Дитя не нашего времени

Шарапов Александр
       (Эссе от Жванецкого до Фрейда).

       Он обычный парень. Совсем как мы. Это не он неправильный, а жизнь странная, как перевернутый шар. «А какая разница, - спросите вы, - шар ведь одинаково круглый со всех сторон?» Конечно, разницы никакой, но все время такое чувство, что мир перевернут, что все вокруг, скатываясь, сходят с ума, переворачивая все с ног на голову. От этого чувства время течет по-разному, в зависимости от обстоятельств, что конечно абсурдно. Будто в минуте не шестьдесят секунд, а столько, на сколько повернут этот наш шарик по земной оси. И такое ощущение, что с поворотом этой самой оси, мозги тоже подвержены смещению влево или вправо, а у некоторых еще и вверх или вниз. Вроде мир узнаваемый, родной, только вверх ногами, где, как по Фрейду, читать между строк – в порядке вещей. Век тот же, год узнаваемый, и вчера было все устойчиво, а вот поутру просыпаешься – часы уже идут в другую сторону. Время становится чужим, не нашим. Привычное тиканье будильника доставшегося по наследству вдруг начинает резать слух. Причем стрелки на циферблате вдруг начали движение в другую сторону. Конечно, можно часы перевернуть к стенке, и стрелки, таким образом, пойдут как надо, но тогда циферблата будет не видно, словом, одни неудобства.
       Так вот, он обычный парень. Но ему неуютно в этом перевернутом мире, где все идет по кругу, и не найти ни начала, ни конца. Причем, когда хорошее длится долго, это надоедает, но с этим как-то миришься, стараешься не замечать. А что делать с плохим? Отворачиваешься в сторону, а оно бьет тебя по «башке», съезжаешь на проселочную дорогу - получаешь лобовой удар, закрываешь глаза – и кошмары во сне достают до печенки. К плохому привыкнуть трудно, но надо пробовать смотреть на него с другого полюса нашего шарика, может все-таки это мы неправильные, а мир то обычный. И тогда тот же удар по голове для того, чтобы почувствовать разницу, а столкновение – это оттого, что въехал на запрещающий знак на дороге, и ехать туда совсем не следовало? Вообще, может все плохое, в том числе и сны – это для того, чтобы мы не расслаблялись, держали себя в тонусе этого быстротечного мира?
       Мы отвлеклись. Он хороший парень, но ему приходится прогибаться под этот перевернутый мир. Другое дело, что прогибается он изящно, красиво, а главное, не задевая других. Ему хватает ума и чувства такта смотреть на все терпеливо, с иронией. Этим и спасается.
В детстве, когда его пытались обидеть посредством грязных намеков про любимую маму сверстники со двора, спрашивая почему он так похож на соседского ребенка, он неизменно отвечал, что его папа - не без греха, оттого в каждом из обидчиков есть схожие с ним черты. Только так, а что делать, если хамство и глупость приходит в чувство только после нокаута.
       Он всегда пытается быть выше той ситуации, которая возникает в процессе общения очень разных людей. Выше настолько, что иногда переходит грань уголовного кодекса, который, как известно, следует чтить. Зайдя однажды в одно из многочисленных кафе, и видя, как скучает бармен за стойкой, он заказал сто граммов водки. Бармен с монументальным лицом исполнил просьбу клиента. Парень как бы раздумал пить традиционный напиток и заказал пятьдесят граммов коньяка за ту же стоимость. Выпив коньяк, Он собрался выходить не заплатив. «А деньги!» - произнесла статуя из-за стойки. «Какие деньги, - ответил парень, - за коньяк я вернул вам сто граммов водки». «А за водку?» - продолжал настаивать бармен. «Так водку я и не пил, вот она на стойке», - отвечал посетитель. Все правильно, эта правота для перевернутого мира, он - его дитя. В этом есть своя новая логика, логика для этого сегодняшнего мира.
       Он немного другой. Поэтому в слово «здравствуйте» вкладывает первоначальное значение, желая здравствовать окружающим бесконечно долго. Он во всем ищет положительное. Сколько раз ему твердили знакомые, что у него невыносимая теща, что жена его старая и некрасивая, да к тому же хромая, что денег в семье никогда нет. На что он спокойно отвечал, что живет не с тещей, а с ее дочкой, что хоть жена и не привлекательная, зато не будет гулять на стороне, а это сегодня большой плюс. Хромота – это единственный недостаток, который есть у каждого человека, и с ним можно мириться. А если смотреть оптимистично на вещи, то лучше иметь не очень молодую жену и здоровье, чем смазливую красавицу и разжижение мозгов. Что касается денег, то жить ему, опять таки, не с деньгами, и счастье отмеряется не количеством купюр в кармане, а состоянием души, умением потратить имеющиеся деньги так, чтобы ты сам был удовлетворен процессом покупки и нужностью купленного. А уж большая она или маленькая была покупка – вопрос второстепенный.
