Книга мудрости Главы 8-11

Людмила Полякова
       8

 Если у меня ничего не выходит в материализацией, то это потому, что во мне начали угасать жизненные силы, я слишком много отдавал чтению. Джордж был единственным, кто оказался в состоянии вытащить меня на свет божий.
Пикник устраивался невдалеке на опушке леса. Как только стемнело, мы с Джорджем вышли за ворота замка и пошли по еле заметной тропинке, которая утопала в траве. Джордж шел впереди, держа в руке электрический фонарь, через шаг он спотыкался.
- Ну и нашли они местечко! Все ноги переломаешь, пока доберешься.
Я не слушал его, мой друг любил поворчать. Да и место это выбрал он сам, так что пенял сам на себя. Шагов через триста мы заметили блики от костра, небо было покрыто облаками, так что ни луна, ни звезды не были видны, лишь этот костер и фонарь Джорджа. Под моей ногой хрустнула ветка, звук услышали сидящие возле костра и поднялись нам навстречу. Впереди стоял парень, огромных размеров и богатырской силы, - это я сразу почувствовал, когда он сжал мою руку так, что я вспомнил всех святых.
- Очень приятно. Сержант Бом, - представился он, - а это моя команда: Лючия, Марта, Маргарита, Виктор и Александр.
- Мы уже заждались вас, - буркнул Александр, единственный, который не встал, а продолжал лежать возле костра.
- Ах, как вы вовремя! Уже и картошка испеклась, - маленькая шустрая девчонка протянула мне чумазый клубень.
Остальные все сидели в темноте, и я, как ни старался, не мог их разглядеть.
- Ну, что же ты, садись, - сказал мне Джордж и начал распаковывать сумку. Оказалось, он прихватил с собой копченый окорок и большую бутылку вина.
- Ну что, мрачная ночь! В такую ночь приведения и ведьмы собираются вместе, чтобы повеселиться и покуролесить, - и Джордж довольно усмехнулся.
- Не скажи, - заметил еще один член команды, которого я не видел, но ощущал над ухом его дыхание, - нечисть любит светлые ночи, чтобы небо было чистым, светила круглая луна и звезды были все как на подбор.
- Нет, нет, нет! Это чепуха! В старых замковых легендах говорится, что в черные ночи нечисть вылезает из всех щелей и идет в лес или в поле, чтобы подышать свежим воздухом и размяться.
- Что же они разминают? Кости?!
- Кости разминают ваши неандертальцы! Приведения же и прочая гадость бестелесны, а, следовательно, разминают они свои души, часто совершая ужасные поступки.
- Ты хочешь сказать, что только в эти ночи призраки творят свое черное дело?
- Да, Марта, а в остальное время они сладко спят, в отличии от вас. Вы, по-моему, никогда не спите! - опять пробубнил Александр и, повернувшись на бок и накрыв голову руками, сладко засопел.
- Что это вы взяли с собой этого суслика? - удивился Джордж.
- Ни одного же его оставлять! Он у нас ходячий талисман. - И сержант Бом подмигнул своей команде, намекая, как видно, на известный им случай. - Так ты говоришь, ночь ведьм?
- Да, но это добрая ночь ведьм, сегодня духи веселятся.
Джордж сунул руку в костер, пытаясь вытащить картофелину, обжегся, так что подскочил на месте, вызвав бурный хохот.
- Ведьмы не бывают незлыми, - послышался тихий голос девушки, обладавшей прекрасным именем Лючия, - все ведьмы творят лишь зло, они - создания тьмы.
- Лючия - маленький проповедник, - шепнул мне Джордж, - в нее отец - пастор, и она также рьяно, как и он, борется с дьяволом.
- Я вижу вы о чем-то шепчетесь, - обиженным голосом сказала Лючия, - вам не интересно?
- Да нет, что Вы! - воскликнул Джордж. - Я весь в внимании!
- А Вы, сударь? - обратилась она ко мне.
- Мне кажется, что это очень интересно, и я с удовольствием послушаю.
Лючия молча встала, подошла ко мне, опустилась передо мной на колени, взяла мою руку и уставилась прямо в глаза.
- Что с Вами?! - воскликнул я.
- Я поведаю Вам историю об одной ведьме, которая сначала показалась доброй. Это очень поучительная история.
- Ну вот, опять затянет свою проповедь! - воскликнула Марта.
- Если не хотите - не слушайте, - ответила Лючия, - а я расскажу ему одному, ему интересно!
- Да. - я с улыбкой смотрел ей в глаза.
- Ну, а мы пойдем поищем чертей! - воскликнула Марта. - Кто со мной?
- Я, я. - сержант, Джордж, Виктор и Маргарита откликнулись на ее призыв. Они встали и ушли, оставив меня один на один с этой юной проповедницей. Пастор и чернокнижник! Я расхохотался.
- Почему Вы смеетесь? - удивилась Лючия. - У Вас странный смех. Говорят, Вы немного болели?
- Да, чуть-чуть.
- А теперь Вы здоровы? - она выглядела озабоченно.
- Да, абсолютно! Я готов Вас слушать.
- Когда я остаюсь один на один с мужчиной, я немного смущаюсь, но не обращайте на это внимания.
- Но мы не одни, - усмехнулся я, - а Александр?
- Ах, Александр!..
