Выстоянный крест

Владимир Кольцов-Навроцкий
Выстоянный крест.

Накануне родительской субботы , мы с супругой с утра поехали в Свято-Духов монастырь заказать обедню .Служба в этот день, при немногочисленном стечении народа проходила в приделе Иоанна Богослова, а панихида в подземном храме во имя Святых Виленских мучеников. Правда для непосвященных надо оговорится, что теперь из этой пещерной церкви, мощи святомучеников вынесли наверх в Свято Духовскую, для всеобщего обозрения и удобства увеличивающегося с каждым годом потока западных туристов. Побыли мы простые прихожане в недоумении некоторое время, ведь почитать Святых мы могли и под землей, даже при советском богоборческом режиме , но на все воля литовского Первоиерарха, и на то оно и церковноначалие, чтоб решать как лучше, а может и вере нашей в укрепление, ведь встать на колени перед святынями в полутьме подземельной церкви это одно, а под объективами водеокамер бесцеремонных иностранцев, это другое. Для нашей же пользы, с обретением государственной независимости нашей страной, вводитья и в практику правящим архиреем Литургии на государственном литовском языке и посылаеться на прием к президенту православный священник, облаченный уже не в поповскую длиннополую рясу, а элегантный католический сюртук с белым квадратиком на рубашке, только мы не понимаем пока этого. Это у старообрядцев и "миром Господу помолимся" и миром насущное решим, правда может потому-то в Вильнюсе и играют на солнце покрытые золотом купола только их храма, а наш же рядом стоящий, Святого Александра Невского, заколочен на посрамление нас бывших комсомольцев, доведших его до такого состояния и как укор всем нам, но это уже другая история...
 
Низкие полукруглые своды уютной пещерной церкви, намоленые богомольцами с середины позапрошлого века, после освящения оных митрополитом Иосифом (Семашко),так много сделавшего для утверждения православия в крае, близкий иконостас алтаря с иконами в традиционной русской манере в нескольких шагах от нас, а не так как там наверху,за колиткой, расписанные цветами потолок и стены, и главное теплые воспоминания далекого детства, связанные с этим храмом, когда каждый приезд бабушки из России сопровождался посещением этого загадочного полутемного подземелья, где все что-то шепотом просят у Бога, создают неповторимое молитвенное настроение. Молитвы молодого священника взывающего к Всевышнему о упокоении со Святыми наших близких, доходчивы и понятны на небольшом пространстве,а огонек заженой свечи в руке не позволяет мыслям рассеятся на житейское и чтоб подольше сохранить благодать по завершению богослужения, мы поставив на подсвечники недогоревшие свечки перед Святыми, которым только что помолились, выходя наверх стараемся не замечать вдруг буднично зашуршавших пакетов с продуктами принесенных для монахов за поминовение.
 
Дорога к старому городскому Евфросиньевскому кладбищу, названому так в честь церкви возведенной во имя святой Евфросинии Полоцкой старанием купца Тихона Фроловича Зайцева, идет все время на подъем.Через с пол часа неспешного хода входим через центральные ворота склонив головы перед крестами. Нам надо спустится по узким тропинкам между памятниками по левому склону холма на котором главная церковь. Елка выросшая за сорок лет у могилы Валиного отца, хороший орентир из любого места, вот и пришли, "здравствуй, фронтовик" обращаюсь мысленно. Мы никогда с ним не виделись, потому что вернувшись с войны он дожил только до двадцатилетия Победы, я тогда еше в школе «почтовые марки про войну собирал» и не был знаком с его дочерью. На фронт Леонид Иванович, ушел добровольцем приписав себе год, на Курской дуге ему перебило обе ноги и врачи потом изготовляя протезы уменьшили ему рост на 20 сантиметров.
У него теперь трое взрослых внуков уже стали настоящими мужчинами, высоченного роста под два метра каждый подстать ему в молодости. Посажены два куста желтых хризантем, зажены свечи в стеклянных горшечках и прочитана "молитва детей за усопших родителей".Немного взгрустнув, с думами каждый о своем, мы с супругой переходим на правый склон холма, и только мелькнувший на секунду отблеск с обновленного креста на маковке отремонтированной недавно церкви, немного успокаивает душу. Низкий поклон отцу настоятелю протоиерею Владимиру Ринкевичу за ощутимую заботу о храмах и за перемены облика этого русского кладбища.
На могилке маленькой Наташи, принесенные нами белые цветы ложатся уже не первыми, и свечи здесь уже горят. Прибрав опавшие листья, мы переходим на другой холм, приостановившись возле другой нашей церкви, Свято Тихоновской, помятуя о том, что возле нее ровно десять лет назад останавливался помолится сам Патриарх Алексий, при посещении нашего города.
 
