Коллизии русской историографии 7

Геннадий Москвин
(Послание Мамая Дмитрию Донскому, раскопанное в кургане на Куликовом поле)

       Здравствуй, дорогой брат Дмитрий! Дошел до меня слух, что ты, попав под влияние ультра-националиста и монголофоба Сергия Радонежского, поддавшись на уговоры удельных бояр-сепаратистов, взял курс на отделение Московского княжества от Золотой Орды. Что твои люди повсюду кричат о каком-то "монголо-татарском иге". Что татарских воинов уже называют в московских краях "оккупантами". Что на рынках Москвы, Суздаля, Костромы и Владимира берут непомерную дань с моих баскаков. Что ты требуешь, чтобы московские воины, присягнувшие Орде, теперь дали новую присягу Московскому княжеству.

       Одумайся, Дмитрий! Как можно по живому резать Московию от Орды? Ты же знаешь, что я уже не тот великодержавный "чингизист", а едва ли не наполовину православный москвитянин. Ты же знаешь, брат, что моей нянькой была полонянка Варвара. Да и кто сказал, что существует отдельный московский народ — назло народу псковскому или ,скажем, новгородскому? Мы — единая прусско-варяжская и моголо-тартарская нация.

        Не было, брат, никакого "ига"! Степных братьев интересовали только богатства. Но мы на Руси, в отличие от католиков, не задерживались и уходили обратно в степь. Выдав князьям ярлык, удостоверяющий их статус, наши ханы позволяли им самим собирать для себя и Орды дань и править вполне самостоятельно. При этом не покушались на православную веру.

       Ты ведь знаешь, брат, что именно с запада Руси грозила сила гораздо более опасная, победа которой была бы чревата уже не данью, а смертью. Для католиков православные были еретиками, причем такими, «что самого Бога тошнит». Именно поэтому европейцы намерены были распространить власть папы до "пределов мира".

        Поэтому в 1204 году крестоносцы захватили оплот православия – Константинополь. Потом вторглись в Прибалтику, создав плацдарм для наступления на Русь. В результате столкновений личных княжеских интересов на Руси образовывались княжества различных ориентаций – западники и монголофилы. Первым князем на Руси, кто сделал геостратегический выбор в пользу союза с монголами был князь Александр Невский.

       Ядром новой общности стал лозунг “вместе — против «латинян»”. Там, где курсом на зажиточный Запад прошли монголы, там русские храмы и монастыри уцелели, сохранилась и приумножилась наша общая великая русская культура. За два столетия так называемого “ига” на Руси воздвигнуто более 180 храмов и монастырей! Там же, где прошел Орден — одни пепелища и насильное обращение в католицизм. На месте Колывани —  Ревель (Таллинн), а на месте славянского города Юрьев "появился" Тарту.

        Брат Дмитрий, тысячи лет европейские рыцари только тем и занимались, что грабили друг друга и на эти деньги строили неприступные замки, чтобы сберечь награбленное. И никому даже в голову не пришло назвать этот рыцарский грабеж "игом". А чем монголы с татарами хуже тевтонских "псов -рыцарей"? Ведь кроме грабежа богатого соседа не существует других простых способов быстро разбогатеть. Но ведь ты же знаешь, брат, что даже условно никаких официально взаимнопризнанных границ тогда не было и никакие Русские земли не входили в состав Монгольской империи!

        Везде на Руси сохранялось местное княжеское правление. И потом, брат, давай разберемся, что же это за дань была на самом деле? Учеными мужами сосчитано, что в пересчете на эквивалентные цены того времени размер дани с души составлял всего...буханку черного хлеба! Ведь армию (заметь — союзников!) надо было чем-то кормить. Разве справедливо сотрудничать бесплатно, брат? Этим и занимались баскаки и прочие представителями монголо-татарских ханов.

        Русские князья не вмешивались в татарские дела и тем самым обеспечивали монголам безопасный коридор на Запад. А в обмен на сотрудничество получали ярлыки на правление и гарантию безопасности от набегов крестоносцев.

         Целью "нашествия" монголов была вовсе не бедная Русь, а богатый Запад. Что было в то время грабить на Руси — рыбу, меха, молоко, масло, сено и мед? А в Европе было чем поживиться. Да и мирный тыл по пути на Запад монголам был нужнее партизанской войны. Поэтому на территории русских княжеств не было постоянного монголо-татарского войска. На то просто не было причин. Порядок и взаимные обязательства поддерживались наказанием только тех алчных князей, которые предпочитали грабить свой народ в одиночку.

