Книга мудрости Главы 12-16

Людмила Полякова
       12
Ключ, он теперь оттягивал мой карман, точнее не он сам, а увесистая цепь, на которой он был подвешен. И я все время ощупывал его рукой. Если призрак нематериален, то как на нем или у него мог оказаться такой тяжелый металлический предмет, как он его удерживал? А что, если это чудовище с пустыми горящими глазницами вовсе не дух и состоит из естественных тканей? Черт знает что! И я мысленно усмехнулся: "Может быть, именно черт что-нибудь об этом знает!"
Вернувшись в свою комнату и оставшись один, я вынул ключ из кармана и стал его разглядывать. Обычный - преобычный ключ, ни капли ржавчины, как будто он только что сделан. Может быть, все это действительно был только трюк? Но кто этот трюкач? Что отпирает этот ключ? Почему он упал в мою руку, когда я ее протянул? Предназначался ли он для меня или я случайный его владелец? Ответов на эти вопросы не было, и я подумал, что нескоро они появятся. Задумавшись, я не заметил, что стою на одном месте посреди комнаты, свет не включен, темно. Странно, хотя я и осознавал, что в подобной темноте (еще и ставни были закрыты) я не могу различать окружающие меня предметы, я в то же время ясно чувствовал, что справа находится кровать, под периной на ней лежит моя книга мудрости, передо мной стоит стол, кресло, а слева - секретер. Я уверенно направился к столу и включил настольную лампу, которая на нем находилась. Несильный свет осветил небольшую часть комнаты, другая часть была покрыта мраком. Я почувствовал, что за моей спиной кто-то стоит, но оглядываться не стал, а осторожно опустился в кресло и положил ключ на стол. Через мое плечо протянулась чья-то рука в черной перчатке и схватила ключ. В тот же момент я ухватился за эту руку и дернул изо всех сил. Рука вдруг поддалась, и на стол упала чья-то верхняя конечность, обрубок кровоточил, и весь стол был через мгновение забрызган отвратительного вида жидкостью. Кровь была черной-черной. Я резко обернулся и вскочил с места. Прежний призрак стоял передо мной и смеялся.
- Что тебе надо? - крикнул я.
- Тише, нас могут услышать! - прошипел он.
- Что тебе надо?!
Призрак взял оторвавшуюся руку и невозмутимо приставил ее на место. Следы крови тут же исчезли со стола, как будто их там никогда и не было.
- Ты ведь хотел знать, что отпирает этот ключ? - продолжало привидение. - А я хотел познакомиться с тобой. Если бы ты знал, сколько я тебя ждал! - и оно вздохнуло.
Я просто не имел права удивляться, а привидение попалось весьма разговорчивым, долго, по-видимому, не разговаривало.
- Постойте, кто Вы? - вставил я.
- Разрешите представиться! - привидение поклонилось как-то даже слишком церемонно, и я, кажется, догадывался, что оно скажет. - Меня зовут маркиз N.. Жульен Филипп N... Я хозяин этого замка. Мне уже семьсот с лишним лет, я много поведал на своем веку.
- Постойте, разве Вы не привидение?!
- Привидение?.. Не знаю! - он пожал плечами. - Я об этом не задумывался. Хм, привидение. А что, похож?
- Да, отчасти.
Он стал осматривать свой белый наряд, состоявший из сплошных лохмотьев, и затем поднес руку к лицу (если это так можно назвать).
- Да, моя одежда износилась, а я и не заметил. - со вздохом сказал он. - А как я выгляжу?
- А Вы что же, ни разу себя не видели? - я указал ему рукой на зеркало, что стояло на столе.
- Нет, - скромно сказал маркиз, - я же не отражаюсь в зеркалах и даже в воде. - и он опять вздохнул. - Я очень страшен?
- Да нет, не очень. - попытался я его успокоить. - Но разве Вас никто никогда не видел?
- Видели, видели. - буркнул он. - Даже пытались поймать. Глупцы! Но это было давно, лет двести тому назад, тогда моя одежда не была такой рваной. У Вас случайно не найдется другой?
- У меня?!.. Сейчас посмотрим.
Я извлек на свет божий свою дорожную сумку и чемодан. Из моих вещей хозяину замка подошел только лохматый вязаный свитер и джинсы. Он это надел на себя. Боже мой! Что это был за вид! Но маркизу наряд понравился. Он стал крутиться вокруг меня и все спрашивал, хорош ли он в этом костюме.
- Какая в Вас интересная одежда, граф! (Я вздрогнул). И она мне кажется весьма удобной. Сейчас все так одеваются?
- Это обычный, если хотите, рабочий наряд.
- Рабочий? Так он что же, для простонародья? - и маркиз презрительно скривил свой ужасный рот.
- Нет, нет, это обычная повседневная одежда, в ней может ходить кто угодно.
- Ну и порядки у вас! Как Вы думаете, в таком виде я могу предстать перед маркизой?
- Перед кем? - удивленно спросил я.
- Ну, перед той женщиной, которая уже несколько десятков лет хозяйничает в моем доме. Когда она здесь появилась, она была так молода и прекрасна, что я не выдержал и решил ей представиться.
Я с любопытством смотрел на него. Иногда я даже забывал, кто он. Но стоило мне посмотреть на его горящие "глаза", и опять холодный пот окатывал меня с головы до ног.
- Но она так ужасно закричала, что я решил удалиться, и с тех пор не показывался ей на глаза, я привык ее избегать.
- Не думаю, что сейчас Вам стоит менять свои привычки. Откуда Вы меня знаете, вот что Вы мне скажите?
- А... - маркиз хитро подмигнул, поманил меня пальцем, подошел к моей кровати и вытащил книгу. - Я ее хранил для Вас, я обещал, но ее столько раз пытались украсть! Ах, негодяи! - и он в сердцах ударил кулаком по столу. Видимо он ударил слишком сильно, рука не выдержала и опять отвалилась. Я подхватил ее на лету и протянул ему.
- Что у Вас с рукой? - спросил я.
- А, это все из-за одной ведьмы. Веке в шестнадцатом она оторвала ее мне. Кое-как мне удалось ее прикрепить, но она постоянно отваливается. Забавно, не правда ли?
- Да, забавно. - кивнул я. - Расскажите мне...
- О Вас?
- Да. И о книге.
