Чертовщина. Гл. 11. Случайный попутчик

Михаил Горелов
       В воскресение ребята решали, что делать с деньгами. Свалившаяся на них сумма казалось непомерно большой. Решили купить новую машину, кое-что по мелочи, полмиллиона перевести в детдом, в котором они воспитывались, а остальное положить в банк. Мой поезд отходил в три часа по местному времени. Сынок хотел показать мне город, но стоял сильный мороз, и мы съездили только в храм, построенный на месте убийства царской семьи. Я был в Екатеринбурге несколько лет назад. Храма тогда ещё не было. Стояла лишь деревянная часовенка. Сейчас построили красивый и большой храм. Некогда тут стоял дом инженера Ипатьева, в котором и произошло зловещее убийство. По приказу первого секретаря обкома КПСС небезызвестного Ельцина этот добротный дом снесли, лишив город и страну исторического памятника. В просторном храме было тихо и уютно. В нижнем этаже разместился музей. Шла бойкая торговля сувенирами. Я тоже прикупил себе на память : пару иконок с изображением царственных страстотерпцев, землю с места их убиения, фотографии храма. Я всматриваюсь в лица царских дочерей. Обыкновенные девушки, совсем не похожие на принцесс. Старшую из них хотели выдать за румынского принца, да что-то не склеилось, а ведь если бы это произошло, она избежала бы лютой смерти! Красивая и надменная царица чем-то напоминала строгую директрису женской гимназии. Царь- ни дать ни взять- обыкновенный гвардейский полковник, каковым в действительности он и являлся по званию. Парнишка в форме, какой уж там наследник! Скорее всего, он похож на суворовца или «сына полка»! И вот эту дружную семью расстреляли здесь, на этом месте! Заодно, до кучи, расстреляли и их верных слуг, разделивших участь царственных мучеников до самого конца. Заметьте, от революции к революции, участь монарших семей всё хуже и хуже. В Англии короля Карла Первого судили и обезглавили, но его жену и, главное, сына не тронули , что позволило сыну впоследствии занять английский престол под именем Карла Второго ( выходит, нынешний наследник престола принц Чарльз, заняв престол, станет Карлом Третьим?). Во Франции короля Людовика ( №16) тоже осудили и казнили, но чуть позже его участь разделила и жена. Их сына отдали на воспитание … сапожнику, который научил бывшего принца поносить матом своих казнённых родителей! Вскоре этот принц-сиротка умер. У нас уничтожили всю царскую семью! Мало того, убили всех близких родственников царя, находившихся в то время на территории, занятой большевиками, в том числе брата царя Михаила. Синхронность и согласованность этой операции не оставляет сомнений, что она проходила под руководством Москвы и имела целью устранение всех вероятных претендентов на Русский престол, прежде всего самого Николая, его сына и брата. О болезни Алексея, которая вряд ли позволила бы ему стать полноценным царём, тогда мало кто знал. Это было важнейшей государственной тайной. Большевики добились своего: легитимных претендентов на престол, как и в Смутное время, не осталось! Дядя царя бездетный Николай Николаевич и двоюродный брат царя Кирилл, встретивший революцию с красным бантом на груди, вряд ли могли считаться таковыми, но, оказавшись за границей, оба предъявили претензии на царский трон. Они умерли почти одновременно, возможно не обошлось без ГПУ. Когда при Ельцине у нас привечали сына Кирилла, который ,говорят, в своё время сотрудничал с нацистами, его жену и их толстощёкого отпрыска ( все трое говорили по-русски с сильным акцентом), это вызывало не у одного меня сильное недоумение! Вот какие грустные мысли навеяла мне простая бумажная иконка!
