Болгария в стиле Борхеса

Bizplanner
Болгария в стиле Борхеса. Эссэ. 02 Августа 2008 года

Однажды я набрел на одно село. Дело было вечером, я шел по карте 1976 года выпуска и планировал, что часа через три, когда солнце совсем спрячется, расставлю палатку в лесу, сварю себе чая в кружке, развалюсь на спине и буду ждать и видеть как звезды станут падать на меня. Предвкушение такого ночлега было старто с памяти моим внезапным появлением в деревеньке, возникшей на пути моем. На карте она не была обозначена. Но она была и жила. Совсем небольшая – домов пятьдесят. Пустыми глазницами темных окон смотрели на меня красивые и ухоженные маленькие домики под черепичными крышами. Мне показалось, что тут уже никто не живет, как внезапно, повернув за угол дома, увидел несколько стариков, освещенных багрово-красным закатом. Картины аргентинской деревни всплыли в памяти моей, молнией промелькнули несколько произведений Борхеса – как велико было сходство с тем, что он описывал. Нереальное сходство. Словно перемещение в пространстве произошло. Слепящий багровый закат, окрасивший все вокруг в кроваво – красный, глиняный цвет, старики, сидящие за столом как изваяния в вытертых холщовых рубахах, спокойные и уверенные в затрашнем дне, месяцах и годах вперед. Потому как все тут замерло.

Беседа стариков моментально прервалась и они с интересным недоумением разглядывали внимательными и постоянно слезящимися глазами невесть откуда взявшегося в этих местах меня – пришельца. Скромное приветствие не вызвало никакой реакции. Тут явно не было никого чужого в течение последних десяти – пятнадцати лет. Только после получаса вялой переброски фразами, и угощением их ракией, местного же производства вернуло все на места свои. Я стал их частью. Частью этого борхесовского места в самом центре Болгарии, стал частью истории, льющейся из уст стариков, частью безудержно сильной и трогающей песни, длинной и печальной, которую затянули старики, когда солнце уже село. Сильное чувство охватывает. До дрожи, до струйки пота по спине ощущаешь свое присутствие на земле и одновременное ничтожество в пределах видимого пространства. Как песчинка в дюне.

Смеркалось. Зажгли керосиновые лампы на столе. Никто не хотел расходиться по пустым своим домам, понинмая, что там попадет в гнетущее мрачное одиночество, наполненное только воспоминаниями, а тут, когда все вместе сидят они за столом, передавая друг другу последние частички своей жизненной энергии, они сильны. В меру своих сил. И не нужно вспоминать им, брошенным старикам о своих мгновениях жизни, порой пронзающих до боли в сердце. Тут они живут сегодняшним днем и хватают эти мгновения жизни, вдыхают полной грудью секунды, минуты. И ждут. Ухода кого нибудь из оставшихся. Как рулетка эта оставшаяся жизнь на земле. В пустынном и красивом селе, наполненном вязкой тишиной умиротворенности. Бытием. Воспоминаниями.

Я появился в этом селе внезапно, и был воспринят как сегодняшнее спасение от одиночества. Новый слушатель, чужданец-иностранец, который любит Болгарию всем сердцем и который умеет слушать длинные истории умудренных опытом стариков. Не нужно будет сегодня идти в одинокие свои жилища. Сегодня вечер и ночь будет наполнена рассказами, которые спрячут стариков от ожидания смерти и перенесут в прошлое. Живое и насыщенное прошлое. Они все знали про себя и рассказывали свои истории друг другу каждый вечер. А тут я – новый слушатель, тот которому можно вновь все рассказать каждому свою историю жизнь. Сидел и слушал. Длинные монологи. Лишь к утру, к рассвету начали расходиться, каждый извинялся и ссылался на неотложные дела по хозяйству, понимая, что эта маленькая ложь, что нет никаких важных дел, что даже и хозяйства нет, но спать хочется. Каждый был доволен тем, что вновь окунулся в молодость, рассказав мне свою историю. Мне приятно было это, что смог на один день, своим молчаливым и участным слушанием подарить этим старикам еще моменты времени и жизни.

Я тоже поднялся и мы простились – расстались. Наверное навсегда и не увижу я больше этих лиц – добрых и печальных, проживших почти столетнюю жизнь, повидавших смену времен и эпох. Хотя в том селе ничего и не менялось наверное со времен турецкого рабства. Временной вакуум пространства, менявшийся со временем лишь с родами и смертью и теперь медленно умирающий с уходом каждого старика.

А сколько таких сел в Болгарии. Много. И каждое село имеет свою уникальную историю и современность. Хороша страна Болгария. Приезжайте в Болгарию, найдем такие места и не только такие. История пишется каждый момент времени…..
Спасибо, что прочитали...