- Хорошо. - он плюхнулся на кровать, подобрал ноги, устроился поудобнее и начал свой рассказ. Я же уселся в кресло и обратился в слух. Моя мечта сбылась! Он мне все объяснит!
- Это было давно, граф, очень давно. Ваш предок был моим самым близким другом. Что нас сближало? Еще в юном возрасте мы поняли, что мир, который нас окружает, до такой степени несовершенен и мрачен, что жить в нем практически невозможно. Мы тянулись к знаниям. А встретились мы в Парижском университете - нашем альма матере. Островок знаний среди моря невежества!
- А разве раньше было принято, чтобы знатные дворяне, наследники богатых родов, отправлялись в университеты? - удивился я.
Маркиз весело засмеялся, откинулся на мою подушку и даже хрюкнул от удовольствия.
- Ах, нет, мой друг, не принято. Но ведь все дело-то в том, что мы не были ни знатными дворянами, ни богатыми наследниками. Мой отец был пекарем, держал в небольшом городке свою лавку, а я рос обычным городским мальчишкой. Город всегда будет городом, и через сто, и через тысячу лет: свой мирок, свои правила, своя жизнь. Мой милый, старый городок! Он, сколько я себя помню, всегда боролся за независимость. Сначала он находился в вассальной зависимости от одного маркиза. Это был ужасный человек: мало того, что он сдирал огромные налоги, но он еще хотел, чтобы ни одно мало-мальски важное событие в городе не происходило без его соизволения. Если юноша хотел взять в жены девушку, он должен был спросить согласия маркиза. Если открывался новый цех оружейников, то вся его деятельность подпадала под его строгий контроль. Но народ у нас был терпеливый, до поры до времени. Как-то раз приглянулась нашему маркизу дочка одного мастера, и стал он ей разные предложения делать. Ни бога, ни черта он не боялся! А у той жених был. Не посмотрел он, что сам маркиз ему конкуренцию составляет, взял, да и подстерег его на лесной дороге, избил чуть ли не до смерти. Маркиз как очухался - приказ в город: выдать ему этого негодяя для справедливого суда, да еще и девушку ему отдать в служанки. Не выдержал тут городской люд: выкинули они из города слуг маркиза, избрали городской магистрат и стали сами править. Маркиз пытался силой их вразумить, да нет, городок стоял насмерть. Казалось, все, свобода получена, но тут пришел указ от короля: сделать город непосредственным вассалом монарха. Вскоре в городе разместился отряд королевских всадников, а их командир - рыцарь В... стал нашим правителем. Правда, таких уж притеснений, как при маркизе, не было, но налоги были огромные, да и суд вершил этот рыцарь. Вот так, из огня да в полымя! - маркиз вздохнул, но уже через мгновение продолжил рассказ. - Нельзя сказать, что мы были бедными. Мой отец был очень трудолюбивым и деловым человеком. Маркиза он терпеть не мог, да и тот отвечал взаимностью, а вот с новой властью мой предок сошелся весьма близко. Он стал постоянным поставщиком хлеба двора рыцаря В... Скоро король возвел этого доблестного правителя в баронство, и он стал именоваться бароном В... Но отношения к моему отцу он не изменил и даже содействовал избранию его в городской магистрат. Так что, когда настала пора выбирать мне, каким делом заняться, передо мной открывались очень перспективные дороги. Я мог продолжить дело отца, поступить на службу к бароны или открыть собственное предприятие - денег хватало. И тут... - призрак все больше и больше воодушевлялся, и мне захотелось поторопить его с рассказом о молодости, ведь меня, как вы понимаете, интересовали более поздние годы его жизни.
- Простите, господин маркиз, а как Вы попали в Париж?
- Так ведь я и рассказываю!.. Анна, Анна..., она была юна и свежа, как цветок. Благородство и нежность светились в ее глазах. Моя первая любовь, самая безрассудная из всех! "Я Вас не знаю, - сказала она мне, когда я открыто выразил ей своей восхищение, - кто Вы?" Мне не хотелось говорить ей, что я сын пекаря, пусть даже и того, кто поставляет каждый день свежий хлеб для ее стола, я ей что-то наврал: сказал, что я ученый, путешествую по свету в поисках истины, что давно не встречал такой красоты и что сражен на месте. "Вы - дворянин?" "Да." - ответил я ей, и, боже мой, как же я тогда хотел быть маркизом или бароном! После нашей первой встречи в лесу мир изменился для меня. Я бежал на свидания, как сумасшедший, я говорил ей заумные слова, которые вычитывал из толстой книги, что служила отцу подставкой. Моя любовь заставляла меня учиться. Мне хотелось блеснуть перед ней чем-нибудь необычным, фантастичным. Я не знаю, верила ли мне она или нет, но то, что я стал ей небезразличен, - это точно!
Все оборвалось внезапно - отец решил выдать ее замуж. Тогда я пошел к нему. Он был очень удивлен. В ответ на мои пылкие речи он только пожал плечами, и ни слова. "Анна! - сказал я ей. - Вся моя жизнь для тебя! Я обманул тебя, я - никто, но я стану и ученым, и дворянином, и ты будешь моей женой, будешь!" Ее увезли, я понял, что ее не вернуть, но что-то внутри заставило меня сдержать свою клятву. Вот как я оказался в Париже!..
Маркиз умолк, я и не заметил, как наступило утро! Шахерезада закончила первую часть своей сказки.
- Ой, мне пора! - вздохнул призрак.
- Куда Вы?
- Днем я сплю - самое лучшее занятие. Темнота - это моя подруга, а свет! От него больно глазам!
- Чему больно?!
Призрак коснулся своих ужасных глазниц, а затем упрямо сказал:
- Глазам! Они у меня не такие, как у людей, но самые настоящие, глаза призрака! - и он усмехнулся. Затем он встал и медленно покачиваясь пошел к двери.
- Вы придете вечером?
- Разумеется, я теперь часто буду к Вам наведываться. - у выхода маркиз замялся. - А это ничего, что я взял Ваш костюм? Я могу и Вам что-нибудь дать, у меня сохранился один великолепный наряд, граф иногда смеясь называл его "облачением дьявола", и еще великолепный плащ на алой подкладке, а?
- Спасибо, - с улыбкой поблагодарил я его, - но я думаю, мне еще рано носить дьявольские платья.