Этот медвежонок спал очень крепко и вряд ли мог сойти за слушателя. Лючия начала свой рассказ, глядя мне прямо в глаза, и я чувствовал, что через ее прикосновение я заряжаюсь какой-то новой невиданной силой.
- Это было очень давно, когда стены старого замка составляли лишь половину сегодняшних...
- Вы говорите об этом замке? - заинтересовался я.
- ..Да... Это местная легенда... и слышала я ее еще от... бабушка. Она была родом из этих мест, ее отец служил маркизам N... Так вот, это было давно, когда здесь хозяином был первый маркиз N..., кругом замка стоял непроходимый лес, во рве, его окружавшем, текла вода, и ... он был настоящей крепостью.
В те неспокойные времена феодальных войн такие стены спасали не только хозяев, но и целые селенья крестьян. Однажды к воротам замка подступил отряд соседнего сеньора, и все люди, боясь смерти и насилия со стороны непрошеных гостей, укрылись в замке. В одной из конюшен расположилась семья крестьян из ближайшей деревушки: муж, жена и трое детишек. Старшей, Маргарите, было тринадцать лет. Ребят веселило предстоящее сражение, и они подолгу бегали вдоль крепостных стен, пытаясь через бойницы разглядеть врага. Однажды Маргарита увидела в поле бедную старушку, которая шла с тяжелой корзиной, еле-еле волоча ноги. Она направлялась в замок. Девочка поспешила ей навстречу, помогла донести корзину и расположить старушку на стоге сена, лежащем во дворе. Старушка поблагодарила девочку. Вскоре вокруг нее собрался народ, и она стала рассказывать им новости: отряд неприятеля занял деревню, лежащую в четверти дня пути отсюда и вскоре должен подойти к замку, в округе нет ни одной живой души: все попрятались. Старуха рассказала ужасную историю о том, как этот отряд сжег деревню в соседнем графстве, не щадя ни стариков, ни детей. Маргарита слушала выпучив глаза, так что отец прикрикнул, чтобы она ушла и не слушала всякие страсти. Девочка повернулась, чтобы уйти, но ее остановила старушка. Она приподняла своими сухими пальцами подбородок Марго, заглянула ей в глаза, так что девочку прошиб пот от страха, и сказала:
- Не бойся чужестранцев. Все люди одинаковы, они всегда были и будут жестоки к себе подобным, это их рок!
- Но ведь они могут убить отца, мать, братьев!! - воскликнула девочка.
Старушка хитро посмотрела на нее, долго что-то обдумывала и, наконец, сказала:
- Хочешь, я помогу тебе? Я научу тебя, как спасти замок от врагов.
- Ой! А как это? - Маргарита удивленно заморгала глазами.
- Я научу тебя, как отвести врага, вызвав грозу ему на голову.
- Но разве простой человек может вызвать грозу? Ведь ее посылает нам бог в наказание за грехи?
- Ха-ха-ха, - расхохоталась странная женщина, - бог или дьявол? Неважно, от кого она исходит, важно - кого она карает.
Маргарита для своего возраста была довольно смышленой девчонкой, она смекнула, что старушка-то, наверное, не простая.
- Вы - ведьма?! - в ужасе проговорила она.
- Тише! Нас могут услышать!
- Боже мой! Но ведь ведьмы творят только зло, а Вы хотите нам помочь?
- Ведьмы бывают и добрыми, - нежно засмеялась старушка и погладила девочку по голове, - да ты, я смотрю, очень умненькая девочка, как раз из таких получаются наилучшие ведьмы. - и она опять мягко улыбнулась.
- Я не хочу быть ведьмой. - быстро и решительно ответила Марго. - Я хочу помочь людям.
- Так ты согласна?
- Да... - Маргарита подумала и спросила. - А что Вы потребуете взамен?
Теперь уже ведьма рассмеялась зло:
- Ах уж эти мне крестьяне! Во всем видят подвох, в искренние чувства никто не верит. Я просто хочу вам помочь!
Старуха на миг замолчала, а потом вдруг заторопилась.
- Ну, пойдешь, что ли?! Я научу тебя, что делать.
И она повела девочку на крепостную стену, с которой уже были видны приближающиеся толпы неприятеля. Солнце садилось, и в кроваво-алом закате были видны серебристые щиты чужеземных воинов и их острые копья.
- Смотри! - громким шепотом сказала ведьма. - Они все в железе, этим-то они грозу и притянут. Слушай и запоминай! Как только начнется осада и все защитники замка поднимутся на стену, ты возьмешь вот этот камень, - с этими словами старуха протянула Маргарите серый обломок, похожий на гранит, - и заберешься с ним на башню замка и оттуда бросишь его в небо, повторяя при этом волшебные слова.
- Какие слова?
- Молчи и не перебивай! Ты сделаешь все, как я говорю, и на небе вспыхнет молния, она ударит почти что в тебя, так что ты должна успеть отскочить в сторону. От этой молнии вспыхнет сено и деревянные постройки. Но ты не бойся. Вскоре пойдет дождь, и все кончится.
- А как же люди, ведь они могут сгореть? А разве это поможет победить врага? - девочка с удивлением слушала наставления старой ведьмы и почти не верила в это.
- Глупышка! Такой грозы в ваших краях не видал еще никто. Все в ужасе разбегутся, а замок и те, кто в нем, будут спасены. Ну, так как, сделаешь все так, как я говорю?
