Copyright

Валерий Краснянский
КОПИРАЙТ©

Дизайн был прикольный: слева и справа два схематично стилизованных под веб-страницы проема лифтов, в центре – мощный офисный стол, с неизменным монитором, и восседающей за ним весьма привлекательной блондинкой. Две черные, горящие по ободку ярко-красным пламенем, буквы "АД" над левым лифтом и треугольное переливающееся небесно-голубое облачко "РАЙ" над правым, недвусмысленно определяли место, в котором так внезапно оказался Макс.
Макс оглянулся: ровная матовая поверхность стен идеально круглого пустого помещения, плавно переходящая в тающий в полумраке потолок. Ни малейших признаков двери. Кроме него и блондинки никого больше не было.

«- Имя?»
Макс подавил инстинктивное желание ответить так, как от него ожидали.
«- Имя или ник?»
«- Не волнуйся – это чистая формальность. Всего несколько вопросов.»
«- Моих или ваших?» – если уж перехватывать инициативу, то это надо делать сразу.
«- У тебя есть какие-то вопросы?»
Конкретных вопросов у Макса пока не было, но упускать инициативу не хотелось:
«- Это что,- ресепшн? Стилизация под офис? Вы считаете, такое решение придает солидности вашей… "фирме"?»
Блондинка, широко раскрыв глаза, замешкалась с ответом. Цвет ее глаз Макс не рассмотрел, будучи не в силах оторвать взгляд от явственно обозначившихся полупрозрачных крыльев у нее за спиной. Но по инерции продолжил "ломать дурочку":
 «- А Вы понимаете, что одна такая нечеткая деталь может развалить весь геймплей*?»

Вопросы зависли без ответа. Наконец, через пол минуты, неловкую тишину нарушил донесшийся откуда-то из глубины правой лифтовой шахты голос. Он был мягок, спокоен, и, каким-то непостижимым образом, по-старчески мудр:
«- Что тут у нас? Программист? Ну так смените этот…»
«- Скин*» - подсказал нужное слово жуткий скрежещущий шепот, неожиданно прорезавшийся из левой шахты лифта.
От Правого голоса у Макса, обычно ускользавшего от теологических дискуссий отговоркой "да, наверно, что-то такое есть", по спине пробежали мурашки. От Левого – передернуло до дрожи.

Откуда-то из глубин потолка выпала похожая на ниспадающее меню лестница и громадный кольцеобразный "курсор", пробежавшись по ней, остановился на одной из "ступенек".
«- Этот устроит?» - голос блондинки сменился на мужской баритон, а сама она превратилась в бородатого мужчину в очках "под Била Гейтса", восседающего за терминалом гигантских размеров мэйнфрейма*, занявшего большую часть помещения.
«- Сойдет!» - выдавил Макс, уставившись на покрывшуюся экранами мониторов стену. Они были пусты. Зачем он ввязался в эту игру? Но сдаваться было рано:
«- Почему я должен регистрироваться на Вашем... хм... "сайте"? Откуда мне знать, это не лохотрон, не обычный развод?»
«- Тебе нужны доказательства?» - встрепенулся "сисадмин" за терминалом, и, от перепирающего его возмущения, громко захлопал крыльями: «-Да пожалуйста!»
Мониторы тотчас заполнились видеорядом, демонстрирующим процесс сотворения Мира. Зрелище оказалось завораживающим…

***
«- Ну что, убедился?»
«- Не совсем!» - за время таймаута, пока одна часть личности Макса созерцала феерическую картину величия сил, сотворивших Вселенную, другая, по старой программерской привычке, рыскала по границам с подсознанием в поисках новых вариантов решения очередной задачи - сейчас это были "тупиковые" вопросы. И неважно зачем их требовалось задавать,- как не важен реальный смысл виртуальных балов, набиваемых в компьютерных играх. Надо и всё. Интуиция. Дело принципа. Run!

