Кто знает все

Лариса Цветкова
Видин – город маленький, засунут Богом и Историей в самую северо- западную точку современной Болгарии.Сами граждане называют этот край „северо-западнал”, западнал – значит упадочный, неразвитый, отсталый, непрогрессирующий и т.д.Это такой болгарский юмор, похожий на стон обессилевшего мученника больше, чем на что-либо другое, связанное с шуткой и смехом.

Вся Болгария потихоньку прогрессирует после вступления в Европейский союз, особенно это заметно на Черноморских куррортах, а тут – забуксовало.Причины знают только политики, которые сами их и организовывают, по всей видимости.Расположение города – лучше не придумаешь: через Дунай – Румыния, выше по течению – Сербия, - на пересечении двух транспортных артерий: с запада на восток по Дунаю и с Юга на Север через всю Европу, земли вокруг плодородные, климат замечательный.Уже и мост утвердили строить , большого значения и с высокой пропускной способностью, – да все никак...Страдает , как всегда, простой гражданин и драпает из безвыходной ситуации во всех направлениях – так , что пыль столбом стоит и пятки сверкают, если выражаться по-старому, а говоря современным языком – мало не покажется.

Но город жив, все еще.Есть и жители.И , вообще, есть все, чему положено быть в городе.

Старинный городской парк на берегу Дуная – излюбленное место отдыха неприхотливого обывателя.Я тоже частенько отправляюсь пешком через весь город по главной улице вполне европейского вида к парку, чтобы встретиться с подружкой, посплетничать за чашкой кофе в каком-нибудь из многочисленных кафе или бистро, которыми прегусто усеяно по всему моему маршруту.

Летом народу полно даже и днем, не смотря на адскую жару, а ближе к вечеру – тем более.Приезжают пожилые немцы отдыхать - им здесь дешево, удобно и спокойно.Их легко узнать – светленькие божьи одуванчики в скромной спортивного вида одежде неспешно прогуливаются парами, взявшись за руки.Сербы и румыны приезжают за покупками – спешат, глаза навыкате, лица потные и озабоченные – надо все успеть за один день.Русские гостят у своих родственников, ведь в городе много женщин из бывшего Советского Союза, вышедших замуж за болгар в то благополучное для этих смешанных браков время.Они тоже выделяются, особенно женщины – выглядят эффектно, но несообразно с уличной атмосферой.Студенты отъедаются на родительских харчах, используя каникулы.Те, кто уехал за границу подработать или жить, – летом здесь и они, „отпускуются” на всю катушку.

Отовсюду только и слышишь, - Привет!Как дела? В ответ, - Привет! Все в порядке.

Все у нас тут очень хорошо.Все у нас в полном порядке...

Парк за последние несколько лет очень облагородили и поддерживают в почти идеальном порядке, за исключением редких обертки или окурка, которые кто-то уже успел бросить, но другой еще не успел подобрать, то есть почистить.

Вековые гигантские липы, чинары и сосны удерживают здесь временной коридор в чистое экологическое прошлое.Он застыл вдоль берега Дуная немым свидетелем всего происходящего, вышедший из стен древней крепости Баба Вида и соединяющий ее , старушку, с новой жизнью нового города – его центром.

Вся эта территория для глаза обычного жителя представляет длинную и довольно широкую аллею с рядом добротных деревянных скамеек посередине, с площадками для детей, с натыканными очень густо кафетериями, ресторанами и бистро.Для органов дыхания – это чистый воздух, для носа – ароматы, всевозможные (кто сидит на лавочках – хоть понюхают).Для измученного духотой и высокими температурами тела – это плотная тень и спасительная прохлада.

Мы с моей подругой сегодня выбрали не совсем подходящее время для встречи.После рабочего дня находится много желающих для отдохновения в этом раю – плюнуть негде – не то , что присесть.

Я пришла чуть раньше уговоренного времени.Шла долго, через весь город, подустала, где бы плюхнуться, собраться с духом.Потом прийдет подружка, выберем место, где посидим, выпьем пива, поужинаем чем-нибудь не очень полезным (иногда даже нужно слегка отравить себя, чтобы организм не расслаблялся и не терял своих боевых качеств).Поболтаем о своем женском, одарим друг дружку нехитрыми комплиментами (почему бы нет), обсудим новости , перескажем переживания, поделимся намерениями, ну, может, что еще.

Ура!Вижу место на скамейке возле двух симпатичных женщин, одна совсем молоденькая – другая постарше.Подсаживаюсь, испросив разрешения.