Он ушел. Некоторое время я сидел, погруженный в рассветную тишину. Спать совсем не хотелось. Явился некто: одновременно человек и в то же время нечисть, явился и рассеял мои сомнения. Он был так реален, так органичен, что я был слегка удивлен и, если хотите, разочарован. Я то думал, что меня будут окружать такие страсти, от которых кровь стынет в жилах, и вот, я встречаюсь с привидением - и ничего, даже как-то спокойнее на душе. Маркиз мне очень понравился, зато как он любил болтать! Бедняга, как ему одиноко-то было все эти столетия. Мне вдруг захотелось почитать "Книгу мудрости". Я осторожно взял ее в руки - никакого волнения, никакого напряжения, как будто это какой-то роман.
Я когда-то в детстве прочел одну книгу, она мне ужасно понравилась, но она была не моя, я ее у кого-то одолжил. Прошли годы - я забыл, о чем эта книга, помнил лишь название и то впечатление, которое она на меня произвела. Я хотел, я безумно желал прочесть ее еще раз, еще раз подержать ее в руках, вспомнить детство, вернуться назад. И как назло она мне нигде не попадалась. Может, я плохо искал! И вдруг случайно, когда я шел по центру Парижа, я увидел ее в книжном ларьке. Я не могу описать то, что тогда со мной происходило. Я взял ее в руки, нежно дрожащей рукой погладил переплет, наконец, открыл и лихорадочно начал листать страницы. Наверное, я стоял так очень долго, потому что продавец окликнул меня и спросил, желаю ли я приобрести эту книгу. Я сунул ему деньги, принес ее домой, перечитал, затем поставил на полку, на самое видное и почетное место. Потом несколько недель подряд, днем ли это было или ночью, меня охватывал лихорадочный жар, я вскакивал с места, доставал книгу с полки и опять перечитывал наиболее яркие и любимые мною места. Я находился в весьма возбужденном состоянии и после таких всплесков долго приходил в себя. Но время текло, я все реже брал книгу с полки, пока совсем не перестал ее брать. Иногда рука машинально тянулась за ней, но я знал каждую ее страницу. Это все равно, что долго и не отрываясь смотреть на одну и ту же картину. Она стояла и пылилась, но я не забывал о ней, я помнил, что совсем рядом в моем кабинете на одной из полок стоит она, я люблю ее, она стала частью меня, я уважаю ее, я ей очень благодарен, но того чарующего волнения больше нет, я спокоен и уверен в себе.
Глава называлась: "Пространство и время - перемещение."
"Тот, кто хоть раз задумывался о жизни и смерти, знает, какую огромную власть над человеком, над его судьбой имеют Пространство и Время. Человек обречен на гибель, и поэтому единственная цель его жизни - это успеть пожить, успеть оставить след в истории. Расстояния, пространство - оно пугает нас своей бесконечностью, огромностью. Мы закрепощены сознанием своей ничтожности и беспомощности. Время - оно уносит все со скоростью кипящего потока: нашу молодость, наших друзей, наш мир. Человеку дано многое. Я знаю, я уверен, он покорит и болезни, и голод, и бедность, и пороки, но Пространство и Время будут для него недосягаемы. Они будут манить и заманивать все дальше и дальше, как красотка заманивает в свои сети богатого простака, и ему будет казаться, что он уже у цели, разгадка близка. Но эти два бога только посмеются над сыном природы и улетят от него далеко-далеко, так что и видно не будет. Марафонец бежал очень быстро, он пытался оседлать этих стремительных коней, он совершил подвиг - и он мертв! Ты знаешь, почему он мертв?! Потому что ему не хватило сил! У тебя хватит сил, ты - мой потомок! Тебя не испугает бездна невежества и преклонения перед этими насмешниками. Ты завоюешь их. Запомни, главное - не то, что ты узнаешь и то, что ты понимаешь, а главное, как ты это делаешь. Они не страшны, эти враги обыденности, эти стражи сознания. Они всего лишь дикие львы - их надо приручить, и они покорятся властной руке хозяина. Твое знание, твое желание и твоя сила - вот твое оружие, граф де Треньи!"
Прошел час, может быть два. Я читал, и у меня было такое ощущение, что это - фантастика, солидная, заумная фантастика, в лучших традициях Бредбери, но уж никак не записки человека, жившего в глухое католическое средневековье. Как он все это мог знать? Откуда? Кто он такой? Откуда эта сила во мне? Сила, которая позволяет творить чудеса и покорять незыблемые вершины мироздания. Перемещение - пролет сквозь пространство и время, но зачем? Во имя чего? Во имя мирового господства?
- Анри, ты не спишь? - Джордж заглянул в мою комнату и хитро подмигнул. - У меня для тебя есть сюрприз!
- Какой сюрприз?
Мой друг был опять в прекрасном настроении, видимо чудеса, творящиеся в замке, затрагивают лишь меня. Всем остальным это ни по чем. А вчера он был даже очень напуган. Неужели мое невнятное объяснение так ему понравилось. Видимо, он действительно считает, что я - трюкач. Ну и слава богу!
- Джордж, который час? Мои - стоят.
- Уже десять. Ты знаешь, кто у нас в гостях? - у него был вид заговорщика. Неужели он притащил сюда всю команду сержанта Бома?
- Понятия не имею, - сказал я, - кто-то из знакомых?
- Из знакомых из знакомых, пошли скорей!
Я быстро собрался. Когда я умывался, то вдруг услышал приглушенный вскрик - это был Джордж. Он сидел на моей кровати, обхватив руками голову и в ужасе смотрел на пол.
- Боже мой! - воскликнул я. - Что с тобой? Очнись! - и я бросил взгляд на то, на что Джордж так смотрел. На полу, рядом с секретером, валялись лохмотья призрака. Он здесь переодевался, мой костюм пришелся ему по душе, так что он не удосужился унести эти тряпки с собой. Я поднял их с пола и равнодушно засунул в мусорное ведро, затем повернулся к моему несчастному другу.
- Я готов, Джордж, пойдем!
- Пойдем. - еле слышно ответил он. Пока мы спускались вниз, я вспомнил одну мудрую вещь: если не хочешь изворачиваться, пытаясь объяснить необъяснимое, вообще не заостряй на этом внимание. Ведь Джордж ни о чем не спрашивает, значит и я не должен ничего говорить.
