Ромалэ всех краёв, объединяйтесь!?

Елена Кировская
У русских – Россия, у американцев – США, у евреев – Израиль, у индусов – Индия. Это только кажется, что список нескончаем. Однако его видимую бесконечность можно прервать: где цыганская родина?

Эта мысль, как навязчивая муха, закрутилась в моем мозгу несколько лет назад, именно тогда, когда была озвучена новость о том, что барон молдавских цыган выдвинул свою кандидатуру "на пост" единого Короля - прежде всего для того,  чтобы добиться экономических свобод.

Для этого Артур Черарь предложил созвать общемирововй съезд, избрать цыганского короля, единого трансконтинентального управителя мирового этносообщества, короновать его и тем самым решить множество назревших проблем. Судя по откликам, многие «ромалы» СНГ отреагировали положительно. Однако Европа упорно молчит...

Г-ну Черарю - больше сорока, лицо обрамляет большая седая борода. Так предписывает «протокол» и здешний этикет, ведь борода - это неотъемлемый атрибут цыганского предводителя, как скипетр у царя. Его отец, ныне покойный Мирча Черарь, будучи бароном, еще и атласные шаровары носил, чемвесьма  смахивал на казака. С тех пор, как барон молдавских цыган воззвал европейских соплеменников к единению и избранию предводителя, его часто слышно по радио, он мелькает и на страницах международных СМИ. Его команда разработала целый проект «цыганского единения», который будет обсуждаться на съезде европейских цыган.


Настоящая экзотика

Сороки – захудалый молдавский райцентр, столица цыган, раскинувшаяся на берегу Днестра. Никто и никогда, конечно, ее в этом статусе не короновал. Однако южные соседи – румыны, венгры, поляки, не говоря о молдаванах, знают, что это совершенно необычный населенный пункт, не похожий на остальные. Может быть, в мире и есть где-то города, похожие на экзотические Сороки. Но только не в СНГ! На всем постсоветском пространстве он единственный. Многочисленные туристы съезжаются сюда для того, чтобы познакомиться с манящей экзотикой цыган, их культурой, песнями-плясками, с их пестрой атрибутикой, полюбоваться колоритом, вблизи рассмотреть южные «выпуклости», такие сверкающие и манящие, поближе увидеть: какая она, цыганская столица?

Цыганской родины в природе не существует, хоть и наука упорно утверждает, что цыгане – выходцы из Индии. Не все из истории бродяг доказано основательно. Их, шальных и эксцентричных, по-прежнему можно встретить повсюду, по всему белу свету, а на просторах СНГ даже чаще: и на жарком Дунае – кочующими под брезентовыми кибитками, запряженными четверкой лошадей, и в северной Тюмени – в деревянных, с печным отоплением полу-люмпенских домиках.

Помните у Пушкина: «Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют. Они сегодня над рекой в шатрах изодранных ночуют»? Эти строки написаны около двух столетий надад, в 1824 году. Изодранных шатров на берегах Днестра уже давно не встретишь. И таборов тоже. Наоборот, глаза туристов в Сороках начинают разбегаться от вида огромных дворцов, один другого основательнее и массивнее. В основном, это 2-3-х этажные особняки, отделанные мраморной крошкой и шикарной терракотой. Здесь на берегу порядком загрязненного и обмелевшего Днестра молдавские цыгане осели давно, и, как видно, основательно. Настроили себе в гористой части населенного пункта дома, нарожали детей, выбрали барона из старейшей цыганской династии (поговаривают, ей 500 лет!) и теперь считают Сороки матушкой-столицей.

«Звенящая» гора

Кто бывал в Сороках, знает, что город - это название условное, скорее он напоминает поселок городского типа, преобладают в нем пятиэтажки, кое-где виднеются индустриальные трубы. Делится он на «молдавскую» низину, окруженную лесополосами и сельхозугодьями, и гористую, «цыганскую» часть. Есть в Сороках немало достопримечательностей. Но главных - две: первая – это памятник старины, архитектурное сооружение, охраняемое государством, Сорокская крепость. Вторая, еще более привлекательная - современный городской микрорайон, именуемый Цыганской горкой.

