Арвадорский телескоп

Юрий Мортингер
***
Я думал о ней, я думал о ней непрерывно. У меня не было никакого определённого плана, но надежда увидеть её, хотя бы случайно, не оставляла меня. И однажды я придумал. Мне пришла в голову совершенно безумная мысль. Это было смешно, но другого плана действий у меня так и не возникло. И я начал действовать, открыв сводку новостей за последние трое суток.

Землетрясение в Дорвеггсе, аномалия на севере Хитрона, разрушение добывающего комплекса на Ненаглядной – второй луне Драгоценной, потеря связи с Арвадорским телескопом, эпидемия схина в одной из удалённых обитаемых зелёных зон. Слишком много событий для одного человека. Что мне делать дальше? Время шло. Я продолжал следить за сменой событий, описываемых лентой новостей.

***
Арвадорский телескоп, сканирующий наблюдаемую Вселенную в трёх диапазонах, был вторым по величине из всех известных мне телескопов. Он представлял собой обитаемый исследовательский комплекс, постоянно находящийся на орбите Драгоценной, и состоял из трёх автономных частей: радиоволновый телескоп, гравитационный телескоп, нейтринный телескоп. Много лет назад я проходил там практику. Я изучал тогда гравитационное поле планеты, сопоставлял его изменения с движением гравитационных аномалий, мечтая обнаружить хоть какие-то закономерности.

***
Я по-прежнему следил за новостями: выброс террановой руды на Ненаглядной – подробности аварии добывающего комплекса на обитаемом спутнике Драгоценной – высота выброса составила несколько десятков километров, при этом сам выброс можно наблюдать в сильный бинокль или небольшой оптический телескоп…
Активизация вулканической деятельности на необитаемой Нежной… Встреча школьников с ветеранами зелёных войн… Карта вероятного продвижения аномалии на севере Хитрона… Я задержался, взглядом профессионала оценивая достоверность траектории… Наверное, они правы, но вблизи Экслаусского хребта она наверняка отклонится от предсказанного пути… Землетрясение в Дорвеггсе: жертв нет, многочисленные разрушения. Разрушены, в частности, жилые массивы и исследовательские комплексы…
Арвадорский телескоп вышел на связь: службы жизнеобеспечения в норме… Повышенная активность магнитосферы… Вероятность возникновения новой гравитационной аномалии в экваториальных областях Драгоценной…

***
Исследование корреляции апериодических колебаний нейтринного потока и активности гравитационных аномалий. Я никому не говорил об этом исследовании, которое проводил во время своего университетского обучения. Исследование дало отрицательный результат, подтвердив скептическое отношение к этой теме моего научного руководителя – никакой корреляции я не обнаружил. Как раньше, так и сейчас, доминирует точка зрения, что происхождение и эволюция локальных гравитационных аномалий вызваны целиком внутренними факторами, причинами, находящимися на самой планете. Только никто ещё так и не смог обнаружить эти факторы и назвать эти причины.

***
…Ожидается прибытие представителей Конфедерации на пассажирском лайнере - с чего бы это, Драгоценная всегда была жуткой провинцией... Ах да! Через неделю ожидается очередная годовщина завершения Зелёных войн. Ещё одно сообщение: колебания нейтринного потока, возможно, внесут изменения в расписание движения пассажирских лайнеров… На днях состоится выступление Ольза Поннера на собрании объединённых производителей: выступление посвящено проблемам экономической автономии планеты. Опять ведь никто не явится, кроме кучки фанатов…

***
Что такое? Сообщение о восстановлении связи с Арвадорским телескопом не подтвердилось. Визуальные наблюдения позволяют сделать вывод о проблемах в энергоснабжении орбитального лабораторного комплекса. Станция потеряла ориентацию, что грозит неминуем механическим разрушением хрупких конструкций… Бедные нейтринные датчики… Им сегодня достанется… Вылетят все до единого. Придётся устанавливать и градуировать заново.

