Я-глобалист!

Толмачев Антон
«Действуя на индивида в толпе и вызывая у него чувство славы, чести, религии и патриотизма, легко можно заставить его пожертвовать даже своей жизнью. История богата примерами, подобными крестовым походам и волонтерам 93-го года. Только толпа способна к проявлению величайшего бескорыстия и величайшей преданности. Как много раз толпа героически умирала за какое-нибудь верование, слова или идеи, которые она сама едва понимала! Толпа, устраивающая стачки, делает это не столько для того, чтобы добиться увеличения своего скудного заработка, которым она удовлетворяется, сколько для того, чтобы повиноваться приказанию…»
Психология господства и подчинения: Хрестоматия. Сост. А. Г. Чернявская, Изд. "Харвест", Минск, 1998 г., OCR Палек, 2000 г.



Что есть «глобализм»? До сих пор сторонами не выработано единое определение, однако мы не ошибемся в понимании значения слова, если приведем следующее определение «глобализации». Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран [1]. Почему проблема глобализации сегодня волнует миллионы и миллионы людей? Приведем некоторые цифры:
- Согласно результатам опубликованного исследования аналитической группы Economist Intelligence Unit, проведенного по заказу правительственной организации Великобритании, курирующей вопросы торговли и инвестиций (UKT&I), ежегодные потери от неоправданно высоких заградительных экономических барьеров в 2011—2020 годах могут достичь 1% мирового ВВП. Усилением протекционизма обеспокоены как в развитых, так и в развивающихся странах, но оценки причин и выводы разнятся. В опросе принимали участие руководители 286 компаний. 39% респондентов проживают в Западной Европе, 27% — в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), 22% — в Северной Америке [2];
- американцы тратят на косметику больше (а европейцы — на мороженое), чем обошлась бы программа оздоровления и образования для двух миллиардов людей, которые сейчас обходятся без того и другого (Sacks, 2003);
- суммарное богатство трех человек, возглавляющих мировой список миллиардеров, превышает совокупные активы 600 миллионов человек в беднейших странах [3];
- десять стран потребляют 80% морфина (для обезболивания), а в 120 странах опиоидные анальгетики используют в крайне ограниченном количестве или вообще не используют [4].
Если упростить проблему, то актуальность вопроса закручена на нескольких наиболее важных составляющих. Среди наиболее весомых, Хамид Годс (A. Hamid Ghodse) в своей обзорной статье «Комментарий к статье глобализация и психиатрия» выделяет следующие [5]:
А. миграция, ее масштабы и скорость и расстояние.
Б. глобальная (мировая) торговля и всеобщая экономика.
В. информация и информационные технологии.
Г. неравенство и борьба с бедностью.
Остановимся на анализе этих положений.
А. Проблема миграции имеет дело в первую очередь с комбинацией масштабов, скорости и расстояния мигрирования. Все эти моменты приводят к внедрению больших групп людей в отдаленные и часто отличные от их родной культуры места обитания. Результирующее культурное многообразие может быть увенчано знаком “взаимное обогащение”, но на практике это многообразие достается людям дорогой ценой, причем как иммигрантам, так и коренному населению. Такие различия часто усиливаются сравнительной бедностью иммигрантских общин. Традиционно иммигранты приезжают практически без ничего и, хотя в своих странах они, возможно, имели высокий образовательный и социальный статус, не имея другого выбора, они вынуждены браться за низкооплачиваемую работу на своей новой родине. Так развивается выраженное стрессовое состояние у сменивших место жительства людей, которые вдруг обнаруживают себя “не на том конце” социально-экономического потока в чужой и часто неприветливой стране. Следует также подчеркнуть, что внезапное прибытие значительной группы людей, которые воспринимаются как конкуренты за ограниченные ресурсы (пенсии, жилье, образование, здравоохранение), может вызвать тревогу у коренного населения.
Б. В противоположность миграции, которая в своем основании мало изменилась на протяжении веков, глобальная торговля в наиболее широком смысле этого слова изменилась коренным образом, и не только количественно, но и качественно — в связи с ростом числа и размеров транснациональных корпораций. Это привело к всемирной гомогенизации потребительских товаров и торговых марок, что несет в себе угрозу местным традициям. Одновременно стало очевидным, что реальное увеличение мирового богатства не распределяется равномерно, поэтому некоторые страны сейчас намного богаче других.
В. В теории информационные технологии могут и должны способствовать преодолению указанного разрыва. Информационные технологии быстро проникают из развитых стран в развивающиеся, создавая новые возможности. Однако есть и риск, что существующее “цифровое неравенство” только увеличит неравенство в других сферах, приведя нас к ситуации, когда развитые страны будут использовать информационные технологии для еще большего отрыва от стран, находящихся на уровне постоянного выживания.
