Переводчик

Владимир Кожушнер
Открыв глаза, Илья не увидел хозяев - они уже ушли на лекции, оставив его досматривать сон.
- Ну, дела! - он сразу вспомнил вчерашний вечер.
Внутри заиграли, запели странные сладкие нотки. Он осмотрелся по сторонам. На столе стоял чайник, чашка и утюг. Илья улыбнулся.
- Ничего не меняется. Порядки те же.
Быстро умывшись, он погладил футболку, выпил стакан чая и стал думать об Эльзе.
- Где ее искать?
И тут вспомнил, что она с утра должна быть на каком-то симпозиуме. На тумбочке он увидел газету.
- «Южная пальмира», - прочитал он вслух. – Вчерашняя.
Ему повезло. На последней страничке было сообщение о международном симпозиуме «Влияние радиации на экологию Чернобыльской зоны», которое состоится в здании морского вокзала и продлится три дня.
Бросив на стол газету, он сорвался с места.
- Вперед, вперед, - ноги сами понесли его.
Машинально закрыв комнату, он через три ступеньки слетел вниз по лестнице, отдал ключ вахтерше бабе Наде и выбежал на улицу.
Троллейбус, как назло, пришлось долго ждать. Долго петляя по одесским улицам, он, наконец, доехал до морского порта.
       Вот и роскошное высотное здание гостиницы, но где проходит симпозиум?
Разобравшись в указателях, Илья поднялся на шестой этаж.
Совещание уже началось, и его в зал не пустили. Вдобавок оказалось, что нужно иметь спецпропуск.
К счастью, в фойе были кресла. Удобно расположившись, он стал ждать. Время тянулось долго. Чем заняться он не знал и от скуки пересчитывал деньги, которые вчера выручил от продажи золота. Спасибо нанороботам. Они выделили драгметаллы из БЭСМ-6 и отец раздал всем понемногу, вместо зарплаты. Мысли перебросились на другую тему.
- Как там мой Нано? Выяснили, что случилось с его компом?
Вдруг, дверь зала распахнулась, и в фойе стали выходить участники совещания.
Внимательно всматриваясь в проходящих, он заметил Эльзу. Рядом с ней, придерживая за локоть, шел статный мужчина лет 60-ти. Скуластое лицо с ямочкой на подбородке и безукоризненный костюм придавали ему вид высокого начальства.
Илюша встал с кресла, но подойти не решался.
Эльза заметила его и приветливо помахала рукой, приглашая подойти, но он не сдвинулся с места.
Видя его нерешительность, она что-то сказала шефу и потащила за собой.
- Здравствуйте, Илья! Знакомьтесь. Это мой шеф, м-р Блэйк. А это мой вчерашний спаситель, о котором я Вам рассказывала.
Они пожали друг другу руки.
- Молодой человек, нам нужна Ваша помощь. Вы бы смогли три дня побыть нашим переводчиком? – с места в карьер предложил Блэйк.
Предложение было неожиданным, но, встретив утвердительный взгляд Эльзы, он инстинктивно ответил «Да».
- Вот и хорошо. Договорились. Эльза оформит Вам пропуск. Извините, я Вас покидаю у меня дела, - и он затерялся в толпе.
Что было дальше, Илья вспоминал как сказочный сон. Прогулка на морском трамвайчике, хот-дог на верхней палубе, пляж Лонжерон, кофе в стаканчиках и мороженое, Оперный театр и гудящие от усталости ноги….
Прощаясь у гостиницы, Эльза влюбленными глазами смотрела на Илью. Его тоже тянуло к ней, но робость сковывала его. Она ушла, а он долго еще стоял, как заколдованный.
Работать переводчиком ему понравилось. Английский он знал в совершенстве – постарался Нано, когда обучал его во время сна.
И опять Илья вспомнил о своем друге. Какие-то нехорошие предчувствия. Может он болен? Но, роботы не болеют. Тогда, возможно, техническая поломка, - рассуждал он сам с собой.
Нужно позвонить домой, - вспомнил нерадивый сын.
Трубку поднял отец. Услышав голос сына, он набросился на него с укорами:
- Где ты пропадаешь столько времени? Ты можешь толком объяснить родителям?
- Папа, я устроился на недельку переводчиком в делегации из Нью-Йоркского института кибернетики. Они приехали на симпозиум, а их переводчик заболел. Мне предложил работу сам директор института м-р Блэйк.
- Кто, кто?
- М-р Блэйк.
- Илюша, пожалуйста, будь осторожен. Я знаком с его работами. Он тоже исследует нанополя и сотрудничает с военными. Это к добру не приводит.
- Успокойся, папа. Я только перевожу и все. Ты лучше скажи как там мой Нано. Я уже соскучился по нему.
- Возвращайся скорее. Мы обнаружили такое, что тебе и не снилось.
- Что-то серьезное?
- Более чем. Это не телефонный разговор. В понедельник чтобы был как штык! Все. Целую.
Несколько неожиданным было сообщение отца.
Что такое может случиться с Нано и при чем здесь военные? Но, долго думать он не мог. Все мысли были только об Эльзе. Они уже договорились, что будут разговаривать по интернетовскому телефону и обменялись электронными адресами. Правда, Илья скрыл, что живет не в Одессе, а городке «Н». Ему казалось, что она будет думать о нем, как о парне из села.
Неделя пролетела незаметно. В последний день перед отъездом они долго гуляли по приморскому бульвару, держась за руки. Нет, не выдумывайте. Они так ни разу и не поцеловались. Самолет улетел, а Илья вернулся домой.


