Гродненские полки

Александр Севенко
       Гродненские полки в X - XIII веках

       Военная история Принеманья в эпоху Древнерусского государства и феодальной раздробленности XII – XIII веков малоизучена. Однако страницы древнерусских летописей пестрят сообщениями о дальних походах войск гродненских князей, свидетельствуют об их внушительной военной силе. В связи с этим рассмотрим историю становления и развития военной мощи Гродненского княжества, место и роль гродненских полков в военной организации и политике Древнерусского государства.

       Принеманский край издревле находился на пересечении торговых путей, что определило его важное стратегическое значение. По Неману проходило ответвление пути «из варяг в греки». Здесь шли и торговые шляхи из Польши на Русь, из Киева и Волыни на Балтику. Одной из важнейших статей дохода казны Древнерусского государства были доходы от международной торговли. В связи с этим киевские, туровские и волынские князья стремились, используя военную силу, утвердится на торговых путях Понеманья, основывали здесь опорные пункты, проводили политику колонизации. Так, в конце X века, при великом князе киевском Владимире, был основан город Гродно (8,147). Древнейшее название города было Городен или Городно (От слов «городить» (ограждать) или «городня» – блок дерево-земляной крепостной стены). Название говорит о том, что Гродно изначально был основан как крепость – огражденный городнями замок на высоком обрывистом мысу - Замковой горе, у слияния Немана и Городничанки. Место расположения крепости позволяло контролировать торговый путь по реке Неман и осуществлять активную экспансию в Понеманье. Город располагался в глубине так называемой Черной Руси, земель, заселенных балтами.

       Окруженный дремучими пущами и болотами, по Неманской водной артерии и ее притокам через Волковыск, Слоним и Новогрудок город поддерживал активные связи с другими русскими землями, в первую очередь с Волынью, Киевским княжеством и Турово-Пинской землей. Летом по Неману шли торговые ладейные караваны, славянские воины совершали походы в глубь балтских земель, иногда в отместку за нападения на купцов, а также для сбора дани. Зимой, когда река покрывалась льдом, отрезанный от большой земли замок отражал многочисленные нападения свирепых балтов. Значительную опасность для купцов и горожан представляли варяги, которые бороздили на своих ладьях Неман как со стороны Балтики, так и со стороны Руси. Стремясь закрепить Черную Русь за Древнерусским государством, обезопасить торговые пути от набегов, киевский князь Ярослав Мудрый совершил ряд походов против балтов в Принеманский край (4,34), в 1044 году основал замок в Новогрудке (7,302), укрепил замки Гродно, Волковыска и Слонима.

       С первых дней своего существования в гродненском замке размещался гарнизон, состоящий из профессиональных воинов. В военное время он усиливался ополчением, собранным из местных жителей. Ополчение представляло собой тяжелую и легкую пехоту, делилось на десятки (или «копья») и сотни. Руководил ополчением тысяцкий, один из приближенных «мужей» князя (1,46). Костяк гарнизона составляла отборная княжеская дружина, в состав которой могли входить и варяги-наемники. Дружина представляла собой тяжелую конницу, которая прикрывала фланги и наносила стремительные удары в ходе боя (3;10,37). Гродненский князь имел многочисленных вассалов, проживавших в городах и укрепленных феодальных дворах Черной Руси. Некоторые из городов (Новогрудок, Слоним, Волковыск) могли выставить значительные военные формирования – дружины и ополчение. Небольшие, но хорошо вооруженные и подготовленные отряды выставляли древние славянские поселения Мстибово, Турейск и другие. Вблизи Гродно существовали поселения бояр-воинов, как правило, бывших дружинников князя, которые вместе с сыновьями и слугами составляли так называемую «младшую дружину». В походах на соседние земли могли участвовать в качестве легкой конницы и пехоты балты, привлекаемые военной добычей.

       Каждый житель города с детства приобщался к ратному делу. Мастерство воинов городенцы ковали в стычках с балтами и варягами, в ходе опасных торговых экспедиций и охоты на туров, зубров и кабанов в Гродненской пуще. Охота была одним из основных занятий жителей Понеманья (2, 233).

       Княжеские дружинники были вооружены обоюдоострыми мечами и боевыми топорами, копьями и луками, засапожными ножами, а также палицами-булавами. Защитой воинам служили длинные кольчуги («броня»), железные шлемы и высокие деревянные, иногда обитые кожей щиты. Кони покрывались защитными кольчужными покрывалами и наголовниками. Легкая конница не имела копий, использовала сабли и луки (3; 43-44). В XII веке на вооружении появились самострелы (арбалеты) (3;14,43). Ополчение было вооружено скромнее, широко использовало копья, метательное оружие – луки, пращи и дротики. В соответствии с этим пехота делилась на копейщиков и стрелков.

