Линии контрастов, Украина и Россия

Александр Гал
       Что такое Россия? Страна с молочными реками и кисельными берегами или поднимающая голову «империя зла»? Кто такие россияне? Братья-славяне или недоброжелательные соседи? Телевизионные сюжеты по новостям и пересказы знакомых, которые были там «несколько лет назад проездом» в полной мере полного представления о стране с названием Россия никак не давали. Какая она изнутри? Чем дышит простой народ? Вопросы оставались без ответа. Поэтому, когда друзья из Ставрополя пригласили приехать к ним в гости, грех было не принять такое предложение.
       Так уж получилось, что попали мы в Ставрополь за две недели до начала конфликта в Южной Осетии. Тогда мы и помыслить не могли, что на Кавказе, в самое ближайшее время могут случиться масштабные военные действия. Мы увидели город и населяющих его жителей мирными и спокойными. Возможно, эти несколько дней на Северном Кавказе – последний «фотоотпечаток» того, что представлял собой край до начала противостояния.

       Ставрополь – южный форпост России на Северном Кавказе, имеющий важное стратегическое расположение, поспособствовавшее успешной экспансии Российской Империи на Кавказ.
       Город основан в 1777 году, как город-крепость, строительством которой лично руководил легенарный российский полководец Александр Суворов. С именем графа Суворова местные жители связывают и происхождение названия города, считая, что город назвал так именно Суворов. В переводе с греческого Ставрополь обозначает «город-крест». Есть несколько версий происхождения такого названия. По одной из них, крепость строилась в форме креста, а две центральные улицы располагались перпендикулярно друг другу, образуя фигуру креста. По другой, при строительстве крепости был найден огромный каменный крест – отсюда и название.
       Население города – около 360 тысяч человек, что сравнимо с населением таких украинских городов, как например Полтава или Винница. Ставрополь - это деловой и административный центр Ставропольского края. Он расположен в непосредственной близости от главных российских курортов. Геленджик, Сочи, Кисловодск, Минводы, Архыз, горнолыжный Домбай, Эльбрус – все находится под рукой, буквально на расстоянии одной непродолжительной поездки на автомобиле. Можно сказать, земля обетованная. Однако на юге край граничит с неспокойными кавказскими регионами: Осетией, Чечней, Дагестаном, Грузией. Население города многонационально, преобладающее большинство – русские, вторая по численности община – армяне.

