Эти кроткие без крику синеглазые слова. Былинка

Александр Раков
Урок нерусского языка:
школьная форма, наглаженная с иголочки,
тоталитарный глобализм,
плоды на лице,
советы и рекомендации,
модернизация и совершенствование,
детская православная газета «Глаголик» (Коломна);
в Украине;
в приступе сервильности («Православная Пермь»);
в районе пяти часов;
Нобелевская лауреатка;
автобусный крестный ход;
ресурсные запасы планеты («Десятина»);
уникальная поэма Волошина («Таврида Православная»;
открытие усыпальницы храмоСОздателей;
камень размером около трех килограммов;
крестословец («Православный источник»);
более близкая победа; серебряников («Радонеж»);
пожарники" (МП);

       СТАРЫЕ СЛОВА
Эти кроткие — без крику —
синеглазые слова:
брашно, сумно, поелику,
греховодник, однова…

Эти грады, эти веси —
дивных слов косматый ряд,
словно буки в темном лесе,
напугают — не съедят.

Ведь за ними, как за синим
окияном, словно луч,
брезжит юная Россия
из-под злых и черных туч.
Глеб Горбовский, СПб

Гимн окну. На секунду представил, что вместо окна в моей «келье» сплошная стена — и огорчился. Много значит окно в моей жизни. Я каждый день бываю на улице, но окно отграничивает мой взгляд, заставляет сосредоточить его на одиноком листике, вет-ке, вороне, полете первого снега, каплях дождя на стекле, фигуре незнакомца, крохотном паучке в углу…

"ОКНО - КИНО"
Окно — это целый мир: можно смотреть прямо и видеть сквозь деревья силуэты людей в окнах напротив; если поглядеть наверх, то обнаружишь жестяную крышу соседнего дома с пожарной лестницей на боковой стене и кусок неба, а если опустить глаза вниз — тоже откроешь много примечательного.

Тогда он взглянул благодарно
В окно, за которым стена
Была точно искрой пожарной
Из города озарена.
Борис Пастернак †1960

Окно — это вдохновение; былинки пишутся благодаря ему.

Окно — это целая философия, однако пощажу читателей.

Через окно большое познается в малом.

Почаще заглядывайте в окно…

Окно — кино. За годом год,
апрель, капель и ледоход.
Обрывки снега, клок травы
серо-зеленой рыжины
в пересечении дорожек —
двор в клеточку,
газон в горошек.
Высотный дом, как теплоход,
плывущий пятнами окошек
в чернильно-синий небосвод.
Тамилла Недошивина

"ЧЕМ БЛИЖЕ К ГОСПОДУ..."
Открываю австралийский православный журнал — и нахожу знакомую статью питерского священника. А вечером вижу его же по телевизору. И по радио выступает он на ту же тему. Потом во многих газетах попадается его фамилия с его фотолицом. Он очень деятельный, этот священник. И дела его можно было бы только приветствовать, если бы не одно «но»: вся его деятельность направлена не внутрь, а наружу: «Смотрите, это я сделал!» Священник и не скрывает своего желания быть на виду, по-лучить признание. Все бы хорошо, да не по себе становится от священнического мельтешения.

Показушность и мне присуща; весьма тонкая эта грань — между публичностью и стремлением покрасоваться. К слову, духовник смиряет меня, не дает хвост распушить.

… На выставке подходит к нашему стенду мама с девочкой-крохотулей в белом платочке и говорит ей: «Поклонись нашему редактору». Девчушка послушно встала на коленки и поклонилась. Сколько жить буду, столько помнить буду этот поклон читательский. Вы спросите, а какая тут связь? Самая что ни на есть прямая…

†«Берегитесь шума, берегитесь показного делания, берегитесь всего того, что лишает вас смирения. Там, где нет смирения, там нет и быть не может истинного угождения Богу». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Теперь начну искать у иеромонаха Романа стихотворение — кроме него, вряд ли кто об этом напишет.