Глаза Маргариты засветилась решимостью.
- Сделаю! Говорите Ваши волшебные слова.
Старуха наклонилась низко над ухом девочки и прошептала ей эти слова, затем она развернулась и пошла прочь.
- Куда же Вы? - воскликнула Марго.
- Я устала, пойду посплю, ты справишься и без меня.
Ночь была тиха и полна ожидания, все готовились к предстоящей схватке: воины, что были за стенами, крестьяне и слуги маркиза, что были на стенах и маленькая девочка, которая хотя и ужасно боялась ведьмы, все же решила послушаться ее советов и попытаться спасти свою семью, да и всех осажденных.
Чуть только взошло солнце, неприятель пошел на приступ. Защитники замка лили расплавленную смолу, стреляли из арбалетов, но у захватчиков было хорошо вооруженное войско, они знали, к чему стремятся и уступать не собирались. К полудню западная стена была почти полностью снесена напористым тараном, и враги готовы были ворваться в замок. Но в это время Маргарита осторожно пробралась в центральную башню, вылезла на самый верх, быстро проговорила волшебные слова и подбросила камень...
Лючия прервала рассказ и невидящим взглядом уставилась на небо.
- А что было потом? - не выдержал я.
Глаза рассказчицы загорелись, она приложила ладонь ко лбу, пытаясь не вспомнить, а скорее представить себе всю эту картину: полуразрушенный замок и ребенка на вершине башни.
- Она подбросила камень! До этого мгновения на небе не было ни облачка, и ничто не предвещало грозу. Но тут все небо, от края до края, пронзила громадная молния, через секунду ударил гром. Маргарита отскочила в сторону, ибо прямо в нее летел огромных размеров шар, раскаленный до бела. Шар ударился о камни башни, и это устойчивое сооружение покачнулось. Затем еще раз сверкнула молния, и от нее вспыхнуло все, что могло гореть в замке и в его окрестностях. Люди дико закричали и бросились врассыпную. У кого не хватало сил, те падали на колени и начинали громко молиться. Марго не могла пошевелиться от ужаса, а огонь все разгорался. Лошади неприятеля заржали во всю мочь и понесли своих всадников прочь от осажденной крепости. Мимо девочки стрелой промелькнула тень старой ведьмы. Марго схватила ее за руку и взмолилась:
- Остановите, прекратите все это! Вы же обещали!
В глазах ведьмы вспыхнула жгучая ненависть, она отпихнула девочку и бросилась в горящую башню. У Марго остановилось дыхание, ей казалось, что она умирает. Она видела лица знакомых людей: отца, матери. Ворота замка, всегда столь тщательно закупоренные, в один миг были раскрыты, и люди бросились в ров, - вода спасала от огня, но не от удушающего дыма. Маркиз пытался навести порядок и заставить людей тушить огонь. Сам он, вест в саже, бегал по территории замка и землей, травой забрасывал огонь. Тут он увидел Марго. Она в ужасе глядела на башню, из которой вырывалось пламя. Маркиз посмотрел туда же и тут он увидел, как в окне его библиотеке, в которой он хранил старинные рукописи, мелькнула женский силуэт. Затем раздался ужасный вопль. Ведьма высунулась из окна - волосы на ней горели, она была дьявольски страшна. Она заметила, что снизу на нее смотрят и закричала:
 - Спасите! Спасите! Горю! Меня обманули, здесь ничего нет! Будьте вы прокляты, сгорите вы до тла!
Вдруг еще одна молния ударила в башню, ты пошатнулась, ведьма не удержалась и вывалилась из окна. Маргарита завопила от ужаса, рухнула на колени и взмолилась:
- Господи! Если ты слышишь меня, смилуйся, прости нас! О! Я не хотела никому зла, я поверила этой страшной женщине. Господи, пошли дождь!
Ей крик эхом разнесся по замку и за его пределы. Небо нахмурилось, помрачнело, и через минуту уже лил сильнейший ливень, который тушил пожарище и освежал головы людей.
- Вот и весь сказ, - вздохнула Лючия, - бог пришел на помощь тем, кто хотел взять в союзники дьявола.
Я молчал, перед моими глазами возникали женские силуэты в зареве огня. То это была старуха-ведьма в жалких лохмотьях, то - моя несчастная бабушка в балдахине, скрывавшем ее всю. Бабушка, бабушка! Какой огонь был в твоем сердце! Какое пламя полыхало в твоей груди! Великая вера в чудо приблизила твой ужасный конец. А что сделал я, твой внук, во имя твоей веры, что я нашел в старом замке маркизы N...? Волшебную книгу, книгу мудрости, из-за которой гибли люди, или жалкие бредни полусумасшедшего моего предка? Править миром?! Да разве мне это надо! Я отдал бы все лишь только за то, чтобы этот чарующий вечер, этот потрескивающий костер и милое личико рассказчицы никогда не исчезали. Так бы сидел здесь, сидел и слушал легенды старины. Что может быть романтичнее! Духи предков, нечистая сила - чем еще кишели мрачные леса в буйных фантазиях людей средневековья?! Они запугивали друг друга и в то же время ничего не боялись. Сами в душе верили в волшебство и надеялись на чудо: "Из ничего возникнет замок, и громыхнет весенний гром, и град пойдет, и будет слякоть, и все исчезнет, станет сном..." Да уж! Если после моего самообразования я не стану чародеем, то поэтом уж наверняка стану!