Невидимый беглец.

После отъезда Илюши отец со своими помощниками стал исследовать его Нано.
Прежде всего, необходимо было отделить нанокомпьютер и протестировать его. Но, наноманимуляторы, работающие по старой программе, сообщали о нестыковке систем.
Нужно было переходить на ручное управление. И тогда, Олег Владимирович приказал своим помощникам вывести на экран компьютера стыковочные узлы.
Какого было его удивление, когда на экране показалась совсем незнакомая схема.
Он протер очки и вновь прикипел взглядом к экрану.
- Что это? Фантастика! Неужели нанороботы сами переделали его схему? Постойте, постойте, - разговаривал он сам с собой. – Но ведь у нас не была установлена самообучающаяся программа. Откуда она взялась?
- Шеф! Посмотрите сюда! Здесь клеймо – «Made in USA», - раздался в голове голос его Нано.
Олег Владимирович вскочил с кресла. Скрестив за спиной руки, он стал быстро расхаживать по огромному залу лаборатории. Сердце его стучало, седые волосы растрепались, очки сползли на переносицу.
- Так это не наш Нано! Вот так штука! Значит, американцы тоже создали Наночеловечков. Как он к нам попал? – поток вопросов роился в его голове.
- Шеф! Мы обнаружили в нанороботе наноманипулятор, - сообщил помощник.
- Как? Наноманипулятор и нано компьютер в каждом роботе! Но мы и не думали о таком. Это позволяет ему не только клонировать себя, но и самостоятельно выполнять работы. Это его «руки»! Так вот почему стало возможным создание солнечных батарей, обеззараживание почвы в «запретной зоне», сборка ускорителя. Потрясающе! Они все могут сделать.
Нано слушал его и не перебивал. Он, вдруг, стал вспоминать отдельные фрагменты своего создания - лабораторию, м-ра Криса, ускоритель, английскую речь….
- Hallo, m-r Kriss! – неожиданно услышал Олег Владимирович.
- Нано, это ты поздоровался на английском?
- Я! – ответил робот.
- Вот чудеса! А почему ты назвал меня м-р Крис?
- Так звали шефа, который создал Нано.
 - Удивительно, - только и мог произнести ученый.
Вернувшись к ускорителю, они продолжили тестирование нано компьютера.
Созданный с помощью нанороботов новый компактный ускоритель, работал с огромной скоростью, благодаря использованию теории «полей кручения» и создания в ускорителе «черной дыры». Все новые и новые сюрпризы ожидали их. В течении недели Олег Владимирович боялся сообщать коллегам о своем открытии. Он решил фундаментально подготовиться. Каждый шаг фиксировался на жестком диске. Видеосъемка процесса записывалась на СД диск.
Напрасно Олег Владимирович боялся проговориться. Известие о том, что наноробот оказался беглецом из США, сразу стало известно всему коллективу все через тех же нанороботов. Но они деликатно молчали, ожидая пока он сам им об этом скажет.
У Бориса Моисеевича тоже был готов «Искусственный интеллект». В основе лежал «Кодекс чести» - так назвал он «Правила поведения наноробота». Иными словами, что обязательно должен делать робот в критических ситуациях и чего он никогда не должен делать, даже по команде хозяина.
Казалось, можно вводить «Искусственный интеллект» в компьютер Нано, но все ждали приезда Илюши. Они считали его негласным руководителем работ. Молодой, энергичный, грамотный и обходительный он заслужил их доверие.