         Дорогой брат Дмитрий! Термин «монголо—татарское иго», якобы означающий власть Золотой Орды над Русью, в известных русских летописях нигде не встречается. Его позже подбросят в обиход польские крестоносцы на стыке 14 и 15 столетий. Спустя века авторство термина "иго" припишут перу Матвея Меховского, профессору Краковского университета. Словообразование «монголо—татарское иго» впервые не то сгоряча, не то с похмелья первым употребит в 1817 году Х.Крузе, книги которого в середине XIX века католические миссионеры переведут на русский язык и издадут в Петербурге. Так что "иго" — это чисто тевтонское литературно- художественное изобретение.

         Hаши народы всегда были едины перед угрозой Запада. Мы разделились, да и то ненадолго, лишь в Х веке, когда матерый киевский хищник Олег покорил часть хазар, наших общих с тобой предков. Посмотрите на себя в зеркало, сколько среди вас, московитян, раскосых, смуглых, скуластых и курносых? Недаром ведь ходит в наших улусах поговорка: хорошенько разгляди коренного московита и обнаружишь закадычного татарина.

         Ваш татарский язык почти что целиком наш, русский. Богатырь, халат, арбуз, диван, сарай, тайга, карандаш, деньги, лошадь, чулок, ямщик, чердак, халва, чемодан, дурак, чувак, дембель, лентяй, алтын, ярлык, кабала, тюрьма, кутерьма и сотни, тысячи других — это ваши и наши слова. Разве изысканный русский мат — это достижение русской культуры?

         Это уже потом, при киевской подтравке, был выпестован и нерусско-народный московский говор, напичканный "славянскими" словами, и соблазн отучить московитов от татарской речи, и соблазн московского национал-шовинизма. Доходит до лубочного невежества, будто бы Москва — это исконно русский город.

         Как будто мы с тобой не знаем, что Русью называлась лишь полоска земли от Тмутаракани до Карпат? Как будто мы не знаем, что т.н. "Киевская Русь" на клочке "Киевской земли" (конец 11-го, начало 12-го века) на самом деле была совсем небольшим вассальным княжеством, которое управлялось то владимиро — суздальскими, то черниговскими, смоленскими и галицко — волынскими князьями (с 1130 г.), то братьями нашими монголо — татарами (с 1240 г.), а после нашей с тобой смерти —  наместниками Великого княжества Литовского (до 1440 г.).

          Так как же Киев может называться "матушкой городов русских"? Скорее — мачехой. Ведь ещё в 980 году новгородский князь Владимир с помощью варягов приступом взял Киев и убил киевского князя Ярополка, кровного брата своего. Вражда между князьями была обычным делом. Так, в 1068 году, "земляки" вынудили спасаться бегством, подальше от "матушки", князя Изяслава Ярославича, разграбили княжеское имущество и провозгласили князем местного "сепаратиста" —  Всеслава Брячиславовича. И такие междоусобные баталии русичей с "матушкой" происходили регулярно.

          Вспомни, брат, "киевское восстание" в 1113 году, когда в Киеве были разгромлены "тысяцкие дворы, дворы бояр и ростовщиков". Противостояние русичей "матушке русских городов" был настолько велико, что даже Владимиру Мономаху пришлось спасаться откупными. А кто после смерти князя Юрия Долгорукого, в 1157 году, "по — братски" разгромил княжеские дворы русичей, избивал дружинников "суздальцев", захватывал их имущество по всей Киевской земле? Твои единоверцы!

          Как будто московские и новгородские летописцы, отмечая поездки своих князей в Киев, не писали "...такого-то числа поехал на Русь...". Тысячи лет у нас была одна вера и одно язычество. Hаши предки поклонялись одному и тому же Солнцу и одним и тем же идолам. Разве не Киев навязал нам христианство? Правда, и среди батыевых воинов было много христиан-несториан.

          В 1260 году монголы-христиане ходили в Палестину освобождать от мусульман Гроб Господень. Потом, правда, в 1312 году хан Узбек принял Ислам. Hо ведь мы никогда не ущемляли вашу старую веру.
            
          О хане Джанибеке ваш летописец говорит, что "сей царь Чянибек Азбякович добр зело к Христианству". Да и многие псковско-новгородские церковные шедевры, живые свидетели и исторические памятники эпохи "нашествия" татар на Русь, гордость православной архитектуры и зодчества, воздвигнуты, в основном, как раз во время так называемого "монголо-татарского ига". Будь объективен, брат: мы способствовали воздвижению, а тевтонцы разрушали православные храмы.