«- Если Вселенную, которую Вы мне только что продемонстрировали, сотворил Всевышний, то кто сотворил Его?»
«- Не, ну ты достал, ламер непальский!»,- вскипел шипящий Левый голос – «Ты о таком понятии как "рекурсия*" слышал?»
«- Ес-тест-вен-но! А вот за оскорбление...»
«- Тебя шо, прямиком в АД забанить? Хочешь узнать как дрова* на самом деле выглядят?»,- взревел Левый.
«- Тише-тише»,- вмешался Правый,- «Если вы имеете в виду вопрос о правах собственности на Вселенную…»
Макс энергично кивнул головой
«…то я и есть Творец. И когда МИР СОЗДАЛ МЕНЯ, за счет этой самой...»
«- рекурсии»,- вставил Левый
«- Знаю, не перебивай! Так, на чём это я? Ага: Я РЕКУРСИВНО СОЗДАЛ МИР. Следовательно здесь имеет место "взаимное правообладание"!»
«- Может тебе еще исходники показать?»,- съязвил Левый
«- А можно?»,- встрепенулся Макс
«- Да я!... тебя!…»
«- Тише-тише!»,- повысил голос Правый
«- Ну хоть блок-схемы?» Макс аж заскулил, в предвкушении невиданной хакерской удачи: «Вы же сами знаете "демка"* - не есть доказательство!»
«- Резонно»,- согласился Правый

Картинка на мониторах сменилась на разноцветные программные листинги, на первый взгляд хаотично утыканные таблицами и базами данных.
«- Хм, и это все в реальном времени крутится? А язык какой? На Форт* похож! Что за диалект? Случаем не colorForth?»
 «- Нет, не Форт, но, в принципе… где-то близко к нему»,- Левый уважительно сбавил интонацию,- «Что ж ты за программер такой? А, ну да,– геймдевелопер*!»
Макс молча кивнул.

«- Ну, убедился?»
Увы, хакнуть за пару минут чужой код – это киношная лапша для полных чайников. Надо выкручиваться дальше. Логикой.
«- Сходу, конечно, большая часть непонятна. В общих чертах – да, убедился. Но…»
«- Запарил!» - взревел Левый. Из шахты его лифта вырвался язык огня. Макс отскочил к мэйнфрейму и вжался в его мелко подрагивающий корпус.
«- Не надо трогать технику!»,- подал голос молчавший все это время "сисадмин"
«- Тссс!»,- в унисон шикнули на него оба голоса.
«-Ну?»
«- Если в основе Мира лежат только две силы – сила РАЯ и сила АДА, то откуда могла взяться Цивилизация? Это как в электромагнитной волне: электрическая составляющая – магнитная составляющая, электрическая, магнитная, электрическая…»
«- Заткнись!»,- зашипел Левый,- «Не грузи!»
«-Эй, потише там, а то громкость прикручу!»,- вмешался Правый,- «Дай сказать Человеку!»

***
«- Таким образом стандартный метод "камень-ножницы-бумага" обеспечивает возможность бесконечного развития Мира. Камень тупит ножницы. Ножницы рвут бумагу. Бумага заворачивает камень. И каждая из этих трех компонент имеет шансы на победу, обеспечивая тем самым полную неопределенность конечного результата Игры. Отсюда следует, что Цивилизация есть не что иное, как развивающаяся во времени игра, полностью построенная на принципах "камень-ножницы-бумага": Бог в "административном порядке" подавляет Дьявола, Дьявол материально воздействует на Человека. А Человек идеологически управляет своим Богом!
«- Во, блин, загнул!»,- восхитился Левый!
«- Командовать? МНОЙ?»,- громогласно расхохотался Правый: «Нет, ну ты меня насмешил!»
«- Нет? И что, Человек в этом Мире не имеет никаких прав?»
«- Почему же? Человек обладает свободой воли! И имеет полное право выбора – в рамках одной из проекций рекурсивно созданного Мира. При этом, конечно же, выбор Бога – вещь сугубо индивидуальная,- хотя и из ограниченного списка решений.»
«- То есть "рулить богом" я все-таки не могу? Но, как способ бегства от проблем, предложенная мной модель работает? Скажем, если я не нарушаю «правил игры», то могу ли я воспользоваться защитой от сил АДА со стороны сил РАЯ?»
«- Да, Человек, соблюдающий определенные моральные принципы, или, в твоих терминах, "играющий по правилам", всегда получит нашу идеологическую защиту и благословение.»
«- И что это значит? Что дальше он уже не будет сомневаться в правильности своих поступков, руководствуясь одно только верой?»
«- Можно сказать и так.»
«- Бр-р-р-р-р!»

