***

Ольга Кондратьева
ВЕЧНО ЮНЫЙ ЖЕРАР ФИЛИП

Биографический очерк

       Молодость была зеленоглазой, с широкой улыбкой и мальчишеским задором. У неё были непослушные волосы и открытый взгляд. Молодость и смерть—два несовместимых понятия. Молодость и жизнь—единое целое. Молодость многолика и талантлива. Нет ничего прекрасней молодости. И Жерар Филипп, как никто другой, умел использовать всё то, что она давала. Сам того не замечая, он стал олицетворением молодости для миллионов. С его уходом все понесли огромную утрату…
       Жерар Филип родился 4 декабря 1922 года в Канне. Его отец был адвокатом, а когда семья переехала в Грасс, стал управляющим «Отель дю Парк». Мадам Филип хорошо гадала на картах, и её мастерство со временем послужило на благо сыну.
       В детстве Жерар был непоседливым и талантливым ребёнком, отличался смешливостью, однако это не мешало ему быть, когда нужно, и вполне серьёзным. Он никогда не участвовал в театральных школьных постановках, и похоже, что его это ни капельки не интересовало. Странное и необычное поведение для будущей звезды театра и кино.
       …1940 год. Вторая мировая война. В Ницце, где учился Жерар, находятся немецкие и итальянские войска, которые к тому времени уже оккупировали французскую территорию. Близится окончание школы и получение аттестата зрелости. Отец прочит сыну карьеру юриста… Но тут в жизнь Жерара вмешивается счастливая случайность. Именно она приводит юношу на театральные подмостки.
       По просьбе знакомой его матери, Сюзанн Девуайо, бывшей актрисы театра « илиппо Франсэз», Жерар заменил заболевшего актёра в благотворительном концерте, прочитав басню Фран-Ноэна «Красная рыбка». Это был его первый успех, который не преминула отметить госпожа Девуайо, сказав мадам Филипп, что у её сына талант настоящего актёра.
       Но отец не желал даже слышать о том, чтобы сын выбрал себе такую несерьёзную профессию. Поэтому сразу после окончания школы Жерар был вынужден подать документы в Юридический институт в Ницце.
       Шёл 1941 год. Немецкие войска заняли Париж, и многие киностудии временно переехали на Лазурное побережье. В Ницце находился и известный французский кинорежиссёр Марк Аллегре. Случайно узнав у знакомых, что жена управляющего «Отель дю Парк» в Грассе хорошо гадает на картах, супруги Аллегре посетили её. После сеанса мадам Филип рассказала о сыне и его желании стать актёром вопреки воле отца. После некоторого раздумья Аллегре согласился помочь Жерару и в скором времени сдержал обещание. Юноша позвонил режиссёру и получил задание выучить сценку из пьесы Жака Деваля «Этьенн». Выбор такого сложного отрывка был не случаен: Аллегре полагал, что Жерар растеряется, играя сценку, обнаружив тем самым и свою несостоятельность. Но этого не произошло.
       Чтобы Жерар не прерывал своих занятий в институте, Аллегре посылает с ним в Ниццу своего бывшего ассистента Юэ. Они репетируют сцену из «Британника». Жерар выступил в роли Нерона—и игра неопытного молодого человека потрясла Юэ.
       Встреча с Жераром заставила Марка Аллегре вернуться к отложенному проекту. Режиссёр давно планировал осуществить постановку фильма по роману илип «Жизнь взаймы», но каждый раз возникала проблема с исполнителями главных ролей, молодыми актёрами. Теперь Аллегре понял, что может доверить роль только Жерару Филипу. Однако, к сожалению, фильм так и не был снят, а первая проба в кино состоялась позднее.
       Зато в театре премьера следует за премьерой. В муниципальном казино Ниццы Клод Дофен готовит к постановке пьесу Андрэ Руссэна «Совсем взрослая девушка» и предлагает Жерара на роль Мика. Премьера пьесы прошла успешно. Все только и говорили о талантливом юноше. Игра Жерара потрясла даже коллег-актёров. Ален Рене позже вспоминал, что услышав его в большом монологе, понял: перед ним великий актёр.