В гостиной нас поджидала вся команда в полном составе. Им было очень любопытно, и они тот и дело оглядывались по сторонам, а Александр что-то записывал.
- Какая неожиданность! - воскликнул я. - Джордж мне ничего не сказал.
Мой друг никак не мог прийти в себя, мне пришлось его слегка ущипнуть.
- Я рад произведенный впечатлением! - вдруг резко расхохотался Джордж. - Это был мой сюрприз! Маркиза - великолепная женщина, - быстро шепнул он мне, - она позволила их всех пригласить, а я то думал, она - сухарь в юбке.
- Как здесь красиво! - воскликнула Марго. - Вам не страшно жить в таком месте? - обратилась она ко мне.
- Страшно? Отчего же? Наоборот, здесь очень интересно!
- За что я люблю подобные сооружения, - сказал сержант Бом, - так это за то, что в них полно таинственных переходов, всяких подвальчиков, темниц, в которых можно найти много интересного. Кстати, вы не нашли здесь никакого трупа?
- Трупа?! - мы с Джорджем вскрикнули одновременно. Сержант Бом - этот искатель приключений, по-видимому, говорил совершенно серьезно.
- Да не слушайте вы его, это он так. - улыбнулась Марта. - Ты же больше предпочитаешь сокровища, не так ли, Бом? В старых, полуистлевших сундуках с висячими запорами?
- Где труп, там и сокровище, - так же мрачно продолжал сержант.
- Трупы, трупы, как это скучно! Говорят, у вас здесь есть нечто поинтереснее: старинные книги. Вы случайно не откопали какой-нибудь волшебной книги? Знаете, по которой колдуют ведьмы и чародеи? Хотя бы небольшой?
- Нет, дорогая Марта, волшебная книга - это мелочь. - ответил я этой симпатичной девушке. - Мы откопали нечто поинтереснее!
- Что же?
- Призрака! В рваных лохмотьях и с горящими глазницами.
Джордж как-то странно посмотрел на меня. Я ему незаметно подмигнул, и мы расхохотались. Ребята также прыснули, а сержант Бом даже со смеха повалился на диван.
- Призраки - это творения человеческого ума, - назидательно проговорил Виктор.
- Ах, ума! - воскликнул Джордж. - Так! Кто хочет сейчас со мной подняться в библиотеку и убедиться собственными глазами? Ну?! - Джордж украдкой подмигнул мне. Интересно, он что, хочет, чтобы я обрядился в эти ужасные лохмотья?! Да, Джордж, конечно, шутник, но я тоже люблю повеселиться. Будет ему призрак! Я улыбнулся своей готовящейся проделке.
- Только тише! - прикрикнул я на команду, которая в бурной дискуссии выбирала волонтера. - Маркиза может услышать шум - и нам несдобровать. Она - женщина строгих правил.
- Первым по старшинству должен идти я. - сказал сержант Бом. - Но я, так и быть, возьму напарника или напарницу.
- А я подойду? - спросила Марта.
Мне все больше нравилась эта девушка. Она была веселая, решительная, и в добавок, она нравилась моему другу, а у Джорджа был неплохой вкус.
- Конечно, подойдете, мадмуазель! - галантно отвесив поклон, сказал Джордж. - Позвольте предложить Вам руку? Марта улыбнулась и, гордо вскинув голову, прошествовала н лестнице:
- Я сама! Ну, где тут ваши привидения?! - и она быстро побежала наверх.
- Остановите ее! - вдруг раздался крик молчавшей все это время "маленькой проповедницы". - Это может быть правдой! Но почему вы смеетесь?! Анри! Останови ее! - она бросилась ко мне.
- Анри! - Джордж удивленно уставился на меня. - Что ты здесь делаешь?!
- А где я должен быть? - в свою очередь изобразил удивление я.
Джордж грустно усмехнулся, отвернулся от меня, подошел к Лючии и взял ее за руку.
- Моя юная проповедница. Вы глубоко ошибаетесь, - сказал он. - ни призраков, ну чертей не существует. Все они - продукт слабого человеческого ума. Так что единственное, что может приключиться с милой Мартой, это легкое головокружение и резь в носу и в глазах от огромного количества пыли, скопившегося за несколько столетий на книжных полках, и больше ничего, к моему глубокому сожалению.
- Ты что же, хочешь, чтобы с ней что-нибудь случилось? - поразился я.
- Ты понял, что я хотел сказать, Анри! И не стоит притворяться!
- Ну, я пошел за ней. - сказал сержант.
- Да уж, пожалуйста! - бросил Джордж.

14

В тот момент, когда Бом вступил на первую ступеньку, раздался душераздирающий крик Марты, послышался ужасный грохот, и прямо на наших глазах Марта полетела сверху по лестнице, замелькали ее ноги, руки, наконец, она затормозила. Мы некоторое мгновение стояли в оцепенении, затем кинулись к ней. Сержант Бом осторожно поднял ее и на руках отнес на диван. Ее лицо было в крови, на правой руке был здоровенный синяк, она была без сознания. На шум прибежала маркиза. Увидев Марту, она вскрикнула, но тут же овладела собой.
- Принесите таз с водой и бинт, Анри, ты знаешь, где это, быстро!
Я действительно знал, она однажды показала мне свою аптечку: очень элегантную и вместительную сумочку. Ребята были в шоке. Джордж положил голову Марты себе на колени, гладил ее очень нежно по волосам и просил очнуться.
- Господи, это я во всем виноват, если бы ни я!
- Прекрати! - резко сказала маркиза. - Ты весь в крови. Так, осторожней! - она взяла марлю, смочила ее водой и стала собирать кровь. Лоб у Марты был рассечен, при падении она ударилась о перила. Рана была небольшая, но кровь хлестала довольно сильно. Хозяйка замка ловко, как настоящая медсестра, перевязала ей голову и смазала руку йодом.
Команда стояла вокруг дивана, на котором лежала Марта. Лючия шептала какую-то молитву и то и дело всхлипывала.
- Я говорила, я говорила!
- Замолчи немедленно! - прикрикнул на нее сержант. - Подумаешь, пара царапин! Я и не в таких переделках бывал. Заживало, как на собаке.
- А ты и есть собака! Настоящий бульдог. - сказала Марго.
Все засмеялись, это немного разрядило обстановку. Я не мог понять, что произошло. Почему Марта так кричала.
