Девушка по имени Белая ночь

Алиса Круиз
 
       Посвящается В. Беликову
       Глава первая «Дежавю».
       За ночь выпало много снега. Молодой человек, прогуливался вдоль набережной и с наслаждением прислушивался к его похрустыванию. Он рукой сгребал снег с парапета, ветер подхватывал снежинки и, они кружась блестели, радужно переливаясь на солнце.
       Слева красовалось бело-голубое здание Нахимовского училища, а справа свинцово- серые тени отбрасывала Аврора. Слово «крейсер» вызывало у Стаса ощущение чего то грозного и величественного.
- Вообще то Авророй звали богиню утренней зари. Наверное, она была бы в шоке, узнав, что её именем назвали такое чудовище, которое одним выстрелом устроило заварушку, развалившую огромное государство. Эх! за державу обидно и за Аврору тоже! – усмехнулся Стас. Глядя на неё, ему вспомнилась бабулька у метро: ветеран войны с медалями на старом, износившемся пальто стояла низко опустив голову и просила подаяния, оставшись без средств для достойной жизни, отпахав полвека на партию, которая и бабахнула из этой самой Авроры. Вид этих трёх труб был знаком ему с детства, несмотря на то, что он родился и вырос на Камчатке. Просто, как все мальчишки, он любил рыться в старых вещах на чердаке их дачи, и однажды, найдя там коробку со старыми открытками, часто играл с ними. Больше всех ему нравилась картинка с Авророй потому, что там был нарисован красивый салют, которого он никогда не видел. Отец много рассказывал о городе на Неве. Теперь трудно поверить в то , что было время, когда люди искренне поздравляли друг друга с праздником революции, так же трудно, как то, что не было компьютеров и люди посылали открытки. Вот и к ним на Камчатку они залетели из Питера, из далёких 70х годов.
       Стас вспомнил отца, который учился в Ленинграде в Макаровском училище и был тайно влюблён в одну девушку. Почему тайно? Потому, что он никогда ей не признавался в своих чувствах. С загадочной нежностью вглазах он называл её: девушка по имени "Белая ночь". Когда он вспоминал о ней, его глаза выдавали полное отсутствие всякого присутствия, словно он устремлялся в Ленинград, в далёкое прошлое.
       Девушка та вовсе не была кисейной барышней из Тургеневских повестей, наоборот: жизнерадостная, как тогда любили шутить: «спортсменка, комсомолка…». Встречались они редко, когда у курсанта выдавалось свободное время, и был необходим дополнительный заряд энергии, или «свежая струя», как он говорил. Она была неординарным искромётным созданием. Стройная, с длинной косой до пояса, которую расплетала всякий раз, когда они шли гулять. Волосы становились маняще волнистыми, и их так хотелось погладить, что отец щипал себя за руки, чтобы не поддаваться соблазну и так сдерживал свои эмоции. Единственное удовольствие, которое он себе позволял - это носить её на руках. После вечера в ресторане « Адмиралтейский»,где они отмечали выпуск, он нёс её на руках по Невскому до Гостиного двора, кайфуя от этого, и ловя недоумённые взгляды прохожих.
 Самым удивительным у неё были глаза, и не потому, что они были колдовские - один голубой, а другой зелёный, а потому, что они светились любовью. Хотя, что это за любовь такая? Между ними не только не было секса, у них этого даже и в мыслях не было! Они даже не целовались! Хотя был один, когда они ехали со свадьбы друга, отец слегка выпил, и когда они сели в пустой полуночный трамвай, расслабился, и они стали целоваться. Трамвай дребезжал на поворотах, а им это казалось чудесной музыкой. Так, целуясь, они и доехали до дома. Поцелуй на пол часа в Ленинградском трамвае оказался поцелуем на всю жизнь. Они очень любили белыми ночами гулять по набережным Невы и любоваться творениями великих мастеров градостроения на фоне молочно-розового ночного неба, наблюдать как разводят мосты: когда чёрные тяжёлые конструкции с ажурными решётками и фонариками медленно врезаются к сине-фиолетовые тучи. А однажды, когда был праздник «Алые паруса», они всю ночь просидели в « Летнем» саду, читая Грина « Бегущая по волнам». На ней была длинная чёрная юбка и атласный алый блузон, она стояла на ступеньках у сфинксов и смотрела вдаль, ветер играл с её волосами, и казалось, что она сейчас шагнёт по волнам и растворится в тумане . Такой она и запомнилась отцу на всю жизнь. Друзья считали, что она его невеста, а он понимал, что после окончания « Макаровки» уедет куда-нибудь далеко, а ей после окончания школы надо поступать в «Муху», так как она мечтала быть художником. После того, как отец улетел на Камчатку, они какое то время переписывались, а потом он женился, и связь их оборвалась. Из-за рассказов отца этот город стал для Стаса романтически привлекателен и по настоянию родителя он приехал сюда учиться.
