Однажды в институте искусств

Глеб Навин
       Короткий толстый огарок свечи сгорал во тьме, каплями отекая на перевернутый граненый стакан. Слабого света пламени едва хватало, что бы выхватить из черноты небольшой кусок исцарапанной столешни, с лежащей на ней толстой закрытой книгой, да и еще высвечивалось над книгой мужское лицо непонятного возраста и с улыбкой грустного клоуна. Это лицо, монотонно шевеля губами, скрипуче сообщало:
—…прозевали, закрыла случайно, она всегда так делает. Сначала все кабинеты замыкает, а потом вырубает на этажах свет с общего рубильника. Только для себя оставляет дежурный, да в туалетах, где убирает. …
 Из темноты бодро зазвучал другой мужской голос, молодой и звонкий:
—А окна-то на зиму оклеены все. Вот.
 Ему ответил кто-то третий, басовитый:
—Ты все шторы открывай! У, не могу больше. Смотри, стемнело как быстро, даже и луна не просвечивает.
 Звонкий и бодрый рапортовал:
—Открыл все. Что дальше? Будем окно вскрывать? Снег валит хлопьями.
 Бас пробубнил:
—Подожди, не охота стену пачкать. Ну, где эта жертва? А? Может она уже на подходе? И вроде как слегка отпустило. Что я раньше-то терпел? Мне ж живот прижало еще с час назад, когда свет был.
 Вновь зашевелилось грустно улыбающееся лицо:
—Думаю, уже скоро ведрами загремит. А сколько сейчас натикало?
 В темноте мигнул крохотный свет и звонкий голос изумился:
—Ого! Начало девятого! Салют жаль из этих окон не увидим. Вот если только отражение в окнах в здании напротив…
 Бас резко прервал бодрый доклад:
—Окстись! Салют через два часа, я взорвусь раньше.
 Лицо зашевелило губами по-прежнему размерено:
—Да, рановато, тогда наверно она еще не скоро. Обычно в это время она моет в туалете на четвертом этаже. В будни вечно покурить не даст спокойно. Так, что давайте, продолжим репетировать текст.
 Несколько сдавленно зазвучал бас:
—Хорошо ей, уже при месте. Далеко… оттуда жертву точно не дозваться. Ой, лопну, блин, не могу, снова скрутило.—Бас сделал паузу и продолжал уже негодуя. — А ты, что дитя, салюта не видел? Иди сюда к двери, тоже прислушиваться будешь. Может еще кто пойдет, у меня бурлит, я и не услышу.
Бодрый голос отвечал уже не очень звонко:
—Ага, пойдет. Начало девятого! Все нормальные люди сегодня давно «под шафе» и скоро салют будут смотреть. Во всем институте только вы два олуха, баба Вера, да я. «Репетиция, репетиция вне очереди. Пред праздником аудитория свободная». Как я вас послушал? Лизка меня верняк прибьет…
 Бас резко рявкнул:
-А ну, жертва, смолк! Тсс, не слышно…— на мгновение повисла тишина, а потом раздался бешеный стук в дверь и истошный вопль баса. — Помогите! Эй, кто там?… Вера Аркадьевна, Откройте!… Эй! — и снова тишина, затем раздосадованный бас. —Блин, послышалось… все кулаки отбил. О-о, снова пузо.
С явным недовольством звонкий и бодрый голос спросил:
—Чего ты обожрался?
 Бас ответил скороговоркой:
—Не знаю. Ну, колбасу ел, с колбасы не должно…
 Заговорило лицо:
—А у меня наоборот… сосет. С утра только кофе, потом в буфете еще два стакана и коржик. А ты какую колбасу ел?
 Бас бросил коротко:
—Одесскую.
 Лицо поинтересовалось:
—Почем за кило?
 Бас занервничал:
—Не помню, какая разница?
 Лицо начало рассуждать:
—Большая. Если по сто девяносто, то не с колбасы. А если по сто шестьдесят, то может. Я одесскую по сто шестьдесят никогда не беру. Лучше меньше, да лучше. Ну, что продолжим репетицию? Чего время то терять.
 Бас простонал:
—Все. Нет мочи. Сейчас прямо на пол…
 Пламя свечи затрепетало и лицо в изумлении вытянулось:
—Офигел, здесь Василь Макарович учился, и Тарковский… А вдруг их дух здесь витает… а ты со своей дешевой колбасой.
 Бас тихо провыл:
—Ой. Какая колбаса? У меня все бурлит.
 Лицо снова удивилось:
—Я и спрашиваю. Почем за кило?
 Испуганно зазвенел бодрый голос:
—Эй, ты давай держись, браток. Да и нам потом как. Или все ж в окно, а? Открыть?
 Бас жалостливо спросил:
—А вдруг выпаду? У меня от высоты голова кружится.
Звонкий голос оживился:
—Не бойся, всего второй этаж. И… можно привязать тебя чем к окну?
Бас почему то обозлился:
— Твоими ушами, ослище. А как думаете, где жертва, что она сейчас моет?
 Звонкий голос разозлился тоже:
—Может и ни чего не моет. Телик смотрит, колбасу жрет… по три сотни, а потом засядет в сортире на час.
 Освещенное лицо с недоверием переспросило:
—Почем? Почем за кило? По три сотни? Вахтерша? Это почти сырокопченую? Да нет, навряд ли она... Хотя все-таки ж праздник. Ну так, как? Репетировать будем?
 Бас в отчаянии выдавил:
—Все. Сейчас двери сломаю.
 На что лицо несколько засомневалось:
—Не-а, вряд ли сломаешь. Они старинные, может даже дубовые, как и паркет. А вот вторые сдвоенные, за сценой, там защелки сверху и снизу надо открыть и если хорошо надавить ...
 Послышались быстрые шаги в сопровождении угрожающего баса:
—Что ж ты молчал, гад, столько …
 Лицо меланхолично бросило:
—Забыл.
 Когда громыхнула, распахиваясь, дверь, звонкий и бодрый голос повеселел:
—Ну вот, резво побежал. По дороге бы не салютнул.
 Лицо же с прежней меланхолией констатировало:
—Остались без другана, все - не судьба. Теперь-то точно отчислят его без этюда. Больше до показа времени на репетиции не будет.
 Звонкий голос живо согласился:
—Угу, чем смогли, тем помогли. И так: и заманили, заперли что бы не отвлекался, так видишь пузо у него.
 В темноте зазвучали шаги, лицо взглянуло в их сторону и испугалось:
—Да ты двери то не отмыкай! Узнает, что ключ у нас был, точно убьет. Пойдем за ним тоже через сцену.
 Далее свеча поднялась в воздух и двинулась от стола. Ей навстречу бодро прозвучал вопрос:
 —Что? По домам? Или возьмем литру на троих, может быть уже и прощальную. Только хорошую.
—Хорошую? Давай хорошую, — лицо задуло свечу и уже в полной темноте предложило. — Раскинем на троих. Почем за кило?…
 Тут глухо хлопнула тяжелая дверь и речь далее стала неразборчивой.