Европейцам она напоминает ласточкино гнездо: высоко, круто в гору, словно по серпантинной дороге, подымаешься вверх, где живет исключительно цыганский люд. В народе здешнюю возвышенность называют «Звенящей» горой»: здесь осенью и весною звенят свадебные мониста и бубны, а еще и когда-то гремели кузнецы в местных жестяно-скобяных артелях. В них изготавливались ведра, тяпки, лопаты, косы с серпами, подковы, замки, щеколды с затворами да прочие металлоизделия.

Но недолго – только при советской власти! - звенели тут кузнечные артели. Ничего путного так и не получилось: трудовых книжек да штампов в паспортах вольнолюбивые «ромалы» не воспринимали: не под силу им оказалось бремя
советской власти, не удалось ей загнать цыган в рамки Кодекса строителя коммунизма. Да и общепринятая мораль казалась для них чуждой. Ну не царское это дело лудить-паять! Пардон, не цыганское! Хоть и считаются «ромы» и по сей день неплохими кузнецами да оружейниками.
 
... Вот она, Цыганская горка. Крутой подъем в гору. Туда-сюда снует чернявый народ, сверкают пятками босоногие наглые детшкии, в легких пестрых юбках и цветных тапочках местной фабрики прогуливаются женщины. Многие в простых домашних халатах, виртуозно щелкают семечки и артистично сплевывают шелуху.

Мода, какой она бы ни была, – не для цыганских женщин. Они консервативны и не признают ни джинсов, ни брюк. Мужчины не столь зациклены. Они более современны и мобильны, стремятся к общепринятому, носят современную одежду и ездят на дорогих авто. На загорелых мужских шеях – широкие, почти в мизинец, золотые цепочки, на грубых пальцах с черными ногтями– печатки с бриллиантовыми вкраплениями. Цыганские дети – шумны, веселы, нахальны и незакомплексованны. «Дядь, а дядь, рубль дай – на пузе колесом прокачуся!» - по-прежнему
орут они, несмотмотря на то, что молдавскому лею более двух десятков лет!

Криминальная «экзотика»

Зато каждый полицейский знает, что цыгане в Молдавии - активные распространители наркотиков. Хотя сами на эту «гадость» западают редко.Покурить травку,-  пожалуйста, но до «широк» (шприц-доза) дело не доходит.

Еще одна страсть: клептомания - стянуть, что плохо лежит. «Доски почета» в комиссариатах полиции просто пестрят цыганскими фото, это "прилавочные" вовровские лидеры и карманники.
Зато, как и много столетий назад, цветастые юбки по-прежнему зарабатывают гадальным промыслом: предлагают «позолотить ручку», что заметно облегчает карманы доверчивых граждан. Разявы деньги и золото отдают по доброй воле. Действует цыганский гипноз. Есть в их практике и кое-что пострашнее. Например, водится такой грешок: украсть чужого младенца и запустить в попрошайнический бизнес. В конце 90-х кишиневский рынок обслуживало целое семейство попрошаек. Щемящим зрелищем среди них была повзрослевшая белокурая девочка, с изуродованным шрамами лицом и вывернутыми «наизнанку» ступнями. Шрамы на лице оставил кипяток, - рассказывали полицейские. А вывернутые ступни – дело рук тех, кто считает попрошайничество супердоходной статьей. Чем жалостливее вид просящего – тем больше размер подаяния. Цыганская аксиома!