Внезапно она пришла в себя и застонала.
- Марта, как ты?! - спросил Джордж. Она слабо улыбнулась.
- Я...
- Что? Тише вы!
- Я упала. - тихо-тихо прошептала Марта. - Он пронесся мимо меня, как ветер, и сшиб с ног.
- Кто?! - в один голос воскликнули все присутствующие.
- Призрак... .
- Марта, что с тобой?! - в отчаянье вскричал Джордж.
- Возможно, она бредит, она потеряла много крови. - спокойно сказала маркиза. Я не знал, что и думать. У меня была задумка вызвать призрака, но я не успел ее выполнить. Неужели она столкнулась с маркизом?! Но он же отправился спать, да и с чего это ему было толкать безобидную девушку!
- Я говорила, я говорила! - продолжала причитать Лючия.
- Ничего, ничего, все будет хорошо. Марта! - бормотал Джордж. - У тебя небольшая царапина, скоро она исчезнет, ты же сильная, смелая!
Марта опять улыбнулась и взяла Джорджа за руку.
- Он не придет сюда? - испуганно спросила она.
- Кто?
- Призрак.
- Пусть только попробует! Анри, - обратился он ко мне, - сходи посмотри, что там (он указал пальцем наверх). Надо вызвать врача!
- Да, конечно! - маркиза отправилась звонить.
Тем временем мы вчетвером: я, сержант, Виктор и Александр, - поднялись в библиотеку. Дверь была распахнута настежь. Мы осторожно заглянули в нее - пусто!
- Странно, - сказал Виктор, - может это был сквозняк?
- Где ты видел такой сквозняк, который бы сбрасывал человека с лестницы? Да и окна все закрыты. - ответил Бом.
- Странно! - еще раз повторил Виктор. Мы немного постояли среди груд книг, затем ребята пошли вниз, а я еще некоторое время оставался на месте. И тут на полу что-то блеснуло.
Я нагнулся и поднял ключ.
- Так! Тот же самый! Ну, и где же его хозяин? - я огляделся по сторонам, меня все это уже начинало злить. Что, в конце концов, творится в этом замке? Я со злостью швырнул ключ на пол и направился к выходу. Внезапно я что-то почувствовал, что-то происходило позади меня. Я обернулся - ключа на полу не было, а окно вдруг резко распахнулось, и легкий ветерок поднял клубы пыли.
- Черт бы вас всех побрал! - в сердцах выругался я и захлопнул дверь. - Нечисть поганая!
Когда я вернулся в гостиную, то заметил, что ничего не изменилось, только Марта больше не стонала, а тихо вздрагивала, прижавшись к Джорджу.
- Я вызвала врача, он скоро будет. - сказала хозяйка. - Ребята, вы же не завтракали! - вдруг спохватилась она. - Вы же так с голоду умрете! Так, сколько вас? Восемь, отлично. А пока я приготовлю вам кофе.
- Можно, я помогу? - спросила Маргарита.
- Конечно, дорогая, пойдем.
- Марта, что с тобой?! - вдруг закричал Джордж. Дело в том, что она попыталась приподняться и, тихо вскрикнув, опять лишилась чувств. Маркиза, заслышав крик, немедленно вернулась и дала Марте понюхать нашатырный спирт, она очнулась, но ее зрачки были дико расширены. Марта испытывала ужасную боль.
- Что с тобой. Марта? Что еще?! - бормотал Джордж.
- Бок.
- Где? - встрепенулась маркиза.
- Слева внизу. Больно! Мамочка! - и Марта заплакала.
- Так, - быстро заговорила наша хозяйка, - осторожнее, держите ее, молодой человек! Где болит? Здесь? - и она провела рукой по левому боку Марты, та снова дико вскрикнула и откинулась назад в изнеможении. Маркиза нахмурилась, прикусила губу и в отчаянье посмотрела на нас.
- Что?! - сказал сержант.
- Я могу ошибаться, но мой отец был неплохим врачом. Я с детства интересовалась медициной и мне кажется...
- Продолжайте! - всхлипнула Марго.
- Она очень страшно упала, от такого сотрясения бывает разрыв селезенки...
- И она?..
- Ее можно спасти, если немедленно положить на операционный стол, немедленно!
- Сколько она протянет? - безжизненным голосом спросил Джордж.
- Минут пятнадцать, может быть, тридцать, не больше. Так говорит практика...
Все стояли, опустив головы. Марго плакала., уткнувшись лицом в плечо Виктора, Лючия продолжала молиться.
- Твоя молитва ей не поможет! - грубо сказал Джордж. - Она католичка, у нее другая вера!
- Я молюсь не за веру, а за нее. - ответила Лючия.
"Что же делать?! - лихорадочно думал я. - Если маркиза права, Марту не спасти, она умрет. Господи, что же делать?!"
- Нужна машина! - твердо сказал я. - Сколько времени надо добираться до ближайшей больницы?
- Часа полтора. - ответила маркиза. - Дорога очень петляет.
- А если по прямой?
- Не проехать.
- Так, а машина у Вас есть?
- Да, удивленно сказала она. - только я не ездила на ней после смерти мужа. Она старая, он любил такие модели.
- Где она?
- В гараже. Я не уверена, что она в порядке.
- Ничего, проверим.

15

Минут через пять я вывел машину из гаража. Это была довоенная модель "Мерседес-бенс", реликт, в некотором роде. Удивительно, но мотор сразу же завелся. Джордж осторожно на руках отнес Марту в машину. Она стонала очень-очень тихо. Маркиза укутала ее в плед, чтобы она в дороге не замерзла.
- Анри, - сказала мне эта добрая женщина, - будь осторожен, здесь очень крутые повороты.
- Мы успеем, Марта, мы успеем. - шептал Джордж, держа свою возлюбленную в объятьях и нежно ее убаюкивая.
- Можно, я поеду с вами? - сказал сержант.
- Нет. - крикнул Джордж.- Машина будет перегружена, и мы медленно поедем. Мы доберемся, все будет хорошо!
Рыдания Марго усиливались, она была невменяемой.
- Проклятый замок, проклятый замок! - кричала она.
- Тихо, Марго, тихо, - говорил ей Виктор.
- Успокойтесь, дети мои. - сказала им маркиза. - Мы сделали все, что могли. Теперь главное, это время. Ах, это проклятое время!
