Размышления о Любви и браке

Валерий Аллин
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И БРАКЕ

Содержание:

Девушка и единорог, или шестое чувство.
Бог – есть Любовь, Истина и Свет.
Сон в ночь перед Днём святого Валентина, или «Сказка странствий».
О любви и браке.
О родственной душе.
Об измене в браке.
Исаис, бесконечность против вечности, или послесловие к «Ангелу западного окна».
"Тень"


ДЕВУШКА И ЕДИНОРОГ, ИЛИ «ШЕСТОЕ ЧУВСТВО».
http://val000.livejournal.com/23342.html

Знаменитая серия фламандских гобеленов, объединённых общим названием «Девушка и единорог» (фр. La Dame ; la licorne) была изготовлена во Фландрии в конце 15 века. Сейчас они хранятся в The Mus;e National du Moyen-Age в Париже. Загадочные гобелены привлекли к себе внимание Жорж Санд, а затем и множества толкователей изображения «шестого чувства», и были прославлены в нескольких известных романах (например, "The Lady and the Unicorn" by Tracy Chevalier, и "The Seventh Unicorn" by Kelly Jones).

Собственно загадочным является именно шестой гобелен. На пяти других гобеленах девушка демонстрирует все 5 чувств: зрение, осязание, вкус, слух, и обоняние. У её ног, как правило, появляется очередное животное (кошка, собака, обезьяна и др.), владеющая представленным чувством в исключительной степени. Шестой гобелен предположительно соответствует шестому чувству. Называется он «Моё единственное желание» («A mon seul d;sir»). Его обычно трактуют как «Любовь». Но «шестое чувство» имеет к любви лишь то отношение, что даёт выход в мир Идей (то есть, к Истинной Любви – Божьей благодати).

Впрочем, изначальный порядок расположения гобеленов не известен и обычно зависит от трактовки символов (в музее они висят на стенах круглой залы и я, к сожалению, не обратил внимания на их порядок, будучи увлечён разгадкой именно «шестого чувства»). Можно попытаться установит его по расположению единорога, который присутствует на всех гобеленах. Согласно легендам, единорог (изначально это был белый бык, потом конь, а в данном случае - козёл; в христианской католической традиции он же – Иисус Христос) - счастье, которое приходит только к девственнице. Исходя из критерия близости единорога, первым гобеленом можно считать «Зрение», на котором девушка и единорог находятся в наиболее доверительных отношениях: единорог положил ей свои передние ноги на колени. За ним должен идти гобелен «Осязание», где девушка всего лишь держит его за рог, а далее - пороки, привнесенные остальными чувствами и символизированные появлением обезьяны (символ страстей, греха и неизбежности падения), отодвигают единорога всё дальше и дальше от девушки. Судя по дистанции до единорога, дальше идут «Вкус», «Слух», «Обоняние» и «Шестое чувство». Не смотря на присутствие обезьяны, последний гобелен скорее показывает выход из сложившейся ситуации, чем окончательное грехопадение.

Считается, что на этом гобелене девушка снимает с себя ожерелье и отдаёт его, символически отказываясь от мирских благ (сенсорная депривация?), приобретая взамен истинную Любовь (другими словами, связь с миром Идей, то есть – доступ к Божественной благодати, или наивысшей форме счастья). То, что она снимает ожерелье, было выведено из того факта, что на остальных гобеленах она в ожерелье. Однако мне это объяснение представляется весьма спорным, хотя и даёт дополнительный простор воображению.

Впрочем, даже если девушка именно берёт ожерелье, можно дать, по крайней мере, три трактовки изображённому сюжету. Всё зависит от того, какой гобелен считать первым, и от того, что считать желанием девичьей души. Дело в том, что на так называемом шестом гобелене девушка стоит на фоне синего как небо шатра с надписью «Моё единственное желание» (это официальное название гобелена). Рядом с девушкой служанка (?) с короной в виде кобры. В её руках - шкатулка с драгоценностями. Змея – символ мудрости (то есть «служанка» – София), или соблазна (Сатана).