       В фильме Марка Аллегре «Малышки с Набережной цветов», который снимался в 1943 году, Жерар Филип сыграл свою первую небольшую роль в кино. Постановка, к сожалению, не имела успеха, хотя актёр приложил немало усилий, чтобы научиться «играть спиной»: из-за требований актрис, исполнявших главные роли, Жерар появлялся в кадре в основном отвернувшись от камеры.
       Театральные успехи актёра привели к тому, что Жерар принял решение овладеть выбранной профессией по-настоящему. И в октябре 1943 года он поступает в Парижскую консерваторию на факультет драматического искусства. На протяжении всех лет обучения Жерар с неизменным увлечением постигал тайны тайны актёрского мастерства под руководством Жоржа Ле Руа и стал для него не просто любимым учеником, но и другом. Как потом вспоминал преподаватель, ещё в студенческие годы он увидел в Жераре равного себе.
       Постановка пьесы «Калигула» Альбера Камю сделала актёра знаменитым. Эта роль была с восторгом принята парижской публикой и театральной критикой.
       В то же время Жерар снимается в фильме «Страна без звёзд» у Жоржа Лакомба. С этой ленты начался отсчёт его наиболее значительных работ в кинематографе: в период с 1946 по 1951 год Жерар Филип снялся во многих фильмах, принёсших ему большую известность и любовь публики,--от «Идиота» Жоржа Лампена (по Достоевскому) до «Фанфана-Тюльпана» Кристиана Жака. Каждую свою реплику, каждое движение актёр доводил до совершенства и даже на съёмках «Фанфана-Тюльпана» не позволял выполнять свою работу другим, совершая сложные трюки без каскадёра.
       В августе 1944 года Жерар Филип примкнул к парижанам, готовящим освободительное восстание, и вместе с бойцами и простыми гражданами принял участие во взятии муниципалитета. Жерар был горячим патриотом, но всегда и везде оставался скромным и незаметным.
       Жерар Филип был крупным общественным деятелем: он являлся одним из наиболее активных сторонников борьбы за мир, участвуя в этом международном движении. Актёр стал своеобразным символом послевоенной мирной Франции—в его героях, романтических натурах, люди видели свои воплощённые в реальность мечты. Правда, Жерар приложил немало усилий для того, чтобы выйти из рамок сценического амплуа—героя-романтика. Долгое время актёр возглавлял французский Союз актёров.
       Встреча в 1948 году с известным театральным режиссёром Жаном Виларом, будущим коллегой и другом, прошла довольно холодно. Вилар готовил программу второго театрального фестиваля в Авиньоне и предложил Жерару сыграть Родриго в пьесе Пьера Корнеля «Сид». Актёр ответил отказом, мотивируя свой ответ несогласием с автором пьесы. Да и вообще Филип считал, что эта, ставшая впоследствии коронной, роль не для него! Режиссёр был рассержен: только невежда может отзываться так о Корнеле! Посоветовавшись со своим другом, театральным художником Леоном Жискиа, Вилар решил ставить спектакль без «звёзд»--пусть это послужит для них уроком.
       Прошло всего два года, и в ноябре 1950 года Жерар Филип пришёл в Национальный народный театр к Жану Вилару и предложил себя в качестве актёра. Жискиа был весьма удивлён, когда среди ночи раздался телефонный звонок и возбуждённый от радости голос Жана Вилара поведал ему о приходе Жерара и его согласии работать с ним.