Разговаривают тихо, с болгарского вдруг перешли на русский.Наши, здешние, но мы не знакомы.Есть такие варианты.Мы, старшее поколение, которое в городе живет давно, почти не отличаемся от болгарок – разве, что очень присмотреться и прислушаться - это те, которые, видимо, интегрировались.Есть и другие, которые видны невооруженным взглядом – их вечно тянет назад, но сидят здесь, почему – то.Наши дети от смешанных браков – очень интересные, но похожи не на нас, хоть и мы тоже ничего себе так.

Сижу скромно с незаинтересованным выражением лица.Понятно, все слышу и понимаю.

Скорее всего - это мать и дочь.Теплые взгляды, заботливые жесты, мягкие интонации.

-Ты можешь мне точно сказать, в чем проблема?
-Они меня все ненавидят.Смотрят, смотрят, а потом отворачиваются.
-Ну, и что?
-Что ,что – меня это раздражает, начинаю злиться, - миловидное лицо девушки слегка искажается, голос становится дребежжащим.

Женщина тоже напрягается, явно сопереживает.Затем ее голос выравнивается, она берет руку дочери в свои ладони, гладит. – Можешь сказать, что ты думаешь, когда начинаешь злиться?
-Думаю, что я некрасивая.Еще думаю, что они знают, что я русская.
-Ну, пожалуй, русская ты только наполовину.Да, и с каких это пор этого нужно стесняться?
-Мама, ты же знаешь как они к нам относятся.Еще в школе меня постоянно задирали и
 унижали.
-Прекрасно знаешь, что все это не так.Смотрят, значит вызываешь интерес.
-Да, и потом отворачиваются, как будто, не знаю, кого увидели.
-А что они, по-твоему , должны пялиться, пока глаза не выпадут?
-Нет.
-Вот видишь – нет у тебя никаких оснований для таких выводов.А то, что в школе было ...Давно пора забыть и не расстраиваться из-за чужой низкой культуры.
-Еще очень любят важности себе предавать.Говорят о таких глупостях, но с таким важным видом, как будто все знают.А мне обидно.У меня образование – у них нет, а выглядит, что наоборот.Обидно мне...А как что, меня посылают проблемы решать.
-Ладно, все образуется.Я вижу , ты уже не так остро реагируешь.Сама знаешь – обижаться - пустое занятие.Иногда и на себя со стороны посмотри - не придаешь ли ты себе важности вперед других.
-Бывает, - девушка улыбнулась.
-Так-то лучше.Будь снисходительнее.А насчет знания... Ты , наверное, не помнишь эту поговорку: „Дурак знает все, а умный всегда сомневается”.
-Мама, как ты можешь?
-Не сердись.Это было бы нормально, что ты не так уж отлично знаешь русский.
-Очень даже хорошо я его знаю. – Девушка притопнула ножкой от негодования.
-Вот и замечательно.Все у тебя будет хорошо.И самооценка должна быть чуть завышена. –Женщина поцеловала дочку в щеку. –А что там тогда у тебя с русским языком произошло?Почему у тебя оценка получилась не отличная?Помню только, что учительница все тебе говорила, что ты должна знать больше.Но ведь были же у тебя и отличные текущие отметки.
-А, тогда в сочинении я написала пылесошу, а госпожа (учительница) говорит, что нет такого слова и стыдно мне этого не знать, и снизила оценку.Дети смеялись.А я с ней спорить начала и мы разругались, а потом я отказалась читать на каждом уроке, как она меня заставляла.Дура она , конечно.Вот кто любил повторять:”Я знаю все”.

У меня внутри все завибрировало от злости на всех и на все.Я немедленно встала и ушла.

Потом, возвращаясь домой , я все еще не могла успокоиться.Я ясно представила себе все эти проблемы.Школу, насмешки на уроке, издевательства в туалете.Не хочу даже вдаваться в подробности - они отвратительны.Вдобавок ко всему в голове вертелось – пылесошу и еще „пылесосю”.Я начала сомневаться.

Зашла в „Грамота.ру”, нашла слова пылесосить, пылесошу и „пылесосю” как неправильное.

Это „пылесосю” мне все не давало покоя, пока я не вспомнила, кто это слово говорил.Да, подружка детства, Т., с которой мы всегда соперничали и спорили, она любила очень повторять : „Я знаю.Я знаю”.Мы обе получили образование. Она в городском управлении.А я? – Может перестать сомневаться?