Книга мудрости Глава 3

Людмила Полякова
Мне очень не хочется описывать эти события, так они были безумны и ужасны. Но придется рассказать, иначе вы не поймете, откуда у меня появилось странное увлечение замками.
Я все-таки умудрился узнать, где находится наш замок. Вы скажите, что же тебе еще было надо: тебе же нужен был только адрес, само место. Но нет, меня захватила история моего рода, мне безумно захотелось своими глазами увидеть этот оплот былых традиций. Странно, но меня никто не пытался остановить, даже отец, ведь он знал о нашей бабушке, но как-то странно смотрел на мою затею. "Поезжай, но перед этим пройди курс прививок. Я не знаю, как там здоровье моей матери, я стараюсь о ней не думать, но ты не имеешь права заразиться!"
Замок наш поразил меня своей старостью. Казалось, дунешь, и он развалится, а ведь он простоял много веков. Меня встретила дряхлая, закутанная с головы до ног в какой-то балдахин, старушка. Виден был лишь нос и вечно смеющиеся глаза. Я не знал, как с ней себя вести, но она взяла инициативу на себя:
- Так вот какой у меня внук! Ну, здравствуй, здравствуй! Не думала я, что здесь кто-нибудь когда-нибудь появится. Я здесь как в ссылке, - и рассмеялась добродушно-добродушно.
Мне она сразу понравилась, и я еще больше возненавидел родственников за то, что они ее совсем забыли.
- Я их не виню, невежественные люди! Моя болезнь не заразна. Черт с ними, ведь у меня теперь есть ты!
Моя бедная бабушка! Все это время ей не с кем было поговорить, и, найдя меня, она все говорила и говорила без умолка. Оказалось, что это очень образованная женщина, любит читать, хорошо знает историю семьи. В замке находилась достаточно большая библиотека, но книги все были очень старые, некоторые заплесневели от сырости, а некоторые чуть ли не истлели. Старушка показывала замок и по всем коридорам тащила меня, держа за рукав. Я бы не побоялся взять ее за руку, но она не захотела. В громадном зале библиотеке она была, как мышь в норе. Знала каждый закуток, знала, где находится каждая книга.
- Смотри, смотри, - это Лукреций, Вергилий, Тацит, а вот и сам Данте, первое издание! Смотри, как интересно! Я тебе сейчас еще что-то покажу! - Она хитро мне подмигнула, затем резко ударила по стене, и открылся маленький тайничок. Я был поражен.
- Ну, как тебе мой сейф? - усмехнулась она.
- Здорово!
Тут ее охватило волнение, и она дрожащими руками извлекла на свет божий толстую и потертую книгу.
- Что это?
- На, смотри! - она протянула ее мне.
Это была очень старая книга, от нее ужасно пахло пылью, я даже чихнул. Я удивленно взглянул на обложку.
- Так это же Библия!
Но старуха покачала головой.
- Открой! - тихо сказала она мне.
Я открыл книгу. На первой странице виднелась надпись: "Лучшему представителю моего рода, мужчине, смелому и отважному, честному и принципиальному, от первого графа де Треньи". А ниже, как будто выведено кровью, сияло название: "Книга мудрости, или сила бога в человеке".
Книга начиналась следующими словами, оставленными первым графом де Треньи: "Мой умный и все понимающий потомок, ты один в состоянии узнать истину, что сокрыта в этой книге, истину, которая способна сделать человека великим, поднять его до бога.
Сильнее бога быть нельзя,
Сильнее дьявола, возможно,
Ступать лишь нужно осторожно,
Страницы тихо воротя.
Это - книга мудрости. Я собрал ее по страницам. Жизненные муки и слезы, кровь и желания выходили из-под пера великих мудрецов всех времен. Их называли колдунами, а они лишь были великими учеными, они знали, в чем смысл человека, и пытались ему это открыть. Дети мои пройдут по этой земле в надежде и поисках лучшей жизни, но настанет время, и величайший из моих потомков прочтет эту книгу, и перед ним разверзнутся врата ада и рая, он встанет на границе добра и зла, он будет Человеком! Прочти же эту книгу и знай, что, боясь за тебя, боясь, что великий соблазн помутит твой разум, я разделил ее на две части: в твоих руках Введение, без него ты не познаешь Жизнь, но без второй части ты не познаешь Вечность. Я отдал ее на сохранение моему другу, маркизу де...."
- Он же не сказал, кому! - воскликнул я. - Где же вторая часть? Почему он не сказал?!
Старушка опять дернула меня за рукав.
- Пошли. Ты еще не прочитал Введение. Может, оно откроет тебе тайну второй части.
Мы вышли из библиотеки. Я шел, прижимая к груди книгу. Во мне боролось два чувства: сперва мне казалось, что все это ерунда, что эти философские измышления не стоят и выеденного яйца, что мне, здравомыслящему человеку, не пристало верить во всякие сказки (следует заметить, что и в бога то с дьяволом я не верил, да и кто по-настоящему верит в них в наш космический век). Но какая-то тайная надежда зародилась в моей душе. Я часто мечтал быть великим человеком, не важно, кем - главное, великим! И что, если это мне суждено судьбой, что если все слова в этой книге обращены именно ко мне, чем черт не шутит! Я буду сверхчеловеком, мне будет принадлежать мир! Ах, мечтатель!... Я всю дорогу молчал, наконец, старуха не выдержала:
- Что ты все время усмехаешься? О чем ты думаешь?
- Я думаю, где же вторая часть. Интересно, о каком маркизе идет речь?
- Не знаю, - она пожала плечами, - о первом графе осталось очень мало сведений и уж, конечно, о его друзьях ничего нет.
Я задумался. Раннее средневековье, начало феодальной раздробленности. Феодалы строят крепости-замки, чтобы защищаться от врагов. Крепости-замки!
- Я, кажется, нашел! - воскликнул я.
- Что нашел?
- Вторую книгу. Она в замке, точнее в библиотеке замка маркиза де...
- Как ты догадался? - удивилась старушка.
Я расхохотался.
- Ну, это же так просто, ах, как это просто! Книга большая, так?
- Так.
- Возить ее с собой маркиз не мог?
- Не мог.
- А где жили маркизы?
- В замке.
- А где в замках хранятся книги?
- Ну, в нормальных замках в библиотеках. Но, мой милый, далеко не в каждом замке были библиотеки, тем более тогда. Может, эта книга валялась где попало!
- Нет, нет, наш предок не доверил бы книгу человеку, который не смог бы ее сберечь.
Я был доволен собой. Как легко я все раскрыл, я действительно на многое способен! У меня тогда был очень гордый и глупый вид, так что моя смешливая старушка вновь рассмеялась.
- Ах, какой мудрец, просто великолепно! Теперь только осталось перерыть все замки во Франции. И не забывай, что его может уже и не быть на поверхности, его могли разрушить, сжечь неприятели, снести бунтовщики, да маркиз мог перестать быть маркизом. Потомки его могли разориться и стать крестьянами, и придется тебе искать книгу на чердаке сельского дома.
- А может, его потомки стали королями, и мне придется обыскивать Лувр! - я ужасно разозлился. Нельзя же, только что подарив человеку надежду, сразу же отнимать ее. Пусть это - бредовая идея, но если судьба готовит меня для великих дел, почему бы ей не позаботиться о том, чтобы эта книга была цела. Нет, она существует, и я ее найду!
- Я найду ее! - дико воскликнул я так, что бабушка вскочила и в ужасе уставилась на меня.
Так я стал любителем и исследователем старинных замков и, в особенности, их старинных библиотек.