       9

- Эй! Проснитесь! Где Вы? Веке в тринадцатом или еще дальше?
Насмешливый голосок вывел меня из блаженного оцепенения. Надо мной склонилась длинноволосая девушка, лица ее видно не было - она стояла спиной к костру, но глаза блестели лихорадочным блеском и как бы манили куда-то.
- Кто Вы?
- Вот так раз! Я же Маргарита!
- Какая? - совпадение имен меня поразило. - Из легенды?
- Ну вот еще, легенды! Нас же с Вами знакомили!
- Ой, боже мой! - я ударил себя по лбу. - Ну, конечно же! Это ее рассказ так поразил меня! - и я указал ей на Лючию.
Рассказчица смотрело на костер и, казалось, перестала обращать внимание на все, что ее окружает.
- Лючия - просто чудо! - насмешливо шепнула мне Маргарита. - Но от ее рассказов никому ни тепло, ни холодно. А хочется чего-то зажигающего! - и ее глаза сверкнули. - Вы же, наверное, побольше ее знаете старинных легенд и сказок? Рассказали бы?! А потом и я, быть может, Вам что-нибудь расскажу и покажу!
Я замялся, Маргарита явно была очень темпераментной девушкой, и любой парень был бы счастлив оказаться на моем месте, тот же Джордж, но я так отвык от женского общества (не считая старой маркизы), что даже эта романтическая ночь на способна была растопить мое сердце.
- Могу и рассказать, - холодно сказал я, - из какого века желаете услышать историю?
- Из двадцатого! - с вызовом бросила Маргарита, затем хитро подмигнула, приложила палец к губам и потянула меня за руку. - Пойдемте, Вы еще не видели красот здешнего леса. Этого дьявольского леса! Пойдемте, видите, небо уже очистилось от туч, и наступила самая настоящая ведьминская ночь.
И действительно, туч как небывало. Над нашими головами раскинулся огромный шатер осенних звезд. Они были так близки, что казалось, стоит поднять руку и можно будет уже их схватить. Повинуясь внутреннему желанию, я поднял руку. Маргарита, как кошка, сразу же вцепилась в нее и потащила меня прочь от поляны и от костра. Я послушно шел, но иногда останавливался, закидывал голову далеко-далеко и наслаждался ночным небом. Вскоре мы углубились в лес.
- Анри! Можно, я буду Вас так называть?!
Я кивнул.
- Анри, ведь Вы большой знаток всяких там легенд, о ведьмах, всякой нечисти - ну, в общем, о дьяволе?
- Да, я в некотором роде увлекаюсь этим!
- И Вы прочли много таких подобных историй? Скажите, меня давно мучает этот вопрос, неужели и те старинные средневековые рукописи точно так же, как и сегодняшние популярные романчики, заканчиваются хэппи-эндом и добро всегда побеждает зло?
- Да, как правило, а разве может быть иначе?
- Нет, но каждый раз, когда я читаю такую книгу (я всегда угадываю содержание уже по обложке: они красочны и на них всегда изображаются какие-либо страсти), я невольно ощущаю, что автор симпатизирует темной стороне. Некоторые фанатики всякой метафизики разглагольствуют даже на темы вечных проблем бытия: что такое Бог и Дьявол, где грань между добром и злом. Швыряют именами мыслителей, как будто те, кто читают подобную беллетристику, хоть что-то слышали о Канте, Гегеле, читали "Фауста", Данте. Эти авторы далеко не верующие люди, и им просто совесть не позволяет все делить на белое и черное. Но они все же, в конце концов, отдают предпочтение "ангелам", а не "демонам", отчего это?
- Стереотипы очень сильны в обществе. Ведь понятия "мораль", "нравственность" все же существуют. Да и дьявол не всегда в проигрыше, Вы зря так думаете! Есть многие произведения, в которых сам князь тьмы очень даже преуспевает.
- Да, но ведь в этих произведениях он не является главным действующим лицом, а выступает лишь в качестве третьей, внешней силы.
Маргарита грустно вздохнула.
- Мадам! - весело начал я. - В чем дело? Вам хочется победы дьявола или Вам хочется, что дьявол стал богом и мир перевернулся с ног на голову?! Бросьте думать о такой ерунде! Посмотрите, какая ночь, какая тишина, а кругом ни одного человека, только Вы да я!
С этими словами я привлек к себе Марго, которая думала о чем-то очень далеком и выглядела зачарованно, и поцеловал ее в чуть подрагивающие губы. Она очнулась, выскользнула из моих объятий, захохотала и бросилась прочь.
- Ах, сударь, какой Вы хитрый! Завлекли бедную девушку в лес, а в лесу темно!
- Марго! Постой, куда ты? Я переломаю себе ноги!
Я бросился за ней, под ногами хрустели опавшие листья - осенние листья. Я потерял ее из вида и теперь бежал наугад, не чувствуя, как ветви хлещут по щекам, а голове было пусто-пусто. Впереди вновь послышался серебристый смех Маргариты. Через мгновение мои ноги коснулись мягкой высокой травы. Мы очутились на лугу.
