Листая старую тетрадь... Игорю Талькову. Ч. 3

Денис Гринцевич
"Умереть на сцене"... Боже Ты Мой!.. Сколько раз приходилось слышать эту прекрасную, но, к сожалению, избитую фразу. Все мечтают умереть на сцене! Но ведь это дано немногим. Только таким, как Андрей Миронов, Игорь Тальков... Причем умиреть не досказав, не доиграв, не допев...
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актёры, музыканты и поэты -
Целители уставших наших душ.
...Вот он и ушёл, не допев куплета... Актёр, Музыкант и Поэт - Целитель уставших наших душ... А может быть, допев? Ведь каждому положен свой срок, за время которого он выполняет свою миссию. Значит, Тальков до своих неполных 35-ти успел сделать всё, что ему было положено. А положено ему было немало.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Эту песню Игорь Тальков написал в августе 1990-го года и посвятил её памяти трагически погибшего рок-музыканта Виктора Цоя. Заканчивается она пророчески:
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушёл, ушёл от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой.
Очень пророческий конец...
О том, что Тальков вступил в неравный бой с власть имущими, ему говорили все. Все предупреждали, что добром это не кончится, советовали бросить это дело. На что он отвечал:
- Не могу. Поздно. Я уже вступил на этот путь.
Как говорит герой Игоря Костолевского в фильме "Безымянная звезда": "Ни одна звезда не уклоняется от своего пути". Не уклонился от своего пути и Игорь Тальков...
...С годами я всё больше понимаю, как мне дорого его творчество. Ах, как не хватает нам его сейчас на эстраде! Меня поражает факт, что никто из эстрадных исполнителей за всё это время не попытался хотя бы что-нибудь спеть в стиле Талькова! А может быть, это не надо? Может быть, у них так не получится?
...Со дня трагической гибели Игоря Талькова прошло почти 17 лет. Многое в нашей жизни поменялось с тех пор: другая страна, другая эпоха, другие кумиры... Тальков сейчас по большому счёту забыт. Но мне кажется, он будет востребован несколько лет спустя. Как это было и с Антоном Павловичем Чеховым, и с Александром Сергеевичем Пушкиным, и с другими выдающимися деятелями отечественной культуры несколько лет спустя после их смерти. Так будет и с Игорем Владимировичем Тальковым. Во всяком случае, будем в это верить.
Закончить этот очерк мне хочется на оптимистической ноте двумя фрагментами из его песен:
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, НО НИКОГДА не умирают,
И в песнях, и в стихах своих живут...
* * *
Я завтра снова в бой сорвусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков,
В страну не дураков, а гениев.
И, поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождения страны,
вернувшейся с войны.
* * *
Портрет И. Талькова (автор Лилия Худайбердиева)