Кре Новая поездка на Алтай 2008 Часть третья

Шестакова Евгения
День третий. 26 июня. Суббота.

На российской таможне мы встретили рассвет. В 5-30 утра выехала последняя машина. Все злые, не выспавшиеся и усталые. Нам нужно проехать около 50-ти километров, объехать несколько деревень до первой остановки с горячим завтраком. Дорога сразу пошла не по асфальту, с первыми метрами пути мы поняли, что вот оно – настоящее российское бездорожье.
Было как-то неуютно – грязь, кусты, все мокрое и вовсе не гостеприимное.

В 6-30 останавливается, лочим хабы… Кажется, что мы где-то заблудились среди полей, кустов и травы. Связи нет.
Находим полянку, расстилаем кариматы или матрасы и просто валимся спать.
В 12 дня бодрый голос Зуммера – Лагерь, подъем! Выводит всех отчасти из ступора.
Из-за этого непонятного сна перепуталось все ощущение день-ночь.
Нам казалось, что таможню мы прошли вчера. А сегодня – это уже завтра. Быстрый завтрак, и едем дальше. Я перекладываю часть вещей в 80-ку к Виту, да и потом перебираюсь туда сама, потому что вылезать каждый раз сзади из коротыша и все фотать – вообще ни разу не реально.

Стартовали из лагеря в 14-00. Оказывается, что мы не так уж и быстро позавтракали в обед. Хорошо, что я время от времени чего-то там записывали себе в блокнотик, потому что реально сейчас все дни собрались в кучу, и вспоминать что-то отдельное не получается.
Дорога начала медленно уходить вверх. Высота над уровнем моря – всего 400 метров, а природа такая, как у нас начинается на двух тысячах.

Жара, хотя утром было всего + 12. Похоже, что по этой дороге никто до нас не ездил лет десять как минимум. В глубоких колеях уже образовалось болото, которое цветет ярко зеленым цветом. В одном из них застревает огроменная 80-ка, и ее дергает лебедкой малютка Мачундра. И так было еще и не раз, и не два и не три.

Темп движения очень медленный, 40 минут проходим одну промоину. В 15-10 при преодолении одной промоины в нее почти лег на бок Вова на Джимини.
Природа такая, что любую фотографию можно ставить как обои на рабочий стол, и все равно – фотографиями всего не передать. Там надо было быть…
Машины начинают более менее ехать, только когда впереди идет ногами штурман.
Но это случится еще не скоро. Пока же, тяжеленный 80-ый танк прокладывает дорогу.
Вит повторяет все время – Это же экспедиционная машина, я ее в такие условия еще ни разу не загонял.

Глубокие колеи от трехмостового Урала преодолеваются тяжко. Но все-таки мы движемся вперед.
Никак не доедем до первого брода, а по такой дороге нам до него еще ехать 200 км.

На самом деле мы едем вдоль границы Казахстана. Она от нас в 5 километрах справа. Лес похож на лес из страшной сказки про Бабу Ягу – везде буреломы, над головой летают огромные «птерадактили», с деревьев слетают совы.
Следов присутствия человека не обнаружено вообще.
На Мачундре треснуло крепление тяги Панара к мосту. Он срочно начинает звать сварщика. Какая досада, что сварщики, как совы, не водятся в этих лесах.

Один раз заблудились в лесу, развернулись и нашли таки правильный съезд.

Наш маршрут, по которому мы едем, был разработан еще в прошлом году, для Алтая 2007. Но так как тогда поехало всего 2 машины, 2 Тойоты Прадо в 78 кузове, путешественники чуть-чуть испугались и поехали по менее сложному маршруту. Это было правильно, так как на этом участке потребовались и стропы, и лебедки и работа штурмана.
В 16 – 00 новая преграда – глубокая и сложная промоина. Через 10 минут в нее проваливается по самые помидоры 80-ка, почти ложась на левый бок, Мачундрой начинаем вытягивать Вита, малышку просто сносит на 80-ку. Лебедкой одной вытянуть почти три тонны нереально. Для справки - Мачо весит около 1300 кг. Якорим Джимини за Патруль и только так вытягиваем Тойоту.
Колея практически не проходима – справа – болото, слева – деревья. 80-ка мостом упирается в грунт. Решаем ехать через деревья. И вновь садимся на брюхо. Болото никак не хочет отпускать эту машину. Лишний раз убеждаемся в том, что хорошо, что в прошлом году Прадики сменили маршрут.
Но их маршрут, когда они три раза бродили Чарыш, был не менее сложным.
И вот, после долгих раскачек и попыток выехать, 80-ка еще плотнее садится днищем на очередную «шишечку», и недвижимостью застревает посредине болота.

