Эксперт

Юрий Мортингер
***
…Вам нужно заполнить вот этот бланк. Распишитесь здесь, что Вы его получили. И здесь. Спасибо.
Внимательно посмотрите материалы и задайте вопросы, если они у Вас возникнут. Временем Вы не ограничены. Вот в этом месте, посмотрите внимательно, должен стоять Ваш окончательный вердикт. Обратите внимание: «да» или «нет». Либо «да», либо «нет». Никакого третьего варианта. А теперь прошу Вас пройти на Ваше рабочее место…

***
На экране мелькали лица, я не знал, что это были за люди, мне их и не нужно было знать. Следовало сравнить документальную запись происходивших событий и их официальное описание.
Возможно, от моего решения зависела чья-то судьба, а может, и жизнь, но давления на меня никто не оказывал, и я приготовился дать абсолютно верный и справедливый ответ. Во-первых, я знал, что по таким важным вопросам правительство подбирает несколько экспертов, и если их мнения расходились, принималось версия большинства. А во-вторых, я не боялся оказаться в меньшинстве.

***
Я хладнокровно следил за происходящим на экране. Вот прошел человек с толстенным чемоданом, вытирая пот со лба и непрерывно оглядываясь... Пробежала девчонка лет пяти... За ней быстрым шагом прошла женщина, видимо, ее мать... А вот непосредственно началось действие, из-за которого меня и пригласили…

***
События на экране развивались стремительно. Вот как на самом деле все происходило. И оранжевый газ появился только после грохота взрывов, а выстрелов я совсем не услышал. И звук вертолета появился только в самом конце…
Бежали и падали люди с искаженными страхом лицами, поднимались и снова бежали, многие так и оставались лежать. Смерть прошлась по городу, и в этот момент я вдруг опомнился…

***
Я почувствовал, что покрываюсь потом. Вначале мне стало жарко, потом холодно. Мне показалось, что там, в самом начале фильма я увидел самое главное. То, ради чего судьба привела меня в этот кабинет.

***
О нет! Это невозможно! Я перемотал запись назад, я забыл все свои прямые обязанности. Этого не может быть. Я знал этот город очень хорошо. И эту улицу. И это место. Я был здесь тысячу раз.
Быть спокойным. Быть хладнокровным и спокойным. Посмотрим еще раз.
Человек с чемоданом. В строгом темном классическом костюме. Средних лет. Немного старше меня. Красный автомобиль с черной горизонтальной полосой. Девочка. И вот… Женщина, быстрым шагом прошедшая через поле зрения камеры.
Тана?! Да это же моя Тана!..
Имя, неожиданно выплывшее из небытия, столько раз произнесенное с нежностью, пропитанное слезами и горечью потери, имя, начертанное тысячу раз во всех поисковых системах, прорезавшее сталью мое сердце. Тана, я здесь, Тана…

***
Я еще и еще раз прокручивал запись, я смотрел на это лицо вновь и вновь. Это было единственное документальное свидетельство ее реального существования, и с наслаждением и ужасом я смотрел на её лицо, то лицо, которое я встретил впервые во времена военной неудачи на Драгоценной, которое я терял и находил вновь и вновь, а потом снова терял с той же самой нелепой легкость, как и тогда, в первый раз.

***
Я забыл уже абсолютно о цели своего визита, мне было все равно, какой вердикт выносить виновникам всей этой суматохи вокруг. Я как можно быстрее досмотрел запись, отметил «да» в экспертном бланке, вышел из кабинета и обратился к чиновнику, подошедшему ко мне, с вопросом относительно записи, можно ли мне сделать копию фильма, заранее зная, какой будет ответ. Но, в конечном итоге, мне было все равно, что ответит чиновник. Главное, что запись имелась, и доступ к ней, в принципе, возможен.

***
Мог ли я себе представить, что после стольких лет это имя и это лицо мгновенно приведут меня в столь возбужденное состояние? Отмахиваясь от репортеров, жмурясь от света прожекторов, я вышел из здания и направился к тому самому месту, туда, где я видел ее в записи.
Она прошла перед объективом камеры, еле поспевая за своей дочерью, по тому пути, по которому прошел и я сейчас, а потом... Потом на этом месте случились те самые ужасные события, только что оцененные мной словом «да» под текстом официального заключения.

***
Жива ли осталась Тана после того как на город опустилось облако оранжевого газа? Что это за девочка, за которой спешила Тана? Возможно ли такое вообще, и не привиделась ли мне эта запись? Ее нужно было заполучить во что бы то ни стало.

***
Я связался с Энн, я знаю ее давно, еще с тех пор, когда она работала диспетчером космопорта, и попросил ее сделать мне одолжение. Несколько лет назад она стала женой Эрта, одного чиновника, которого я однажды вытащил на себе из пекла, устроенного дикарями.
Энн сказала, что попробует, хотя в свое время она очень неодобрительно отнеслась к моим «выдумкам» относительно некоторых событий вблизи одной из лун Драгоценной. Тогда я оказался «единственной жертвой компьютерной аварии» на суперлайнере Драко.

***
Опять эти твои выдумки, Мас. Теперь ведь у тебя спокойная жизнь, престижная работа. У тебя есть все, и уже не надо придумывать себе подвиги, Мас. Да, Мас, я знаю, как все происходило на самом деле, и что газеты описывали все совершенно не так. И Драко уцелел, потому что одному сумасброду пришло в голову поиграть со своей жизнью. Ты чуть не погиб тогда, ты же помнишь. Тебя, замерзшего и не подававшего признаков жизни, еле удалось спасти. А потом ты нес какой-то непостижимый бред.
Тебе нужна эта запись? Хорошо. Я посмотрю, что можно сделать. А сейчас извини, Мас, мне пора.

***
Холодное и слепое ожидание. Даже обладание этой записью ничего не изменит. Что могло произойти с женщиной и ребенком, если за минуту до того, как в городе погибло полторы тысячи людей – официально признанная цифра, они находились в эпицентре трагедии?

***
Но удивительно… Удивительно, что Тана как будто притягивает к себе эти тотальные неприятности, каждый раз оказываясь в центре какой-нибудь катастрофы: гибель, полное уничтожение многочисленного десанта во времена начала Зеленых войн; компьютерный сбой на Драко; драматические последствия движения гравитационной аномалии на Аурэнг…
Как найти тебя, Тана, если ты еще жива? Почему ты всегда так недостижимо и непостижимо далеко, моя нежная неуловимая принцесса?
Где мне найти ответы на мои вопросы? Где мне найти твоё лицо, моя нежная Тана?

***
А через два дня, упиваясь результатами удачно заключенной сделки с одним из высокопоставленных чиновников, я смотрел дома, смотрел и смотрел, еще и еще раз смотрел те самые двадцать секунд, на которые она возвратилась ко мне.

***
…Вот человек с чемоданищем, вот треснутая витрина, а теперь – медленно движущийся красный автомобиль с открытым верхом, шум двигателей, обычные городские звуки…
Девочка с открытым милым и доверчивым лицом бежит по пешеходной дорожке... И Тана…
…Озабоченная, серьезная, ослепительно милая, волнующая, стремительная Тана, исчезающая вновь и вновь там, за левой границей экрана…
И снова оранжевый дым. И смерть полутора тысяч людей…
Тана…