Телохранители

Владимир Кожушнер
Меры предосторожности.

Совещание началось в понедельник ровно в 8.00.
Известие о том, что первый наноробот оказался пришельцем из США, не удивило Илюшу. В своих умозаключениях он давно заметил разницу между достижениями папиной лаборатории и возможностями и умением его робота. Пугало другое. Ведь если роботы захотят власти, они смогут создать свою империю и подчинить себе человечество. Это реальная угроза!
- Сегодня приступаем к установке Искусственного интеллекта на всех нанороботах. Сдать их Олегу Владимировичу. За работу. Желаю успеха! - объявил Илюша и закрыл совещание.
Все собравшиеся были в недоумении. Так быстро совещание никогда не проходило.
Но Илюша специально его закрыл.. Только он один был без Нано и поэтому боялся, что другие Нано поймут его опасения. Что они решат делать, он не знал. Поэтому он приказал всем сразу сдать своих Нано.
Теперь, когда Нано находились в «Черной дыре», он вновь собрал всех в своем кабинете.
- Продолжим совещание без наших помощников. Вы должны были догадаться, что говорить в их присутствии о нашей «защите» - «Кодексе чести» неразумно. Они могли воспринять это как посягательство на их свободу. Ведь так?
Все согласно закивали головами.
- Сделаем так. «Кодекс чести» разместим в оперативном запоминающем устройстве ОЗУ нанокомпьютера и там же программу самоуничтожения, на тот случай, если кто-то попытается несанкционированно проникнуть в него. Вы согласны?
- Но кто нам может угрожать? – не сдержался Борис Моисеевич.
- А Вы не заметили, что Ваши Нано стали вести себя довольно странно? Часто отвечают «не знаю», подолгу молчат. Недавно у меня и отца болела голова. Мой Нано признался, что чувствует посторонний сигнал. Нам удалось при тестировании Нано, обнаружить этот сигнал. Значит, что кто-то пытается связаться с нашими роботами.
 - Олег Владимирович! – обратился Илюша официально к своему отцу. – Расскажите, что Вы знаете о лаборатории профессора Блэйка?
- Несколько лет назад, когда мы уже готовы были создать свой наноробот, мне дали прочитать секретные документы. Из них было ясно, что военные США пытаются создать наносолдат - бесстрашных, послушных, исполнительных роботов. Еще там упоминалось имя профессора Блэйка и м-ра Крисс. Вероятнее всего, этот Нано их разработка. Кстати, сегодня мой Нано поздоровался со мной на английском языке и назвал имя своего создателя.
- Так кто он? – спросили сразу несколько коллег.
- М-р Крисс!
Илюша вдруг вспомнил Эльзу и ее босса м-ра Блэйка. Неужели и Эльза как-то связана с военными? Нет! И он сразу отбросил эту мысль. Она такая хорошая, нежная.
- Илья Олегович, так каковы наши дальнейшие планы?
Этот вопрос вернул его к действительности.
- Думаю нам нужно сконцентрировать внимание на обучении наших, да, да наших нанороботов. Мы их переделаем, установим новые программы и защиту.
Вы сможете разработать программы, которые обучали бы других нанороботов?
Представляете, встречает наш Нано чужака, вступает в контакт и начинает обучать, агитировать его. Иными словами, переделывать в нашу веру. Чтобы он сознательно согласился изменить свои программы на наш лад.
- Илья Олегович, но Вы лучший кибернетик, программист! Вам и карты в руки, - вмешался Борис Моисеевич.
- Хорошо, хорошо. Сделаю, - у Ильи засветились глаза. Он верил, что у него все получится. Проснувшаяся в его душе первая любовь, придала ему новых сил. Как будто крылья у него выросли.





Телохранители.