       Боевой порядок войск состоял из полков, расположенных в одну-две линии, на флангах действовала тяжелая конница, впереди войск – легкая конница, обстреливавшая противника из луков. Полки в бою могли решать самостоятельные тактические задачи. Большое значение имела организация взаимодействия между элементами боевого порядка (3,14). Особенностью гродненских полков был значительный удельный вес конницы, что обуславливало высокую мобильность войск, обеспечивало активность и инициативу на поле боя, стремительность походов князей Черной Руси.

       Первым известным князем Гродно, основателем династии гродненских князей, был Всеволод Давыдович (около 1099 – 1141), правнук Ярослава Мудрого. В 1116 году (в лете 6624 по Ипатьевской летописи) он женился на дочери великого князя киевского Владимира Мономаха Агафье. В качестве приданого за невестой он получил в княжение удельное Гродненское княжество и стал вассалом киевского великокняжеского престола, участником его военных акций.

       Именно в связи с крупным военным походом Гродно впервые упоминается в летописях в 1127 году. Поход был организован киевским князем Мстиславом Владимировичем, сыном Владимира Мономаха, как карательная экспедиция против непослушного полоцкого князя Давыда, сына Всеслава Полоцкого. Чтобы наказать Давыда Всеславовича за его сепаратистские устремления, была собрана большая коалиция князей, атаковавших одновременно со всех сторон многие города Полоцкой земли. Князь Ростислав Мстиславович Смоленский с союзниками направился на Друцк, князь Изяслав Мстиславович – на Логойск. С севера напал князь Всеволод Мстиславович Новгородский. Четырех князей, в том числе гродненского князя Всеволода, Мстислав Владимирович послал на Заславль. В Радзивиловской летописи сказано, что в «6635 (1127 год)… послал князь Мстислав братию свою на Кривичи (Полоцкое княжество) четырьмя путями: Вячеслава из Турова, Андрея из Владимира, Всеволода из Городна и Вячеслава Ярославовича из Клецка. И, повелев идти к Заславлю…, рек им: «В один день всем пустити на ворог, августа 14». Старшим из них был назначен Вячеслав Владимирович Туровский.

       Осуществление такой масштабной экспедиции было непростым делом и свидетельствовало о высоком уровне воинского искусства древнерусских военачальников. Была проделана большая организаторская и дипломатическая работа, собраны и материально обеспечены значительные силы. Военная кампания имела оригинальный, выверенный по времени план, тщательно организовывалось взаимодействие между князьями. Боевые действия велись одновременно на огромной территории. Киевский князь осуществлял общее руководство подготовкой и ходом кампании, на отдельных направлениях над удельными князьями были назначены старшие князья, удельные князья в свою очередь руководили соединениями, состоящими из полков своих уделов.

       Гродненским полкам (княжеской дружине, усиленной городским ополчением и балтскими воинами, а также полками и дружинами подчиненных городов и феодальных дворов) предстояло совершить поход на значительное расстояние, в условиях бездорожья и лесисто-болотистой местности, подвергаясь опасности неожиданных нападений со стороны литовцев и полочан. Скорее всего, полк двадцативосьмилетнего гродненского князя Всеволода отправился к Заславлю на ладьях по Неману, плывя на веслах и под парусами против течения реки. По пути к нему присоединились у места слияния Немана и Росси подначальный князю Волковыский полк, отряд из Мстибово, а также, вероятно, и войска князя Андрея из Владимира. Далее, при впадении в Неман реки Щары – Слонимский полк. Объединенное войско поднялось вверх по течению Немана до современного села Вересково, где уже ждал Новогрудский полк, а также войска Вячеслава из Турова и Вячеслава Ярославовича из Клецка. Далее путь экспедиции пролегал по притоку Немана Березине вглубь Налибокской пущи. Не доходя до Бакшт, войско свернуло в приток Березины Ислочь, по которому достигло в назначенное время окрестностей Заславля. Впереди войск действовала сторожа, на которую возлагалась обязанность охранять главные силы, разведывать пути и противника, доставать «языков». За сторожей на ладьях следовали полки, часть конницы передвигалась по берегу. Позади плыли ладьи с оружием, продовольствием и снаряжением. Движение совершалось как днем, так и ночью. Большое внимание уделялось разведке (3,47).