Чем ближе к Господу, тем глуше мненье света,
Тем более свободен человек.
Мир любит покупать и возносить, но это
Для алчущего — полномутье рек.

Всяк волен покупаться, возноситься,
Свою продажу от себя тая.
Но радостно ль душе в заоблачной темнице
Отогреваться высотой ея?

Да избежим мирских высот, как наказанья!
И вынесем ловящим приговор —
Не выставляйте нам искусное вязанье:
Мы отвергаем сеть, а не узор.
       
"КАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ВСЕ ЗВЕРИ!"
Малыш и Мартюня уже прожили с нами свой кошачий век — 15 лет. Мы знаем друг о друге все — и тем не менее любим друг друга. Но вынужден сказать горькую правду: не мы, а они приручили хозяев. Никакие кошачьи вкусности не заставят их изме-ниться, а что до ласк, трепать за уши обойдется себе дороже, – они снисходительно принимают их — или отвергают — в зависимости от настроения.

Характеры у них разные — чистюля Малыш более покладист и добродушен, однако что должен чувствовать хозяин, когда кот после ласкового поглаживания по спине начинает яростно вылизывать те места, к которым прикоснулась рука? Своенравная Мартюня и терпеть не будет, а сразу пускает в ход острые иголки коготков. Коты заставляют нас кормить их той едой, которая им нравится и спать там, где они улеглись. У ко-тов своя логика жизни, и они следуют ей неукоснительно: хотят эти люди, чтобы мы с ними жили, пожалуйста! — по нашим правилам.

Не знаю, как удается клоуну Юрию Куклачеву ладить с ними, но думаю, что без сговора двух сторон не обошлось: приучить котов всего-то надеть ошейник удается не всякому. Что уж говорить про сложные трюки…

И все равно, кошки принесли в наш дом радость; мы научились понимать их язык, а они при надобности могут сказать людям все. Мы — разные, но стремимся понять друг друга — и это прекрасно.
       
       В ЗООПАРКЕ
Какие взрослые все звери!
На воле или взаперти,
Они давно уже созрели,
А нам еще расти, расти.

Нам еще, людям, ошибаться,
Одолевать свою тщету,
Еще нам лоб о лоб сшибаться,
А может быть — щитом к щиту.

И, зверя из себя гоня,
Над истинами спины гнуть нам…
А волк из-за железных прутьев
Печально смотрит на меня.
Вадим Шефнер, СПб
"Я ВОВСЕ НЕ МУДРЕЦ, НО ПОЧЕМУ ТАК ЧАСТО..."
Проснулся в четыре утра. Встать бы на молитву — и сон придет, но я выпиваю кофе и начинаю думать. Ночью, когда тиши-ной залито все вокруг, думается хорошо и неспешно. Тикают мамины часы, и я думаю о маме — как она там? Уже нет того безпо-койства за ее участь, которое владело мной эти годы. За стен-кой вздохнула жена — после операции никак не может прийти в себя и вчера потеряла сознание. Ей неможется, и в доме гостит запустение: кое-где пыль, посуду надо бы помыть, в «келье» прибраться. Но главное, конечно, чтобы Лерино здоровье вернулось: не стоит терять близких, чтобы осознать свою любовь.

Думаю, как трудно жить в этом мире, который стоит на лжи, и хорошие слова не значат ничего, думаю о газете, отгоняя неприятные мысли о ее судьбе, вспоминаю добрых людей, с которыми свела жизнь, записываю обрывки мыслей на клочке бумаги, перебираю события. Тихо-тихо в квартире, дневная суета улеглась спать, а ты думаешь о счастье, о доле, о Боге, обо всем… Наконец кофе действует усыпляюще, и тебя забирает крепкий предутренний сон…

†«Если пробудишься раньше положенного часа, то, не обленясь, восстани и мало помолись Богу твоему и возбудившему тебя святому Ангелу-Хранителю. Веруй же точно, что Ангел-хранитель возбуждает тебя на это, почему ты и не должен лениться. Помо-лись, дабы не отогнать его от себя; а помолясь, снова ложись и твори молитву до пришествия сна». Протоиерей Валентин Мордасов †1998

Во многом знании — немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?