       Сынок проводил меня на вокзал, посадил на поезд. Моим соседом по купе оказался пожилой мужчина. Познакомились , разговорились. За окном уже бежали пригороды. Мужчина оказался профессором из Уфы, преподавателем философии. Я рассказал ему о посещении Храма на Крови. В ответ он поведал мне множество интересных вещей. Оказывается, во многом был виноват сам Николай. Вынужденный отречься от престола, он сделал это с грубейшим нарушением закона о престолонаследии, принятом его прапрадедом Павлом первым. Дело в том, что отрекшись от престола сам, он отрёкся и за своего сына Алексея, на что не имел никакого права! По закону, после отречения Николая , его сын должен был быть провозглашён императором Алексеем Вторым. Брат царя Михаил Александрович, скорее всего , был бы назначен регентом при малолетнем императоре. Сначала сам Николай склонялся к этому варианту. Это было днём 1 марта 1917г, но вечером 2 марта он вручил представителю Думы Гучкову окончательный вариант отречения, где он отрекался и за сына. Таким образом, новым царём должен был стать под именем Михаила Второго младший брат Николая Михаил Александрович. В будущем Алексей мог оспорить решение отца и предъявить свои права на престол. Таких случаев в мировой истории сколько угодно! Обычно они выливались в междоусобицу и гражданскую войну. Кстати, за неблаговидный, недостойный Великого князя поступок- Михаил отбил у своего подчинённого жену и женился на ней, дважды разведённой женщине- в 1913г. Николай лишил брата права регенства. 3 марта 1917г. в Петрограде на квартире князя Путятина, по адресу Миллионная, 12 , решалась судьба России. Несколько видных политиков уговаривали Великого князя не принимать престол в столь тревожное время. Уговорили … Даже составили текст отречения. Михаил отнюдь не был трусом. Боевой генерал ( царь, напомню, был полковником), командовавший на фронте «Дикой» дивизией, затем корпусом не осмелился взвалить на себя бремя монаршей власти. Оба отречения напечатали одновременно пятого марта. Текст отречения Михаила был составлен очень туманно. Он не отрекался от царской власти окончательно, а передавал решение вопроса на усмотрение будущего Учредительного собрания. Возможно, он хотел отдать дань давней традиции, ведь его возведение на престол было не совсем легитимным. Например, Борис Годунов при избрании на царство разыграл целую комедию, когда народ долго умолял его принять царскую власть! Если бы Михаил просто отрёкся от царской власти, венец перешёл бы следующему по старшинству мужчине из дома Романовых. Кстати Закон о престолонаследии 1797г. был не строго салическим, и допускал, в самом крайнем случае, приход к власти представительниц женской ветви династии. Брасов- сын Михаила от морганатического брака претендовать на престол никак не мог. Так или иначе, братьев Романовых ждала печальная участь погибнуть от комиссарской пули в 1918г. В ту пору одному было сорок лет, другому- пятьдесят.
       Я интересуюсь историей, много читаю, люблю исторические фильмы, но о многом из того, о чём рассказывал мне мой попутчик, я слышал впервые.
       За вагонным окном проплывают заснеженные леса, полустанки, станции, рабочие посёлки, невысокие Уральские горы. Родная земля! Хороша ты и летом и зимой, зелёной весной и золотой осенью! Нет тебе ни конца, ни края! Не счесть твоих богатств, не перевидеть твоих красот, не надышаться твоим воздухом! Но главное твоё богатство-люди! И не богатством они богаты, не хитростью, но правдой и душевной чистотой! Только вот бед и несчастий выпало на долю этих людей не в меру много! И мы с попутчиком всё ехали по Уральским просторам и всё обсуждали многострадальную нашу историю.
       За окошком темнело. Ночи зимой приходят рано. Мы сели ужинать. Достали нехитрую снедь. У обоих нашлось по непременной бутылочке. Под рюмочку разговор пошёл веселее. Попутчик рассказал ещё об одной затее царя, которая в дни Февральской революции сыграла роковую роль. В 1915 царь снял своего дядю Николая Николаевича с поста Верховного главнокомандующего и занял этот пост сам. Говорят, что царь не отличался талантом полководца, и ,фактически, всем заправлял генерал Алексеев. Не в этом суть, и не беда, что самодержец имел чин полковника. В следующей войне один командующий в чине ефрейтора умудрился захватить большую часть Европы , но противник, который его победил, закончил лишь духовную семинарию! Да и его заместитель, знаменитый маршал Жуков, военных «академиев не кончал»! Беда в том, что царь большую часть времени проводил не в Петрограде, а в Ставке, расположенной в Могилёве. В роковые дни революции в столице его не было, а его жену-немку , которая была в Петрограде, народ страшно не любил. Если бы в ту пору царь был в столице, возможно события приняли не столь трагичный оборот. Николай слишком поздно выехал в Петроград, и его ,попросту, туда не пустили. Отречение он подписал в своём поезде на станции Псков. Ну а дальше был длинный трагический путь, завершившийся в подвале ипатьевского дома...
