глава 3

Андрей Александровв
До конца дня Александр так и не раскрыл себя, выключив на всякий случай мобильник, если Грымов позвонит. Всё прошло славненько. Закончилось затемно.
-Слушай, а что тебе сейчас вечером ехать. Пошли ко мне, у меня здесь теперь комната хорошая. – предложила вдруг Саше его новая знакомая.
- Да можно.
-Ну отлично. А, да ты там наверно был. В ней как раз Танюха жила, а теперь она моей тётки двоюродной отошла, она меня и поселила.
По дороге в магазинчике при автосервисе взяли бутылочку Рейнского, Александр про себя помолился, что бы Господь во время включил ему тормоза, во избежание греха прелюбодеяния.
Комната сменив хозяйку почти не изменилась. В глаза бросалось только то, что опустели книжные полки.
Аня быстро соорудила небольшой ужин (плитка и раковина были прямо в комнате). Сели только выпили по полстакана. Раздался какой то странный звук. Аня сперва замерла, потом вскочила и взяла в углу телефонную трубку.
Да, это был телефон, огромный, старинный, с кондовым механическим звонком, почему Александр и сразу т не узнал звук, давно таких не слышно.
Разговор был недолгий. Аня произносила в основном местоимения, предлоги, и междометия. Она была радостно испугана. И окинув комнату несколько лукавым взглядом, и произнесла:
-Игорь идёт. Подумает ещё что, что я за старое… Бутылку лучше убрать -- и она с ней выбежала. И куда-то спрятав, пошла открывать дверь.
Вскоре в двери к своему удивлению Александр увидел опера Сворина.
-Отец Александр ! Вы здесь что? Не ожидал Вас видеть. Приятно удивлён.
У Ани отвисла челюсть.
-Ой, до ты,.. Священник,, ой извини.,. извините,.. что я так, запросто с Вами – стала она тараторить, не дав толком Александру и Игорю поздороваться.
-Полно Аня, --сказал Александр, и, повернувшись к Сворину – а я вот тут на чин освящения приезжал, очень рад был видеть Анну. Решил вот в гости зайти.
А Аня уже успела выбежать и вбежать, держа в руках долитую водой бутылку
-О, у меня ради такого дела есть. Я видите с алкоголизмом завязала, и спокойно теперь могу хранить для дорогих гостей..
Сели выпили, поели, обменялись стандартными фразами.
Сворин, кажется, хотел сказать что-то волнующие но не мог начать. Дожевав последний кусок колбаски начал:
- Не выходит всё-таки у меня из головы это дело, по убийству в церкви. Много мне не ясно, хотя кажется подозреваемый, сам сознался, объяснил как всё было, всё сошлось. Но… -- он сделал паузу убирая под стол пустую бутылку.
- Ну и что «но»…
-А, вот. Если взглянуть на дело с психологической, и даже, скажем, с философской точи зрения много неясного. Ну во –первых сама личность этого Митьки. Откровенная мразь вообще… ну, наверно правильней сказать «несчастный падший человек». Здесь он оказался после зоны, сидел за бытовуху, пырнул в пьяной драке кого-то ножом, говорят мерзко, из-за спины, когда тот уже драться закончил. Вот. А здесь получил комнатку в железнодорожном бараке. Якшился с бомжарами, но и они его не любили.
-В курсе.
-О, даже до Вас дошло. Циганом его звали почему-то, похож внешне. Но местная циганская община, его ни когда своим не считала. Человек был крайне низкого интеллекта,и интересов. Ни когда за ним ни кто не замечал интереса, скажем, к религии, ну и что-то типа того…
-Да, редиска он был, отец Александр – поддержала Аня. Сворин продолжал:
-И кажется простая картинка, напились, не поладили. Убил, а про Бога , Сатаны так придумал. Но что-то как-то складно он говорил, и умно. Психиатр, а экспертиза сама по себе была, говорил что шизики, алкаши когда белку словят бредят согласно своему уровню интеллекта. Бывают говорит исключения но редко. А он, Митька, даже они отметили, говорил умно, складно, библию цитировал точно. Хотя наверно читать уже разучился. И телевизор даже не смотрел, негде. И какой напрашивается вывод?..
-Какой же?
-А что кто-то ему это внушил, зазомбирвал что ли. Вот. А ладно – Он потянулся к сумке и достал бутылку « Московского» --как Вы ещё накатить.
-Да не против.
-Хотел начальству подарить, но раз такое дело. Не каждый день с попом, извиняюсь. Со священником пить придётся..
-И мне с ментом, извиняюсь, с милиционером…
-Ань, сделай ещё закусочки..
Выпили..
Последовало ещё несколько стандартных несколько пьяных фраз..
Очередь задать интересный вопрос была у Алексндра. Резким движением, как выигрышную карту, он шлёпнул на стол визитку:
-Этого человека знаите?