- Эй, Марго, где ты? - крикнул я. Послышался шорох, и передо мной появился призрак. Белые лохмотья стелились по ветру. Я невольно вскрикнул. Затем я услышал громкий стук, потом вскрик Марго, и все стихло.
Меня это разозлило, я гневно посмотрел на призрака. Странно, но я абсолютно его не боялся. "А ну, провались с глаз долой!" - подумал я и, по-моему, произнес заветную формулу дематериализации. Над лугом поднялся легкий ветерок, мгновение - и призрак растворился в ночи. Я с облегчением вздохнул, это надо же - сработало!
- Марго! - снова позвал я.
Потом услышал какой-то странный звук и осторожно пополз на него. Шагов через десять я раздвинул траву и увидел Маргариту. Она сидела на земле, подобрав ноги, лицо было закрыто руками. Она тихо рыдала, от чего подергивались ее худые плечи. Я приблизился к ней, обнял и свободной рукой стал ласково гладить по голове.
- Ну, что ты, девочка, успокойся!
- Это он.... он. - она судорожно всхлипывала. - Мы говорили о дьяволе, и он послал нам привидение...
- Ну, тихо, тихо, его уже нет. В этих местах полно привидений, да и ночь такая волшебная. Не бойся, это доброе привидение, оно просто решило размяться, как говорит Джордж.
Марго резко вскинула голову, в глазах ее стоял ужас:
- Анри! Ты что! Никаких привидений не существует! Я же просто так говорила, чепуху несла. Ну, я такая странная, понимаешь? Нафантазирую, а потом говорю об этом, как о реальности. Это же все глупости!
Тут я немного растерялся.
- А привидение?
- Ой, мама! - и Марго опять зарыдала. - Пойдем отсюда. Я в них не верю, но все равно боюсь. Но кто же это был? А может, это галлюцинация?
- Ну конечно, массовая!
Маргарита стала испуганно озираться, но привидение больше не появлялось. Как все взбалмошные девчонки, она тут же забыла о переживаниях и стала прихорашиваться.
- Ой, осенью пахнет, травой!
Она сорвала какую-то травинку, понюхала ее, пожевала и выплюнула.
- И цветы куда-то все попрятались, а я так люблю цветы! - на ее лице застыла блаженная улыбка. - Знаешь, фиалки! Такие маленькие, фиолетовые, они так вкусно пахнут! Но это весной, - и Марго вздохнула.
Мне почему-то захотелось сделать ей что-то очень хорошее, и я придумал!
 Фиалки, фиалки, глазки-огоньки. Я сосредоточился: "В моей руке, в моей руке!"
- Ой, что это?! - воскликнула Марго.
- Где?
- Ой! В твоей руке, ой-ой-ой, где ты это взял? - она выхватила цветок и судорожно стала его нюхать. Затем она отстранила его от себя и стала рассматривать, держа на вытянутой руке. Затем в глазах ее появился бывший ужас, а потом его сменило изумление.
- Анри! - прошептала она. - Анри! Это же ... фиалка! Анри, что это?!
Куда делась ее беспечность и бодрость! Передо мной сидела пораженная испуганная девушка. Ее глаза - и этот цветок! Как она тогда была хороша! Я не видел ее всю - была ночь, но я видел ее!
- Анри, не смотри так! - каким-то скорее восторженным голосом сказала она. - Анри, признавайся, ты - волшебник? Этот ты сотворил это чудо?
- Да, я, - сказал я просто.
- Я так и думала, - тихо проговорила Марго.
Она нашла в траве мою руку и крепко сжала ее. Ей не нужны были объяснения. Она не верила в дьявола и говорила о нем, она не верила в чудеса и так просто спросила меня. Ах, Марго! Кто ты? Какая ты будешь утром? Что откроет нам новый день? Но сейчас это не важно. Я смотрю на тебя, я счастлив! А Джорджу надо поставить памятник!
... Мы не заметили, как наступил рассвет. Правда трава покрылась утренней росой, ветерок посвежел, и нам уже неуютно стало сидеть на земле, и мы поднялись. Солнце окрасило лужайку розовым цветом, все преобразилось, и когда я перевел взгляд на Марго, я не узнал ее. Серое, без малейшей краски, лицо, чуть опухшие губы и стальные глаза, куда девалась их голубизна! А может, мне это только причудилось - было темно. Я был разочарован, и мне не удалось этого скрыть.
- Ты, наверное, думаешь, что твоя царевна превратилась в лягушку? - грустно спросила Маргарита.
Я поразился тому, какими опустошенными были ее глаза. Она теребила руками увядшую фиалку, пока от волшебного цветка не остался один тонкий стебелек. День изменил тебя, Марго. Да, это была нечистая ночь, она околдовала нас, и теперь, когда рассеялся туман, исчезло это колдовство. Я ощутил горечь потери, и то же время сердце мое было наполнено каким-то немыслимым счастьем: словно этой ночью я заново родился. Я был благодарен Марго, ведь именно для нее я впервые совершил что-то сверхъестественное: я материализовал цветок. Маленькая, жалкая фиалка! Она сказала, что я волшебник, она произвела обряд крещения, она...
- Доброе утро, Марго, - ответил я, - день обещает быть безоблачным, не пора ли нам пойти на поиски всей честной компании?
- Да, пожалуй. - вздохнула Марго, - Хотя я думаю, что они разбрелись по всему лесу, и найти их будет весьма трудно.