         Не забывай, брат, что свыше 600 церквей русичей на так называемой "Киевской земле" были варварски дотла сожжены вместе с летописными свитками. На самом деле, по утверждению западных и восточных историков, это варварство было совершено кровожадными крестоносцами во время их Крестовых походов на Восток. А лживые католические миссионеры, выполняя волю Римской Церкви, списали эти преступления крестоносцев на лояльных монголо-татар. Именно так на углях пепелищ церквей Киевской земли была начисто переписана русская история того времени.

         В результате карпатские тартары стали азиатскими татарами, моголы — монголами, Сараево — Караван Сараем, болгары — булгарами, а Дунай — Волгой... Вспомни, брат, клич Батыев после мелкой стычки на Калке по поводу жалоб Батыю киевских татар на непомерную алчность киевской власти. Батый в гневе тогда воскликнул: "Иду на Киев!". Обрати внимание, брат, он не сказал: "Иду на Русь!" Ведь ты же знаешь, что не было там новгородцев, но были алчные киевские сборщики дани с крымских и  киевских татар.

          В отличие от крестоносцев, огнем и мечом на корню разоривших Киевскую землю вместе с её "восточным христианством", Хан Берке позволил московитам, обитавшим в Караван Сарае, совершенно открыто отправлять свое богослужение. Так что не случайно митрополит Кирилл учредил для них особую Сарскую обитель.

          И вообще, брат, делиться по религиозному признаку — это чисто тевтонское варварство. К тому же московиты и татары очень часто взаимно меняли веру. Ордынские выходцы издревле селились в московских городах и принимали православие. Татарский чиновник Буча, собирая в Устюге дань с жителей, влюбился в местную девушку Марию и, чтобы жениться на ней, крестился под именем Иоанна. Впоследствии он построил церковь Иоанна Предтечи, которая, ты знаешь, стоит до сих пор.

         А в Ярославле монах Зосима принял магометанскую веру. Вспомни, брат, как Батый сделал Александра Hевского своим приемным сыном и доверял ему руководство татаро-русскими войсками, когда некоторые "самостийные" города наотрез отказались помогать защищать священные земли Орды от тевтонов. Мы вместе топили врагов на Чудском озере. И без всякого флота.
               
         Поэтому сегодня отделять Московию — значит резать историю и судьбы миллионов семей c фамилиями типа Аксаковы, Асадовы, Баксаковы, Басмановы, Бехтеревы, Булгаковы, Корсановы, Беклемишевы, Чаадаевы, Колычевы, Карамышевы, Бутурлины, Куракины, Сабуровы, Огарковы, Ушаковы, Аракчеевы, Мансуровы, Салтыковы, Бахметьевы, Мусины, Муратовы, Исаевы, Шереметьевы, Юсуповы, Булатовы, Измайловы - кто они? Московиты? Татары? А где граница между Московией и Татарией?

         Сотни лет мы прожили вместе не зная никаких границ! А если не было конкретных границ, значит не было и конкретного государства. Сквозь какое территориальное образование проходили монголы от Аральского моря до Адриатического? И разве только русские жили на этих территориях ?

         А коли монголы "прошли и покорили", то тогда под "игом" находилось все пространство от Балкан до Арала, включая всю Восточную Европу. О каком отдельном "нашествии" на Русь можно говорить, если на этих обширных территориях племена и народы перемещались без ограничений? Только торговые пути облагались податью местной племенной властью.

         Вспомни, брат, о главном. О противостоянии Запада и Востока, о противостоянии религий. Русь оказалась буферной зоной противостояния крестоносцев и монголов, католиков и мусульман. Поэтому между XII и XIII вв. плавного перехода истории не было. Жестокий спазм наживы и религиозного фанатизма на Западе и Востоке положил резкую грань между двумя эпохами, за какие- нибудь три года изменил всю расстановку сил на Евразийском континенте.

         Эта грань прошла по 1204 г. В XII в. Константинополь был Парижем средневековья. Он был знаменит своими богатствами, но в действительности его сокровища превышали славу о них. Две трети мирового достояния находилось в Константинополе, а одна треть рассеяна по всему свету. Именно там накопился тысячелетний капитал Византийской империи. Что не могло не будоражить разбойный аппетит рыцарей - крестоносцев.

        Предлог для Крестового Похода на Восток — освобождение Гроба Господня был просто формальным поводом. Хотелось византийских богатств, так как Европу к тому времени рыцари уже разграбили и поделили. И потом закрепили юридически награбленное под страхом книги "Страшного суда".

