Теодолит

Юрий Басин
       Почти в самом начале моей работы в институте меня однажды вызвал к себе главный инженер и познакомил с двумя довольно молодыми людьми, как оказалось - оперативниками местного отделения КГБ. Они попросили сделать им как можно более компактный и достаточно чувствительный металлоискатель. Он им был нужен для поиска тайников разных валютчиков. Для этого они использовали серийный армейский миноискатель, но он был громоздкий, неудобный и малочувствительный. Я сделал металлоискатель с требуемой высокой чувствительностью, который помещался в небольшом портфеле. Ребята остались им довольны, и рассказали мне несколько забавных историй из своей практики. Одну я запомнил.
       Получили "сигнал" о том, что некий старый армянин хранит дома золотишко в тайнике за одним из кафельных изразцов голландской печки. Так как источником информации была жена старика, решили как-то прикрыть её, и имитировать на месте поиск с помощью какого-нибудь прибора. Тогда у них ещё не было даже миноискателя, и они притащили с собой теодолит, которым пользуются строители и топографы. Дескать, тёмный старик вряд ли знает, что это такое. Установили теодолит посреди комнаты, поводили им в разные стороны, потом навели на заранее известный изразец и сказали "Здесь!". Извлекли из тайника несколько десятков золотых царских червонцев.
       Пока шла вся эта операция, старик молча сидел в углу на стуле, а когда его стали уводить, он сказал: "Одного не понимаю, зачем надо было теодолит приносить? Я же знаю, что меня сука жена заложила!"