- Но надо все же попытаться!
Я медленно пошел в ту сторону, где был устроен пикник, Марго остановила меня.
- Анри! Мне приснился странный сон, как будто вокруг нас творилось черт знает что: привидения и прочая чушь. Как ты думаешь, это у меня от свежего воздуха или от массы впечатлений? - Марго внимательно-внимательно смотрела на меня.
- От того и от другого.
- А наяву ничего такого быть не может?
- Нет, не может.
- И из ничего что-то не может получиться?
- Нет.
- А почему?
- Почему? Потому что не может получиться.
- Анри, ты всегда говоришь правду?
- Да.
- Тогда почему ты сказал, что ты волшебник?
Я усмехнулся:
- Ночь была волшебная, и мне показалось, что и я стал волшебником.
- А где ты взял фиалку?
- Какую фиалку?
- Ту, которую ты мне дал.
- А... Я ее сорвал в цветнике у старой маркизы, там их много, и они цветут круглый год.
- А зачем ты ее сорвал?
- Я знал, что меня ждет встреча с прекрасной дамой и решил сделать ей приятное.
- Анри, ты издеваешься!
По-моему, наш глупый разговор переходил в иное русло, как будто Марго постепенно просыпалась. Вот и глаза ее вновь загорелись, и щеки начали наливаться румянцем. Она становилась более или менее похожей на ту, ночную Марго.
- Я? Нисколько!
- Ты просто обманщик, ты все это выдумываешь, и все это чепуха! - она со злости хотела меня ударить, но в последний момент отдернула руку. - Это чепуха, это нелогично, и потому мне страшно! - и она вздрогнула.
- Ты замерзла, Марго, пора выйти из леса, пошли!
Она покорно шла за мной. Только теперь я понял, что ради моего спокойствия и, может быть, ради безопасности, мне не надо подтверждать свои неординарные способности. Мало ли что! Пройдет день, и Марго все забудет. А эти расспросы? Ей меня на поймать. Друзьям она не расскажет, знает, что ей никто не поверит. Хорошо еще, что я не сотворил грозу, как в старой легенде, а искушение было ой как велико, руки так и чесались!

       10

За обедом Джордж был в своем обычном возбужденном состоянии. Он восхищенно описывал мне свои ночные приключения и делал все для того, чтобы вызвать мое удивление и восторг. Правда, сначала он пытался выпытать, где это я блуждал всю ночь и что произошло между мной и Марго, но я отшутился от этих вопросов, и он оставил меня в покое. Оказывается, если верить рассказу Джорджа, не только мы с Марго видели нечистую силу. С остальной компанией случилось нечто подобное: они гуляли по лесу, когда вдруг небо очистилось от туч и стало подобным куполу планетария. Звезды были чисты и откровенны. Марта потребовала, чтобы ей немедленно показали привидение, и Джордж изобразил его, он был готов на все ради этой девушки: даже по-настоящему превратиться в привидение, - так он мне сказал. Было ясно, что Марта ему нравится. Я ее плохо помнил. При свете дня она, возможно, тоже бы мне понравилась.
- И представляешь, я весьма артистично играю роль бестелесного существа, как вдруг за моей спиной появляется настоящее привидение. Я его не видел, но ребята то видели. Они стали медленно пятиться. Я ничего не пойму - хохочу, подпрыгиваю, размахиваю руками, думаю, что у меня хорошо получается, а это не так! Ну, в общем, я вовремя обернулся, оно чуть-чуть не коснулось меня. Ну и рванули же мы от него! Отдышались только на опушке леса. С Мартой случилась истерика, и даже сержант Бом растерялся. Но ведь мы все его видели, значит, это был не сон, не галлюцинация. Вот что странно!
Странно было не это, странно было то, что Джордж рассказывал мне все это, хотя и взволнованно, но все-таки как-то неестественно серьезно. И мне почему-то показалось, что он врет. Я недоверчиво на него посмотрел и спросил:
- А как оно выглядело?
- Что?
- Привидение.
- Гм, ну, обычное привидение: в белой рубахе, с цепью на шее, с жутким оскалом. - Джорджа передернуло.
- Так оно что же, улыбалось?!
- Черт его знает! Пренеприятное видение, хотя Виктор говорит, что массовые галлюцинации возможны, например, мираж, но мы же не в пустыне!
- А оно качалось на ветру? Это очень важно! Привидения бестелесны, и их сносит ветром, как облако. - спросил я нарочито серьезно.
- Качалось, конечно, качалось!
Тут Джордж хитро посмотрел на меня. Я, в свою очередь, подмигнул ему, и мы расхохотались. Продолжая смеяться, мой друг дрожащей рукой налил себе вино в бокал и только попытался поднести его ко рту, как его сломил новый взрыв хохота, и старинный хрустальный бокал, который маркиза очень любила, вылетел из его рук и разбился.
Джордж растерялся, замолчал, и тут мы услышали шаги маркизы, она опаздывала к обеду и видно услышала из-за двери звон бьющегося хрусталя. Джордж попытался запихнуть ногой осколки под стол, и это ему почти что удалось, так что, когда хозяйка через мгновение вошла, осколков не было видно, только вот ковер в этом месте был весь пропитан кроваво-красным вином. И это было ужасно. Маркиза была очень щепетильна в таких вопросах. Нет, она никогда не стала бы вас ругать, но в ее взгляде вы прочли бы презрительную насмешку, что было еще хуже! Маркиза подозрительно посмотрела на нам, пожелала приятного аппетита, и тут взгляд ее упал вниз.