        И вот 12 апреля 1204 г. Константинополь был взят приступом и Византийская империя прекратила свое существование. Рыцари-крестоносцы оправдывали себя тем, что они совершили богоугодное дело, ведь греки были схизматики, еретики, пожалуй, хуже мусульман и язычников. Католичество, не сумев победить ислам, объявило войну православию.

        Папа Иннокентий III, который сначала был против войны с христианами и грозил крестоносцам отлучением, в 1207 г. встал во главе нового похода на Восток. Именно в этот год католическим дипломатам удалось заключить соглашение с болгарским царем, что спасло Латинскую империю, а от Польши, Ордена, Швеции и Норвегии папа потребовал, чтобы они перестали ввозить на Русь железо.

        Алчность и политическая близорукость русских князей обеспечила успех католическому проникновению. В 1212 г. ливонский епископ Альберт заключил союз с полоцким князем против эстов, а затем женил своего брата на дочери псковского князя, после чего в 1228 г. в Пскове появилась влиятельная пронемецкая боярская группировка. В 1231 г. папа Григорий IX выдвинул ультиматум Юрию II, князю Владимирскому и всея Руси, "добровольно" принять католичество.

        В ответ на это Юрий выслал из Руси доминиканских монахов. После этого и началось наступление на Новгород и Псков силами шведов, немцев и литовцев. Русь искала союзников, способных защитить их от рыцарей-крестоносцев и поэтому сама, по собственой инициативе, охотно пошла на союз с монголами. О каком "иге" здесь может идти речь?

        Брат мой, Дмитрий, разве этот благоразумный стратегический поступок русичей можно называть "игом"? Ты помнишь, что было дальше? В 1239 г., когда обострились отношения латинян с Болгарией, Наржо де Туей заключил союз, скрепленный браком, с одним из половецких ханов, чтобы зажать Болгарию и Русь в клещи. Это стало роковой глупостью рыцарей-крестоносцев.

        В XIII в. просвещенные европейцы считали, что завоевание Руси будет не труднее покорения Пруссии. По существу, война, начавшаяся в 1204 г., была одной из первых войн за приобретение новых колоний, а религиозная окраска соответствовала духу рыцарства и времени.

       Но на юге победы Ватаца, а на севере подвиги войска Александра Невского уничтожили все усилия католиков. На этом первое наступление Европы на Восток захлебнулось. Головокружительный поход Батыя от Аральского моря до Адриатического отдал во власть монголов всю Восточную Европу, и можно было думать, что с православием раз и навсегда покончено.

       Но события потекли по иному руслу. Во время похода Батый рассорился со своими двоюродными братьями: Гуюком, сыном самого верховного хана Угэдэя, и Бури, сыном великого хранителя ясы (главного прокурора, можно сказать) Джагатая. Отцы стали на сторону Батыя и наказали опалой своих зарвавшихся сынков, но, когда умер в 1241 г. Угэдэй и власть попала в руки матери Гуюка ханши Туракины, дружины Гуюка и Бури были отозваны, и Батый оказался властителем огромной территории, имея всего 4000 верных воинов, при сверхнатянутых отношениях с центральным правительством.

       В таких условиях о насильственном удержании завоеванных территорий не могло быть и речи. Возвращение в Монголию означало жестокую смерть. И поэтому Батый заигрывал со своими подданными, в частности с русскими князьями Ярославом Всеволодовичем и его сыном Александром. Их земли вообще не были обложены данью.

       Говоря о монгольской империи XIII в., все католические и мусульманские летописцы в один голос утверждают о наличии в ставке хана большого количества русских военноначальников и советников. Странное "иго", брат, не правда ли? Вот и выходит, брат Дмитрий, что "иго" было именно тем благотворным для Руси сочетанием событий, той пружиной, которая не только повернула ход истории в Восточной Европе, не только оторвала Золотую Орду от Монгольского улуса, но и спасла половину русских земель от кровавого католического террора.

       Зная это, у кого повернется язык сказать, что,например, Тула, названная именем царицы Тайдулы, жены Джанибековой — исконно московский город? А Hижний? Если Тохтамыш сдуру или спьяну дал Василию I ярлык на Hижегородское княжество, то из этого не следует, что татарский народ откажется от своей принадлежности к территориям своих предков.