«- Всё? Закончили?»,- оживился Левый
Макс не выдержал:
«- Это не честно!!! Что вы сделали с правилами? Я что, пешка на этой шахматной доске?»
«- Все слышали?? Еще и гордыня! Крамолы достаточно - мне эту душу! Мой выигрыш!»,- Левый перестал горячиться, и уже спокойнее перешел к смакованию подробностей: «И будет тебе сейчас банька… по-черному…»

«- Душу?»,- Макс вдруг отчетливо понял, что сейчас здесь прозвучит его последняя фраза: «Душу? Значит всё-таки пешка? Какого…? И почему две из трех "играющих" сторон всегда выигрыше, а третья никогда? Это моя душа! Я - ее хозяин!!! Послушайте: если все души различны, значит они уже не копии? Не копии-фишки на игровом поле, а игроки! И тогда… Стойте!!! Ответьте мне на один единственный вопрос:
Если мы, люди, ОБЛАДАЕМ свободой выбора, и, если каждый из нас – ИНДИВИДУАЛЕН, то кому тогда принадлежит КОПИРАЙТ ДУШИ?»

Восцарилось молчание.

«- Хорошо!» - наконец принял решение Правый голос: «Этот вопрос действительно раньше серьезно не поднимался. Н-да… Ладно. Мы его рассмотрим. Попозже. А пока… Я попрошу всех присутствующих не разглашать содержание данной беседы! Ни-ко-му!»,- и уже к "сисадмину": «Данная душа так и не зарегистрирована? Тогда верните ее назад в тело! И вычеркните из списка! Да, да,- до особых распоряжений!»

***
Темнота сменяется ярким светом. Сверху доносится голос. Не слева, не справа – сверху!
Макс начинает приходить в себя. Его, соединившееся с душей тело, лежит на полу в подвале, обожженные разрядом пальцы руки начинают побаливать, а склонившийся над ним Георгий, главный инженер их девелоперской фирмы, ругается почем зря:
«- Ну кто тебя просил самостоятельно чинить свет, а? UPS’ки сервера держат? Держат! Влом было 15 минут посидеть без меня и электричества? Макс, Макс, сколько раз тебе говорил "техника - не твое"! В программировании ты бог, но от любого "железа" держись подальше! Нет, автомат передернуть, так угораздило же в силовой щит полезть! Могло ведь и убить!»

05/08/08

- - - - -
*геймплей – "играбельность", игровой процесс, совокупность методов взаимодействия игры с игроком, в конечном счете определяющая интерес к игре.
*скин - "шкура", оформление компьютерной программы или персонажа компьютерной игры, выбираемое по вкусу пользователя.
* мэйнфрейм – суперкомпьютер, высокопроизводительная ЭВМ со значительным объёмом оперативной и внешней памяти, предназначенный для организации централизованных хранилищ данных большой ёмкости и выполнения интенсивных вычислительных работ.
* дрова – драйвера (компьютерный жаргон)
* рекурсия - прием в программировании, заключающийся в определение объекта через себя.
* "демка" – деморолик игры, зачастую демонстрирующий как будет выглядеть игровой процесс по завершении работы, а не реальное состояние разрабатываемой игры.
* Форт – лучший в мире, но малоизвестный широким массам, язык программирования
* геймдевелопер – программист, специализирующийся на разработке игр.