- Ах, что случилось? Мои дорогие, что это?
- Это так, пустяки, вино! - пробормотал Джордж.
- Ах, вино?! Вино - нектар любви! Когда я впервые переступила порог этого замка, мой муж поднял за меня тост, прекрасный старинный бокал, он держал его в руке и говорил, говорил. Слова его были примерно такими: - старушка часто болтала о себе и о своем муже, - "Я поднимаю этот искрящийся бокал за эти искрящиеся глаза, которые воспламенили мою душу и сделали жизнь искристой." Ах, - маркиза вздохнула.
Я чувствовал, что Джордж весь напрягся, хотя с его лица не сходила добродушная улыбка. Он все-таки не выдержал, вскочил, извинился и быстро вышел из комнаты.
- Ах, молодой человек, как была прекрасна жизнь лет тридцать тому назад! - обратилась теперь она ко мне. - Да.... А этот бокал должен быть на столе, я велела его поставить. Где он? - она оглядела стол и затем выжидающе посмотрела на меня.
 - Вот он, пожалуйста! - я протянул ей старинный хрустальный бокал.
- Ах, да! - она всплеснула руками. - Я так им дорожу! - она осторожно взяла бокал и стала смотреть через него на свет. - Ах, да...да... это он, как он красив! - на ее устах замерла мечтательная улыбка, и обед закончился в полном молчании. Когда я поднялся из-за стола, она все еще продолжала сидеть и глядеть на бокал, поворачивая его то тем, то другим боком. Когда я уже был возле дверей, она вдруг окликнула меня.
- Анри, как Вы думаете, в таком возрасте, как у меня, обязательно бывает склероз?
- Нет, не обязательно, что Вы! - ответил я ей удивленно.
- Но все же бывает?
- ... Да.
- А скажите, бывает такое, что........ наоборот, помнишь то, чего на самом деле не было?
- Бывает! - я рассмеялся. - Вот Джордж постоянно рассказывает мне то, что по его мнению было, а на самом деле вовсе нет.
- Ах!.. Да, конечно, - и она улыбнулась.
Я повернулся спиной и взялся рукой за ручку двери. "Вот любопытная старуха, - думал я, - живет в своем прошлом и не скучно ей!" Я ухмыльнулся.
- Анри, - мягко проговорила маркиза, - а у этого бокала сбоку была трещинка, я его когда-то уронила, а теперь ее нет, странно!
Она продолжала все также задумчиво сидеть и смотреть на бокал, а я тем временем выскочил в коридор и перевел дыхание. "Трещинка! Сдалась ей эта трещинка! Такой шедевр не оценить!" И я пошел в комнату Джорджа, он поджидал меня.

       11

Нельзя сказать, что Джордж был взволнован, но он внимательно всматривался в мое лицо и, увидев, что я улыбаюсь, облегченно вздохнул.
- Ну что, бог миловал? - спросил он.
- В некотором роде. Маркиза не заметила осколков, но ты слишком поспешно ретировался. Я думаю, ты ее удивил этим.
 - Хм, эту даму ничем нельзя удивить. И откуда у нее такая любовь к старинным безделушкам?
Джордж расслабился, и на его лице появилось то самое хитрое выражение, за которым и последовал тот самый бурный смех. Да, он был прелесть! Я думаю, именно за это его и любили девчонки. Из любого наискучнейшего положения он находил презабавный выход. Фантазиям его не было предела, и не случайно я попался на его удочку, хотя моя жизнь теперь весьма напоминала фантазию, и то, что для меня уже на было сверхъестественным, для других казалось чудом. А это привидение, которое я распылил вчера ночью, явно было реальным. Но отчего в замке так много привидений (хотя почему много, пока только одно)? Ведь это души умерших. Значит, здесь произошла трагедия, а может и не одна. Мне почему-то казалось, что рассказ Лючии, этой маленькой проповедницы, небеспочвенен. Что-то во всем этом есть. Огонь, старуха, что она искала? Может, мою книгу? Интересно, откуда взялась эта легенда? В науке существует довольно простое объяснение происхождения подобных историй. Говорят, что мифы, жившие в сознании людей с древнейших времен: мифы о богах, о героях, - не умерли с возникновением христианства, а остались жить. Правда, они видоизменились, главный миф подмял их, и все чудеса, описания которых в них содержались, были разделены на две группы: исходящие от бога и исходящие от дьявола. Легенда - это не совсем миф, подчас ее героями являются действительно жившие или живущие (бывает и такое) люди. Легенда, если можно так выразиться, сказочно приукрашенная история, история народов и их правителей. Да, мифы и легенды сами по себе не бывают добрыми или злыми, но их герои, их герои подчас ужасают нас своей дьявольской жестокостью или божественным даром провидения. А черти, призраки и прочая шушера! Они же мысли наши! Как я, здравомыслящий человек, могу в них верить! Но что же со мной происходит?!
- Кстати, о привидениях! - бросил Джордж.
Я вздрогнул и уставился на него.
- Что о привидениях?
- Я с ребятами поспорил, что ты поверишь в эту историю, и я выиграл! Надеюсь, ты это им подтвердишь? - заискивающим голосом сказал он. - Мы спорили на тысячу франков!