На мой взгляд, совершенно очевидно, что девушка не кладёт, а берёт ожерелье из шкатулки (оно провисает, тогда как чтобы ожерелье попало в шкатулку руку с ним надо держать над ней).

Интересно, что это ожерелье не похоже на предыдущие – оно самое богатое. Если этот гобелен первый и девушка ожерелье надевает, а на других носит части его, соответствующие новым нарядам, то трактовка такова: невинная девушка соблазняется змием (появляется обезьяна – возможность греха) и получает дар - таланты, связанные со всеми органами чувств. В подтверждение – один пример: на гобелене «Слух» она не слушает музыку, а играет сама. Единорог в этом случае не уходит от неё, а подходит, будучи привлечён её невинностью и талантами. Наибольший талант, связанный с божественным подарком – возможность поймать козерога («Осязание») и приручение его («Зрение», теперь это - гобелен N6). Возможный грех в виде обезьяны при этом исчезает. Таким образом, вся серия превращается в историю привлечения счастья (единорога) талантами невинной девушки и его поимки. Кстати, этот сюжет тех времён я видел в Вашингтонской Галерее Искусств. В прозаическом смысле это - «выход в свет» (гобелен N1), привлечение жениха (NN2-4) и выход замуж (N5 и N6). Другими словами, это, возможно, - как бы безгрешный вариант земной любви. Правда, тогда получается, что чистота и девственность (козерог) - результат занятий утончёнными искусствами...

Если же «Моё единственное желание» действительно последний гобелен, то в нём всё равно нет отказа от других чувств. «Шестое чувство» просто представлено, как наивысшее желание души, приносящее бесценный дар Софии (символ – лучшее ожерелье; не без греха - обезьяна у опять у ног девушки) – доступ к Истинной (Божественной) Любви. Это единственное истинное желание чистой девушки. Интересно, что, если название на шатре тоже символично, то, скорее всего, оно означает именно «Желание души», поскольку seul (фр. единственный) очень похоже на английское soul и голандское средневековое (1100-1500 гг. !) siele – душа. Девушка при этом остаётся выше греха (обезьяны) и земных понятий о чистоте (единорог удаляется на максимальное расстояние).

В самом простом варианте, девушка обучается различным искусствам, получая земное (греховное?) удовольствие. При этом она всё более теряет связь с истинным счастьем (козерог). И всё это ради истинного девичьего желания удачно выйти замуж (символ - шатёр с атрибутами богатого дома: служанка, гораздо более дорогое украшение, и пр.)

В этих трактовках, на мой взгляд, и есть секрет привлекательности гобеленов - в них показана Любовь в двух своих лицах: Земная и Божественная. Всё зависит от того, как вести отсчёт.




БОГ – ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ИСТИНА И СВЕТ.
http://val000.livejournal.com/32095.html

“Как дерево не может расти, не напившись чистой воды, так и душа не может расти, не испив небесной сладости” Святой Антоний

Думать о Боге – как смотреть на Солнце: его присутствие очевидно, но сказать что-либо конкретное невозможно. У меня нет духовного опыта, на основании которого я мог бы утверждать, что Бог существует, но мне известно существование иерархии в мире света: чем дальше от материального мира, тем больше чувствуется присутствие источника духовной жизни. Так, поднимаясь с глубины моря, можно видеть, как всё вокруг проясняется, светлеет, вода становится теплее, а жизнь разнообразнее, что и подразумевает существование Солнца. Я поднимался к «поверхности моря» и чувствовал это «тепло», «свет», «радость жизни»… Что же ещё Бог, как не Солнце духовного мира?

Качества близкие к божественным можно наблюдать и у человеческих душ. Как и в случае Бога, развитость души трудно описать словами. Мой опыт подсказывает, что духовно развитого человека, чистую душу, можно узнать по трём качествам: такой человек (1) правдив, он кажется нам (2) способным к состраданию (в каком-то смысле добрым) и (3) светлым. Последнее качество имеет отношение к морали и, как правило, может быть замечено только в прошедшем времени, поскольку в настоящем трудно судить о чистоте намерений человека.