Г. Существенным отличием современности является то, что сегодня мир знает о существующем неравенстве. Глобализация коммуникаций во всех своих разнообразных формах означает, что люди в богатых странах все же знают о бедности других людей. Еще более важно то, что люди в бедных странах знают, чего у них нет; им понятно, что в других местах люди живут гораздо лучше. Часто к этому печальному знанию присоединяется еще и неспособность что-либо принципиально изменить: отчасти потому, что мировая монетарная система неблагосклонна к слабым экономикам, а отчасти потому, что коммерческие решения мощных транснациональных корпораций – в смысле движения денег и перемещения производства – работают против политики национальных правительств. Такое бессилие порождает гнев, неудовлетворенность и психическое нездоровье, которые затем трансформируются — с использованием новых информационных технологий — в мощные и жестокие реакции, угрожающие национальной и международной безопасности [6].
Каждый из этих факторов уже является достаточным основанием, чтобы найти сторонников в глобализации, т.к. последняя предполагает разрешение всех этих вопросов простыми и эффектными способами. Единственное, что стоит на пути у глобализма, так это изжившие идеи о «патриотизме», «национальном долге» и государственности в узком понимании.
Сущность и значение глобализма заключается не в уничтожении государственности – так или иначе, но государственность останется, только в более масштабных форматах – а первую очередь в стирании границ между странами и созданию «свободных коридоров» между народами. Абсолютно верно выразился в своей работе «В тени глобализации» лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Колумбийского университета Джозеф Стиглиц [7]. Вот что он пишет: «…некоторые видят простой выход – похоронить глобализацию. Но это нереализуемо и нежелательно. Глобализация многократно улучшила здравоохранение и выпестовала активное глобальное гражданское общество, которое борется за укрепление демократии и социальной справедливости. Проблема не в глобализации, а в способе ее реализации». Трудно не согласиться с его доводами.
В чем же заключаются «способы ее реализации», заставляющие людей относиться к глобализации как к чуме XXI века? Профессор Джозеф Стиглиц выделяет следующие существенные условия:
- проблемы Международного Валютного фонда (МВФ);
- проблемы Всемирного банка (ВБ);
- проблемы Всемирной Торговой организации (ВТО).
Как пишет профессор Стиглиц, «проблемы МВФ и других международных экономических институтов сводятся к одному – управлению, т.е. к вопросу о том, кто и почему принимает решения. Богатейшие индустриальные страны не просто господствуют в этих институтах, их деятельность, в частности, определяется интересами торгового и финансового мира этих стран». Данные структуры могли дать мощный толчок для развития экономики беднейших стран, однако занимаются тем, что посредством данных институтов навязывают свою политику остальному миру, что вызывает гнев у людей и заставляет автоматически ненавидеть глобализацию. При этом выходом из проблемы профессор Стиглиц видит отнюдь не в искоренении самих этих институтов, а в изменении способа и порядка управления данными структурами. Также, помимо коренной ревизии управления, в целях реальной помощи бедным, решения проблем экологии и отстаивания всеобщих политических и социальных интересов, требуется усиление открытости и транспарентности данных структур. Ни для кого не является секретом, что «все самое интересное» всегда происходило за закрытыми дверями. Это в первую очередь касается и МВФ, и ВБ, и ВТО. Как указывает профессор Стиглиц, публичная отчетность МВФ и ВБ до сих пор не отвечает стандартам, действующим для правительств в демократических странах. Данный упрек в первую очередь относится к так называемым «критическим отчетам». Какие же пути выхода из сложившейся проблемы? Профессор Стиглиц предлагает следующее:
- реформа «конкурсного права и мораториев». Данная реформа связана с либерализацией рынка капитала. Основная проблема, которая сложилась в настоящее время, закручена на том, что МВФ в рамках процедуры вывода из экономических трудностей берет на себя и погашает долги частных заемщиков, которые не способны выполнить обязательства перед отечественными и иностранными кредиторами. В таком случае, частным заемщикам необходимо объявлять о банкротстве, вместо того, чтобы пользоваться МВФ, тем самым подрывая экономику своей страны и мировую экономику в целом. Данная реформа касается как отношения МВФ с частными заемщиками, так и отношений МВФ с государствами и их долгами. При этом профессор Стиглиц справедливо замечает, что ВМФ, являясь крупнейшим кредитором, не должен играть главную роль в процедуре банкротства, т.к. ситуация, где кредитор выступает в качестве арбитра, нельзя признать законной и честной;