Я был на редкость спокоен, машина шла хорошо, дорога была прекрасной. Серпантин был не таким уж опасным, как я думал. На заднем сидении Джордж монотонно успокаивал Марту, но она его не слышала, да и он это понимал. Он успокаивал сам себя. "Полтора часа! Время, ах это время! Время? Время?!" - я облегченно вздохнул. Это было похоже на экзамен: я плавал, не мог найти точный ответ, профессор, как палач, занес руку над ведомостью, и тут меня осенило, я отбарабанил без запинки очень сложный теоретический вопрос - профессор поражен. "Я - глупый школяр! Я забыл урок, который готовил утром. Мораль - уроки надо готовить вечером! Ну, что же, рискнем!'"
Мы ехали несколько минут. Я слышал, как дыхание Марты стало прерывистым, бормотание Джорджа усилилось. На участке дороги, ни спереди, ни ссади, не было ни одной машины. Я приблизительно представлял, где находится этот чертов город. Очень медленно я закрыл глаза, веки были словно свинцовые, и ....
Послышался удар, машина подпрыгнула, вскрикнул Джордж (он сильно ударился головой). Я взглянул на дорогу - мы были в городе. Машин было полным полно, так что на наше появление никто не обратил внимания. Возле светофора я затормозил. Рядом остановился новенький "Форд", водитель в ужасе уставился на меня и прокричал в окно пьяным голосом:
- Вы что, с луны свалились?!
- С луны, с луны! Не скажите, далеко ли до городской больницы?
- Да нет, рядом! За поворотом. Но все же, как Вы это объясните?!
- Пить надо меньше, когда садишься за руль! Спасибо за информацию, приятель!
Я подъехал к больнице, остановился, затем долго пытался растормошить Джорджа. На мою сирену выбежали санитары, они невозмутимо вытащили из машины Марту и Джорджа и быстро их унесли. Я пошел следом. Слава богу, врач сказал, что девушка еще может выжить...
- Если бы вы приехали на пять минут позже, то я не был бы так уверен. Операция прошла удачно, теперь нужно ждать.
- Спасибо Вам. - я попытался всучить ему деньги, которые только что материализовал в кармане, но он их не взял.
- Это муниципальная больница, молодой человек, мы не принимаем деньги от больных.
- Простите, но эти от чистого сердца! Может я могу Вам быть чем-нибудь полезен?
- Спасибо, молодой человек, спасибо. Кстати, Ваш друг тоже доставил немало хлопот, удар был очень силен. Вы что, играли в волейбол чугунным мячом? - весело спросил он.
- Да нет. - я позволил себе усмехнуться. - Как Джордж?
- У него небольшое сотрясение мозга. За него можно не беспокоиться.
... Джордж лежал на больничной кровати и тяжело дышал.
- Джордж. Джордж. - позвал я его.
- А?! Что? - очнулся он. - Где я? Где Марта?
- Марту прооперировали. Вот этот доктор! - я указал Джорджу на врача.
- Вы?! - Джордж протянул ему руку. - Спасибо, спасибо. Вы не представляете, что Вы сделали! . .
- Ну что Вы, что Вы. Главное - это вы молодцы. Еще бы пять минут, и я был бы бессилен. Обычно после такой травмы человек живет минут тридцать, а то и того меньше.
- Тридцать? - Джордж удивленно смотрел на врача. ("Лучше бы они об этом не говорили!" - подумал я). - Как это тридцать? Но... мы ведь добирались полтора часа!
- Молодой человек, это невозможно! Никак невозможно!
- Но мы выехали в начале двенадцатого! А теперь...
- А теперь ровно пол первого, - рассмеялся врач, - операция длилась около часа. Очень сложная и кропотливая операция. С медицинской точки зрения... Молодой человек, что с Вами?!
Джордж погрузился в глубокий обморок. Что он знал о принципах перемещения в Пространстве и Времени, этот любитель древней архитектуры! Я оставил его на попечении молоденькой медсестры и пошел звонить в замок. Трубку немедленно схватил сержант Бом.
- Ну?! - громовым голосом сказал он.
Я описал ему ситуацию: Марта прооперирована, Джордж получил небольшой ушиб.
- Так, молодец! Но ты что-то очень быстро добрался, не прошло еще и двух часов!
- Я ехал так быстро, как только позволил этот "лимузин".
- Это не "лимузин", а "Мерседес", - сказал Бом. - тебе хватило бензина?
- ... Да. - медленно ответил я.
- Не забудь заправиться на обратную дорогу.
- А как там у вас? - поинтересовался я.
- О`кей! С Марго была истерика, так что вызванный врач оказался очень кстати. Маркиза накормила нас завтраком, а Лючия все молится. Наш неутомимый пастор!
- Ладно, я еще позвоню, - я повесил трубку.
Потом, некоторое время спустя, Марго рассказала мне, как именно сержант сообщил им эти новости. Он вышел к ним с мрачным видом, так что все затрепетали, окинул всех тяжелым взглядом и голосом трагического актера сказал:
- Этот камикадзе забрал одного больного, а доставил двух!
Как?! - воскликнули все.
- Я говорил, что мне надо ехать. - сказал Бом, потом вдруг улыбнулся, что с ним случалось весьма редко, и добавил. - Она жива, прооперирована., а у Джорджа легкое сотрясение мозга. В общем, все великолепно!
Ликованью не было предела, маркиза расплакалась, она уже давно так не нервничала...
.. Я отправился на автозаправочную станцию, чтобы пополнить запасы бензина. Молодая смуглая девушка взялась заправлять мою машину. Вдруг у нес сделалось испуганное лицо, и, когда я ей отдавал деньги, она не выдержала и спросила:
- Как Вы ее сюда дотащили?
- Кого? - не понял я.
- Эту развалину, - она говорила про "Мерседес".
- А что? - весело сказал я. - Бензин был на нуле?
- Он был на нуле уже лет десять, по меньшей мере. Это же музейный экспонат!
- Что?! - я был ошарашен. Затем мне все это показалось очень забавным, и я рассмеялся. Оказывается, я вел машину на голом энтузиазме, в прямом смысле этого слова. Можно сказать, что Джордж, Марта и даже сама машина ехали на мне! Великолепно! Хоть какая-то от меня польза есть! Я хохотал, и смуглянка тоже присоединилась ко мне. В соседнем баре я хлебнул водки и, почувствовав себя хорошо, отправился в больницу навещать друзей.