Игорь прищурив глаз рассмотрел визитку под разными углами, и с ухмылкой сказал:
-Знаю.
Многозначительная пауза. Почувствовав, что заинтриговал продолжил:
-Он, тоже в церкви, но не православной, а даже и не знаю, ну из Штатов ноги у растут, знаете таких.
-Знаю.
-Занимается он немного перевоспитанием нарков, алкашей ну и тому подобного..
-Так. Так…
-И что он собственно у нас делал.. Давай ещё по рюмахи..
Дали
-Он одного парнишку… Аня как его звали?
-Виталик.
-Да, Виталю, он и не нарк, так расп*****, извиняюсь, травой баловался.
-Да хороший пацан –- вставилась Аня.
-Да, вот. И этот самый товарищ. Взял его себе на перевоспитание, Что Бог ему поможет, бог его прости, и так далее, так далее. Но что-то там не заладилось, и Виталик наш от туда дёрнул прихватив стары магнитофон, касетник, МОНО! И Сергей этот, это ему ни как простить не мог, всё здесь бегал, суетился, к нам, в прокуратуру, что бы парень был посажен. Очень ему хотелось, просто противно, такая скотская мелочность и мстительность.
-Посадили?
_ Не знаю. Уехал тогда.
-Да. но быстро по амнистии пошёл. Сейчас в Москве говорят -- внесла комментарии Аня.
-Во. И что я в связи с этим вспомнил, фильм один, французский, как назывался не помню.
-Там в общем, зек, звали его… звали его Жан Вальжан с зоны едет, и заходит к епископу.. и как там дольшн.
-Вы наверно про историю с серебром..
-О, да.. – и Сворин даже указал вилкой.
_я не смотрел, читал, это Гюго, «Отверженные». Да понимаю о чём Вы – и хотя Сергей ему был весьма несимпатичен, он решил сохранить объективность – ну там епископ был наверно достаточно силён духовно и прозорлив, и смог углядеть в Жане Вальжане искру Божую.. А ведь есть люди, ну просто, им не поможешь уже. И лучше действительно на зону, что бы другим жизнь не портили..
-Виталя таким не был –строго вступилась Аня.
-Да, и Серёга этот ведь тоже из себя чго-то строит, он поп у них там, и ли даже больше, по типу епископ. И если он сам парня пригласил, то его ошибка, что не получилось, он отвечать должен. И вообще – похоже Сворину захотелось о наболевшем -- я понимаю, если от кого говоришь, должен тому соответствовать. А Серёга этот про любовь Бога потрепать мастер. У нас тоже, два урода, мужика, ну под мухой, ответил им грубо, так отходили, инвалидом стал… А у нихна шевронах Российский флаг, значит, типа, Россия своих сыновей п****. Ка Вам это, святой отец..
-Да понимаю. и у нас не все соответствуют..
-Да ещё деталь, у меня друган, из братвы в прошлом, в Афгане был, он сказал, что видел этого хмыря, ну сосем в другом месте, вот только где не помнит. И ещё, я по обыкновению, решил поднять по нему. И что. Ничего. Ну вроде где-то такой рождался, а дольше ноль, пусто.
-А мог я его, здесь в церкви видеть, ночью..
- Ну, ну наверно со страху, и если травку курнуть…
-А там у церкви..
-Много подозрительных лиц крутится. Есть такое, но даже я, опер, этот вопрос проконтролировать не могу. Много. Но серьёзного криминала, кроме вышеописанного случая не было… Давай по последней, и спать.

Ночью Саша, несколько протрезвев, проснулся. Он решил, раз не сделал с вечера совершить молитву. Вышел во двор, и увидел женский силуэт, светящийся в лунном свете. Он вздрогнул, не Катя ли это. Нет это была Аня. Что она делала, может тоже молилась, может просто…
Он, конечно, не стал окликать…

Проснулся он, уже было совеем светло. Первым делом он вспомнил, что согрешил таки перед женой, не обзвонившись и заставив нервничать. Исправил. И только потом заметил, что один в комнате. На столе была записка, с пожеланиями всего хорошего и информацией, что завтрак на столе, и уходя ничего самому не закрывать, а постучать соседу в дверь с табличкой «Готлиб Э. А.»
Когда в завершение завтрака Александр потянулся за баночкой растворимого Нескафе, он услышал за спиной голос:
-Александр Андреевич, не хотели вместо этого настоящего кофе. Приглашаю Вас ко мне.
Александр изумлённо обернулся и увидел худого мужчину с длинным носом.
-Меня зовут Эдуард Аронович, прошу.
Они поднялись по старинной винтовой лестнице на третий мансардный этаж. Это была художественная мастерская.
-Вы художник.
