Три дороги

Юрий Ганимед
Отправился как-то добрый молодец Ваня в дальнюю дорогу – жизни правильной поискать.
Долго ли, коротко ли ехал, да вдруг ухнул филин, каркнул ворон, и закачалась земля под ногами. И показалась развилка.
Три дороги. Три больших головы – Светлая, Тёмная и Средняя. На лбу у Светлой было написано «Ученье – свет» и ещё внизу что-то мелкими буковками. У Тёмной – «Неученье – тьма» и опять внизу мелкие буковки. У Средней вообще ничего не написано.
От Светлой головы дорога вела круто вправо и в гору, теряясь где-то в облаках. От Тёмной – налево, петляя между сопок и болот. От Средней головы дорога как шла, так и шла – прямо, через горы и леса.
Загрустил тут наш Ваня. С одной стороны, ему никуда не хотелось сворачивать. С другой – уж больно умные слова у некоторых на лбу написаны.
Посмотрел направо, размечтался: «Стану большим учёным, будут меня цари да падишахи почестями да благами невиданными одаривать. На принцессе какой женюсь. Штудентов несмышлённых учить уму-разуму буду. Не жизнь, а малина!»
Посмотрел налево, и другие мысли запрыгали: «То-то хорошо ничего не делать – в гору не лезть, там приворовать, там прикарманить, там кому голову затуманить. Деньги лихие, прямо на дороге валяются, только собирай. Страна дураков – умному раздолье.»
Светлая и Тёмная головы подмигивали Ивану, бровями да ушами шевелили – приманивали всякая в свою сторону. Только Средняя голова вздохнула и грустно опустила глаза. Потому что на прямой дороге никаких чудес не ожидалось, был простой каждодневный труд и заботы. Если нужно – в гору карабкаться, а надо, так и по болоту переправляться. Землю руками обихаживать, строить да растить, и не ждать ни от кого милостей. Но и не зависеть ни от кого на свете.
Взворошил себе кудри Иван, почесал затылок, крякнул, поправил кушак, да и отправился себе прямо.
Тут бы и сказке конец, да нашего слушателя любопытство разбирает – что там мелкими буквами-то было? Ну, что бы ни написано, а умный сам догадается, а дураку и объяснять – зря время тратить.