На следующем холме, нас ждет отрадная перемена- отреставрированная Георгиевская часовенка, которая вся светилась желтым цветом в скупых лучах осеннего солнца, хотя строительные леса были еще не убраны. Возведенная на братской могиле русских солдат погибших в 1863 году, о чем рассказывают памятные плиты, с перечислением званий и фамилий. По тропинке рядом с этим маленьким некрополем мы проходим к могиле наших - молодой семьи успела отметить только ситцевую свадьбу, в свой роковой день они спешили из отпуска домой и сестра уступила свое место какому-то подсевшуму попутчику, пересев на колени мужу и обняв его, через несколько минут автоавария «408 Москвича» унесла разом их молодые жизни. Они приняли удар грузовика и больше в машине никто не постродал. Очень хочется верить что молодым родителям на Небесах, отрадно видеть своего возмужавшего взрослого сына, поставленного на ноги бабушкой. Она, патриарх нашего рода, отметившая недавно 85 летие, летом 1944 "въехала в освобожденный Вильнюс на танке" и осталась в городе навсегда. В тонких чертах лица ее взрослеющей на глазах правнучки Анастасии я узнаю свою юную сестру Ларису.Позже, рядом мы похоронили маму Юры и его бабушку, Нину Яковлевну Топорнину,которая как-то нам рассказала, что в Тобольске юной девушкой покупала свежие газеты «представительному военному, лицо которого было знакомо» и обратившемуся к ней из-за ограды губернаторского дома этой просьбой. Об пустяшной услуге ее попросил бывший император Николай Второй, арестованный Временным правительством и вывезенный с семьей в столицу Сибири, о чем сразу ей подсказали столпившиеся зеваки. О том что царь прибыл в город, все горожане узнали по перезвону церковных колоколов, так духовенство встречало пароход на котором прибыла опальная венценосная семья.

Все могилы наши близких утопают в цветах, вот и сегодня, моя крестная Мария Андреевна наверно как всегда первой невестила своих детей.
Царство всем небесное.
Супруга захотела навестить могилу матери школьной подруги, зная только из разговора где та недавно похоронена. Мы перешли к входу со стороны "Липовки", знаменитой улице давшей название всему микрорайону, от той калитки легче орентироваться. В нескольких шагах от нее нельзя было не заметиь свеже поваленное старое дерево в три обхвата. Этот многотонный трухлявый гигант, ровестник кладбища,лежал вдоль забора, порасколов много памятников и надгробий, вывернув скамейки и свалив за собой соседние деревья. В поисках могилы, мы постарались подробней все осмотреть вокруг и поэтому в конце концов обратили внимание, что поваленных крестов не видно, именно крестов, многотонный ствол так лег, что могилы с крестами вокруг него остались непостижимо нетронутыми. И тем удивительнее, что повис этот гигант в метре над землей на маленьком железном крестике детской могилки, принявшем на себя удар верхним лучиком, вошедшим в ствол почти до попереченки,но оставшимся не раздавленным нависшим над ним исполином, конечно какими-то ветками дерево опиралось на землю и в другом месте, но но увиденная картина заставила призадуматься.
О случившимся на кладбище поместил несколько фотографий и написал на двух русских вильнюсский сайтах: «Сходите посмотрите, убедитесь и поправте если мы ошиблись. Кресты, с обоих сторон лежащего исполина не тронуты.Ствол дерева нанизан на маленьком не сломленом кресте...».
Пока никто не откликнулся, чудеса наверно случаются не для всех, а для тех кто в них верит...

Пн Ноя 12, 2007