       Поход был удачным. Полоцк капитулировал. Городское вече изгнало Давыда, избрав князем Рогволода, старшего сына Всеслава Полоцкого. Рогволод признал старшинство великого киевского князя Мстислава Владимировича, который согласился заключить мир с Полоцком. В 1129 году пришлось повторить поход на полочан. В 1132 году, уже как опытный военачальник, князь Всеволод Городенский принял участие в походе великого князя киевского Мстислава Владимировича на Литву.

       Князь Всеволод с малых лет воспитывал своих сыновей как будущих полководцев. Как зять Владимира Мономаха, он имел доступ к «Поучению», которое Мономах написал для своих детей. В этом произведении киевский князь описывал свои военные походы, охватывал ряд общих вопросов военного дела. Были известны и другие книги, закреплявшие военный опыт. Впоследствии на территории Черной Руси возникло летописание, традиционно уделявшее значительное внимание военной истории. Таким образом, гродненские князья воспитывались не только на своем личном военном опыте, но и на славных традициях древнерусской военной школы.

       Зимой 1141 года, после смерти князя Всеволода, гродненское княжество возглавили молодые сыновья – участники его последних походов Борис и Глеб. У них учился воинскому ремеслу и младший брат – Мстислав. В наследство от отца Всеволодовичам досталась опытная дружина и хорошо укрепленный замок. Это позволило братьям приумножить воинские достижения своего отца. Их полки принимали участие во многих военных кампаниях XII века, слава гродненских воинов отныне не сходила со страниц древнерусских летописей. Анонимный автор «Слова о полку Игореве» писал: «Загородите Полю (Дикому полю половцев) Ворота своими острыми стрелами…-…трубы трубят Городенские». На самых дальних окраинах Древнерусской земли, за тысячи верст от Городенского замка, враги запомнили звук труб гродненских полков, которые приобрели славу верных защитников земли русской.

       Осенью 1144 года Борис и Глеб принимали участие в походе киевского князя Всеволода на Галицко-Владимирское княжество, на «многоглаголивого Владимирка». В качестве благодарности зимой того же года князь Всеволод укрепил политическое положение Гродненского княжества, отдав замуж двух сестер Бориса и Глеба за других своих союзников: черниговского князя Владимира Давыдовича и туровского князя Юрия Ярославовича. Гродненские князья приобрели значительный вес в политической жизни Древнерусского государства.

       Своими небесными покровителями гродненские князья избрали святых Бориса и Глеба. В их честь были воздвигнуты величественные каменные храмы в крупнейших городах Черной Руси - Гродно и Новогрудке, остатки которых и ныне украшают землю Принеманья. Святые часто изображались на конях, в красных плащах и сапогах, с красными хоругвями в руках. Это импонировало гродненским князьям, делавшим ставку на конницу. Конные гродненские полки, подражая своим святым покровителям, с красными щитами и под красными хоругвями, подобно кавалерии Буденного, беспощадно громили врагов Святой Руси, войдя век спустя в историю в образе "Погони" - всадника на гербе Великого княжества литовского. Их тактику перенял впоследствии смертельный враг крестоносцев Давыд Городенский, во главе конных полков наносивший удары в самое сердце немецких земель и похороненный, по преданию, на холме у Борисоглебской церкви в Гродно.

       В 1150 году князь Борис поддержал князя Изяслава Мстиславовича, внука Владимира Мономаха, в борьбе за киевский престол. В марте 1151 года Борис отправился в крупный военный поход. По свидетельству Ипатьевской летописи, в «6658 (1151)…Изяслав…пошел с братом своим Владимиром и с сыном своим Мстиславом и с Борисом Гродненским и с венграми к Дорогобужу». В апреле Изяслав с Борисом Гродненским повернули войска на Киев, после осады города полки под предводительством Бориса преследовали до Белгорода полки суздальского князя Юрия Владимировича. Князь Борис, верно исполняя свой воинский долг удельного князя, сложил свою голову в этом походе, отдав жизнь за идею единства русской земли.

       В 1166 гродненский полк под началом Глеба Всеволодовича Городенского, охранял у Канева купеческие караваны от половцев, «загородив Полю Ворота своими острыми стрелами». В 1167 году младший брат Глеба, Мстислав Всеволодович, возглавил гродненские полки в борьбе за Киевский престол на стороне прямого его наследника, князя Мстислава Изяславовича. В марте 1168 года Мстислав Гродненский участвует в походе на половцев, организованном Мстиславом Изяславовичем.