***
Продолжается составление частотной карты гравитационных аномалий. Используются даже данные, полученные первооткрывателями планеты. В четвёртом квадранте обнаружены эффекты, аналогичные гравитационным аномалиям… Получено очередное сообщение колонистов В52… Я искренне считал, что у них ничего не получится, но посмотрите – настоящий город…

***
Новости нейтринной астрономии. Современные методы телескопических исследований. Новости обитаемых планет. Данные наблюдений В52, Эдоны, Антонески. Два миллиона космических снимков поверхности Эдоны с произвольным разрешением. Новости орбитальных комплексов. По-прежнему нет связи с Арвадоским телескопом: проблемы с энергетическим обеспечением жилых отсеков, возможна экстренная эвакуация. Заявление управляющего наблюдательными станциями: отправка спасательной группы.

***
Новости Драгоценной. Замечено очередное изменение активности гравитационных аномалий. Мобильная лаборатория Рафа проводит очередное глубинное зондирование физических характеристик… С очередными непонятными результатами и обычным для таких случаев комментарием: идёт накопление массива экспериментальных данных… Ирония в том, что мы до сих пор можем только наблюдать аномалии…

***
Экстренное сообщение. Арвадорский телескоп начал эвакуацию. Во время кратковременного одностороннего сеанса связи были запрошены дополнительные эвакуаторы. Причина аварии неизвестна. Научный, преподавательский, обслуживающий состав, студенты должны воспользоваться штатными эвакуаторами, но их, по-видимому, не хватает.
Техническая неисправность? Что может случиться на телескопе, не имеющем маршевых двигателей?

***
«…Энн? Это я…» - немного нежных слов, немного обещающих взглядов, немного дверительных интонаций, и у меня в руках опять запись, предназначенная для служебного пользования… Точнее не запись, а записи. Восемь записей, сделанных восемью следящими камерами на борту Арвадорского телескопа с момента потери связи. Вот значит как. А в официальном заявлении про эти записи ничего сказано не было…

***
«Он мёртв. Арвадорский телескоп мёртв, - сказала мне Энн. – Не знаю, помогут ли тебе эти копии. Кажется, ты опять собираешься войти в историю как единственный пострадавший при аварии. На этот раз тебе это не удастся. Твоё имя не позволит тебе туда лететь». Она умела скрывать эмоции: «Свыше ста человек числятся пропавшими без вести. Все, кто не смог эвакуироваться. Так что призраков там достаточно. Хотя, кажется, я знаю, кого именно из призраков ты опять хочешь там повстречать».

***
Уладив проблему со своими должностными обязанностями, я взял недельный отпуск. Выслушав очередную нотацию Энн о безобразном образе жизни, ответив на её традиционные женские вопросы (как дела у Васты, как здоровье Кира), ожидая развитие событий, я погрузился в наблюдения.

***
Я просматривал записи, одну за другой. Нет, вначале я не собирался туда лететь, перекладывать с места на место замёрзшие трупы, ремонтировать оборудование, запускать системы жизнеобеспечения. Я просто хотел убедиться. Я лишь хотел убедиться. Просто убедиться. Ничего больше.
Я смотрел на бегущих к спасению людей. Я видел их искажённые страхом лица. Я наблюдал, хладнокровно наблюдал как включалось и выключалось аварийное освещение, как намертво закрывались двери шлюзов, и как люди, потерявшие надежду, бились телами о холодный металл.
Смертей я не видел. Люди умирали там сейчас. Те, кто не поместился в эвакуаторы. И за ними не следили видеокамеры. Или мне не дали этих записей. Или их не было. Я знал, что люди, именно сейчас, именно в эти минуты, находящиеся на телескопе люди умирали в полной темноте, и не было возможности спасти оставшихся. Можно было забрать только трупы.

***
Это абсурд. Это нелогично. Это далеко от здравого смысла и никак не соответствует трезвым рассуждениям, но уже через час, скрыв своё настоящее имя, я стоял среди рядовых спасателей с новеньким металлическим жетоном на груди. Спасательная группа номер. Борт номер. Идентификационный номер. Имя. Теперь у меня появилось ещё одно имя.