Огромные 35-ые колеса не помогают преодолеть это, с первого взгляда вовсе не сложное препятствие. Остается только проходить его «Ходом». Роль штурмана выполняет наш известный спортсмен и всеми любимый Артем Ветринский.
Пока 80-ку тянут назад стропой, Мачундра пробует объехать болото по альтернативному маршруту возле деревьев.
Маленькой, легкой и узкой машинке, под руководством Артема, это удается.
80-ка так же проезжает по самой кромке болота. Болото сбоку заканчивается глубокой пропастью.
Падать бы нам было туда очень глубоко и некомфортно.
Артем грязный до такой степени, что просто раздевается до плавок.
 И так, 80-ка шарашит по кромке, поднимая фонтаны брызг и грязи по самых небес, машину разворачивает поперек болота и она каким-то чудом выскакивает из плена для того, чтобы через пару секунд засесть в следующей луже.
Патрол Карло проходит болото, эффектно встав на три колеса.
Биг Хорн Змея почти ложится на бок, но тоже выскакивает из болота.
80-ка подключает лебедку, и залебедившись на Биг Хорн медленно выкарабкивается из болота.
Через минуту Патрол Карло падает в колею, 80-ка проезжает мимо него боком, почти падая на него. Дергает Карло, он выезжает.

Последним преодолевает болото зеленый Прадик Артема. Артем заводил почти все машины, стоя по колено в холодной болотной жиже. Зачет!


О, забыла про Фродо рассказать. Феденька разгоняется, сходу пролетев первую яму, плотно садится во второй. Связываем вместе две стропы, потому что его по другому не достать. Затем была очередь Завхоза. Артем, как истинный спортсмен проходит болото «ходом», чуть не положив Прадик на бок, но это уже частности.

Итого – в болоте теряем 50 минут.
Дальнейшая дорога – заросшая травой грязная колея. В нее падает Патрол Карло, затем опять 80-ка почти на ровном месте ложится на брюхо.
И Мачундра вытаскивает Вита. При этом мы обнаруживаем, что значительно отклоняемся от трека. Машины похожи просто на куски грязи, а перевал все никак не кончится. 80-ка не едет, ее просто все время стаскивает в колею.
Просто страшно себе представить, что было бы тут с нами в дождь. Мы бы точно приехали к закрытию Фестиваля.

Виталька засматривается на стоящего впереди Саунда и снова проваливается в колею. В это время в колонне по рации лихорадочно ищут Дениса, оказывается он ходил за грибами и нашел таки - целых три штуки.

Дальше обнаруживаем, что начинается Тегерецкий ( не уверена за правильность написания отдельных букв) заповедник. Мы честно не знали, что там ездить нельзя. В Гугле на карте не указано, что это заповедник. И Вит, прокладывая маршрут, тоже этого не знал. И природу мы не портили, мы ехали по колее.
Это я так написала, профилактика всяких ворчунов- старперов.

Колеи становятся все более нереальными, машины стаскивает в них даже по суху. Не только машины, но и люди уже в грязи с головы до ног. Вокруг нас просто тучи комаров.
17-08. Вновь сидит 80-ка, Мачундра ее опять вытянуть не может, Мачо сносит на нас. Какое-то прямо де жа вю.
В колонне постоянно идет споры насчет правильности пути.

17-18. Опять сели. Дорога здесь одна, и альтернативным путем пройти нереально. 80-ку выдергивает стропой Змей. Избежать падения в колею почти не получается.
Выгоняем штурманов вперед, но даже со штурманом, огромная 80-ка скатывается в глубочайшую колею и чудом не ложится на левый бок, зависнув над бездной.
Спасение продолжается пол часа, залебедились за елку, но самостоятельно вытянуться – не получается.

Лебедимся в другую сторону за Патрол Карло, и выезжаем. Сзади, в эту же колею и под этим же углом садится Биг Хорн. Здрасьти, давно нас тут не было! Остальная группа объезжает колею по далекой полянке.

Небольшой, даже казалось бы детский подъемчик, без штурмана становится непреодолимой преградой.
80-ка едет, впереди нее вверх уходят два Патруля.
И вот, в 17-41 Вит опять сваливается на мосты. Разматываем лебедку и цепляемся за Карло. Внизу спасают Змеюку, дергая его стропой назад. 80-ка на лебедке м едленно ползет вверх, а вот выдернуть Биг Хорн не получается. К нему поднимается Прадик Завхоза с лебедкой.

30 метров едем 30 минут. Опять мокрая трава, грязь, вода…
Кажется, что начинается спуск вниз, но это всем только кажется. Опять едем вверх. В лесу сыро и душно одновременно.
Шесть вечера. Спасли таки Биг Хорн.
Сверху к нас спускается Ромка Зуммер, которые ушел на разведку далеко вперед и приносит весьма ободряющую нас новость – Дальше будет легче!
Сейчас вытянем все машину снизу и посмотрим, что нас ждет впереди. По идее, подъем уже скоро должен кончится и начаться относительно ровный участок.
18-15. Кажется, всех спасли, раздается веселый смех Зуммера и вся колонна едет дальше. Вверх.

