Кафе тринкен

Сергей Николаевич Емельянов
Сегодня мои хозяева пригласили на "кафе тринкен" семьею архитектора и художника Рихтера. Завтра я уезжаю домой в Россию. Буду ли я еще когда-нибудь в этом замечательном сказочном городке?! Вряд ли. А жаль. Приготовил речь на прощальный обед и распечатал ее на компьютере Томаса. Но читать ее не пришлось, т.к. не были на обеде - Маттиас, Нико и Томас. Ели суп, вкусный соус с мясом и шампиньонами, потом на сладкое что-то из какао.
А потом примчался Маттиас. Я с удивлением смотрел, как здорово волновались и он, и его жена Урзула, готовясь к приходу четы Рихтер. Особенно Урзула. Она прилежно по-немецки чистила полы и дорожки пылесосом, протирала мебель, все прибирала и марафетила и пр.
Потом прибыли гости. Церемонное знакомство обоих фрау - чувство собственного достоинства и некоторого, я бы сказал, замешательства присутствовало. Герр Рихтер - хороший мужик, но по видимому, не только умный, но и хитрый. Его фрау такая же. Маленькая, в очечках, смеется, но глазки поблескивают строго!? Им обоим лет по семьдесят даже с хво-стиком, но каковы молодцы!
У немцев, если приглашаются гости, то и они хозяева заранее знают, чем их там будут потчевать и какой подарок нужно принести с собой. Причем делается это не впопыхах, как порой у нас Ребята, дескать, приходите завтра к нам в гости, а то ведь как у нас русских частенько бывает.
Сидят люди дома, ни сном, ни духом, и вдруг звонок в дверь, и вваливается шумная веселая кампашка. Здравствуйте, вот и мы. И тогда все, что есть в холодильнике ставится на стол, а утром опухшие и помятые хозяева чешут репу и думают, что бы такое откушать, грустно глядя в пустой холодильник. У немцев так никогда не бывает. Все заранее порой за много-много дней обсуждается, обдумывается и я полагаю и обсчитывается. А как же. И ес-ли Вас пригласили на Essen? Тогда будет обед по полной программе. Даже первое (что немцы вообще редко едят), и салаты, и горячее второе и может не одно, как же.
А если Вас позвали на кафе тринкен. То будет чай, кофе, молоко, минералка, вино, пиво, еще черт знает что из питья, будут пироги, торты, бутерброды, но ничего горячего Вам не подадут, и не просите. Знали ведь, на что шли.
Сначала мы всей компанией сидели в угловой комнате, беседовали, потом перешли в столовую и стали пить чай и кофе. Ели какие-то особенные выпечки Урзулы разборные пироги. Один особенно хорош - каждая порция со своими фруктами - персики, черешня, красная смородина, клубника, вишня и пр. Второй пирог из??? непонятно чего, плюс слива и орешки.
Поддерживали разговор практически искусственно, были долгие паузы, как в театре, и когда казалось, что она затянулась слишком, кто-то очень непринужденно и изящно прерывал ее. И все облегченно вздыхали. А мне было очень любопытно смотреть на все это со стороны. Потом Маттиас сбегал в свой подвальчик и «представил» три бутылки вина. Долго и тщательно изучали и обсуждали, что будем пить. Наконец выбрали, и хозяин, не спеша, при помощи мощного прибора стал ее откупоривать. Все остальные в это время ему напряженно и с интересом внимали. Надо сказать, что любой мелочи оказывалось внимание всего стола.
Когда фрау Рихтер - внезапно полезла в свою сумочку и, не спеша, достала бумажную салфетку, тщательно и крайне неторопливо высморкалась и потом также медленно убрала это в свою сумочку. Все молча смотрели на нее. Для меня это было почти невероятно.
Вино мы пили опять в угловой гостиной комнате. Пили не спеша, потягивая его по глоточку из больших бокалов. Немцы вообще едят отдельно, а пьют отдельно. Особенно это касается крепких напитков. Водку, коньяк, шнапс пьют только когда обед или ужин завершился, тогда на опустевшем столе появляются бокалы и бутылка водки или коньяка…
Беседа наша тянулась также медленно и принужденно, но все чувствовали себя спокойно. Говорили то о детях, то о цветах, потом неожиданно переключились на меня, а затем на Россию. Маттиас тут же притащил огромный атлас и все стали тщательно изучать по карте нашу страну. Все поражались ее огромности, как будто впервые об этом узнали. У меня такое ощущение, что немцы не отягощают себя излишними знаниями, а когда что вдруг понадобится, они находят в разнообразных справочниках, и при этом, нисколько не смущаясь своего незнания. Ровно в 7 вечера гости встали и начали церемонно попрощаться.
Маттиас почтительно вел их до самого авто, а потом, когда они, спеша, отъезжали от дома, он стоял и непрерывно помахивал им рукой (такова традиция), пока большой черный сверкающий лаком «Форд» не скрылся вдали за углом.