Чем выше духовное развитие человека, тем он правдивее, добрее и светлее. Можно предположить, что цели, к которой идёт душа, должны быть свойственны эти качества в их абсолюте. А именно, Истина, Любовь (как Сострадание) и Свет. Бог ли тот, кто обладает этими абсолютными качествами? По крайней мере, я уверен, что Бог их не лишён.




СОН В НОЧЬ ПЕРЕД ДНЁМ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА, ИЛИ «СКАЗКА СТРАНСТВИЙ».
http://val000.livejournal.com/35616.html

Так получилось, что ночь перед Днём святого Валентина я провёл в Далласе, где я был на собеседовании. Не смотря на «пятизвёздочность» и гостиницы, и выпитого за ужином бокала «Бордо», непривычная американская постель не позволяла крепко уснуть, и под утро мне приснился один из моих необычных снов. Правда, по сравнению с другими, наполненными светом и красками, подобными снами, у него была одна странность – все события в нём происходили ночью. В остальном сон развивался как обычно. Такие сны у меня начинаются с «введения» - необходимого перехода от мышления сознания к мышлению души (если так можно выразиться): сознание начинает «вспоминать/фантазировать» в определённом направлении. Мне кажется, что этот процесс - одновременно и результат постепенного отключения сознания, и проявление контроля души над ним.

На этот раз в качестве «введения» я увидел заброшенное кладбище: у двух могил, выхваченных из окружающей темноты лунным светом, надгробные холмики уже провалились внутрь. Моя (левая) могила была особенно старой. Из неё показались ссохшиеся остатки рук и потянулись к обветшалому деревянному кресту. Я очистил перекладину креста от праха и с удовлетворением прочёл на ней моё имя. После этого я приподнялся и повернулся к соседней могиле – я знал, что там лежит моя любимая. Полуистлевшая листва в могиле справа зашевелилась, и из неё, постепенно обретая нормальный человеческий облик, появилась М.-Л. фон А. Мне было абсолютно всё равно, как она выглядит. Главное – она была жива, и мы снова были вместе. Мы обнялись, и «введение» перешло в целый ряд воспоминаний из какой-то прошлой жизни.

Из-за того, что всё происходило ночью, и моей уверенности в обычности окружающей обстановки я даже не скажу, где и в какое время происходили эти события. Я заметил только, что М.-Л. фон А. выглядела совсем иначе, но, безусловно, это была она. Сон был наполнен моей любовью к ней, моей заботой о ней. Во сне она не была моей женой, а большинство сцен были абсолютно простыми. Такие сцены имеют значение только в стадии первой острой и взаимной влюблённости, с ощущением которой я и проснулся.

Шёл последний день моего собеседования. События вокруг него были наполнены случайностями в мою пользу. Возможно, собеседование прошло не без влияния М.-Л. и сон был её мне «приветом» Оттуда…

Вчера я вернулся домой, а сегодня, собираясь описывать сон и своё ощущение реинкарнации М.-Л., по странному совпадению я наткнулся на размышления о фильме «Сказка странствий». Это - один из моих самых любимых фильмов и прежде всего потому, что в этом фильме совершенно замечательно переданы ощущения творческого озарения и реинкарнации («Что, девочка?»).




О ЛЮБВИ И БРАКЕ.
http://val000.livejournal.com/54267.html

“Любовь - всего-навсего скверная шутка, которую природа шутит с людьми, чтобы добиться продолжения рода” С. Моэм
“В плотской любви нет места для почтения и уважения к любимому существу, вот почему она будит в человеке зверя...” А. Доде.
“Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом "Я" и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой” Гегель