«Последние годы в Молдавии сильно пустил корни самый страшный вид преступлений – трафик несовершеннолетних в соседние страны. И заправилами тут тоже стали они, цыгане, считают полицеские. Схема такова: поначалу цыгане присматривают бродяжек или сирот, затем  детей втягивают в промысел, от которого шпане идут лишь доходы на чупа-чупс. И как только ребенок влип, переправляют его налаженными каналами за рубеж, попрошайничать. Или в секс-и порно-услуги…

Мечты-мечты

... Цыганский барон озвучил в СМИ свои заветные мечты: «чтобы уйти от феодализма, нам нужна культурная автономия и немного экономических свобод. Хочу открыть Транснациональный Цыганский Международный Королевский Коммерческий Банк". Прибыль банка пойдет в фонд помощи цыганам. Еще хочу открыть цыганский бизнес-центр, чтобы научить свой народ честно зарабатывать деньги. Цыгане должны быть достойными людьми». Удастся ли "королю Артуру"  добиться благой мечты и в ближайшие десятилетия вывести родное этническое сообщество к «свету цивилизации»?

На «Звенящей горе» - огромные дома-дворцы. Кто кого перещеголяет! Цыганские семьи строят здесь таки-и-е дома, что их трудно обжить целым табором. Рассказывают, что некоторые семейства в летнюю пору перебираются из дома во двор и живут в палатках, потому что убирать хоромы не под силу даже самым рачительным и хозяйственным цыганкам (пользоваться чужими услугами у цыган не принято, помогать может только самая близкая родня).

Кто-то метко обозвал горку «музеем эклектики». И действительно, если внимательно приглядеться, на фасадах домов и при входе в цыганские усадьбы чего только не увидишь: элементы готики вперемешку с ампиром, барокко и модерном, при входе – баллюстрады с фонтанами, брутальные статуи и вызывающая снисходительную улыбку лепнина, колодцы с резными крышами в виде деревянных кружевов. В особом почете – жестяная чеканка, причудливые беседки, покрытые диким виноградом и небольшие скамейки – обязательно с чугунными витыми ножками и перилами. Просто сказка! Любят цыгане и элементы православной культуры, особенно церковные башенки.

Дом барона Артура Чераря, как и полагается, самый видный в округе. Как картинка, отлично просматривается со всех сторон: 3х -этажный, из дорогого красного кирпича, с зеленой шиферной крышей и мини-башенкой, церковной луковкой. Сквозь массивные кованые ворота видна покрытая дорогой тротуарной плиткой придомовая территория, которую охраняют огромные породистые псы.

На каждом этаже дома – с десяток апартаментов, по парочке ванных и туалетных комнат, экзотические гостинные с дорогой мебелью из натурального дерева. Роскошь? Но барон так не считает. Есть у него и «люксы» для самых дорогих гостей, ведь цыганского предводителя часто навещают именитые гости: дипломаты, депутаты, гонцы из НГО и международных структур. И все отдыхают, как в шатре, на огромных перьевых подушках, как принято у цыган - таковы законы здешнего гостеприимства.

Цыганские «фишки»

На крыше соседнего дома (это жилище ближайшего родственника барона) – своя «фишка». Там красуется огромная -чтоб и слепой увидел за версту! - композиция на любимую цыганскую тему: три жеребца. Лошадки напоминают о том, что «ромы» - потомственные коневоды. Выращивание лошадей всегда считалось их родовым занятим, однако все это в прошлом. Теперь цыгане предпочитают других коней – железных. Ездят исключительно на иномарках и чем престижней «конь» - тем выше рангом в местной иерархии владелец авто. Коневодство плавно уступило место автобизнесу.

В домах сорокских зажиточных цыган - вечная стройка: у одних красуются строительные стремянки, у других в верхних этажах пустуют оконные проемы, у третьих - дом неоштукатурен, вдоль стен тянутся склады камня и кирпичей. Такие картины могут красоваться годами. Но налоговые инспекторы прекрасно знают о здешней хитрости: по закону с недостроенного дома налоги не удерживаются. Или удерживаются, но в меньших суммах.