       Он страдает «недостатками» простых людей. Как и все, парень, житейски мудр и рассудителен. Он терпелив настолько, насколько затрагиваются вопросы его убеждений, его страны. Иными словами, он перестал обращать внимания на мелкие уколы, направленные на него самого, но не терпит надругательства над святым: над свободой, над матерью, над Родиной. И конечно наше дитя счастливо по-своему. Уровень счастья отмеряется по одному ему (как и каждому из нас) понятному количеству и качеству жизни в этом перевернутом мире людей.
       Он, как современный человек, умеет делать много нужного и бесполезного, загадочного и реального, хорошего и плохого, с огоньком и из-под «палки». Ему даже подвластны элементы колдовства и магии. Много раз он вызывал духов, обставляя сие таинство сопутствующими атрибутами. Другое дело, что духи никогда не приходили, но это уже совсем иная история. В наше время без предсказаний нельзя. Предсказаниями занимаются все, не отрываясь от основной деятельности. Будущее видится по - разному, но уверенность в предположениях у населения крепнет. Причем предсказания, типа, что завтра будет зарплата, часто сбываются, а вот про конец света – пока что не получается. Но попыток не становится меньше, вера в гороскопы, в гадалок и «настрадамусов» растет, несмотря на нулевой реальный результат. Количество отрицательных попыток узнать свою судьбу переходит в качество веры о том, что сделать это возможно и нужно. Чем больше разочарований, тем упорнее мы в своем желании. И эта вера - как стремление человечества к звездам: сколько бы мы не искали жизнь на Марсе, пока науке это не известно, оттого и «сильнее хочется».
       Он считает свой возраст не по количеству лет, а по тем революциям которые мы пережили. Ведь если куча – это много, то та гора перемен, ворох проблем требующих своего разрешения сегодня дают в сумме солидный капитал лет за плечами герою «не нашего» времени. Его можно было бы назвать глубоким старцем, умудренным опытом мироздания и человеческих отношений. Ведь это дитя успело перешагнуть столетие, а с ним и тысячелетие, вынести кошмар разрушения старого, выдержало еще более сложное время – строительства чего-то нового, смену общественной формации. Но он до сих пор молод, полон надежд и устремлений. Правда, не всегда ему ясно, что же мы строим. Только это пройдет. Нам обязательно все объяснят. Кто объяснит? Да те люди, которые завтра будут находиться на полюсах нашего «шарика». Им с полюсов всегда виднее. Почему завтра? Да просто когда мы очередной раз «перевернемся», и другие вскарабкаются на полюса власти, то они, эти другие, расскажут об ошибках этих сегодняшних, и о том, как неправильно мы делали сегодняшнюю действительность Но это будет потом. Сегодня кипит круговорот жизни, без начала и конца.
Как же он умудряется жить в объятьях этого сложного жизненного пространства, где уживается «подвальное» предательство с устремленной в небеса мечтой, где есть черное и белое, между ними – богатая палитра красок, создающих единое целое – пестрый, разнообразный мир? Он отвечает на это достойно, характерно для него: «Я закален самой жизнью, моя моральная и нравственная конституция не претерпевает изменений, и в этом пункте я могу кое-что выдержать до тех пор, пока не оборвались все пуговицы на штанах терпения» (авт. Гейне).
       А нам, что остается нам? Во всяком случае, не стоит судить дитя этого «не нашего» времени. Ведь он – это наше отражение сегодня, наша квинтэссенция. Будем мудрее и терпимее к этой жизни. А время, как бы оно не «тикало», принадлежит только нам, во всяком случае, сегодня. Что будет завтра, это, как и про жизнь на Марсе, науке пока неизвестно. Но вы можете спросить про будущее у многочисленных предсказателей, выслушать их, тогда вы будете знать, чего точно не произойдет с нами, а это уже не мало!

       2004