- реформа «банковского сектора». Профессор Стиглиц пишет в своей статье: «дерегулирование финансового сектора и чрезмерное значение, которое придается капиталовооруженности финансовых институтов, являются ошибкой и дестабилизируют ситуацию»;
- реформа «управления рисками». Эта реформа в первую очередь вызвана мощнейшими колебаниями обменных курсов, от которых страдают как отдельные люди, так и целые страны. Элементарный выход из проблемы заключается в создании нормально функционирующих рынков страхования;
- реформа «финансовой помощи». Пожалуй, это самая серьезная реформа, которую предлагает профессор Стиглиц. Ее суть заключается в реальном финансировании беднейших стран помимо финансирования в рамках «помощь для развития». Дополнительные потоки денег – совсем небольшие, дозированные – помогли бы максимально быстро и эффективно разрешить проблему неграмотности, голода и здравоохранения. К сожалению, до сих пор вся финансовая помощь, выделяемая для бедных стран, сводится только к развитию экономики, а последняя, в виду своей слабости, не способна дать существенный прирост денежных средств, а способна поглощать чужое инвестирование, погружаясь во все более глубокую долговую яму;
- реформа «списания долгов». Данная реформа является логическим продолжением реформы «финансовой помощи». Очевидно, пока государство находится в долговой яме, ни о каком реальном развитии не может идти речи. Экономика подобных стран буквально сгорает, т.к. огромный процент от текущей экспортной выручки уходит на обслуживание долгов индустриальным странам.
Наряду с глобализмом появился т.н. антиглобализм. Это некая реакция на укрупнение социальных общностей и рассеивание границ между странами. Назвать это организованным движением, имеющим собственную идеологию, сложно. Это клубок движений, несформированый до нормальной оппозиции гражданского общества, исповедующий некоторые идеи, довольно важные для анализа. Если вы когда-либо наблюдали за выступлениями антиглобалистов, то могли заметить, что на первом плане – буйное самовыражение “сердитых молодых людей”. За этим шумом – ряд важных для дальнейшего развития идей: протест против нарастающего разрыва между бедностью и богатством; против вывоза грязных производств и неограниченного расширения техногенного мира, грозящего биосфере; против засорения нравственной среды (moral polution) и подавления национальных культур мировым телевизионным стандартом американского производства. Антиглобализм имеет привкус антиамериканизма. Европейский антиамериканизм – протест против нарушения коалиционного характера западного культурного мира резко выраженной гегемонией одной культурно маргинальной страны. Афро-азиатский антиглобализм связан с неприятием претензий Запада в целом на положение единственной мировой цивилизации. Если упростить, то следует сделать вывод, что антиглобалисты маскируют свои идеи «антиамериканизации» и определенной, не лишенной основания, боязни за целостность собственной культуры под видом борьбы с всеобщей глобализацией. Упрощая, скажем, что здесь стоит извечный вопрос борьбы запада и востока, борьбы людей за сохранение в первую очередь собственной уникальности и отличности от других людей, уникальности своей культуры, религии, национальных традиций и образа жизни. «Калифорнизация», как еще в 1998 году пела известная фанк-комманда Red Hot Chili Peppers, наступает всему миру на пятки, срывая с последних мозоли и оставляя кровоточащие раны. Но проблема «американизации» не есть проблема глобализации: первая есть объективная болезнь, с которой необходимо бороться, а вторая – логическое завершение идеи патриотизма, то, что предначертано быть самим статусом «человек», и то, от чего не убежать. Корни американизации – от огромного влияния США как в первую очередь крупнейшего финансового «воротилы» в мировой экономики, а корни глобализации – естественная потребность человечества в укрупнении собственных социальных сфер. Человечество еще не выросло окончательно, но оно уже и не находится в стадии «эмбриона», когда идея «государственности» заставляла наших предков от изумления открывать рты. Как уместно заметить, одно из отличительных свойств глобализации есть отмирание самой идеи геополитики, и перерастание последней на внутриполитический вопрос.