Природа хочет жить, и потому она
Миллионы зерен скармливает птицам,
Но из миллиона птиц к светилам и зарницам
Едва ли вырвется одна.

Вселенная шумит и просит красоты,
Кричат моря, обрызганные пеной,
Но на холмах земли, на кладбищах Вселенной
Лишь избранные светятся цветы.

Я разве только я? Я — только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем Ты создал мир, и милый и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг?
Николай Заболоцкий †1958

"И ПОЧЕМУ В РОССИИ РУССКИМ ХУДО?"
Сегодня 12 декабря, день Российской Конституции, принятой в декабре 1993 года. В следующем году его будут праздновать 12 июля. Не знаю, как другим, а мне становится не по себе, когда я вспоминаю, что чуть раньше, в октябре того же года, русские танки расстреляли русский парламент. А людям, что ж, дают выходной, они и рады. Сейчас, пожалуй, кроме Нового года, Рождества, 23 февраля и Пасхи, народ по-настоящему ничего не празднует: запутали людей чередой постоянно меняющих даты праздников.

…Зазвонил тревожно телефон — вырвал подонок у моей двоюродной сестры сумку с 60 рублями и ключом от квартиры. Ей седьмой десяток, живет одна на крохотную инвалидскую пенсию, и взломанные по ее просьбе двери починить некому. Я даже не возмущаюсь: я радуюсь, что слабенькую больную женщину не избили до смерти. У меня еще свежо в памяти, как такой же подонок ограбил мою, ныне покойную, маму.

Это случилось так: «Моей маме-блокаднице 85 лет. В канун праздника 23 февраля в подъезде собственного дома ее ограбил молодой подонок. Он рвал из слабых старушечьих рук сумку, а она кричала ему в лицо: «Возьми, сколько тебе надо, у меня здесь только на хлеб!» Его добычей стало немного кошачьего корма, два разовых пакетика кофе и 50 рублей денег.

Потом я смазывал мамины синяки на сморщенной коже плеча; она уже отплакала свою обиду и унижение. А я подумал: «Это не у моей престарелой мамы вырвали сумку — это у России украли совесть». Книга «В ладошка Божией». Каков закон, таков и порядок…

Здесь только женщина слабее женщин прочих.
Здесь только дети. Слушайте, мужчины!
Скажите, в чем же русские повинны?
За что нас ненавидят и порочат?

И почему в России русским худо?
И что же вы так нынче оплошали?
И почему да-здравствует иуда?
И где тот мир, который обещали?

И почему детей разврату учат?
Где воины? Где ваша честь и слава?
И где она, великая держава?
В каких ее застенках снова мучат?

И разве вы не чувствуете боли?
И где тот хлеб у нас насущный?
Где ратник, знамя русское несущий?
И есть ли хоть единый воин в Поле?
Нина Карташева, Москва
       
"ЧТО СУДЫ, ЧТО ЭТИ ПРИГОВОРЫ?"
Сегодняшняя жизнь преизбытучествует трагедиями. Не знаю, случалось ли нечто подобное раньше, но почему-то уверен, нет: тогда не было равнодушных, преступников называли преступниками, и люди отворачивались. Я еще только начинал помнить, как в нашу коммуналку в московском Крестовоздвиженском переулке приходили люди Христа ради, и я выносил им отрезанный мамой ломоть белого хлеба. Только спустя годы я узнал, что это были пострадавшие от разрушительного Ашхабадского землетрясения 1948 года. Была послевоенная разруха, но люди помогали им чем могли. Теперь волосы встают дыбом от короткой сухой строчки в интернет-газете.

светлана Топоркова (прошу редактора книги оставить имя «матери» со строчной буквы) решила избавиться от своих мало-летних детей, которые мешали ей устраивать личную жизнь. 21 февраля 2004 года Топоркова в снегопад с сильным ветром отвела двоих сыновей, шестилетнего Андрюшу и пятилетнего Сашу, в поле за селом Петровичи Приморского края, где они жили. Запуганные малыши покорно шли, Андрюша потерял в снегу сапожки и брел босиком, боясь сказать маме.