 Молодой человек шёл, любуясь взметнувшимся в небо голубым минаретом мечети и пронзающим облака золотым шпилем Петропавловки.
- Отец был прав - здесь очень красиво!- констатировал для себя Стас. Дойдя до бывшего моста «Свободы», он задумался: интересно, а чем же это слово не понравилось в эпоху демократии? Почему его переименовали?
Повернул на Большой Самсониевский, прошёл через сквер и оказался перед жёлтым зданием. Маршрут, по которому он прошёл, казался ему таким знакомым, будто он здесь ходил сотню раз. Чтобы уточнить нужный ему координаты, он достал из кармана записку, которую ему дал друг. Они хотели снять квартиру на двоих и им дали этот адрес.
-Так, что там в бумажке написано то? Ага, Выборгский Дворец Культуры, под арку налево в конец двора. Лёха молодец, записал всё конкретно.
Тихий маленький дворик с одной стороны закрыт высокой решёткой, отгораживающей его от сада. Последняя парадная спряталась в самом углу, сразу и не заметишь.
-Лестница, правда, темновата, зато лифт - хорошо. Третий этаж, квартира 13.
 Дверь открыла хрупкая девушка с красивыми голубыми глазами и обаятельной улыбкой.
- Здравствуйте! Я - Стас, пришёл вот квартиру посмотреть.
 -Привет, я догадалась, проходи.
-Длинный и широкий какой коридор. Да, такие только в старых домах и в кино увидишь. Прикольно!
-Я в детстве тут на велосипеде каталась свободно.
Стас подошёл к старинному шкафу из красного дерева с большим чуть треснувшим зеркалом и заглянул в него.
-Сколько оно повидало на своём веку? Вот бы в него посмотреть, как в телевизор!
Налево дверь в комнату. Она почти квадратная, просторная, и светлая, в одном углу большое старинное кресло, в другом пианино, над диваном на стене висела гитара, в центре комнаты огромный буржуйский абажур бледно жёлтого цвета. Окно во всю стену смотрело прямо на широкую гранитную лестницу, ведущую во дворец.
-Когда я была маленькой, то любила забираться на подоконник и разглядывать людей, которые шли в театр. Все такие красивые, нарядные.
- Здорово, мне нравится. У вас тут всё такое старинное, как в музее. Клёво! Только мне кажется, словно я тут уже когда то был. Ну, точно - вот эти набалдашники латунные на абажуре узнаю! А хочешь, я тебе скажу, что у вас за этой дверью?
-Ну, давай, это уже становится любопытно.
-Мне кажется, что там необычная перегородка со стёклами, типа веранды,- предположил Стас.
- Ты что экстрасенс?- Соня с удивлением посмотрела на гостя и открыла дверь во вторую комнату. Небольшая столовая была отгорожена от кухни перегородкой, которая в нижней части была из крашеной розовой краской фанеры, а выше до потолка застеклена.
-Ничего себе! А зачем такая перегородка?
-Чтобы на кухне был дневной свет, а в комнате не пахло жареной рыбой или луком. Ну, ты даёшь! Ты меня поражаешь.
Стас с задумчивым лицом продолжил экскурсию по квартире. Оказалось, что в ней можно ходить по кругу: из кухни в коридор, оттуда в комнату, в столовую и снова на кухню.