       В феврале 1170 года гродненским полкам под руководством Глеба и Мстислава Всеволодовича снова пришлось оказывать помощь Мстиславу Изяславовичу в его борьбе за Киевский стол. Военная кампания, во многом благодаря братьям Всеволодовичам, закончилась успешно. Благодарный киевский князь Мстислав заключил с гродненскими князьями договор, признав тем самым равноправное положение Гродно и Киева, важную политическую роль Понеманья в делах Руси, его значительную военную мощь. В этом же месяце, не возвращаясь на родину, гродненские полки участвовали в очередном походе на половцев.

       В апреле 1173 года городенцы во главе с Глебом Всеволодовичем приняли участие в походе Андрея Боголюбского на Киев. Вскоре после этого князь Глеб умирает и княжество возглавляет князь Мстислав, принявший на себя воспитание сына Глеба Юрия, родившегося в 1170 году. В апреле 1183 (1184) года войска под руководством Мстислава традиционно участвуют в походе на половцев, организованном киевским князем Святославом Всеволодовичем. После смерти Мстислава власть в княжестве перешла к его племяннику Юрию Глебовичу. Под его началом гродненские полки активно противостояли раннефеодальным литовским княжествам и ятвягам.

       Гродно к концу XII века стал значительным политическим центром русской земли, оазисом ремесла, торговли и культуры. В княжестве сложилась самобытная школа древнерусского зодчества. Гродненская крепость имела высокую каменную вежу-донжон волынского типа, подобную каменецкой веже, каменный княжеский терем, 6 каменных и несколько деревянных церквей. Замковые стены после пожара 1183 года частично были заменены каменными (6, 18-21). К тому времени Гродно широко раскинулся на берегах Немана и Городничанки, всвязи с чем были построены внешние оборонительные стены защищенные рвами (5,33-34). Не отставали от Гродно и другие города княжества – Волковыск, Слоним и Новогрудок.

       В 1241 году Гродно разделил участь многих русских городов, разрушенных монголо-татарами. Монгольский военачальник Койдан ворвался на территорию гродненского княжества, разрушил Новогрудок, Слоним, осадил Гродно и после упорного сопротивления жителей, возглавляемых престарелым уже князем Юрием Глебовичем, взял город штурмом. Город и крепость были разграблены и сожжены, его защитники перебиты. Вскоре город был восстановлен и стал одним из форпостов нового крупного государственного образования с центром в Понеманье – Великого княжества литовского.

       Таким образом, гродненские полки, возглавляемые видными военачальниками и государственными деятелями своей эпохи - князьями Всеволодовичами, являлись внушительной военной силой. Киевские князья стремились опереться на эту силу в борьбе со своими внутренними и внешними врагами. Необходимо отметить, что Всеволодовичи действовали в дружбе и согласии, были верны старшим киевским князьям и своему воинскому долгу, не увлекались сепаратистскими устремлениями, что явилось источником их военной, политической и духовной силы, способствовало расцвету Гродненского региона. В XII – XIII веках в Гродненском княжестве сложилась собственная военная школа подготовки князей-военачальников, в которой значительное внимание уделялось действиям мобильных отрядов конницы и пехоты на значительном удалении от территории княжества, как в составе коалиций с другими князьями, так и самостоятельно. Почерком гродненских полков были активность, инициатива и высокий воинский профессионализм.

Литература:

1. Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. М.: Воениздат, 1992 г. – 144 с.
2. Воронин Н.Н. Древнее Гродно. МИА. М., 1954. № 41.
3. Иванов К.И., Строков А.А., Оськин Г.И. О начальных этапах развития русского военного искусства. Сборник статей. М.: Воениздат, 1951 г. – 124 с.
4. История Белорусской ССР. Мн: Наука и техника, 1977. – 632 с.
5. Кишик Ю.Н. Градостроительная культура Гродно. – Мн.: Белорус. наука, 2007. – 303 с., ил.
6. Трусау i iнш. Стары замак у Гродне XI – XVIII стст.: Гiст.-археал.нарыс. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1993. – 152 с.
7. Энцыклапедыя гiстории Беларусi: У 6 т. Т.6. Кн.2.– Мн.: БелЭН, 2003.– 616 с.
8. Энцыклапедыя гiстории Беларусi: У 6 т. Т.3. – Мн.: БелЭН, 1996. – 527 с.