Эпиграфом своей работы мы взяли отрывок из книги «Психология господства и подчинения: Хрестоматия». К сожалению, институт государственности в настоящее время настолько разложился, настолько погряз во лжи к собственному народу, что невольно хочется постулировать: когда государству от нас что-то нужно, оно начинает называть себя родиной. Патриотическое воспитание, религиозная демагогия, переплетенная с политикой, уничтожение гражданского общества и гражданских прав и свобод, культивирование чувства неполноценности других народов по сравнению с собственной нацией и многое другое заставляют неосознанно сделать выбор разумного человека в пользу глобализма и отказу от самой идеи государственности. Ведь это не нормально, когда вас заставляют идти на войну под видом «патриотического и конституционного долга»; это не нормально, когда система заинтересована в том, чтобы у вас всегда все было плохо, чтобы вы постоянно платили с таким трудом заработанные деньги за устранение искусственных проблем этой самой системе; это не нормально, когда вашим детям с детского возраста вдалбливают в головы такую идеологию, которая в первую очередь нужна государству; ведь это не нормально, когда собственное правительство устраивает геноцид собственного народа. С очевидной необходимостью мы вынуждены постулировать, что общество доросло до культивирования идеи «человечество» и «человеческое общество». Огромная заслуга в этом ложится на плечи НТР и географических открытий. Философы и психологи в таких случаях говорят, что человеку просто стало скучно. Если в средние века на соседнем болоте жили лешие и кикиморы, а в соседнем лесу, буквально рядом с вашим домом, обитала людоедка баба-яга, то сейчас мир, по выражению классика, абсолютно кругл и обтекаем человеческим сознанием. Человек все чаще смотрит в звездное небо, и все меньше – на собственную планету. Писатели-фантасты переписали все мыслимые и немыслимые сюжеты развития будущего нашей цивилизации, философы и психологи сформировали утонченные мировоззрения, подготовившие человека, пожалуй, ко всему, даже к концу света. Мир в данном контексте лишился в первую очередь оригинальности и таинственности. Что на других планетах, в других мирах, если они существуют – вот основная тема размышления просвещенного человека. Еще буквально два столетия назад люди гадали, что там, на горизонте – а теперь наша планета исследована вдоль и поперек, пожалуй, за исключением дна мирового океана.
Большинству людей нет дела ни до мировой политики, ни уж тем более до мировой экономики. Все, что их волнует – это собственное благополучие и благополучие собственной семьи. Глобализм входит в каждый дом, улучшая жизнь конкретного человека, расширяя его границы самосознания и мировоззрения. Патриотизм же может только привнести притупленную любовь к собственному отечеству, ведь последнему очень важно иметь как можно больше патриотов. Вся система армейского призыва построена на понятии «патриотизм». С января 2008 года срок службы в России был снижен с двух лет до одного года. Министерство обороны РФ публично заявило, что данный срок впредь увеличиваться не будет. Грамотные аналитики это видят не только в срезе политики, но в первую очередь во все меньшем и меньшем притоке патриотов в армию, и все большей и большей значимостью гражданской жизни.
Нас так привыкли «кормить» государственностью и ставить в пример «самое лучшее» государство, к которому нужно стремиться, что глобализация становится как минимум невыгодной, а как максимум – отталкивающей целые пласты населения. Этот идеал – Соединенные Штаты Америки, по чьей указке, к сожалению, и идет план развития глобализации – а если быть предельно честным, то всеобщей американизации. Если США образ того государства, которое считается идеальным, и которым станет любая страна, исповедующая государственность, то давайте посмотрим, что такое «эта самая лучшая страна в мире».
Американский солдат – это образ прыщавого «детины», переигравшего в on-line игры и слушающего sleepknot через средства связи в движущемся танке. Убивая других, этот «солдат» видит себя участником компьютерной игры, срывающим бонусы за каждое меткое попадание в противника. Все это продолжается до той поры, пока его либо не ранят, либо не убьют его товарищей. Это – не есть патриотизм. США давно утратило весь патриотический запал. Граждане этой некогда великой – а теперь завравшейся – страны ненавидят собственное правительство и друг друга. Эта страна со смещенными ценностями: детям до 21 года не продают алкоголь в магазинах, при этом последние могут открыто купить марихуану, LCD, героин. Нация борется за свое здоровье. США борется с курением – и ей это удается. Но вот почему-то легочных заболеваний стало существенно больше, несмотря на то, что большинство населения не курит. Американцы всю жизнь проводят под кондиционером с закрытыми окнами, меняя здоровый воздух на его суррогат, и активно потребляют антидепрессанты, например таблетки Прозак. А проблема с питанием в США вообще удручающая – однажды проводили опрос среди граждан США. Попросили привести хотя бы одно национальное блюдо – подавляющее большинство в качестве национального блюда признало «пиццу». После обработки результатов, социологи указали, что пицца является национальным блюдом Италии, и провели повторный опрос, с учетом данной поправки. Результат был такой – подавляющее большинство указали на национальное блюдо «Френч фрайз», или всем известная картошка-фри. Социологи опять сделали поправку – ведь френч фрайз есть блюдо Франции. Следующий соц. опрос дал результаты в виде яблочного пирога и индюшки, тушенной с яблоками. После этого социологи уже было хотели опустить руки – ведь и яблочный пирог, и индюшка с тушеными яблоками, пришли из Англии. Вывод социологов был сенсационный – у США нет собственной национальной кухни, за исключением биг-мака, этого натурального яда для организма, содержащего в себе все, что нормальные врачи противопоказывают для употребления. Американцы едят мясо с гормонами, фрукты со специальным консервирующим составом, генетически измененный сорт картофеля, который зимой не мерзнет, и которую колорадский жук не ест. Про куриц, которых от рождения и до забоя пичкают антибиотиками, вообще лучше промолчать. Американская нация вымирает, несмотря на борьбу с раком, сердечно-сосудистыми болезнями и курением. Это самая здоровая нация в мире, с самой мощной армией, с самым мощным вооружением, с самыми лучшими демократическими ценностями. И это несмотря на то, что 54 миллиона американцев страдают ожирением, 6 миллионов американцев отнесены к категории «супертолстый» (с весом больше нормы на 45 кг.). Ни одна нация в истории не толстела так быстро и в таких масштабах. Ожирение – вторая после курения причина смертности в США. Каждый год от него умирают 28 тыс. человек [8]. А самая лучшая в мире медицина с самой лучшей технологией, в случае, если вы, например, вывихнули руку, заставит вас предварительно заполнить порядком 30 анкет. После этого вас полдня медсестры и медбраты будут расспрашивать о вашем состоянии, после чего отправят на рентген, где вас будут просить поднять вашу вывихнутую руку на уровень плеча. После этих мук вам ее дернут и вправят, а потом выпишут счет на 2 000 долларов. При этом с их страхованием, которое является также самым лучшим в мире, и которое покрывает все медицинские расходы пациента [9]. США – это аптеки без лекарств, но с огромным выбором колдрекса, тампаксов, глазных капель от пыли; это расовые дискриминации и сексуальные домогательства, доведенные до абсурда; это глянцевая реклама и бордели; это низкие потолки в квартирах, не превышающие 2,70 метра и стены из гипсокартона; это тотальный контроль всех и всего; это самая лучшая экономика планеты, которая может рухнуть из-за скандала какого-либо финансового воротилы; это Hollywood, раскладывающий сознание людей все планеты; это несколько единиц оружия на душу населения, который каждый может свободно и открыто купить в любой точке страны; это «кварталы черных»; это «общество потребления» и перестрелки в общеобразовательных школах.
США – тот идеал государства, к которому стремятся все другие страны мира. США – страна безграничной свободы и высокой государственности. Простите – но мы этого не хотим. Что делать? Как быть? Глобализм – единственная здравомыслящая и, что важнее, нужная политика развития нашего общества. По утверждению Арнолда Джозефа Тойнби, любая цивилизация рано или поздно погибает. Избежать гибели возможно только укрупнением социальных ресурсов и объединения людей под эгидой человечества. С 1991 года Россия стала на рельсы глобализма, нравится это кому-либо или нет. А до 1991 года пытались только нащупать данные рельсы – и многим это не понравилось. Следует сказать, что современное экономическое положение глобализма устраивает всех, даже антиглобалистов. Мир, который мы знаем, всегда стремился к глобализации, начиная со времен Шелкового пути, великих географических открытий и международного распределения труда. Некоторые люди делают что-то лучше, а некоторые – хуже. Многие страны не способны производить вообще ничего. Весь вопрос о политике, так или иначе, сводится к вопросу экономики. А культура, традиции и образ жизни есть сопутствующие «товары». Можно их принимать и использовать, а можно отказаться и остаться при своем мнении. Вопрос не стоит так, что, приняв глобализацию, необходимо отказаться от собственной уникальности. Глобализация – это в первую очередь вопрос о «мировой экономике» и «распределении ресурсов». И у человечества стоит выбор – либо продолжать развивать государственность, уходя в окопы патриотизма и национализма, все более и более приближаясь к образу США, либо принять глобализацию и начать себя осознавать человеческим родом, а свою планету – единым домом для всех. Мы выбираем последнее…





























Ссылки и примечания:

[1] http://ru.wikipedia.org/
[2] http://www.rbcdaily.ru/print.shtml?2006/11/23/world/250939
[3] Sacks, 2003
[4] Ghodsе, 2003, http://www.psyobsor.org/1998/28/1-2.html
[5] Там же
[6] Global Forum for Health Research, 2002
[7] http://rusref.nm.ru/indexpub216.htm
[8] Эрик Шлоссер, «Нация фастфуда
[9] «Не-путевые заметки о США», К. Симоненко; HTTP://ZAMETOK.NET