16

Вечером того же дня я опять был в замке. Джордж и Марта оставались в больнице. Вся команда уехала в город. Марго хотела увидеть прооперированную девушку и даже собиралась стать ее сиделкой. С первого нашего знакомства я понял, что Маргарита - очень впечатлительная особа, по то, как она переживала из-за подруги, потрясло меня. Казалось, что она сама' испытывала боль, терзавшую Марту. Когда я вернулся, то застал ее в ужасном состоянии. Врач сделал ей укол, но это вряд ли помогло. Глаза были красные, сумасшедшие - она все это время плакала. Виктор не знал, что с ней делать.
Сержант пожал мне руку и сразу побежал седлать "Мерседес". Хочу сказать, что от города до замка я добирался ровно полтора часа. После первого опыта перемещения я был в каком-то странном состоянии - как будто меня всего выжали, выдавили, как лимон. Была ужасная усталость, хотелось тишины и покоя: в общем, полноценного отдыха.
Команда быстро забралась в машину, только Марго все еще стояла рядом со мной и временами передергивалась, как от зубной боли.
- Марго! - я решительно повернулся к ней. - Послушай, так нельзя! Пора успокоиться, уже все позади!
- Я не могу, не могу, это так ужасно, и прямо у нас на глазах! - она опять залилась слезами.
- Все будет хорошо! Она поправится. - еще тверже сказал я. - Операция прошла великолепно, ты должна успокоиться.
- Но я не могу, не могу!
- Можешь! - крикнул я.
Она вздрогнула и подняла на меня глаза. В них был испуг и удивление. Я слегка наклонил голову и стал смотреть снизу вверх, исподлобья. Я пытался мысленно внушить ей, что все кончилось, плакать больше не стоит. Марго еще два раза всхлипнула и замолчала, затем уверенно села в машину. Сержант Бом высунулся из окна, подмигнул мне и поднял большой палец.
- Ты настоящий волшебник, Анри! - крикнул он мне.
- Как доедите, позвоните, - прокричал я ему в ответ, когда машина уже выезжала за ворота замка. Я еще немного постоял на месте, затем пошел разыскивать маркизу, мне очень надо было с ней поговорить.
Я застал ее в гостиной, она сидела и спокойно читала газету: у этой женщины была потрясающая выдержка. Не будь ее, Марты бы уже не было в живых. Хотя иногда мне приходило на ум, что я . пожалуй, сам смог бы вылечить ее, только я ведь не врач и как делать операции не знаю.
Система сохранения живых организмов, которую я изучил в самом начале, была очень туманна и расплывчатая По вечерам я произносил некоторые заклинания, и моя голова сразу становилась легкой, как воздушный шар. Чувствовал я себя все это время великолепно. Но не знаю, было ли это действием волшебства, или у меня был просто очень крепкий организм, крепкое здоровье. Маркиза почувствовала, что я на нее смотрю, и оторвалась от газеты.
- Ах, это ты, Анри? - вздохнула она. - Что, все уехали?
- Да, мадам. Не знаю, как они влезли в машину, но уехали все. Марго в ужасном состоянии, я еле-еле ее успокоил.
- Да, она очень чувствительная девушка. Я думаю, все они очень хорошие ребята. Я очень сожалею о случившемся. - она опять вздохнула.
- Что Вы, мадам, - возразил я, - Вы здесь ни при чем, это всего лишь несчастный случай, он мог случиться где угодно и с кем угодно. Вы не можете себя винить, наоборот, мы все Вам очень благодарны. Если бы не Вы...
- Анри! - она посмотрела на меня серьезно-серьезно, в глазах ее стоял ужас.
- Что с Вами, мадам?! - воскликнул я.
- Анри, я сошла с ума! Анри, это ужасно! - она сжала руки в кулаки и стала быстро-быстро моргать. Я заметил, что она хочет скрыть слезы, которые наворачивались у нее на глазах. Я налил ей стакан воды и осторожно протянул, она выпила и поблагодарила меня.
- Мне так страшно!
- Но что случилось?
- Нет, Анри, все это бессмысленно. Ты живешь здесь всего несколько недель, ты молод, образован, ты не должен слушать бредни одинокой старухи. - она вздохнула в третий раз, этот вздох был полон безнадежности. - Не перебивай меня, - сказала она, заметив, что я пытаюсь возразить, -у меня нет детей, у меня нет достаточно близких друзей, чтобы они могли жить со мной. Я благодарю бога, что мсье Кортье направил вас ко мне. Я не знаю, что бы я без вас делала! Обещайте мне, Анри! - она схватила меня за руку. - Обещайте, что Вы с Джорджем поживете еще у меня, это очень важно. Я не могу всего объяснить, все это слишком сложно. Иначе меня засадят в сумасшедший дом, меня никто не поймет. Всю свою жизнь я совершала греховные поступки, и теперь они не дают мне спокойно умереть. Этот замок, к которому меня приковала судьба, он такой большой, такой мрачный! Я не могу здесь одна! Пожалуйста, Анри1
- Мадам, может я могу Вам чем-нибудь помочь?
- Нет, нет, я же говорю, мне никто не может помочь: ни врач, ни тем более историк!
- А Вам может помочь волшебник, колдун?! - спросил я и в упор взглянул на нее.
Она удивленно посмотрела на меня.
- Я не верю в колдунов! Я не верю в волшебников! Я ни во что не верю! - она говорила все громче и громче, на последней фразе она вскричала. - Я ни во что ни верю!! - вдруг она расхохоталась, смеялась долго и бурно, затем резко рухнула в кресло и зарыдала.
Я подошел к ней и положил руку на голову. Мне было очень жаль эту женщину. Я представил себе, как она все эти годы жила в замке вместе с привидениями. В замке, в котором чего только не происходило: страшного, трагического. Я очень хотел ей помочь.
- Но Вы верите в призраков, мадам! Призраки - создания иного мира, с ними человеку очень сложно справиться, здесь нужен специалист.
Она смотрела на меня, широко раскрыв глаза. Она чего-то ждала, находясь в ужасном напряжении.
- Мадам, расскажите мне все! Я попытаюсь Вам помочь, - внушительным голосом сказал я, не переставая смотреть ей в глаза.
- Как?.. - пробормотала она. - Кто Вы, Анри?!..