Любовь - одна из самых сложных тем для анализа. Я не хочу писать о возвышенных чувствах, которые вызывает любовь: на разных уровнях проявления любви различны причины, порождающие эти чувства (от гормональных сдвигов и выделения эндоморфина до Божественной благодати). Пусть воспеванием этих ощущений причастности к высокому занимаются люди искусства. Я хочу поразмышлять о некоторых основах любви и определить их вклад в долговечность счастливого брака. Начну с общеизвестного…
У каждого фундаментального, неделимого понятия должны быть две крайности. У любви можно легко указать на такие крайности: (1) инстинктивную привязанность (стремление к продолжению рода, материнский инстинкт, и т.д.) и (2) Божественную любовь. Первая крайность неотделима от животного начала в человеке, а вторая – сам Бог, который есть Любовь, Истина и Свет. Ясно, что я не могу даже близко передать Божественную любовь словами. Самое большее – я могу сравнить Божественную любовь с предполагаемыми ощущениями эмбриона в теле матери. Настоящую любовь легче передать художественными средствами, что и делали талантливейшие из талантливых композиторы, художники, поэты… Например, Божественную любовь великолепно чувствовал и умел передать Андрей Тарковский. Эта способность – признак высокой души и огромного таланта. Именно поэтому я считаю Тарковского лучшим из режиссёров кино…
Для простоты я называю приведённые выше крайности в земной любви: «любовью, которая зла» и истинной любовью. Первая – зла, но не в смысле отсутствия в ней добра, а в смысле того, что она лжива, слепа, и поэтому часто приносит «непредвиденные» неприятности. Истинную любовь и земной-то сложно назвать, поскольку земное – синоним материального. Однако на Земле она присутствует (как свет в тюремной камере), хоть и мало кто её замечает. Для этого надо иметь особое чувство – «шестое» (оно же духовное зрение).
Казалось бы, если мы описали крайние проявления любви, то всё между ними заполнено теми же формами, но в разных пропорциях (смотрите знак «Инь и Янь»). Я думаю, что земная любовь это действительно смесь, но не двух, а трёх типов любви, и вклад их в «сумму», в цельность земной любви, не пропорционален, поскольку эти типы любви не пересекаются, а существуют сами по себе как бы параллельно. Любовь на Земле проявляется на трёх уровнях: материальном (уровень инстинктов), интеллектуальном (уважение) и духовном (идеальная любовь). Естественно, что для удачного брака хорошо иметь в наличии все три уровня любви. Отсутствие материального уровня даст дружбу. Без уважения брак становится формальным. Отсутствие духовного родства – сделает брак коротким. Происходит это из-за временности имитации родства одной стороной и доверчивости противоположной стороны.
В общем, в смысле установления действительно родственных отношений, необходим третий, наиболее малодоступный вид любви (идеальный). Как всё духовное, такая любовь не вычисляется, а чувствуется «шестым чувством»: родственную душу нужно «увидеть» духовным зрением. Сложность этого узнавания объясняет малую долю удачных браков (именно они «заключаются на небесах» и часто ещё до рождения). Интересно, что самого узнавания недостаточно для брака, поскольку оно никак не связано с сексуальным влечением. Поэтому можно иметь несколько настоящих друзей-женщин и только одну жену. Более того, родственность на духовном уровне может существовать без любви на интеллектуальном и физическом уровне. То есть, родственность может быть без уважения: такие «родственники» могут стоять даже по разные стороны «баррикад». Тем не менее, Любовь на духовном уровне «надсмертна» и сохраняется «по ту сторону добра и зла»...
Таким образом, я заключаю, что земная любовь одновременно и нечто цельное (фундаментальное понятие с крайностями от животного до божественного) и в то же время трёхслойное (со своим вкладом каждого слоя от 0 до 100% суммы). Соответственно, её можно охарактеризовать точкой на трёхмерной системе координат: X – биологический, Y – интеллектуальный, Z – духовный фактор. При этом, для счастья в браке важно только значение по Z. Оно соответствует вашему собственному уровню духовности, чистоты вашей души. Ваша душа – это Вы и есть. Следовательно, Вы сами – мерило вашего счастья (и не только в браке).