       Город чистый, ухоженный, аккуратный. Горячая и холодная вода (о чудо!) в городских квартирах идет круглыми сутками, а что такое «частное коммунальное предприятие» местные жители не знают. Здесь много торговых центров, новых и только строящихся. На окраинах города идет интенсивное строительство жилых многоэтажек – «элитных» и «для среднего кошелька». Городские здания – смесь из трех архитектурных компонентов: старой дореволюционной, унитарно-советской и новой архитектуры. Одно из самых выделяющихся офисных зданий в городе – местное отделение «Газпром Трансгаз». Вообще здесь в России понимаешь, откуда взялось название команды «Газмяс» из популярного российского ТВ-шоу «Наша Раша», которое транслируют и в Украине. Названий банков, организаций, учреждений, автозаправочных станций, частных фирм с приставкой «Газ» в Ставрополе великое множество. Так как многие названия принадлежат национальным сетям и компаниям, можно представить, что так дела обстоят и в других городах России. Конечно, в украинских городах Донецк или Запорожье также можно увидеть много названий организаций с приставками «метал» или «мет». Может, они не бросаются в глаза украинцам, как и слово «газ» россиянам. Дело привычки. Но эти приставки обозначают источник, на котором зиждется благополучие владельцев упомянутых организаций, стран, в которых данный ресурс добывается, и в какой-то мере граждан, населяющих эти страны.
       Общавшиеся с нами россияне живо интересовались уровнем благосостояния братьев-украинцев. Подозреваю, что в их представлении Украина представляется некой отсталой аграрной страной, и они искренне удивлялись, когда сравнение среднего уровня зарплат в двух странах хоть и давало некоторое преимущество россиянам, но не такое уж и ощутимое для страны с таким экономическим потенциалом, как Россия. Судите сами. Не будем трогать метрополии – Киев и Москву. Сейчас средняя зарплата в Ставрополе меньше, чем 10000 рублей. Что вполне сравнимо с зарплатой среднестатистического украинца из отдаленного от столицы промышленного региона. Цены в магазинах также приятно радовали глаз, привыкший в родном Донецке к несколько другим ценникам. Шопинг по торговым центрам, обед в кафе, поездка на такси показали, что эти обычные человеческие удовольствия и в России простому украинцу вполне по карману. Главное, вовремя помянять родные гривни на рубли. Лучше на родине. И даже не потому, что в Украине курс обмена валют лучше. Просто в отделениях российских банков обменные операции с гривней не производят. А вот чем Россия может буквально убить украинца наповал, так это уровнем цен на бензин и дизельное топливо – здесь они на 25-30% дешевле, чем в Украине. Возможно, поэтому и цены в магазинах ниже – так как ниже транспортные издержки. Возникает странное и почти мистическое ощущение, что деньги зарабатнные в Украине, лучше всего тратить в соседней России.
       Машин на городских дорогах немного: лето, сезон отпусков. Траффик умереный, пробки отсутствуют. На городских улицах большое количество, если сравнивать с каким-нибудь украинским городом, патрульных машин ДПС - дорожно-патрульной службы. За порядком на дорогах пристально следят. Кстати, я однозначно готов записать в плюсы россиянам дисциплинированность их водителей. Я был даже немного растерян, когда таксист перед тем, как тронуться в путь, вежливо, но настойчиво попросил, чтобы я «пристегнулся». Где такое в Украине увидишь, что водители и пассажиры дисциплинированно ездят пристегнутыми ремнями безопасности? В правилах-то это есть, но только – в правилах, а не в реальной жизни. Абсолютно противоположная картина в России. Более того, по здешним правилам, за городом водители даже днем обязаны для обеспечения безопасности движения включать габариты и фары ближнего света – и ведь включают! И, наверное, дело здесь не только в более высоких российских штрафах: с «гаишником» ведь всегда можно договориться. Возможно, дело в разнице менталитетов. У меня сложилось стойкое ощущение, что россияне более дисциплинированы, чем украинцы. Они просто соблюдают правила!
       Россияне патриотичны. Проявляется это не в любви к власти, премьеру Путину или президенту Медведеву, а именно к стране, к родине, к ее героям, к ее достижениям. Ставропольчане вспоминали про ночное ликование, охватившее весь город в ту летнюю ночь, когда сборная России по футболу вышла в полуфинал европейского первенства. Про национальные флаги на улицах, салюты, и братания малознакомых людей. Но мне запомнился другой пример. Есть в Ставрополе воздушно-десантный полк. Рядом с тем местом, где он расквартирован, находится что-то похожее на Аллею Славы. На ней увековечена память о бойцах-десантниках этого полка, погибших в Чечне – в честь каждого погибшего десантника посажена елочка. Длинная дорожка, по обеим сторонам которой растут молодые елочки, всего несколько десятков деревьев. Когда прошедшей зимой этого года кто-то посмел одну из елок спилить к себе домой на Новый Год, это вызвало бурю возмущения среди местных жителей. Больше такой вандализм не повторялся. Честно признаться, не хотелось бы, чтобы у нас в стране создавались подобные аллеи, и слава богу, что их нет, но я готов снять шляпу перед ставропольчанами за такое проявление патриотизма к своей родине. Возможно, после последних событий этот мемориал пополнится новыми именами, не знаю, но для россиян, все они – герои. Герои уже нового времени.
       Ставрополь – один из регионов России, где рождаемость превышает смертность. В Украине таким похвастаться могут разве что только Киев и Закарпатье. На улицах, в парках, скверах города можно заметить большое количество молодых мамаш с колясками и беременных женщин. Налицо все признаки беби-бума, намечающиеся ростки которого можно увидеть и в Украине. Косвенно это видно и по количеству детских магазинов, которые действуют в Ставрополе. Их довольно много. В России, как и в Украине, проводится правительственная политика, направленная на стимулирование рождаемости. Но в отличие от Украины, в России пошли другим путем. Помощь предоставляется не «живыми» деньгами, как у нас, а безналичными талонами. Прежде всего, здесь действует система так называемых «родовых сертификатов», c помощью которых молодая мама может оплатить услуги роддома и акушеров. Минимальный номинал родового сертификата – 10000 рублей. Основную же ставку в России делают на программу по поддержке рождения второго и последующих детей. Те, кто решился завести второго ребенка, могут рассчитывать получить от правительства сумму в 250 тыс. рублей. Но в России деньги эти могут быть потрачены только на ребенка: положены на его личный счет, на образование, на медицинское страхование. Так в России защищаюся от появления «ненужных» детей.
       Если уж речь зашла о демографической ситуации, то стоит сказать, что русские (если можно так выразиться) россияне обеспокоены тем, что национальный состав их страны изменяется в сторону того, что собственно самих русских в стране становится все меньше. Но если взрослые высказываются в этом плане довольно осторожно, молодежь склонна действовать. В городе есть радикальные молодежные объединения профашистского толка, со слоганами вроде «здесь хозяева славяне – чужакам пора домой!» и им подобными. Ставрополь относится к тем российским регионам, где регулярно происходят стычки на почве межэтнической ксенофобии. Конечно, до столичного «размаха» ставропольским «скинам» далеко. Но иногда бывают нешуточные всплески активности. Весной в Ставрополе разразилась самая настоящая «война» между скинхедами и так называемыми «нацменами», поводом к которой послужило убийство чеченского студента. Многие горожание во время конфликта просто боялись выходить из дома.
       Близость к Чечне накладывает определенный отпечаток на жизнь города. В Ставрополе живет много семей военных, которые служили или сейчас служат в Грозном и в других регионах Чечни. По циркулирующим здесь слухам, несмотря на относительное информационное затишье, в Грозном довольно неспокойно, люди в форме российской армии до сих пор не могут себя чувствовать там себя в безопасности. В самом же Ставрополе много людей в униформе – как военной, так и различных ведомств – от ФСБ до прокуратуры. Может быть, поэтому город показался мне немного «милитаризированным». Он даже ассоциативно чем-то напомнил мне Севастополь.
       Несколько слов о спецслужбах. Учитывая близость Ставрополя к «горячим точкам», иностранные государства довольно щепетильны при выдаче виз военным и членам их семей. Нам рассказали курьезный случай со знакомой из Ставрополя, когда посольство одной из европейских стран отказало в выдаче визы за наличие фотографии на сайте «Одноклассники.ру» в военной форме и со снайперской винтовкой в руках. Курьез состоял в том, что и униформа и винтовка брались только как аксессуар для фотоснимка. Теперь и фотографии той на сайте давно нет, а визу – все равно не выдают. Пожалуй, подозрительность – черта всех спецслужб, без учета национальной принадлежности. Когда мы только ехали в Ставрополь, наш попутчик по купе Алексей рассказал, что подавал документы в региональное отделение ФСБ. На собеседовании ему напомнили, что оказывается, он не голосовал на последних общероссийских выборах. Объяснение парня видимо, не устроило чиновника, и в работе Алексею было отказано. Такие вот издержки демократии.

