Сон и страх

Алла Алексеева
       Человек спит примерно третью часть своей жизни. Снам и толкованиям снов всегда придавалось огромное значение. Во II веке до н.э. древнегреческий писатель Артемидор Эфесский составил книгу «Толкование сновидений». Интересно, что трактовка некоторых образов сновидений у Фрейда совпадает с толкованиями Артемидора. Уже тогда сновидения делились на сновидения соответствующие действительности и аллегорические, а так же типические, позволяющие определить душевное состояние человека. Различали сновидения, возникающие по физиологическим причинам, и сновидения, по которым можно было предсказывать будущее. Предполагалось, что сновидения – это способ предотвратить перегрузки головного мозга, позволяющий отсортировать и упорядочить информацию, полученную в течение дня. На основе переработки информации человек как бы подготавливает себя к действиям, которые ему придется делать в действительности.
       Очень было интересно изучать теорию возникновения сновидений и развивать способности влияния на суть сновидения. Однако по порядку.
       У меня был близкий человек, которого я очень любила. Это моя бабушка по материнской линии Иванова Анастасия Ивановна. Бабушка умерла в 2000 году на 85 году жизни. Это была первая смерть очень значимого для меня человека. Смерть близкого родственника, если он умер в квартире, в которой ты живешь, предполагает контакт с телом умершего и участие в организации похорон. В таком случае психика человека подвергается большой нагрузке, от горечи утраты, от необходимости действовать в непривычной ситуации, когда действовать совсем не хочется и все просто валится из рук.
       Собралась семья – шесть человек, обсудили, что нужно срочно делать. И сразу возникло множество вопросов, ответов на которые никто не знал или имелись разные, иногда совершенно противоположные мнения. Нужно было обмыть тело. И никто не знал, как это сделать. Нужно было собрать одежду, но никто не знал, какую одежду нужно надевать. Иногда стареющие люди заранее приготавливают «смертную одежду», чтобы никто не мучался потом, нужна или не нужна эта вещь покойнику в его странствии. Бабушка «узелка» не собрала. Бабушка обладала деятельным характером, огромной энергией, высокими душевными качествами, была очень общительная и исключительно добрая женщина. Я очень любила ее, а она меня. Бабушка умирать не собиралась, она даже не легла, когда пришла смерть, а умирала сидя. Это потом ее уже положили.
       Человек в нашей стране к смерти близкого не подготовлен. Правила и порядок похорон – это гремучая смесь из христианских и языческих обрядов. Где, даже скамейку из-под гроба, носят со словами: «Можно ли брать ее с собой на кладбище, можно ли сидеть на ней потом, ведь выкинуть жалко». Или что делать, если скамейку второпях забыли? Споры родственников, нужен ли покойнице бюстгальтер, если она его уже не носила. Нужно ли завязывать ноги и чем? Какую на какую руку класть, тот или не тот подвязали платок? От окна к дверям или наоборот, нужно вымыть пол, когда гроб уже вынесли. Вопросы возникали по ходу процесса.
       И тут, кто-то добавил.
- Если что-то забыли одеть или в гроб положить, то будет бабушка во сне являться, и просить забытую вещь.
       Думаю, что кошмарный сон, который преследовал меня в течение двух лет после похорон, был следствием срыва психики, не подготовленной к проблемам свалившимся на меня в тот день.
       Суть кошмарного сна сводилась к тому, что меня вдруг посещала мысль, что мы похоронили бабушку живую.
       Основа этой мысли лежала в том, что врач, который должен был констатировать смерть даже не зашел в комнату. Он посмотрел на бабушку с порога и сказал.
- Вы что, не видите, что она умерла?
Я думала, что он проявит хотя бы видимую заинтересованность. Проверит зрачки, пощупает пульс. А он определил на взгляд, и все!
       Да, вроде бы она мертвая лежала. Но тело ее было теплым и мягким и ничем не отличалось от живого, только глаза у нее были закрыты и немного ввалились. А так, лежала, словно спала. Ведь никто не учит, как понять, умер человек или еще жив. И страшно, ужас как, даже зеркальце ко рту поднести, не то, что зрачки посмотреть. И уж потом тело чуть-чуть остыло и закоченело. Но так немного, что это не могло быть достоверным доказательством смерти.
       Есть анекдот на эту тему: Вскрытие показало, что человек умер в результате вскрытия. То есть, мой мозг смерти бабушки не подтвердил. Ну и что, что ей 85 лет и до ста ведь живут! А сколько случаев, когда хоронили человека, спящего летаргическим сном!
