Второе пришествие диктатуры пролетариата

Олег Алексеев
Наброски к Пятой главе работы "Исчезновение семьи, классов и государства", http://marxeconomic-works5-6.blogspot.com/ , относительно акционерных обществ

В политической экономии много интересных вопросов. Например, как исчезают и появляются классы и почему это происходит? Вот и сейчас некоторые горячие головы, считают, что достаточно взобраться на баррикаду или бронетранспортер, расстрелять парламент и дело в шляпе, формация готова, а вслед за ней, и новый способ производства, и новые отношения...

Я бы тоже спокойно сидел и ждал второго пришествия диктатуры пролетариата, но Маркс, кроме политических лозунгов, утверждает - общественная собственность на средства производства, через разделение труда и обмен, породила частную собственность*, а та в свою очередь классы и государство, и вслед за этим перенесло человечество в новые отношения. Пройдя этапы развития, общество, по гениальной догадке Маркса, подошло к своей исходной точке, где частная собственность должна сменится общественной, классы исчезнут, утащив в историческое небытие и механизм защиты классовых интересов - государство.
Но как это произойдет? Политические жулики и гениальные проходимцы, опирающиеся на политические лозунги самого Маркса, подменили диалектику на политическую целесообразность и революционную законность, которые на деле, построили феодальное государство и тем самым окончательно запутали вопрос социализма. Они просто взяли и со среды на четверг объявили социализм! Но как развитие общества происходило и происходит на самом деле? Это все есть у того же Маркса, когда он стоит на диалектических позициях.
Бесклассовое общество разделилось на классы, при этом само бесклассовое общество генерировало эти классы. Следующим шагом стала смена одного способа производства на другой, и опять мы наблюдаем, как рабовладельческое общество внутри себя генерирует новые отношения и, соответственно, новые классы. И старые и новые классы через переходные формы существуют вместе и только, когда новый способ производства становится доминирующим, старые классы исчезают. Но не так как это представляют обыватели, думая, что варвары своими дубинками перебили всех рабовладельцев. Они исчезают потому, что перестают быть носителями неэффективного способа производства. Они сами переходят к новому способу осознано или нет, но переходят к более эффективным методам ведения хозяйства. При этом продолжаются классовые битвы между старыми классами. Но с исчезновением рабовладельцев исчезают и рабы.
Феодализм подлатал старое рабовладельческое государство и выдал нам национальные государства, как абсолют божественной идеи, и передал это в наследство капитализму. И снова мы видим, что путь к капитализму лежал, через возникновение, внутри самого феодализма, новых отношений и новых классов и эти новые классы черпали свои силы, переделывая старые классы и в обществе присутствовали все отношения и феодальные и капиталистические и даже возврат к рабовладению, когда новые классы, еще неспособные противостоять королям, воспользовались своим преимуществом и в сговоре с феодалами колонизовали целые континенты. Но когда новый способ производства стал доминировать, старые классы стали исчезать, все более превращаясь в свободных капиталистов и свободных пролетариев. С исчезновением феодалов исчезают и зависимые крестьяне. Нет феодалов - нет зависимых крестьян. В конце этого исторического спектакля обыватель так был поражен совершенно скромным, с высот сегодняшнего времени, изобретением, что до сих пор считает, что феодалы исчезли исключительно благодаря гильотине.
Скромное обаяние буржуазии очаровало всех. И если в начале своего пути национальное государство было естественно капитализму, то уже скоро капитал почувствовал в себе силы преодолеть наследие феодализма. В основе всех процессов в обществе лежало экономическое развитие облаченное в конкретные формы, которые, каждый раз, указывали направление движения. По которым можно было сверять фантазии и научные теории. Капиталистическое общество, как ему предписывают законы диалектического развития, должно породить новые условия производства, а соответственно новые отношения между людьми. Эти новые отношения должны быть такими же естественными, присущие вначале, некоторой части общества, как и капиталистические, но по мере распространения, в силу своей эффективности по сравнению с капиталистическими, захватывать все большие и большие пространства, перерождая классы в бесклассовое общество.
Пролетариат - последний класс капитализма, как и буржуа. Но не так, как если бы мы расстреляли капиталистов, то наступил бы социализм. Как мы видим в некоторых случаях, уже сегодня рабочий - это не пролетарий. Классик утверждает, что частная собственность исчезнет через обобществление, которое в капитализме достигает тех самых размеров, которые и необходимы для полного преодоления частной собственности. На основании этого процесса и будет происходить исчезновение классов, а соответственно и государства, как формы классового господства.
Соответственно перед Марксом лежали две формы капиталистического процесса (см. глава XXVII http://marxeconomic-works4.blogspot.com/), которые как ему казалось, способные частную собственность на средства производства превратить в общественную. Но так как капитал использует государство как свою частную собственность, где бюджет всего лишь правый карман крупного капитала, да и пролетариат надо было вооружить инструментом насилия, то реальная, естественная форма обобществления была скромно отодвинута в чулан социалистической истории. Пока в России строили феодализм с социалистическим лицом, капитализм вырабатывал новые отношения, которые горячие головы опять спешили объявить социализмом, то скандинавским, то американским, не осознавая, что капитализм прошел в своем развитии чуть больше одной трети своего пути.
Социалистические отношения начнут проявляться только тогда, когда начнут в капитализме исчезать классы. Не социализм уничтожит классы, а исчезновение классов в капитализме породит социализм. Не рабочий, а уж тем более пролетарий, будет носителем социализма. Класс рабочих исчезнет вместе с капитализмом, как его порождение и естественный атрибут. Такова диалектика развития. Они исчезнут вместе с капиталистами, как носители менее эффективного способа производства. Через форму развитых акционерных обществ. Ведь всякий новый способ производства превосходил по своей эффективности предыдущий, соответственно и тот, что будет следовать за капитализмом будет эффективнее последнего. И опять мы должны искать экономические формы этого процесса, на поверхности лежащие чередой исторических событий, пробивающие себе дорогу через хаос человеческих желаний.

*здесь и далее под частной собственностью я подразумеваю частную собственность на средства производства.

______________________________
диалектика. заметки на полях.

общественная собственность на средства производства. разделение труда. обмен. частная собственность.

разделение общества. зарождение классов. развитие классов. при всех сословиях и переходных групп выделяются два основных класса, определяющих способ производства. они носители этого способа производства.

разделение труда, совершенствующийся обмен. зарождение новых классов, как носителей нового, более эффективного способа производства. при переходе присутствие всех классов и старых и новых, как носителей различных способов производства и соответственно различных экономических отношений. появление новых форм, новых способов производства. сначала с присутствием родимых пятен старого способа. смешение форм. развитие форм точно соответствующих новому способу.

разделение труда до своего преодоления, через свою противоположность. соответственно обобществление осуществляется через собственную противоположность частную собственность индивидов, объединенных уже в форме общественного капитала. общественный капитал преодолевает и государство, так как позволяет любой общине решать свои социальные задачи без государства.

капитализм как способ увеличения производительности труда, через свободный капитал и свободного рабочего. социализм как способ увеличения производительности труда через свободный труд свободных тружеников. экономические формы реализации свободного труда свободных тружеников. сначала смешанные, затем все более точно отражающие способ производства.

Исчезновение классов. Переход классов к единой общности. Сближение классов капитализма. Возникновение переходных форм и перерождение их в новую общность. Внутри старого способа производства зарождаются и новый способ производства и новые отношения.

(добавим Маркса http://marxeconomic-works4.blogspot.com/)