-Весёленькая квартирка!
 -Да раньше было очень весело, бабушка и прабабушка устраивали пиры и приёмы, собиралось много гостей - артистов, музыкантов, но я этого периода не застала, мне было весело гоняться с собакой по квартире.
-Супер! Мне определённо нравится. Значит, как договорились, с первого числа мы заезжаем.
Ещё раз описав круг по квартире, Стас вышел в коридор. Вторая деревянная дверь была распахнута и прижата к стене, подойдя к ней, он как -то насторожился, словно прислушиваясь, прижал к ней ладонь и закрыл глаза, затем лукаво посмотрел на Соню.
-А хочешь, я скажу тебе кое- что интересное?- интригующим тоном произнёс он.
-Давай.
-Мне кажется, что вот сейчас я загляну за дверь, а на ней будет нарисована забавная собака!
Хотя, если логически рассуждать - бред какой то, ведь нормальные люди на дверях не рисуют.
 У девушки глаза округлились от удивления, а парень отодвинул дверь и замер. На дверях действительно был нарисован пёс из Диснеевского мультфильма. Это мама нарисовала. Она мечтала стать художником и расписывала всё, что под руку попадало, она вообще такая выдумщица, иногда её друзья называли «Алиса из страны чудес».
- Алиса?! Редкое имя. Блин! Мне кажется, что всё, о чём ты говоришь, я уже слышал! Может у меня крыша едет?
-Может это дежавю? Такое бывает!
 На минуту воцарилась тишина, потом зашумел поднимающийся лифт, послышались голоса, и вдруг два резких звонка в дверь: первый громко пробренчал: «дрын, дрын», а электрический прозвенел: « Дзынь, дзыыыыыыыыыыыыыыыынь», словно чей то палец заклинило в кнопке. От неожиданности молодые люди вздрогнули и переглянулись.

       Глава вторая. «Кармическая встреча через 25 лет»

Была суббота, но Алиса работала - она преподавала визаж и парикмахерское дело на курсах в Американском косметическом учебном центре. Закончился рабочий день, ей давно пора было идти домой, но то кто-то цеплялся с разговором, то она вдруг решила попить чаю, хотя не очень то и хотела, да и дома ждали обедать. Словно, включилась какая то неведомая тормозная система. Она вышла на Садовую, и ей захотелось остановочку пройти пешком, уж больно день был хороший - солнечный. Подошёл её трамвай, но на в него почему то не села, хотя и устала на работе.
-Прогуляюсь ещё немного, - решила она и села только в третий трамвай. Проехав всего одну остановку до Невского вышла. Только перешла на тротуар, как заметила идущего навстречу мужчину. Солидный, седой мужчина шёл, щурясь от солнышка, и сам себе улыбался . Видно было что у него радостное, хорошее настроение. Когда они поровнялись, Алиса обратила внимание на его профиль, пригляделась пристальнее и воскликнула:
- Боже мой! Это же его мощная стать! Это же его нос! Орлиный нос, который невозможно спутать! Это же он - Валерка! И вот так он сейчас пройдёт мимо?
 -Валераааа!- закричала она ему вслед и подумала - Если это он, то обернётся.
Крик, как взрывная волна, шарахнул мужчину по голове. Он замер и стал медленно оборачиваться.
-Это ты?!- прошептали его губы, и раскрыв широкие объятия рванулся к Алисе. Он подхватил её на руки и закружил. Она ошалело завизжала от радости. Прохожие удивлённо оборачивались на них
-Люди!- радостно обращался он ко всем - Вы не представляете! Мы встретились через двадцать пять лет! Я её нашёл!
- В это невозможно поверить! Я всю жизнь мечтала встретить тебя, хоть на минутку, узнать: как сложилась твоя жизнь. У меня даже такая привычка появилась - пристально вглядываться в лица людей, словно фильтруя, поднимаясь в метро на эскалаторе, вдруг увижу тебя, чтобы не пропустить, чтобы мимо не промелькнул. Всю жизнь, в минуты печали и радости я обращалась к ветру и звёздам, чтобы они донесли до тебя мои слова. Ведь звёзды одни для всех! Может, они отражают не только свет, но и наши мысли, эмоции! И тот, кому они предназначены, глядя на звёзды, может всё понять.
