Сон как спасение

Яна Голдовская
Под утро понедельника третьего августа сего года приснилось мне, что вернулся папа. Нет, не воскрес. Просто вернулся. Я видела его – светящегося легкой своей улыбкой, совсем не такого сурового и печального, как во все предыдущие годы...
Видела его, реального, абсолютно узнаваемого, неискаженного, такого – как в детстве, но... – отстраненно, без приближения. Мы не говорили с ним, не прикасались друг к другу, просто я видела его, знала, что он вернулся. И радость моя была невероятной. И, - она разделялась невидимым окружением множества людей...
И еще как-бы разнесся слух, что вместе с ним возвратился Я.Д., тоже доктор, один из его друзей, любимый и мною в детстве и юности. Он умер намного позже папы, когда мы с мамой уже покинули Крым...
       Но у папы был еще друг, конечно, опять же доктор, и замечательный,- Алик Кальфа. Караим. Он ушел из жизни тоже потом, после папы...
Немножко объясню, что это за удивительная и редкая национальность, принесшая процветание нашему южному городу в начале прошлого века, да и всему Крыму тоже. Их остались сотни, даже не тысячи, по всему свету... В Крыму, в Литве, в Португалии..., не знаю, есть ли где .еще их общины. Из караимов вышли балерина Анна Павлова, маршал Малиновский, да и сам Петр Первый( по линии матери). Это были торговцы и воины. Лучшие воины царской гвардии в течение веков...
Перешедшие в древние времена из ислама в иудаизм. Но не ортодоксальный, отнюдь. Их синагога – общий зал, в ней нет «амфитеатра» для «второго сорта» – женщин.
И нет вообще нетерпимости к инакомыслию, а потому, растворяясь смешанными браками в мировом пространстве, они и сохранились малочисленными общинами, но не народом. Оставив по себе теплую память и благодарность. Ну, тех, кто знает, разумеется...
       И вот в этом моем сне сидим мы с А.К. визави за столом на открытом пространстве, я знаю точно, что это он, хотя не помню ни лица его, ни манер,
быть может потому, что папа намного чаще бывал у него, чем он у нас, не знаю - почему. Но я всегда слышала в доме о нем и всегда – хорошо.
А еще помню, что незадолго до Нового года, то ли поздней осенью, то ли в начале зимы, в доме нашем появлялись упоительно вкусные конфеты, потом я узнала, что это была нуга.
Это были самодельные конфеты, они были крупными и завертывались правильно в фантики, на каждого в семье доставалось по одной конфете, ведь надо было обойти с ними все дома, где жили друзья. Это были караимские конфеты. Как и караимский пирог, рецепт которого узнала мама, и который я готовила потом многие годы в Москве по большим праздникам для друзей...
...И странный разговор у нас с А.К., он – как бы никуда и не уходил, как папа и Яша Джигит, он немного старше меня, оба мы с ним - врачи, реальные люди, и мы пытаемся что-то понять в этой обоюдной сумасшедшей радости их возвращения...
Я говорю, что «мы ничего не знаем о параллельных мирах», он возражает –«они ни причем, это сила любви, сила желания вернула их...».
Я не помню, было ли еще что-либо в этом сне. Но, проснувшись, поняла,- мой суровый папа вернулся, он со мной... Его так долго не было. Он просто почувствовал, что мне нужна защита, что больше мне никто не сумеет помочь...
И теперь я смогу выдержать все, что обрушилось на меня в последние месяцы и дни.
Все обойдется...

А о Я.Джигите я напишу потом, отдельно. Тем более, что он "вернулся" тоже.