История одной фотографии - Гродненская гимназия

Александр Севенко
На снимке - учащиеся Гродненской Мариинской гимназии, 1912 год.

       Кто же они, эти симпатичные девушки? Что за священник снялся с ними на этой фотографии? Как сложилась их судьба?
 
       Из группы воспитанниц Гродненской Мариинской гимназии, изображенных на фотографии, известна пока только одна девушка – Вера Вевиоровская – стоит третья слева. В младшем классе гимназии училась ее сестра Людмила (Лиля). Вера и Лиля - дочери православного помещика Юзефа Вевиоровского (умер в 1909 г.) из деревни Щиты Бельского уезда Гродненской губернии, представителя старинного шляхетского рода, отставного офицера Измайловского полка. Семья была известна благотворительностью в отношении приходской православной церкви и приходской школы (см. Литовские епархиальные ведомости, 1887, № 4), дед Веры и Лили Адольф Вевиоровский увлекался археологией, исследовал старинные курганы на Белосточчине. Материалы о семье Вевиоровских можно найти в Национальном историческом архиве Беларуси в г. Гродно, а также в краеведческой литературе.

       Вместе со своими воспитанницами сфотографирован законоучитель гимназии, священник Сергей Ивацевич. Он преподавал Закон Божий и исполнял обязанности православного священника – настоятеля гимназической церкви. В церкви ему помогал псаломщик Никита Антонович Дернов. Ученицы своего священника очень любили, сохранилось много фотографий отца Сергея в окружении своих воспитанниц. Известно, что он, а также Гродненский православный епископ,традиционно приглашаемый отцом Сергеем на выпуск гимназии, дарили выпускницам православные библии и евангелия со своими автографами на память об учении. Такое евангелие, подаренное 23 апреля 1908 года на встрече епископа Гродненского и Брестского Михаила с выпускницами гимназии, сохранилось в семье бывшей гимназистки, жительницы Гродно Екатерины Толмачевой. После начала Первой мировой войны Сергей Ивацевич вместе с гимназией был эвакуирован в город Слоним Гродненской губернии, а летом 1915 года – в Калугу. В 1918 году Гродненская Мариинская гимназия была упразднена. Еще раньше ленинским декретом церковь была отделена от государства, преподавание Закона Божьего в учебных заведениях прекратили. В 1918 году в Калуге след священника теряется. Возможно, отец Сергей разделил печальную судьбу многих православных священнослужителей, павших жертвами воинствующего коммунистического атеизма.
       
       Как же сложилась судьба сестер Вевиоровских?
Они окончили гимназию незадолго до начала Первой мировой войны. Во время войны находились в эвакуации в городе Пушкин Московской губернии вместе с матерью Меланьей Феликсовной Вевиоровской (дочерью священника приходской церкви деревни Боцьки отца Феликса Маркевича) и другими тремя сестрами (по-видимому, также выпускницами Гродненской Мариинской гимназии): старшей сестрой Ольгой (незамужней, впоследствии замужем за польским офицером Юрием Антыховичем), Меланьей (в самом начале ХХ века вышедшей замуж за офицера гродненского гарнизона Маркова), Юлией (родилась в 1877 г., с 1897 - замужем за подполковником Владимиром Борисовичем Лызловым, умершим в 1910 г. Сын Юлии Владимир, будучи кадетом, в Гражданскую войну вступил в ряды добровольческой армии генерала Дроздовского, позднее, в эмиграции, учился праву в университете в Праге, затем в Польше – корреспондент и общественный деятель, известен своими книгами «Боевой дневник «Дроздовца», «Беловежская Пуща и ее история» и др., в 1939 после воссоединения Западной Белоруссии с БССР – учитель белорусской школы в Щитах, был арестован советскими властями и безвестно пропал).

       После окончания войны вся семья Вевиоровских вернулась на родину, в Бельский уезд, вошедший в Польскую Республику.