- Я подтвержу. А если они решат, что мы сговорились?
- Нет. Лючия сказала, что ты излучаешь благородство, а у нее очень хорошая интуиция.
- А Лючия тоже археолог?
- Палеонтолог.
- Ну да? Я бы хотел с ней... с ними, - поправился я, - еще встретиться.
- Ага, пробрало! - засмеялся Джордж. - Значит они, или она, - он подмигнул мне, - тебя заинтересовали! Но постой-ка! Причем тут Лючия? Ведь ты всю ночь провел с Марго? Ах, ты, романтик! - он погрозил мне указательным пальцем. - Они невеста Виктора.
- Кто?
- Марго.
Он видно рассчитывал, что я очень удивлюсь, но мои мысли были заняты совсем другим, и я не прореагировал, хотя Марго вызвала во мне смешанное чувство. Я - медлительный человек, и в людях начинаю разбираться спустя много времени с момента знакомства, но ее характер показался мне слишком простым: умная, но взбалмошная девчонка, практически непредсказуема. Она словно цветок: он распускается поутру, и в свете солнца он прекрасен, но приходит вечер, и он закрывается и блекнет,- хотя, что касается Марго, именно темная, непроглядная ночь показала мне ее во всем блеске.
Что же является источником всякой нечисти, существующей в этом замке? А она существует, ведь я не сумасшедший!
- Джордж! - спросил я заинтересовано. - А почему ты решил, что я обязательно поверю в привидение?
- Но ведь ты этим увлекаешься!
- Чем?!
- Не прикидывайся! Ты целыми ночами читаешь какие-то старинные книги, да еще прячешь их ото всех под перину, - у меня замерло дыхание, - А в них, наверняка, полно всякой мистической чепухи. Так что я был вполне уверен.
Я молчал. Любой вопрос ни к чему бы не привел. Откуда он знает про книгу? Он знает, куда я ее прячу. Он что, рылся в моей комнате?! Одна надежда, что он ничего в ней не понял! Джордж тем временем заговорил опять:
- Я знаю, ты очень своеобразный парень. Но ты все же далеко заходишь! Еще хорошо, что мне удалось тебя расшевелить, а то ты совсем бы завяз в книжной пыли. Я понимаю, это твоя профессия, ты историк, ученый, но надо же и жить, просто жить! А то твоя голова набита всякой чепухой, ты не отличаешь иллюзию от действительности. Тебе надо проснуться и понять, что ты живешь не в четырнадцатом веке, и вокруг нас не бушуют войны и не царят ведьмы. Привидения! Все это лишь бурная человеческая фантазия, и не больше. Я не знаю, существует ли бог или нет, меня это не очень-то волнует, но верить в призраков! Нет уж, увольте! Я, даже будучи ребенком, не любил читать сказки - это для девчонок. То, что я иногда фантазирую - это так, чтобы привлечь внимание, ты меня понимаешь! Но я же не верю в то, что придумываю! - и Джордж весело рассмеялся. - Если бы я увидел привидение, я бы умер на месте, но не от страха, а от отчаянья: я бы решил, что окончательно сошел с ума!
Он продолжал смеяться, а я поднял на него глаза и постарался ничем не выдать своего волнения - прямо за спиной Джорджа белело оно, оскал был действительно жутким, как и нафантазировал мой друг. Да, это было хорошее произведение, в лучших традициях. Для того, чтобы его дематериализовать (хотя этот термин неверный, ведь оно - дух, о какой же материи может идти речь), мне надо было сосредоточить на нем внимание. Но Джордж смотрел на меня в упор, и, если бы я стал всматриваться в то, что находится у него за спиной, он бы просто обернулся, а это было ба не очень хорошо... Тут я встал и подошел в окну.
- Не открывай, ты что! Холодно! - воскликнул Джордж.
- Посмотри, какое небо! Сегодня прекрасный день.
- День?! Уже ночь!
- Ну да, я имел в виду весь день... и ночь.
- Нет, я закрою.
И Джордж направился к окну. В этот момент я обернулся и стал пристально смотреть на призрака, его горящие глазницы не пугали, а скорее раздражали меня. "Ну зачем он пришел?" - думал я.
- Ах, что это?! - воскликнул Джордж. Он в ужасе смотрел на что-то. Я был весь мокрый от пота, и я понял, чего он так испугался. Привидения не было, но на его мечте в воздухе висел ключ на длинной металлической цепи. Джордж указывал на него пальцем, и глаза его расширялись все больше и больше, он даже чуть-чуть приоткрыл рот. Я решительно протянул руку к ключу, и он послушно упал в мою ладонь.
- Что это? - повторил Джордж, но уже каким-то сиплым голосом.
- А!... Что? Это?! Это - ключ,.. это мой... от шкатулки бабушки. Наследство, понимаешь?
- А... что это он здесь делал?
- Висел! - мрачно сказал я. - Пошли подышим свежим воздухом, а?
- Пошли. - покорно пролепетал Джордж. На прохладном ветру он пришел в себя и сказал, что я очень искусный трюкач. Но что я скромно пожал плечами и пообещал ему показать этот фокус, когда-нибудь. Черт знает что творится в этом замке! Что же здесь произошло? Отчего это здесь появились призраки?