       Национальный народный театр стал для Жерара Филипа вторым домом, тем местом, где он мог творить с полной самоотдачей. Жан Вилар, предложив Жерару работу в этом театре, сделал правильный шаг—ведь именно здесь раскрылись все грани таланта Филипа. Неизвестно, как бы сложилась актёрская судьба Жерара вне стен Национального народного театра и без встречи с Жаном Виларом. Каждому актёру кроме исключительных способностей, природного таланта, необходима постоянная работа над собой. Порой актёры забывают об этом, считая, что слава есть нечно незыблимое и неприходящее. Жерар же совершенствовал своё мастерство на протяжении всей жизни. Он полагал, что учиться нужно постоянно, и делал это не по принуждению, а по велению сердца.
       Филип всегда приходил на помощь своим коллегам, и они платили ему тем же. Это касалось не только каких-то профессиональных вопросов: ради друга Филип был готов отдать последнее. Жерара раздражали корыстные и глупые люди, в их обществе он становился замкнутым и подчёркнуто холодным или, наоборот, язвительным и саркастичным, жестоко высмеивая тех, кто считал себя умнее и лучше других. Он всегда оставался предельно честным как с самим собой, так и с людьми, которые его окружали.
       Жерар, настоящий труженик, всегда работал с полной отдачей, порой до изнеможения. С одинаковым рвением и усердием актёр разучивал каждую новую роль. Будучи по природе человеком скромным и даже в какой-то мере стеснительным, он ограждал свою личную жизнь от всякого постороннего вмешательства. Даже близкие друзья, Клер и Вилар, узнали о предстоящей свадьбе Жерара лишь накануне.
Наши зрители видели актёра в небольшом числе фильмов, появлявшихся в советском кинопрокате. И лишь избранныемогли знать о нём как об актёре театра. Родриго в «Сиде» Корнеля, принц Гомбургский, Октав в «Капризах Маианны», Пердикан в спектакле «Любовью не шутят» незабываемы для поклонников…
Впервые Жерар поробовал себя в качестве режиссёра в Национальном народном театре, когда неожиданно заболел Жан Вилар и его некем быор заменить. Филип осуществил постановку пьесы «Лоренцаччо». Спектакль имел успех, публика и критики оценили режиссёрский талант молодого актёра по достоинству. Позже Жерар поставил и другие спектакли, но его не оставляло желание снять фильм. И в 1958 году он осуществил свою мечту: на экранах кинотеатров появился «Тиль Уленшпигель» -- совместная работа Жерара Филипа (сыгравшего главную роль) и голландского режиссёра Йоренса Ивенса. Однако картина не оправдала надежд Жерара и ожиданий зрителей. И, пожалуй, это объясняетсядвумя основыми причинами: не очень хорошим сценарием и стремлением режиссёра повторить «Фанфан-Тюльпан).
Казалось, Жерар не знал усталости. Будучи от природы активным человеком, он зачастую вёл себя как мальчишка. Но именно этот задор и поддерживал дух его товарищей-актёров в трудные минуты. Он шёл по жизни легко и непринуждённо, наслаждаясь каждым её мигом. Но часто задумывался над тем, что она так быстротечна, а многое нужно успеть сделать. Он мечтал сыграть Ромео, а ещё Гамлета в постановке английского театрального режиссёра Питера Брука. Этим мечтам, к сожалению, не суждено было сбыться…
Всего за год Жерар перечитал огромное количество классики и произведений античных авторов. Вместе с женой он обсуждал возможные роли. Жерар мечтал о будущем, которого уже не было. Последней ролью в Национальном народном театре была роль Пердикана в пьесе Альфреда де Мюссе «Любовью не шутят».
Смерть всегда приходит не вовремя, как непрошенный гость.
Жерар не дожил месяц до своего 37-летия…Он умер от рака 25 ноября 1959 года. Актёр завещал похоронить себя в костюме Родриго—в нём он выступал на сцене Национального народного театра в «Сиде» Корнеля. Именно эта роль доказала всему миру, что Жерар Филип—великий актёр. Она была словно написанадля него и просто ожидала своего исполнителя.
Вспоминаются слова из пьесы «Капризы Марианны», произносимые по роли Филипом: «Моё место на земле пусто!»
Да, Жерар, его действительно никто сможет занять…