-Реставратор, Здесь же вместе с лесничеством музей-заповедник, старинная усадьба. Ну сам немного творю. Вот там, посмотрите если хотите, пока я кофе завариваю.
Не знаток в искусстве Саша искусством работы Готлиба не нашёл. «Рисованные фото». Карандашные портреты, большая часть Ани и Татьяны, открыточные пейзажи парка, Церковь облагороженная в своей ветхости (закос под Левитана). Но вот одна работа Александра привлекла. И художественно и содержанием. Это был вид всё той же церкви, со стороны кладбища. Дождь, туман, всё решено в серых тонах, только пара могил с покосившимися крестами на переднем плане прорисованы чётко. Дале всё расплывчато, какие-то силуэты, не-то памятники, не-то люди. И вот оно: фрагментик человеческого силуэта, чуть различим в тумане между прочих теней. Но чётко видны тот самый стоячий воротничок и кудряшки.
- Скажите, а на этой картине, кто изображён?
Эдуард Аронович, колдующий что-то с туркой, немного замер.
-Видите ли я эту картину писал в очень тяжёлый день, день несчастия – он видно говорил неохотно, но потом вдруг вспомнил – А да Вы же в курсе, это убийство Елены, Аниной подруги. Дело в том. Что Аня, я скажу честно, мне очень дорога, я даже был в неё влюблён, Ну это так. У неё всё образовывается, и я только рад. Так вот. В тот день Аня взяла, украла, у меня деньги, И я нет не из-за денег, из-за неё переживал, очень слабо сказано. Они собирались встретиться с Еленой, выпить или, как они говорили, ширнуться. А собирались они там. И у меня было страшное предчувствие. Кладбище - их обычное место встречи, и я туда несколько раз ходил, стоял там. А потом когда сказали – там труп женщину, у меня всё потемнело в глазах. Но к счастью для Ани. Она там не оказалась, по чистой случайности. Смех сказать, порвала штаны, зашла к приятелю попросить зашить, а там милиция наркотики искала, ну и её на ночь. И может это спало ей жизнь. Давайте, кофе готов.
Мансарду наполнил действительно чудесный запах.
-Я понимаю, но мой вопрос всё-токи кто вот у Вас здесь изображён.
Сняв напряжение первым глотком, Готлиб продолжил:
-Ну, потом узнал что не Аня. Пришёл домой весь мокрый. И что бы согреться и успокоится, ну понимаете. А я вообще почти алкоголь не употребляю, тем более когда работаю. А здесь вдруг внезапный порыв, понимаете. Вот, писал не с натуры, а свои переживания что ли. Ну не знаю, что там написал. Сейчас, сейчас… Не знаю, может это тумба с навершьем.
-Нет, это человек, девушка, вот шея, воротник, волосы.
-Может быть, но я говорю, был тогда в очень странном состоянии. Что было точно не помню. Ладно, давайте спокойно попьём чудесный напиток. Вот тортик. Можете чуток бальзамчика.
Кофе был замечательный, и хорошо согрел.
- Ну, моё творчество Вас не вдохновило, да я и сам смотрю критично. А как ват картины которые у меня в мастерской на реставрации.
Александр окинул мастерскую взглядом. То, что он видел – декоративная живопись, века наверно восемнадцатого – начала девятнадцатого, пейзажи, на их фоне античные персонажи.
-Смотрю, и это Вас не тронуло. Но есть то, что возможно Вас заинтересует. И, знаете, мне будет интересно Ваше мнение.
-И чем же.
-Здесь есть несколько картин на библейский сюжет. Я не знаток, хотя мой прадед был ребе, и не могу точно определить, что это за моменты из Святого Писания. Нет. я уже консультировался, но мне будет интересно и Ваше мнение.
Он допил кофе, и жестом пригласил Александра чуть пройти.

Как Вам эта работа, не правда ли , интересно.
Готлиб подвёл Александра к достаточно большой картине. На ней по всей поверхности были изображены несколько групп людей, из каждой вперёд выделялся один или два «лидера», мужчины лет сорока пятидесяти.
-Заметьте, Александр Андреевич, в картине явное влияние канонической православной иконописи. Отсутствие перспективы, здесь смотрите цветочки, камушки типичные для сцен жития святых. Но это не фреска, не икона на доске, а именно холст, масло. Время конец восемнадцатого века, неизвестный мастер. Видите, одежда на персонажах именно эллинская и иудейская, в то время как мастера, скажем, века шестнадцатого, одевали библейских персонажей согласно своей эпохи.
Саша со знающим видом кивал головой.
-И ещё, заметьте, у тех персонажей, что выделяются, художник пытался изобразить руки в канонических жестах.
-Вот именно, что пытался – Саша, к стыду понимающий, что знаток иконописи не лучше, чем собеседник, всё-таки кажется смог себя проявить – где-то у него это удалось, а где-то нет. А интересно, на некоторых из них есть нимбы, на некоторых нет..