       Отношение к московской власти в крае двоякое. С одной стороны, здесь отчетливо недолюбливают москвичей. За то, что более богаты, за то, что выкупают недвижимость и другие лакомые кусочки на курортах и в регионах. С другой стороны, здесь уважают Владимира Путина «за то, что он сделал для России», но при этом не жалуют «единороссов» - так как те «давят остальных». Ставропольчанам все еще непривычно видеть на посту нового Президента России Дмитрия Медведева, многие недоверчиво отнеслись к такому переходу власти: «лучше бы Путин остался на третий срок». Одна частная предпринимательница осторожно высказалась в том плане, что президент Путин не выполнил своих предвыборных обещаний, мол, обещал дать послабления мелким российским предпринимателям, но не сдержал слова. Однако при этом заметила, что Путин в целом был хороший Президент для России, молодец и красавец, хм… «особенно на фоне вашего Ющенко!».
       Украинского лидера Ющенко вообще считают «купленным» президентом, а все украинское правительство – марионеточным, управляемым из США. Спорить на эту тему с россиянами просто бессмысленно, для них это давно доказанный, неопровержимый, и 100% установленный факт. В ходе небольшой полемики я в шутку сказал, что россиянам никто не мешает проплатить следующую президентскую компанию в Украине и посадить своего президента, но в ответ лишь вздохнули и надолго задумались.
       В те дни эмоционально чувствовалось, что простым россиянам не нужна война, не нужна конфронтация, они желают мира и дружбы со всеми своими соседями. Только радио и телевидение нашептывает свои императивы, разогревая на всякий случай воинственный дух у своих граждан. Утром, когда мы уезжали, автомобильное радио тихо проигрывало слова очередного патриотического хита Олега Газманова: «Только знамя не должно упасть, сын подхватит знамя у отца…». Мы уехали из Ставрополя 27 июля, за две недели до начала грузино-осетинского конфликта. Жизнь в городе текла медленно, размеренным и мирным чередом. Люди работали, отдыхали, занимались личными делами, редко отвлекаясь на происшествия во «внешнем мире».

       Сейчас я думаю, что если бы вдруг город Ставрополь со всем своим населением неким чудесным образом перенесся куда-то на просторы Украины, то, несмотря на неизбежные мелкие шероховатости, и окружающие, и сами ставропольчане не увидели бы особой разницы, настолько схожим, по большому счету, показался наш мир.
       Но так было «вчера». А как будет «сегодня»?