС, преданные ему, и весь огромный полицейский аппарат. Кроме того, Остер был не уверен, что демарш генералов поддержит армия.
Пока шли споры и пререкания между заговорщиками Гитлер отправил начальника генерального
штаба фон Бека в отставку, надоевшему ему своими советами по политическим вопросам.
       Молниеносный разгром польской армии укрепил авторитет Гитлера в армии даже среди генералов- его противников. Когда фюрер замыслил нанести удар по Польше, многие генералы сомневались в успехе и опасались, что в спину им могут ударить французы и англичане-
союзники Польши, ведь основные силы немецкой армии будут задействованы на востоке, а Франция и Англия легко прорвут укрепления линии Зигфрида и захватят Рурский промышленный район. А это конец для Германии. На одном из последних совещаний в Ставке перед нападением на Польшу на возражения генералов Гитлер воскликнул: «Они не посмеют…»
       Был отдан приказ. Через две недели Польша перестала существовать, а Франция и Англия, хотя и объявили войну Германии, но их войска не сделали даже попытки перейти немецкую границу.
Уже 20 сентября, вскоре после разгрома Польши, Гитлер заявил генерал-полковнику Кейтелю о решении немедленно сокрушить и Францию. Даже осторожный Кейтель выразил сомнение .Вме-
сте с генералом Штюльпнагелем они представили обстоятельный доклад, из которого следовало,что успешный прорыв линии Мажино возможен только в 1942 году.
-Все это вздор!- заявил Гитлер -Я не пойду через линию Мажино.
       Если не через линию Мажино, то, значит, Гитлер намерен осуществить удар через Голландию и Бельгию, не считаясь с их нейтралитетом. На вопрос Кейтеля Гитлер сказал:
-Немецкий народ в будущем не спросит нас, как и каким путем мы достигли победы. Война-это не борьба в лайковых перчатках.
       Надо было предупредить Англию и Францию. Генерал Остер встретился с бывшим бургомистром Лейпцига Герделером, надеясь, что тот через своих людей сможет эти сведения передать в Лондон.
       Адмирал Канарис поехал на Западный фронт, чтобы побудить генералов противодействовать сумасбродным планам Гитлера, которые ставят Германию на грань катастрофы.
       Остер связался с новым начальником генерального штаба Францем Гальдером.
       6 ноября 1939 года Гитлер выступил в рейхстаге. Он заявил, что готов заключить мир с Францией и Англией. Его условие: немецкие войска останутся в Польше и Германии должны вернуть ее прежние колонии в Африке.
       7 ноября Ганс Остер сообщил голландскому военному атташе в Берлине полковнику Сасу, которого хорошо знал о планах Гитлера. Он сообщил дату нападения-12 ноября. Но 12 ничего не произошло, и армии Гитлера не тронулись с места. Доверие к источникам Саса было подорвано в Гааге. Ни в Гааге, ни в Париже, ни в Лондоне не знали, что Гитлер в последний момент отменил приказ. Перед этим у него побывали начальник сухопутных войск вермахта фельдмаршал Браухич и генерал Гальдер. Гитлер принял только фельдмаршала, Гальдер остался в приемной.
-Армия недостаточно подготовлена для такого наступления,- доказывал Браухич.- И, кроме того, дух войск…
       Браухич, сам не зная того, затронул больную струну фюрера-дух войск!
-Что вы знаете о духе армии?!- повысил голос Гитлер, прервав доклад.- Немецкая армия готова разбить любую армию мира, а дух войск как никогда высок..
-Но, мой фюрер,- смешался Браухич.- Сейчас осень…Идут проливные дожди…
- На противника тоже идут дожди,- снова перебил Гитлер.- Не количество вооружения, не дожди мешают моей армии, а трусливый «дух Цоссена». Но я искореню этот дух. Я выжгу его каленым железом.
       Аудиенция была закончена. Браухич ,бледный, вышел из кабинета Гитлера. Начальник генштаба понял, что разговор закончился скверно, а когда он услышал о желании Гитлера каленым железом выжечь «дух Цоссена» и вовсе перетрусил.
       Приехав в Цоссен, где помещался штаб сухопутных войск, генерал бросился в кабинет, чтобы опередить людей Гейдриха и уничтожить компрометирующие документы.
       После визита Браухича и Гальдера Гитлер все-таки отменил приказ о наступлении .Гальдер послал доверенное лицо майора Гроскурта на Тирпицуфер, в абвер, чтобы предупредить адмирала Канариса и Остера .Но Остер оставался непреклоненным:
-Я готов действовать, если вы устраните Гитлера.
Услышав это, Канарис воскликнул:
-Вы с ума сошли. Я всегда был против убийства. Я отказываюсь даже говорить на эту тему.
Но наступление было отменено, люди Гейдриха не появились в Цоссене и Гальдер приободрился.
       Группа Остера пыталась через Ватикан договориться с Англией о немедленном перемирии в случае военного переворота , но англичане заявили, что пока Гитлер не устранен...…
       Потянулись дни тревожных ожиданий. В апреле 1940 года германские войска оккупировали
Данию и Норвегию. Остер предупредил о нападении. Он надеялся, что мощный английский флот, втрое превосходящий германский, уничтожит десантные суда и их сопровождение и вторжение в Норвегию сорвется. Но ничего подобного не случилось. Английские корабли не покинули даже свои порты.
       После этих событий Канарис сказал Остеру:
-А не похоже все то, что мы делаем, на государственную измену?...-Теперь он и слышать ничего не хотел об устранении Гитлера. Только Остер с небольшой группой преданных ему людей продолжал стоить планы. Как убрать и кого? Ги,Ге,Риб,Ги,Гей.( Гитлер, Геринг, Риббентроп, Гиммлер, Гейдрих.)
       На рассвете войска путчистов окружают правительственные здания и занимают их. Всех ведущих деятелей нацисткой партии арестуют и передадут для осуждения специальным военным судом. В стране объявляется чрезвычайное положение. Правление на себя берет «имперская директория» во главе с генерал-полковником Беком.
       Следующий шаг-роспуск гестапо, тайного совета и министерства пропаганды. Назначение всеобщих выборов и незамедлительное вступление в переговоры с Англией и Францией о перемирии. Для развенчания нацистских сановников широко использовать печать, сатиру, комиков. Гитлера однако решили пока оставить в живых. По настоянию Бека его должны были подвергнуть психиатрической экспертизе. Тесть полковника Донаньи известный психиатр Карл Бонхефер объявит его невменяемым.
Встал вопрос: на какие силы могут рассчитывать заговорщики? Оказалось, что таких сил нет…
       В мае 1940 года германская войска без труда оккупировала Голландию и Бельгию, французская армия была за месяц разбита, Париж объявлен открытым городом, а Франция капитулировала.
.Теперь уже о военном перевороте не могло быть и речи. И только война с Россией, поражение немецких войск под Москвой зимой 1941 года породили у заговорщиков новые надежды.