       За окном- море огней. Подъезжаем к Челябинску- столице Южного Урала. На вокзале мы с профессором вышли на перрон проветриться, уж очень жарко натопили в вагоне. Потом снова было застолье, а там и спать подошла пора.
       Приснился мне сон: я в кабине лунного тренажера. Снова отрабатываю посадку. Внизу- камни, скалы, крутой уклон. Надо сбрасывать шасси и уходить на орбиту. Тут я просыпаюсь. Сосед уже собирается. Скоро Уфа. Мы сердечно прощаемся с моим попутчиком. Я вновь ложусь спать. Новый сон. Теперь я за рулём мотоцикла. Несусь куда-то по шоссе. Внезапно оно кончается. Вдруг пропасть! Я лечу в бездонную бездну, и… просыпаюсь. Приснится же такое!
       Мотоцикл был моей заветной юношеской мечтой, но возможность его приобрести появилась только после того, как я устроился работать на завод. В те годы у потенциального покупателя мотоцикла выбор ограничивался отечественными моделями да чешской «Явой». Самыми дешёвыми были «Минск» и ковровский «Восход», средние «ИЖи» стоили дороже. Самыми дорогими и дефицитными были тяжёлые «Урал» и вездеход «Днепр». Мне приглянулся спортивно-дорожный мотоцикл «ИЖ-Планета-спорт». Эта машина стоила дороговато- тысячу рублей. По тем временам довольно солидная сумма. Однако этот мотоцикл развивал 140 км. в час, больше чем любой другой советский дорожный мотоцикл. Мне очень нравился также и спортивный, «хищный» дизайн этой машины. Скопив деньжат, я её приобрёл, несмотря на отчаянные протесты моих родителей. Целый год я лихо гонял на этом чуде. Особенно я любил катать девчонок. Моё сердце радостно замирало, когда я чувствовал, как пассажирка, крепко обнимая меня, прижимается к моей спине сиськами и дрожит от страха и возбуждения. Моё увлечение мотоциклом кончилось внезапно. На моих глазах погиб мой друг. Не успев притормозить у перекрёстка, он врезался в кузов грузовика. Когда его хоронили, на лбу покойного был отчётливо виден отпечатавшийся шестиугольный след головки болта. После этого случая я продал свой мотоцикл. Мой сон напомнил об этом давнем увлечении.
       Поезд проехал Кинель. В кинельском районе находится моя дача. Скоро Самара. Пора собираться!
       На следующий день в обеденный перерыв я забежал к Фоминой. Попросил напомнить, когда День Рождения дочки. Я помнил, что он в феврале, но точную дату запамятовал. Оказалось, через два дня. При моём появлении Лена опять покраснела как школьница. Ну что за хроническая болезнь эта любовь! Неужто она так долго не проходит?! Я пообещал, что зайду на День Рождения Лизоньки, занесу подарок. Вечером я зашёл в магазин игрушек, купил дочке большой кукольный дом.
       В пятницу после работы я заглянул к Фоминым. Дверь мне открыл Олег, неулыбчивый муж Лены. Он воевал в Афгане, получил там ранение в челюсть. Смеяться ему было больно. За праздничным столом сидели маленькие девчонки – подружки Лизы и её младшая сестра. Мой подарок вызвал у них неподдельный интерес. Другой подарок я потихоньку вручил Елене, велев вскрыть его потихоньку от всех. В прямоугольной пачке, завёрнутой в цветную фольгу и перевязанной кокетливым бантиком, таились три миллиона рублей. Чёртовы деньги! Я твёрдо решил наделить деньгами всех своих детей.