Отойдя от села достаточно далеко, Топоркова оставила детей, пообещав приехать за ними на машине. В сильный мороз Саша с Андрюшей остались в поле одни и ждали мать до тех пор, пока не замерзли. Сама светлана вернулась домой и спокойно легла спать. Тела детей обнаружили только весной.

Ей дали 15 лет колонии общего режима. По ночам убитые дети приходят к ней во сне и, протягивая озябшие ручки, просят: «Мама, мама! Нам очень холодно, спаси нас!» Она хочет избавиться от кошмара, но дети приходят в ее жизнь каждую ночь. А впереди еще суд Божий…
Вы думаете, это единичный случай? В Новосибирске «мать» после неудачной попытки сдать годовалую Ксюшу в детдом оставила ее в сугробе одного из безлюдных переулков. Девочку, к счастью, через 6 часов спасли…

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал.5,19-210.
       
       ПОРТРЕТ
Кишинев. Тюрьма. Одна из камер.
Возле нар горюнится портрет:
Дочка, убиенная руками
Той, что родила ее на свет.
Девушка, как ангел белокрылый,
Впрочем, не о ней печаль у нас.
Горе-мама, что ты натворила!
Не себя ль зарезала в тот час?
Что суды! Что эти приговоры!
Дочке было восемнадцать лет…
И глядит на мать немым укором
Душераздирающий портрет.
Иеромонах Роман(Матюшин)

Тут и письмо от самого поэта подоспело:
«Мир всем! Благодарю за внимание к моему недостоинству, за печатание и постоянную высылку газеты. Второе ставит меня в неловкое положение: не ради же скупости ничего себе не выписываю. Хочу как можно меньше оставить окон для мира, пытаюсь стать монахом, давлю в себе поэта. А получая очередной номер, вижу, как монах сдает свои рубежи. Поэтому прошу ничего мне не высылать. Понимаю, что рискую навлечь на себя неудовольствие, но надеюсь, что делящийся искренностью в «Записках редактора» не покроет обидой искренность чужую.
Призываю на всех Божие благословение,
недостойный иеромонах Роман.
Скит Ветрово».

Ответ я написал сразу:
       «Всечестной отец Роман, благословите!
Конечно, против Вашей воли газеты мы отправлять не будем: как мiр не может понять монаха, так и монах не может понять мiра.

Меня грызет совесть, что так нехорошо получилось с Вашим письмом в первой книге «Былинки» (по недосмотру напечатано письмо о.Романа, которое он просил из книги убрать. — А.Р.). Редактор передает через меня свои извинения, на я не стану перекладывать вину на других и исступленно прошу — простите! Когда сам выворачиваешь душу наизнанку, как-то забываешь, что другие вовсе не обязаны поступать так же. Впрочем, Ваши стихи-молитвы, стихи-исповедь известны всему православному люду.

Газета «Горница», целиком из Ваших новых стихов, тиражом 5000 экз. разошлась полностью. Радуюсь, что народ любит Вашу поэзию.

Конечно, я совершаю ошибки, и гордыня подпихивает. Но записки пишу искренне, видя, что от них есть польза и мне, и людям. Написал 270 страниц второй книги «былинок», дело движется. Хотел в будущем предложить Вам написать совместную книгу «Роман с Александром»: мои записки с Вашими стихами, но теперь понял, что Вы откажетесь.

Жена кланяется; недавно Лере сделали операцию на щитовидке, пока не оправилась. Еще раз простите — я буду осмотрительнее. Прошу Ваших святых молитв. Искренне, Александр Раков».

Как мало тех, кто рвеньем пламенеет:
Боится снова старцев прогневить…
Все с поднебесья сдергивать умеют,
Забыв о том, что нужно возводить.
Иеромонах Роман(Матюшин)