-А я вот то же это хотел сказать. Мне вот что кажется, это как бы изображены различные философские школы, как христианские, так и нет. Этот эллин, явно похож на Платона, как его обычно представляют, а вот персонаж в типичной одежде фарисея, а вот этот с нимбом, может кто-то из Апостолов или Святых Отцов. Как по вашему?
-Очень может быть. И чем я могу Вам помочь.
- Хотелось бы знать, кто именно здесь изображён.
-Ну, я наверно склонен. Как и Вы, к мнению. Что это некоторая имитация иконописи, автор был не очень компетентен. Изображения не соответствуют каноническим.
Но всё таки картина Александра заинтересовала, с неё он как бы ловил чей-то взгляд.
-А кто по Вашему это? - спросил он Готлиба, указав на человека в самом заднем ряду. Чей взгляд с картины он почувствовал.
-А, ну это наверно просто, так сказать массовка, юноша.
-Юноша? А, по моему, девушка, вот немого открывается туловище. Немного выпукло. Ещё какая тонкая длинная шея.
-Но причёска, и в библейские времена, и времена написания картины таких не носили. Хотя может быть.
-И ещё – продолжил Александр – автор не очень, смотрю, с задними рядами трудился, шаблонные лица, ноги, даже не поймёшь где чьи, как по шаблону.
-Да типично, для Византийской иконописи и последователях в лёгких сандалиях.
-А у неё и лицо, заметьте, не обычное, тщательно прорисовано. И вот её стопы, без обуви и стоят на каком-то предмете..
-Да, да. Доска какая-то. И над стопами автор потрудился, прописаны чётко. Подчёркнутая белизна, тонкая щиколотка. Да, вы правы, это девушка.
-А ну-ка… – Александр, быстро поднёс картину самого Готлиба – смотрите! Этот силуэт, и очертания девушки на картине, Один к одному, только здесь, но это одежда, причёска другая, время прошло.
-Ну трудно судить, тут только голова и небольшая часть торса видна, здесь и того меньше. Какая может быть связь. А кто по-вашему может быть эта девушка? У вас есть соображения.
_Да пока не могу сказать. Праведных христианок в основном с покрытой головой изображали. Но конечно мне самому очень интересно..
-А дайте мне адрес электронной почту, или факс, я перешлю вам сканированное изображение, этой и ещё нескольких картин. Вы в спокойной обстановке подумаете. Это может и для церкви быть полезным, господин Грымов просит меня поучаствовать в реставрации церкви, Есть мнение, эти работы как-то с ней связаны.
Александр дал свой адрес в сети, и они тепло попрощались.

Только он вышел? начался дождь. Холодный осенний.
Александр решил ещё раз дойти до церкви.
На встречу ему попался один из мужичков, что был вчера, Александр ему улыбнулся, но, погружённый в себя, тот не заметил. Рядом с храмом на дороге лежал мешок с мусором от вчерашней трапезы. Он лопнул, и несколько пластиковых тарелок с налипшим и укропинками были раскиданы.
Дождь усиливался. Всё более напоминало картину Готлиба. Вскоре Саша услышал шум, две собаки загоняли кошку, похоже ту самую. Он схватил дубинку и бросился, собаки оказались очень трусливы. Но вот кошке похоже помощь была не нужна. Он посмотрела строго, и скрылась в ту же сторону, что и собаки.
А дождь и туман всё сильней. Александр провёл, наверное, с полчаса, вглядываясь в кладбищенскую хмарь. И здесь он вдруг опомнился: А что он здесь ищет? Что ему надо? Зачем ему кого-то там увидеть? Он тогда наверно действительно сделал правильно, с Божьей помощью, всё здесь устраивается… Зачем ещё что-то искать? Он решил зайти в церковь, там помолится, и уехать.
Уже выходя из церкви, он заметил свежие автомобильные следы. Кто-то подъехал, развернулся и уехал, наверно ночью. При чём сделал он это не с дорожки к автосервису, как-то по другому, а там плохая дорога.
Александр рассмотрел следы. Затем ему пришла идея попросить кого-нибудь с автосервиса подойти, они-то определят что за марка, ещё что может скажут. Он готов был заплатить.
Двое работников среднеазиатской национальности сперва не поняли. А поняв спросили:
--А зачем тэбэ, ты мэнт, мэнт сам умэт должен.
-- Нет, я не из милиции, я.. , ну мне очень надо.
--Э, слущай, я так скажу… там ночью говорят сам Шайтан приходыт. Это наверно сказка, но я туда ночью не пойду, и за дэнги… он на Хамере приходит.. Американский машина такая.. Понимаешь..

А в маршрутке Александр ещё вспомнил странность – а откуда Готлиб узнал его отчество.