Цыганам свойственны житейские слабости, - рассказывают местные. Их «ахиллесова пята» - вечное стремление переплюнуть соседа. Оттого в Сороках и ведется вечное строительное соперничество. Только соревнуются они по-особенному, чисто по-цыгански: когда строишь дом - хоть умри, но подыми его на пару кирпичей выше, чем у соседа. Вот, например, у Александра Преды, родного дяди барона, есть своя «фишка» для завистливых соседей - дорогущий фонтан с античными статуями, в котором летом живут.. лягушки и крокодилы! Одному папарацци он рассказал, что спроектировал фонтан сам, после того, как побывал на заработках и увидал это чудо в «городе фонтанов» Петродворце. Увидел эту красоту – и буквально заболел ею, оттого и сконструировал нечто похожее у себя. «До крокодилов сам додумался: для шику», - признался родственник барона, чтоб соседи не дремали.

Бизнес и похороны по-сорокски

Сороки – наверное единственный город на земле, где цыгане чувствуют себя дома. В Румынии, между прочим, "цыган" является обидным слово. Примерно как «негр» в США. Румыны цыган (уж извините!) ненавидят – за воровство и нежелание трудиться. В отличие от молдаван, которые более миролюбиво относятся к соседству с «ромами». Назовешь румына по ошибке «цыганом» - можешь не только по роже схлопотать, но и увечье заработать. Но только не в Сороках.

Отец нынешнего барона, усопший Мирча Черарь, был в Сороках особенно уважаемым человеком, требовательным, справедливым, долгие годы правил этничеством. Открыл в городе первый ювелирный кооператив – такого рода предприятие было единственным во всем Союзе. Мирча отличался деловой хваткой да и человеком был принципиальным. Помогал цыганам учиться налаживать и продвигать предпринимательство. Ухватывался за то, что было в дефиците – такое дело и налаживал.

Похороны Мирчи Чераря (это было в 90-е) сорочане вспоминают и по сей день, такого зрелища им видеть не доводилось: «прощание с вождем». Делегаций прибыло несметное количество, гостиниц в городе катастрофически не хватало, гостей размещали по частным особнякам. Для сохранения порядка на подмогу прибыли столичные наряды полиции. Есть у цыган традиция: вместе с усопшим в могилу класть все необходимое: в тот день в фамильный саркофаг были положены не только фамильные ценности, но и компьютер!

И напоследок. Один гаишник поведал мне историю. В 90-ые в Сороках цыгане наладили производство нижнего белья, тогда «недельки» и трикотажные мужские плавки в дефиците были. Хозяева кооператива на своих фирменных трусах не только орла от «Монтаны» увековечили, но и подписали: «Черарь». Однажды зимой залетает в ГАИ цыган по-быстрому иномарку зарегистрировать, времени, дескать, мало, давай, друг, помоги! И втаскивает в кабинет два огромных мешка с трусами и плавками. Раздал я их всем, кого в тот день встретил. И жене привез - рада была, радехонька. А летом собрались мы с коллегами на шашлык с рыбалкой на берегу Днестра – разделись позагорать, как глянули, а все, как футбольная команда, в трусах от Чераря!

И все же здешние цыгане по-своему уникальны. Живут оседло: есть у них дом, и семья, и деньги. Одно плохо: не принято работать на родной земле. Чаще всего они странствуют по белу свету, добывают деньги: попрошайничеством, мелкой торговлей или перепродажей, мужчины – иногда на стройке, в мелких кузнях. Похоже, что "настоящая работа" для вечных скитальцев – табу. Зато много есть в их жизни удивительного. Например, они никогда не надеялись на государство и социальной помощи не просили. Встречали ль вы цыгана на пенсии?! Вот то-то и оно!

Ступени цыганской иерархии: низшая - баро - это человек, сочетающий в себе судебную и исполнительную власть в малых городах. В столицах главный цыган зовется булебашем. На ступень выше – барон (региональный управитель), затем - король (избираемый этничествами государств) и завершает лестницу император (избранник мирового уровня).

Станет ли сорокский барон Артур Черарь императором цыган "всех времен и народов"? Покажет время. А пока местные полицейские мечтают об одном: чтоб им страдать от этого приходилось как можно меньше.