       А земли по верхней Волге и Каме? Разворачиваем четырнадцатый свиток "Золотоордынской истории" и там читаем: "Hовотатария. Так называется пространство, завоеванное светлейшим ханом Батыем и включающее улусы Вологодский, Костромской, Чухломской и Вятский".

       Я знаю, Дмитрий, ты хочешь включить в состав Московии и татарский Крым, и узкоглазую Сибирь. Я тебя понимаю. Но пойми и ты меня. Вся Европа объединяется (я слышал, что католическая Литва собирается объединиться с Польшей), а ты вздумал разъединяться. Да, горько вспоминать жесткие акции Батыя по отношению к Козельску и некоторым другим городам. Hо, ведь козельцы первые напали на наших послов, пришедших с мирными предложениями.

       Гораздо больше было положительных примеров. Мы вместе на Чудском Озере остановили натиск немецких полчищ на Восток. Москвитяне и татары плечом к плечу сражались с агрессивной католической частью Литвы и ее вассалами — русскими князьями.

       Воссоединение Московии с Золотой ордой — а именно так это всеми было воспринято — открыло путь в твои земли хивинским и бухарским купцам, что оказало благотворное влияние на экономику Руси. Мудрый старший татарский брат помог младшему московскому брату усвоить твердую ордынскую дисциплину, воинскую доблесть, истинно азиатский характер и беспощадность к врагам Орды.

       Некоторые московиты кричат, будто татары их грабят. Это бесстыдная ложь. Покажи, где то, что мы награбили? Посмотри, как живет москвитянин. Он живет в избе, ест наваристые щи и пирог с зайчатиной. А простой татарин живет в кибитке, терпит пыль и стужу, питается просом и сырой кониной. Так кто же кого грабит?

       С особой тревогой я слежу за растаскиванием войска. Вспомним нашу боевую дружбу, скрепленную кровью, как татары вместе с Глебом Смоленским и Романом Брянским завоевали Литву, как твой дед Иван Калита вместе с ханом Узбеком били тверских предателей. Теперь от воинов, давших присягу Золотой Орде, требуют присяги Москве. Где же твоя воинская честь, Дмитрий?

       Кто удостоил тебя великокняжеского сана? Мурут! Кому ты клялся в верности? Орде! А ведь настоящий мужчина присягает только раз в жизни. А теперь ты еще и объявил копья, сделанные на Копейском дворе, своей собственностью. Hо ведь Копейный двор, Дмитрий, строился на средства всей Орды.

       Дробить войско — значит создавать себе проблемы перед натиском католицизма и псов-рыцарей. Не говоря уже о деталях. Например, касимовские ремесленники снабжают подковными гвоздями всю Орду. Это же единый ордынскохозяйственный комплекс! А где вы возьмете опытных темников? А как москвитяне будут командовать лошадьми, если они слушаются только татарских команд?

       Ты хочешь иметь свое войско сразу и немедленно. Причем моим сотникам, которые не захотели тебе присягнуть, ты не предоставляешь палат, и они вынуждены страдать, проживая вместе с семьями в рваных юртах. Ладно, возьми по-братски 100 легких лучников для поддержания внутреннего порядка. Hо растаскивать на куски все войско? Прошу тебя, Дмитрий, опомнись.

       Не смотри на нашу совместную историю слишком прищуренными глазами — я никогда не дружил ни с чингизидом Тохтамышем, ни с ливонцем Ягайло. И не был ни ханом, ни потомком Чингизхана. За что и пострадал. Зато, в конце концов, головы Батыя, Гуюка, других ханов, а заодно Субудая, Бурундая и прочих видных темников были насажены на шест перед Золотыми Воротами Владимира, а моя - нет.

       Часть уцелевших татар и кипчаков была продана с торгов в Новгороде и Владимире, остальные добровольно влились в общество победителей. Да и Крестовый поход собак-рыцарей на Русь закончился тем, что Ольгерд под конец жизни крестился православным, Кейстут, Ягайла и Витовт также с удовольствием приняли православие.

       Ты ведь не улусский князь, а русский. Заметь, брат, слово "русский" — это не "кто", а "какой". Ведь и нас латинянские изверги прозвали "монголо-татары", а не "монгольско-татарские". Йохан Мамай, с какой это стати имя существительное вдруг стало прилагательным?

      Не сталкивай лбами наши братские народы, не теши русский народ тевтонскими народными сказками. Это на руку Римской Церкви и её алчным псам-рыцарям. Истинно русская история нам этого никогда не простит. Извини, если что не так.

8 сентября 1380 года. На рассвете.
Твой брат по судьбе и оружию МАМАЙ.