       Примерно в 1920 г. младшая сестра Веры, Людмила, вышла замуж за местного землевладельца Юрия Остасевича. Супруги имели трех сыновей, владели фольварком и основали кирпичный завод. Остасевичи вели образцовое хозяйство, в котором работало около 50 наемных рабочих из окрестных деревень. Их стараниями была создана местная пожарная команда и мелиоративное товарищество.

       В 1922 г. умерла мать Веры и Людмилы Меланья Вевиоровская.
В ноябре 1922 г. в Пречистенской церкви города Бельска состоялась свадьба тридцатилетней Веры Вевиоровской с поручиком артиллерии Владимиром Тимошицким, сыном бельского чиновника. Супруги были землевладельцами, имели дочь Зою и сына Владимира. Семья Тимошицких вместе с семьей Остасевичей и семьей потомка известного православного священника отца Льва Говорского (сотрудничал с газетой «Гродненские епархиальные ведомости») Павла Говорского составляли местную интеллектуальную элиту. Вскоре к ним присоединился со своей семьей и Владимир Лызлов.

       В 1939 году после воссоединения Западной Белоруссии с БССР для семьи Вевиоровских и их родственников, как и для многих других жителей Гродненщины и Белосточчины, наступили черные дни. Семья Веры Тимошицкой была изгнана из своего дома. Их имение было разграблено. В январе 1941 года НКВД арестовало мужа Веры Владимира Тимошицкого, которого отправили в Ломжицкую тюрьму. В пятницу, 20 июня 1941 года Вера была арестована и последним транспортом вывезена на восток вместе с детьми Владимиром и Зоей. А в воскресенье началась война. В поезде вместе с Верой ехало сто(!) вагонов арестованных жителей Гродненщины. Через три недели поезд остановился в Бийске (Алтайский край). Вера с детьми работала в колхозе недалеко от города, затем ей позволили переехать в Бийск, где ее сын Владимир начал работать на военном заводе. С 1943 года он воевал в составе 1-й армии Войска Польского. Дочь Зоя работала в местной бухгалтерии. В 1944 году Вера Тимошицкая, не выдержав тяжелых бытовых условий, умерла. Она была похоронена на бийском кладбище. Ее дочь Зоя в 1945 году смогла вернуться на родину - в деревню Щиты, которая вскоре отошла к Польше.

       Семью Остасевичей в 1939 г. также изгнали из их имения, в начале 1940 г. Юрий Остасевич был арестован и замучен в застенках НКВД. Людмила Остасевич с тремя детьми нашла укрытие у сестры мужа Зинаиды в Бельске, однако вскоре также была арестована и выслана с детьми в Казахстан, в деревню Заимка Шевченковского района Карагандинской области, куда ехала в вагоне для перевозки скота вместе со многими своими земляками. Во время Великой Отечественной войны ее старшие сыновья Юзеф (Ося) и Николай вступили в армию генерала Андерса, а вскоре и младший сын Юрий вступил в армию генерала Берлинга. Разлуки с семьей и тяжелейших условий жизни Людмила не выдержала и в 1944 г. была похоронена в казахской степи.

       Вот так сложилась судьба сестер Вевиоровских, выпускниц Гродненской Мариинской гимназии. По-видимому, так же трагически сложились судьбы и остальных ее сокурсниц, изображенных на данной фотографии, впрочем, как и всех остальных жителей Гродненщины, живших в первой половине XX века. Впереди надвигались две мировые, гражданская и советско-польская войны, революция, сталинские репрессии и немецкая оккупация.

       Информация о семье Вевиоровских взята из книги отца Григория Сосны и Дорофея Фионика «Шчыты. Гiсторыя сяла и прыхода», изданной Беларуским историческим обществом в Беластоке в 2005 г., а также из работы Владимира Лызлова «Исторические записки о деревне Щиты», написанной в 1939-1940 гг. и опубликованной в журнале «Бельский гостинец», № 3 за 2000 г.

       Об отце Сергее Ивацевиче рассказано в монографии В.Н.Черепицы «Город-крепость Гродно в годы Первой мировой войны», а также в Памятных книжках Гродненской губернии.