 И я говорила: « Посмотри на меня! Какая я красивая сегодня - мне мама новые сапоги купила! Какая я счастливая - замуж вышла! Вот у нас дочка родилась, посмотри какая хорошенькая! А сегодня мне так хочется прижаться к твоей широкой груди - погиб мой брат. А сегодня умерла мама. Мне так больно. Обними меня!» И мне становилось легче, мне казалось, что ты рядом, чувствовала твоё тепло!
 - Когда ты действительно чего - то очень сильно хочешь – оно сбывается.
- А ты знаешь, какая мысль мне недавно пришла? Я подумала, что выпускники имеют традицию встречаться через 25 лет, а вдруг и ты приедешь на встречу! Я поехала в «Макаровское», пришла на кафедру и узнала, что действительно, встреча состоится через три дня в воскресенье. Записала адрес и решила завтра поехать, а ты вот сегодня появился, как снег на голову!
-Вот видишь: значит, что нам по карме было суждено встретиться. А судьба подарила нам встречу на день раньше твоего плана,- сказал Валерий и крепко обнял свою подругу юности.
- А куда ты идёшь?- спросила Алиса. - Никуда конкретно, гуляю, - ответил он.
-А почему завернул на Садовую, пошёл бы прямо по Невскому дальше или тебе что то нужно было здесь?
-Нет, ничего не надо. Просто ноги сами повернули, ну я и пошёл.
 Они развернулись и пошли к «Аничкову» мосту. Там фотограф отлавливал прохожих и делал моментальное фото.
-Отличная идея запечатлеть такой прекрасный момент!
- Валерка, а давай поедем на Выборгскую?- предложила Алиса. Там сейчас живёт моя дочь, потом мы будем сдавать квартиру, а мне кажется, что тебе захочется побывать в доме, где прошла наша юность, где мы первый раз встретились! Ты помнишь: как мы любили сидеть под большим жёлтым абажуром и пить чай? А я играла на гитаре и пела тебе песни Новеллы Матвеевой: « Любви моей ты боялся зря, не так я страшно люблю. Мне было довольно видеть тебя, встречать улыбку твою…А если ты уходил к другой, или просто был неизвестно где…»
       Они шли и постоянно повторяли: «Ты помнишь? А ты помнишь?»
-У вас была удивительная квартира, там всегда было так уютно. И мама у тебя такая замечательная женщина была!
- А знаешь, когда её не стало, мы занимались спиритизмом, и она написала: « Алюля, сбереги абажур, жаль душу». Мы сначала не поняли, а потом оказалось, что это было реальное предостережение. Но об этом после.
 Они замолчали, слишком много воспоминаний нахлынуло.
- А я ведь сохранила все твои письма!
-И я. И открытки твои и письма. Моя семья о тебе знает. Когда дети были маленькие, я им показывал и Невский, и коней на «Аничковом», и Аврору. Много рассказывал о красивейшем городе на Неве, о белых ночах, и о девушке по имени «Белая ночь».
-Вот он - Выборгский Дворец Культуры, в нём когда то она и жила, моя принцесса. Как сейчас помню: арка, в конец двора, третий этаж, квартира 13!
 Они поднялись на лифте и по старой привычке позвонили в два звонка: электрический и старый «прошу повернуть». «Дзыыыыыыыыыыыыынь, дзыыынь» прозвенел первый,
« Дрын, дрын» брякнул второй.
       Валерий уткнулся головой в старую дверь, обитую чёрным гранитолем, приложил к ней большие ладони, как бы прислушиваясь каждым пальцем, словно ища пульс, как если бы дверь была живая, и у неё было сердце. А может быть, он искал там, за дверью частицу своего сердца оставленного давным давно?
 Дверь открылась. Валерий увидел сына и обалдел. - А ты как здесь оказался?- воскликнул он.
- Я вот пришёл снимать квартиру. А ты?
- А меня Алиса пригласила на чай. Ты помнишь: девушка по имени « Белая ночь»? Это она.