После двух суток почти без отдыха и сна очень трудно вернуть себе привычное мироощущение день-ночь.
18-17. Очередная колея, в которую чуть не ложится на бок Патруль Карло. Но 80-ка проходит ее легко.
Впереди постоянно идут штурманы Зум и Карло.
Через пару минут после спасения из колеи, при объезде очередного болота боком разворачивает все того же Карло. Дергаем его стропой.

Дафт бежит впереди машины, показывая дорогу. Опять болото….

В 18-13, после слов Дафта – Вот сюда берем, там обрыв!!! 80-ка валится вглубочайшую колею на правый бок, по самые стекла.
И тут Вит начинает орать так, как не орал ни разу в жизни. (наверное).
Все, кто хотел фотографировать, и шли к машине с фотиками, покидали все девайсы, увидев почти квадратные глаза Карло. Ко мне в окно летит камера Дениса.

Дафт пытается размотать лебедку, намотанную на кенгурятник, запутывается. Вит орет, Дафт еще больше путается.
Разматали. Парни отвешивают машину, вскочив на подножку. Крен не просто критический, он пипец какой критический. Еще бы пару градусов наклона, и привет правый бок.
Лебедят за дерево, машина выезжает, открывает двери, из которых выливается грязная и холодная вода.
Вит в шоке…Да и все тоже!
Другие машины объезжают промоину параллельным курсом, потому что если лифтованной на максимальный АРБ лифт 80-ке там было по грудь, то остальные машины могут просто утонуть по крышу.
Патруль Карло раскорякался в другом овраге, пытаясь ехать. 18-30. 80-ка до конца еще не выбралась из колеи.
Воду из салона слили, и теперь мы кренимся на левый бок. Лет семь знаю Виту, но первый раз слышала от него такие громкие перлы.
18-34. Выехали.
Сматываем лебедку. Ехать первым Вит больше не хочет.
Сзади точно так же чуть не утонул 2 раза Андрей Паджеро.
В общем, адреналина хватило всем. Он висел в воздухе и его можно было рубить топором.
18-45. Вывесился Паджеро и точно так же раскорякивает Прадо Артема.
19-00. Все идут смотреть дорогу перед конкретной засадой из одних сплошных раскоряков.
Можно сказать, что это было самое серьезное препятствие сегодняшнего дня.
Вся толпа Проходимцев идет вниз смотреть, что нужно делать. И как нужно ехать, чтобы не перевернуть или не положить на бок машину.

Переправа кажется нереально далекой. Неизвестно, доедем ли мы сегодня до нее. И окажемся ли мы хоть завтра к вечеру на фестивале.

Адреналина на сегодня хватило всем с лихвой, и самое интересное, что никто не знает, что там нас ждет впереди и что нам приготовила Россия.

В Казахстане эта поездка, наверное, сравнима с поездкой в дождь на Карааршу, да и то, процентов на тридцать.

Альтернативного пути нет, надо ехать вниз, но машину может стащить и тогда…
В ход идут лопаты, причем сам Вит отказывается копать, в ход идут фразы- Карло, я же еду!

Рубят, пилят, подкладывают дрова и бревна. В эту колею я могу поместиться с головой. После этой промоины Кара арша вообще кажется дет садом.

20-00. Закончили протаскивать машины. До речки еще 3 км.
20-35. Сели в колею. Колея вообще везде! Саунд бежит впереди и заводит машину.
Ахан кричит в рацию, что нужно искать полянку для отдыха.
Вит намерен ехать до брода. Текущие полянки все мокрые. Ночевать на них нереально.
На Прадо Артема спускает колесо, они его качают.
Когда началось темнеть, примерно в 21-15, начались уже почти истеричные вопли в рацию, что мы устали и хотим ночевать на болоте.

А там реально было некуда встать. Мокро, холодно и темно. Всего + 10. До брода еще пару раз садились.
Река Белая была закрыта – стояли предупреждающие таблички, домики и ни разу не адекватный и не гостеприимный егерь, который на нас орал. Чуть-чуть с ним поругавшись, мы подъехали к мелкой речке, из которой пахло рыбой.
Перебродили ее в 10 вечера, но по ходу приличных полянок не было, и мы поехали искать их дальше по маршруту.
К нам в 80-ку пришла Маришка, еще на болоте. Она по колено провалилась в воду, потом ее чуть не переехал Карло. Маришка спала часа сидя в машине и время от времени пугала Вита тем, что билась головой в стекло.

Часть машин осталась внизу, часть уехала вверх по завтрашнему маршруту. Тут внезапно Артем заявил, что нех спать в 11 вечера, нужно рубиться дальше.

Змей и Завхоз нашли полянку с травой выше человеческого роста и укатывали ее машинами.
Мы ехали вверх, пока не засела Мачундра. Чуть выше дорогу перегородила огромная сваленная береза. И все поняли, что едем вниз на полянку.
На полянке вкусно пахло мятой. Ночью было около нуля, пар шел изо рта. Быстро поели и легли спать.