- Я - ... волшебник, мадам. Правда, только начинающий, но я умею общаться с призраками!
- Но этого не может быть! - вскричала она.
- Но Вы ведь чувствуете, что я говорю правду! Послушайте меня, расскажите все!
Она покачала головой.
- Нет, Анри, нет, этого не может быть, ты всего лишь...
- Я - граф де Треньи! - громовым голосом сказал я. - И я приказываю Вам говорить!
- Это случилось давным-давно, - очень быстро забормотала она, - я только приехала сюда, как он предстал передо мной: ужасный, лохматый, оборванный, - он протягивал ко мне руку: ужасную, ужасную руку. Я лишилась чувств, он был такой страшный. Больше я его не видела, но в замке стали происходить страшные вещи. Однажды с крыши сорвалась целая плита, она упала прямо на голову дворецкого, он умер на месте. В библиотеке по ночам кто-то бродил, листал книги, что-то искал... Потом погиб мой муж... Я говорю - погиб, хотя все считают, что он умер от сердечного приступа. Ночью, накануне его смерти, я слышала голос: тонкий, ехидный, - он мне сказал: "Убирайтесь отсюда! Вы мне мешаете!" Александр умер... Я пришла в его комнату утром, он был уже холодным. Я его так любила! - слезы текли по лицу маркизы, она их не вытирала. - Я осталась одна... Каждую ночь, каждую ночь все тот же голос не давал мне заснуть, грозился, требовал, чтобы я убралась из замка. Я бы ушла, но мне некуда было идти. Здесь лежит мой муж, мой любимый, мой дорогой, и никакая нечисть не заставит меня покинуть его!.. Потом у меня поселился профессор Кортье, и голос перестал меня мучить. Затем приехали вы, и однажды, когда я ложилась спать, я услышала шаги, совсем рядом, кто-то прошел мимо моей двери, поднялся по лестнице, затем шаги застучали по потолку. Так повторялось несколько дней, точнее ночей подряд. Но это пустяки! Сегодня ночью, накануне всех этих ужасных событий, я опять услышала голос, он кричал на меня, требовал, чтобы я выгнала вас, он сказал, что будет убивать вас. Я не думала, что так случится, мне все время казалось, что это галлюцинация, я не верила, не хотела верить, а теперь я не знаю, Анри, я не знаю!
Маркиза замолчала, глаза ее смотрели в никуда. Пустой, невидящий взгляд. Как же она здесь жила все это время, боже мой!
- Мадам! - позвал я ее. - Очнитесь! Почему голос хотел, чтобы мы уехали?
- Что? - вздрогнула она. - Да, от требовал... Мне кажется, она вас боится. Анри, - вдруг решительно сказала маркиза, - если Вы действительно что-то можете, сделайте. Профессор Кортье пытался помочь мне, но ничего не вышло.
- Профессор Кортье знает о голосах?
- Да, мне надо было кому-то рассказать. Я была в отчаянье.
- А что пытался сделать мсье Кортье? - меня очень заинтриговало то, что историк знал про тайны замка. Почему он пригласил нас сюда? Он что-то знает обо мне?!
- Он искал призрака, и еще он искал какую-то книгу, но не нашел. Он сказал, что простому человеку не по силам бороться с нечистью. Он сказал, что мне надо уехать, он... - маркиза опять расплакалась.
Мне в голову пришла одна идея. Если маркиза вынесла столько, то, возможно, она переживет и это.
- Мадам, Вы уверены, что призрак, которого Вы видели много лет назад, говорил с Вами по ночам, или это был кто-то другой?
- Откуда я могу это знать, Анри! - проговорила она. - Откуда? И какая в этом разница?
- Послушайте, - я наконец-то решился, - в этом замке, действительно, живет один призрак, я с ним знаком. Это - первый маркиз N..., но он никак не мог причинить Вам вред, он весьма порядочный человек...
- Человек?! - маркиза ошарашено смотрела на меня. Ее седые волосы растрепались, и она чем-то походила на ведьму из легенды Лючии.
- Он не совсем призрак, то есть не такой, как другие. Ну, в общем, не такой, какими мы их себе представляем, - я совсем запутался, - поговорите с ним, может, он Вам что-нибудь объяснит.
- Анри! Как это возможно?! - воскликнула она.
- Не волнуйтесь, я это устрою.
- Боже мой, лучше бы я была сумасшедшей!
- Вы поговорите с ним?
- Ну, если Вы считаете, что он не опасен.
- Я за него ручаюсь!
- Анри, кто Вы такой? - снова спросила старушка.
- Я уже говорил, мадам. Поймите, я желаю Вам только добра.
Она качала головой и приговаривала:
- Вы знакомы с призраком, Вы - колдун! Боже мой! В конце двадцатого века!
- Я сам этого не понимаю, мадам, - усмехнулся я, - но, видимо, такова судьба.
- Да, да. Я поговорю с ним. - и маркиза вдруг весело засмеялась. - А потом с чистой совестью отправлюсь в дом для умалишенных.
Она поднялась и куда-то вышла. Через пару минут она вернулась с бутылкой коньяка и двумя громадными бокалами.
- Выпьем, молодой человек? - резко спросила она.
- Пожалуй, - ответил я.
После нескольких глотков спиртного она немного пришла в себя, глаза заблестели. Смотреть на меня она стала совершенно по-другому: с каким-то вниманием и даже подобострастием.
- Молодой человек, - хитро подмигнув мне, спросила она, - а Вы многое можете?
- Могу? - переспросил я.
- Да, я имею в виду волшебство? Вы многое можете?
- Я думаю, немало.
Она на миг о чем-то задумалась, а потом, оглянувшись по сторонам, как будто хотела убедиться, что нас никто не видит и не слышит, смущенным голосом прошептала:
- Вы не могли бы вернуть мне молодость?!
- Что?! - удивленно спросил я.
- Молодость, свежесть, былые годы, я?!.. Я бы так этого хотела! - она выжидательно смотрела на меня.
Я в душе улыбнулся. Вот каковы женщины! Пережиты такие потрясения, а она думает о внешности. Вопрос может идти о жизни и смерти, а она...
- К сожалению, пока я этого не умею. - мягко сказал я. - Но позже, возможно, я познаю таинства омолаживания.
- Да? Жаль! - вздохнула чуть захмелевшая старушка.