О РОДСТВЕННОЙ ДУШЕ.
http://val000.livejournal.com/54487.html

В дополнение к моему посту «О любви и браке» я должен дать некоторые разъяснения относительно “родственной души”:

1. Я считаю, что родственная душа – это только душа «вашего круга» Там (вне жизни на Земле), поскольку мы Там всегда в кругу своих. В дополнение к душам «своего круга» как родственные могут восприниматься души более высокого порядка (скажем, более чистые) и даже души равного порядка из других сообществ. В этих двух случаях земной брак может не сложиться, несмотря на ваше ощущение родственности, поскольку с другой стороны этого ощущения не будет. Дополнительно вводит в заблуждение очевидно доброе отношение человека с более высокой душой. Для примера смотрите взаимоотношения князя Мышкина и окружающих его людей («Идиот» Ф.М. Достоевский).

Если Вы встретитесь с нежеланием «родственной души» вступать с вами в брак, не расстраивайтесь – возможно, это душа более высокого порядка, чем ваша. Если это действительно так, любите её, как бы растворяйтесь в ней (оставаясь собой) и, возможно, после смерти Вы будете в её «более светлом» круге со всеми последствиями. Пока я не знаю другого способа подняться над своим кругом…

2. Родственную душу увидеть трудно, но проще чем не родственную. Однако есть люди, которые способны видеть души людей независимо от их родственности. Я не уверен в том, что такие «душеведы» сами имеют души более высокого порядка. Возможно, это просто дело практики. Конечно, нужны некоторые способности, но, например, мне удалось «настроиться» на подобное видение, и я пока поддерживаю этот навык. Исходя из личного опыта, я могу предположить, что для такого «душеведа» брак может таить некоторую опасность. Дело в том, что запросы некоторых душ удовлетворить очень просто. Я имею в виду не низкие души, а души как бы израненные. Их боль легко облегчить, если не снять вообще, но такой «осчастливленный» человек будет потом к тебе очень привязан. Есть такой феномен в материальном мире: все душевно больные женщины в палате считают своим мужем своего лечащего врача. У меня был подобный опыт. Разрыв с такими душами неприятен для обеих сторон и даже может принести больше вреда, чем предыдущая душевная травма. Поэтому я очень осторожен в подобной помощи последнее время. Я думаю, что именно об этом случае говорил Экзюпери: «Мы в ответственности за тех, кого приручили».




ОБ ИЗМЕНЕ В БРАКЕ.
http://val000.livejournal.com/66052.html

Я уже почти 25 лет состою в счастливом браке. За это время у меня была масса соблазнов, и я, естественно, задумывался о том, что есть измена. Сейчас, оглядываясь назад, и вспоминая примеры из жизни друзей, я мог бы сказать, что это такое.

С биологической точки зрения человек - прежде всего животное, и всегда можно найти условия, при которых он изменит своему партнёру по браку. Но человек, по крайней мере, трёхмерен, и тело – не главная его часть. Следовательно, измену нужно бы рассматривать на всех трёх уровнях (физическом, интеллектуальном и духовном), причём, духовный – главный, поскольку человек прежде всего - душа.

Для измены на духовном уровне прежде всего необходим контакт между супругами на этом самом нематериальном уровне, что - большая редкость. Тот, кто имеет такой неограниченный временем жизни контакт, вряд ли предаст его. Интересно, что сторона, заинтересованная в измене всегда заботится о том, чтобы убедиться в отсутствии связи на духовном уровне у отрываемого ею от семьи супруга.

Например, женщина всегда уверена, что, если семейный мужчина ею увлёкся, то жена дала тому повод. Возможно, брак был непрочен именно из-за отсутствия главного его компонента – духовного. Поэтому любовница ищет подтверждения этой своей догадке, требуя от мужчины негативной информации о супруге. Если её ей не дать, то уходить из семьи будет просто не к кому: любовница не откроется для духовного контакта. Это потому, что человек, связанный браком на духовном уровне, неудачная находка для повторного брака: его можно уговорить, даже принудить к браку (например, с помощью беременности), но он никогда не потеряет контакта с брошенной половиной. При этом не важно, был ли он формально женат, или разлука произошла до свадьбы. Такой человек будет невероятно страдать, и при первой возможности вернётся назад к любимой половине.