Работа в лаборатории кипела. Новый молодой напористый директор рвал и метал. Он носился по отделам, вникал во все детали, подсказывал. Короче, был в курсе всех дел.
Под его руководством коллектив преобразился. Можно сказать помолодел. Обычно серьезные, замкнутые ученые стали чаще улыбаться, шутить.
- Илья Олегович, может научить Нано танцевать лезгинку?- улыбаясь спросил начальник отдела эмоций и чувств Тигран Дадуашвили.
- Зачем?
- Вы такой счастливый, что вот-вот затанцуете.
- Потанцуем вместе, когда закончим работу, - бросил он на ходу реплику и понесся дальше.
Не прошло и месяца, как дружный коллектив праздновал очередную победу.
Новый мощный нанокомпьютер-наноманипулятор был создан! В его ОЗУ зашили «Кодекс чести». Теперь можно было помещать роботы обратно в головы ученых.
Но, как они воспримут своих старых хозяев? Узнают ли их? Не получится ли случайное отторжение? Да и как они будут выполнять новые правила поведения?
Вопросы, сомнения, ожидание.
Перед ускорителем в белых накрахмаленных халатах выстроилась очередь ученых.
С нескрываемым чувством тревоги и волнения, директор коснулся пальцем зеленой кнопки.
И как в первый раз, он почувствовал легкий укол и отдернул палец.
Все вопросительно посмотрели на Илью Олеговича.
По растекшейся на лице улыбке, они поняли: - Все в порядке!
Степенно, не спеша, друг за другом ученые трогали заветную кнопку, отходили в сторонку и тоже улыбались.
Хотя и говорят, что роботы похожи друг на друга как одно лицо, но это не так. У каждого из них своя манера поведения. Они удивительно быстро приспосабливаются к своим хозяевам, почти как животные.
Илья задумался. Человек с рождения приобретает свою индивидуальность благодаря генам, а роботы – микросхемам. Какая-то общность есть между генами и схемами.
- Стоп! Нужно детально изучить структуру генов. Возможно, удастся создать схему, как у гена? Пойду, посоветуюсь с Анатолием Ивановичем. Что он нарыл в генной инженерии? – и он понесся в его отдел.
Вдруг, нога его подвернулась и, если бы не подушка, появившаяся невесть откуда-то, Илья врезался бы головой в стену.
 - Как я споткнулся на ровном месте? Откуда взялась подушка?
- Это я подложил подушку, - отозвался Нано.
- Ты самостоятельно принял решение?
- Да, мне «Кодекс» подсказал.
У Ильи Олеговича поднялось настроение.
- Нужно порадовать отца, но вначале зайду к Анатолию Ивановичу.
Его он застал у клетки с мышами.
- Я только что чуть голову не разбил, но Нано спас! Можете поздравить – «Кодекс» действует!
- У нас в лаборатории сегодня день «мягкостей». Галина Николаевна тоже падала со стула, но ее Нано подставил вместо стула – диван и она мягко приземлилась.
- Интересно, интересно. Анатолий Иванович, я зашел узнать о Ваших работах. Подготовьте для меня справку, а я ее прочитаю? Договорились?
- Конечно, сделаю.
- Я побежал к отцу, похвастаюсь, - как мальчишка радовался Илья.
Олег Владимирович сидел за столом, обхватив голову руками, и шевелил губами. Было видно, что он с кем-то разговаривает. Увидев, входящего сына, он встал и направился к нему навстречу.
- Илья, меня только что спас от смерти мой Нано! Представляешь, я открыл щит на ускорителе и увидел там запутавшегося в проводах мотылька. Как он туда попал не знаю, ведь роботы не считают их мусором и не убирают. Только я хотел достать его пинцетом, как отключили ускоритель, который я забыл выключить прежде, чем открыть щит.
Илью будто кто-то больно кольнул в сердце. Он представил, что могло произойти. Десять тысяч вольт! Не шутка. В одно мгновение были бы одни угли.
Сын стоял, будто его поразило током.
- Что-то здесь не так. В один день, нет, за один час произошли подряд три странных события. Как будто кто-то нарочно их придумал. Кто? Кому это нужно? Это диверсия?
После недолгого раздумья, он направился к Галине Николаевне.
Женщина встретила его приветливо.
- Какими судьбами, Илья Олегович? Давненько Вы к нам не захаживали. Что-то случилось?
- Говорят, это с Вами что-то случилось. Расскажите по подробней, пожалуйста.
- Что тут рассказывать. Поскользнулась, упала, очнулась – гипс, - пошутила Галина Николаевна.
- И все же. Как это случилось?
- Я заметила, что петля от занавески соскочила с крючка гардины. Мне, вдруг, захотелось ее поправить и я залезла на стул. Но, так как я женщина невысокая, то мне пришлось встать одной ногой на спинку стула. Внезапно, нога соскользнула и я, задрав ноги, полетела на пол. Но, каким-то чудом, мой Нано за одно мгновенье убрал стул и подставил рядом стоявший диванчик. Я плюхнулась на него. Вот и все.
- Да дела. Почему она не воспользовалась помощью Нано, а сама попыталась выполнить такую несложную работу?
А может это начальник отдела искусственного интеллекта экспериментирует? – внезапно пришла ему в голову подозрительная мысль. – Сейчас узнаем.
- Борис Моисеевич, зайдите ко мне в кабинет. Нужно поговорить, - связался он через Нано.
- Хорошо, зайду.
Начальник отдела зашел с улыбкой на лице, как победитель престижного турнира.
- Что Вы наделали? Вы чуть не убили троих сотрудников. Как Вам пришло это в голову? Да Вас под суд нужно отдать! Вы это понимаете? – громко выделяя каждое слово и уперев взгляд в его лицо, выпалил Илья.
Улыбки как небывало. Борис Моисеевич грузно сел в кресло, не дождавшись приглашения. Глаза широко открыты. Он был в недоумении.
Вы думаете так нельзя? Нельзя пацану, который в сыновья ему годится, кричать, угрожать?
Но он ведь прав! И возраст здесь не причем.
Борис Моисеевич вспотел.
- Вы понимаете, я еще когда разрабатывал правила, составил и тест для проверки, - оправдывался он.
- Но, разве на людях можно производить эксперименты? Это безнравственно.
- Илья Олегович, успокойтесь. Вначале выслушайте его, а потом принимайте решение, - услышал он слова своего Нано.
- Простите за резкость. Продолжайте, я внимательно слушаю, - уже спокойным голосом сказал Илья.
- Уверяю Вас, я продумал эти тесты. После возвращения моего Нано, мы с ним смоделировали ситуацию на компьютере. Риска не было. Взгляните на дисплей.
На экране занимавшим пол стены кабинета, в замедленном темпе происходили недавние события.
- И Вы специально никому не говорили, чтобы эксперимент был, так сказать, «чистым»?
- Вот именно. И я ничего не сказал Вашим роботам, но для подстраховки послал своего Нано.
- Так Ваш Нано подстраховывал наши тела? – уже миролюбиво спросил Илья.
- Да. И Ваше тоже.
- Как я понимаю, с этих пор мы приобрели в лице Нано наших телохранителей? Вернее – хранителей тела, - пошутил директор.
- Возможно, возможно. Жизнь покажет, - успокоившись, ответил Борис Моисеевич.
Илья встал, подошел к нему и протянул руку.
- Простите. Сорвался. Спасибо за удачный эксперимент.
Расстались они друзьями.
- Я все правильно сделал? – мысленно обратился он к Нано.
- Да, мой шеф, - послышалось в ответ.