       Рядом с гробом почему-то все время кто-то должен был находиться. Наступил момент, поздно вечером, когда все разбежались по делам, а я осталась одна рядом с гробом. Да, простит меня бабушка, я не смогла сидеть одна рядом с ее телом. Я закрыла ее в маленькой комнате. Взяла на руки кота и сидела с ним в обнимку на кухне. Мне было очень страшно.
       Мне очень понятен свой сон и его содержание. «Бабушку, во сне, откапывали, или она сама вылезала из могилы. Приходила в квартиру и начинала опять жить рядом. Приходила одна или с маленькой собачкой, которая умерла за год до ее смерти. Иногда я знала во сне, что она уже умерла, иногда нет. Всегда мне было очень страшно. Она смеялась и старалась меня испугать, видела, что я ее боюсь, и хватала меня за руки или щипала. Я отбивалась, орала. «Отче наш» читала. Представляете, научилась во сне громко «Отче наш» читать, но это нисколько не помогало. Радость от возвращения бабушки сменялась горем, потому, что я понимала, что ее возвращение лишь небольшая отсрочка, что ее опять придется скоро хоронить. Мне казалось, что второго раза я не выдержу».
       И даже суть происходящего была не в том, что этот сон приснился мне. Он вполне был объясним. Все дело было в том, что кошмар повторялся регулярно и мучил меня в течение двух лет. Я просыпалась утром от своего крика. Днем, ходила хмурая, а ночью все повторялось опять. Мое состояние ухудшилось. Я стала искать способы избавления от навязчивого кошмара. Заказывала поминание в церкви, подавала нищим, ходила на могилу. Я изучала проблему кошмарных снов и мне попадались очень интересные статьи на эту тему. В одной говорилось о том, что каждый человек может управлять сюжетами своих снов. Приводить любой страшный сон к счастливому финалу. Достаточно было только понять во сне, что это всего-навсего сон, и ты можешь руководить самим сном и всеми действующими лицами, которые находятся в нем. Нужно было написать на руке букву «Р», смотреть на нее в течение дня и думать о том, что сейчас, ты находишься в реальном мире. Буква «Р» была символом реальности, зацепкой для мозга. Ночью, когда ты уснешь, то во сне можешь посмотреть на свои руки. Так как ты спишь, то никакой буквы на руке не будет. Тогда, в случае кошмара, ты поймешь, во сне, что это сон и сможешь управлять им по своему усмотрению.
       Так я и сделала. Я написала букву на своей ладони и ходила, смотрела на нее. И только через неделю приснились мне во сне свои руки. Шла я, словно, по базару. Между двух рядов, на которых лежали различные вещи. И тут подумала: «А что это я, на руку то не смотрю? Нужно посмотреть, во сне я нахожусь или нет». Посмотрела я на свою ладонь и ярко букву «Р» увидела! «Ага, не сплю». - Подумала я во сне и спокойно пошла дальше. Утром я очень огорчилась, когда поняла, что не смогла управлять сном. Что сон обманул меня. А кошмары продолжали сниться.
       Я прочитала, что американский психолог П. Гарфилд занималась исследованием внешних и внутренних факторов, с помощью которых можно воздействовать на содержание сновидения. Она отмечала, что использование внешних раздражителей – света, звука, температуры – требует постороннего вмешательства и потому связано с неудобствами. Она добилась больших результатов в получении желаемых снов, используя методы самовнушения. Гарфилд научилась сама программировать собственные сновидения и обучила этому множество человек. Очевидно, что если увиденное сновидение будет благоприятным, это благотворно скажется на психике человека и на решении тех задач, что он ставит перед собой на этот день. О том, что можно влиять на содержание сновидений, знали еще древние греки. Пилигримы, верили, что нужно проспать в храме одну ночь и тогда во сне явится бог, которому посвящен этот храм. Он может дать совет, помочь в решении важного вопроса или излечить от болезни. Действительно, психологическая подготовка, непривычные раздражители и запахи вызывали желаемое сновидение.
       Я очень много читала, было понятно, что мысли почти каждого человека состоят из одного негатива. Они крутятся в негативе и питаются им словно наркотиком. Только после того, когда я научилась управлять своими мыслями. Останавливать каждую негативную мысль, как только она появится в моем мозгу. Прекратила в своей голове круговерть разговора «сама с собой». Научилась дышать и радоваться тому, что я дышу. Научилась любоваться пейзажами смен времен года. Выключила телевизор. Только после этой длительной работы над собой мне удалось избавиться от своего кошмара, и появилась способность управлять своими снами. Если твои мысли чисты и прозрачны, как утренняя роса, тебе никогда не приснится кошмарный сон. Приходить во сне будут только покой и благодать. Каждый сон будет очистительным и здоровым.