Я считаю, что измена в браке на духовном уровне невозможна. На двух же других материальных уровнях она практически неизбежна: нельзя не думать о противоположном поле, когда он демонстрирует свои «прелести». При случае мысль воплотится в действие. Остановить себя на грани измены можно усилием воли. Снизить вероятность измены в браке можно воспитанием. Предотвратить – высоким духовным развитием. В последнем случае духовные интересы оказываются настолько несовместимыми с физическими потребностями, что до измены дело просто не доходит: тело со всеми его атрибутами (полом, цветом кожи, возрастом, физическими недостатками и достоинствами) отступает при общении на третий план.

Таким образом, измена в браке на физическом уровне является не столько грехом, сколько удручающим показателем недостаточно высоких духовных и/или морально-волевых качеств.




ИСАИС, БЕСКОНЕЧНОСТЬ ПРОТИВ ВЕЧНОСТИ, ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ К «АНГЕЛУ ЗАПАДНОГО ОКНА».
http://val000.livejournal.com/60311.html

«Не слушайте ничьих советов, человечество, слава Всевышнему, не имеет об эзотеризме ни малейшего понятия…, так что держитесь, пожалуйста, подальше от всех этих самозванных гуру, седобородых кудесников и прочей нечисти, имя коей – легион; тот несусветный вздор, который плетут эти высокопарные шарлатаны о чёрной и белой магии, не лезет ни в какие ворота…»
«Я долго упрашивал его, чтобы он помог мне прозреть, но рабби отказывался, говорил, душа моя не выдержит страшного зрелища» Майринк «Ангел западного окна»

Уже второй месяц я нахожусь под впечатлением от этой книги. Сначала она показалась мне неудачной. Затем я уловил связь с моей собственной жизнью. Захотелось дочитать, узнать, что меня ждёт Там. Но конец оставил в некотором недоумении. О том, что ждёт главного героя после смерти, живой эзотерик Майринк высказал только предположение больше похожее на надежду.

В книге действительно много недоразумений, неоконченностей… При этом главная героиня - богиня Исаис Чёрная - для меня более реальна, чем её возможные аналоги (Аштар, Астарта, Изида, Венера?). Недавно нашёл очень интересный отзыв о ней Е. Головина: «В расплывчатой мифологии Исаис существует одна довольно таки вероятная истина: солнце - звезда преходящая и практически фиктивная. Мы - частицы первобытного Хаоса, раздробленные Оркусом, - вышли из Ночи и уйдём в Ночь. И когда мы отринем ложность солнца и других божественных светил и преклонимся перед Ночью, наши мысли и желания нащупают нечто плотное в разреженной тьме - центр Ночи, неразличимую луну». Не её ли видела моя мама ещё до моего рождения?...

Некоторые фразы в романе просто замечательны. Одну я использовал в качестве цитаты ранее, в эпиграфе приведены ещё две. Эта же цитата даёт понять, кто такая Исаис по Майринку: «Как учит тайная мудрость культа Исаис, то влечение, которому подвержен обычный человек со стороны противоположного полюса и которое он, унижаясь до спасительного самообмана, камуфлирует словом «любовь», по сути есть не что иное, как отвратительная уловка демиурга, предназначенная для того, чтобы сохранять жизнь этому плебсу, этой самодовольной черни, заполнившей земной шар».

Как я уже сказал, в жизненном пути главного героя романа есть схожесть с моим. Подобно мне, главный герой романа однажды осознаёт, что живёт на земле не первый раз, и что он уходит от тёмного к светлому. Так же как я, он встречает свою жену: ту, которая не любовь, а «рок, неизбежность, долг, изначальная необходимость». Подобно ему, из мира тьмы приходили ко мне прекрасные, могущественные, благородные и титулованные женщины (пример), и пытались вернуть меня в мир тьмы. И в романе и в моей жизни только жена, мистическая связь с ней, выступает реальным тому препятствием. Так же как и главный герой романа, я понимаю, что хочу вырваться из тьмы прямо сейчас, и так же не знаю, как это сделать. Знаю только, что у меня есть проводник - моя жена. Судя по Майринку, на неё вся надежда: «Путь пролагает женщина. Лишь женщина победит нашу госпожу Исаис и тех, кто особенно дорог богине чёрной любви».

«Ваша стрельба – это искусство! Но умеете ли вы так же метко молиться? Уму не постижимо, до чего вы плохо целитесь и до чего редко попадаете!» Майринк

С детства меня тяготит образ «дамы пик». Эта дама как будто неотступно преследует меня с рождения. Это какое-то ревностное противодействие. Я думаю, что она хочет, чтоб я всецело принадлежал ей. Может, я молюсь не туда? Так же как не туда обращался и главный герой романа: «Быть может, Яну вобрала в себя вечность, поэтому и не слышит она моих призывов? Ведь мой зов обращён в бесконечность, и на него вместо моей Яны откликается Асайа…»

Какое странное противопоставление вечности и бесконечности. С другой стороны, Даниил Андреев тоже задаёт это же направление к Богу: «Молись Вечности» (со слов Аллы Андреевой). Но если Бог действительно там, то получается, что там, у Бога, нет не только времени, но и расстояния, а размеры тем больше, чем материальнее уровень. То есть, чем дольше от Света, тем больше тьмы, быстрее время и больше расстояния? Тогда бесконечность - характеристика тёмного мира.



«ТЕНЬ».
http://val000.livejournal.com/21062.html

Вчера купил и посмотрел «Тень» (1971 г.). Получил огромное удовольствие. Один актёрский состав чего стоит: Олег Даль, Андрей Миронов, Зиновий Герд, Георгий Вицин, Анастасия Вертинская, Людмила Гурченко, Владимир Этуш, Марина Неелова, Сергей Филиппов. Кроме того, мне показалось, что на этот раз я понял Шварца глубже. Евгений Львович был очень непростой, глубокий человек. На мой взгляд, это, прежде всего, отразилось в его пьесах «Обыкновенное чудо» и «Дракон». В этот раз я пытался объяснить скрытый смысл «Тени» и понял, что за обычным намёком на «политическую жизнь» с её механизмами «поедания» конкурентов скрывается нечто большее. Помог Олег Даль. После исчезновения головы Тень так испугалась смерти, что я вдруг понял: тень - это тело, а человек – душа. Нематериальная тень не могла бояться смерти.

Мне кажется, что Шварц всё низменное в человеке отнёс к физической оболочке («физиологии») и объяснил это отсутствием света (тень – место, куда почти не попадает свет). Но тень сродни силам ада и вдруг такой испуг. Мне кажется, что именно осознанием телом своей смертности объясняется ужас Тени перед смертью. Тень оказывается более материальной, чем её хозяин-человек. Человек же (в пьесе – Учёный - вспомните мои слова о том, что душа гораздо умнее, чем сознание) остаётся абсолютно спокойным, как будто смерть для него ничто.

Этот поворот заставляет немного по-другому взглянуть на сюжет. Христиан Теодор всё-таки женился на принцессе, но при этом раздвоился: возобладали его «нехорошие наклонности» (его Тень). Принцесса оказалась тоже не на высоте: ей больше понравилась теневая сторона учёного, а его душа (собственно человек) с подачи Тени была «отодвинута в сторону». Прямой намёк на возможность подобной трансформации встречается у Шварца в «Обыкновенном чуде»: если парень поцелует девушку, то превратится в животное. Принцесса в «Тени» приходит в себя только тогда, когда душе время уходить. Она понимает, что настоящего Учёного она упустила (любовь, которая зла – полюбишь и Тень), тогда как Анунциата (Благовестие) любила настоящего человека (или собственно человека, душу) истинной любовью, и именно она будет с ним после смерти…