Инженер Рутенберг

Юрий Басин
       К 130-летию со дня рождения П.М.Рутенберга (1878 - 1942)
       "Рутенберг" - так называется мощная тепловая электростанция, расположенная на южной окраине города Ашкелона, в котором я живу. Она снабжает электроэнергией весь юг Израиля и сектор Газа. Своё название она получила по фамилии инженера Петра (Пинхаса) Рутенберга, строителя первых электростанций в Палестине и основателя Электрической Компании ("Хеврат а-Хашмаль"). Эта Компания существует до сих пор, является монополистом по производству электроэнергии в Израиле, и хорошо известна каждому израильтянину. Каждые два месяца она напоминает о себе счётом за израсходованную электроэнергию.
       Электрическая Компания известна в Израиле всем, однако здесь вряд ли хотя бы один человек из тысячи слышал что-нибудь о Рутенберге. В России о нём вообще вряд ли знают. Хотя этот необыкновенный человек сыграл немалую роль во всех трёх русских революциях.
       Пётр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг родился 24-го января 1878 года в городе Ромны Полтавской губернии в семье купца 2-й гильдии. В семье было семеро детей: четыре дочери и три сына. Пинхас учился сначала в еврейской начальной религиозной школе (хедере), потом в Роменском реальном училище. По его окончании поступил в Петербургский технологический институт, преодолев процентную норму для евреев. Как и многие студенты, принял участие в революционном движении, был исключен из института за участие в студенческих волнениях 1899 года и сослан в Екатеринослав. Там он работал чертёжником на металлургическом заводе. Через год был восстановлен в институте, закончил его с отличием, и в 1904 году стал начальником инструментального цеха Путиловского завода.
       На заводе действовала организация "Собрание русских фабрично-заводских рабочих", созданная попом Георгием Гапоном на деньги полиции. По поручению своего друга, известного эсера Бориса Савинкова, Рутенберг вступил в эту организацию и стал ближайшим соратником Гапона. Как известно, 9-го января 1905 года Гапон организовал шествие рабочих к Зимнему Дворцу, чтобы вручить царю петицию о страданиях народа. Шествие было расстреляно, погибло 1216 человек. Рутенберг шёл в колонне рядом с Гапоном, прикрыл его и увёл в ближайший двор, где переодел и остриг, после чего спрятал на одной из тайных квартир, а затем вывез за границу.
       За границей Гапон встретил доброжелательный приём со стороны социал-демократов: Плеханова, Ленина, Кропоткина, Жореса, Клемансо. Через некоторое время он узнал, что российские власти не собираются его преследовать, и он может вернуться в Россию. По возвращении он вступил в тесные контакты с Тайным управлением полиции ("охранкой"), и стал вербовать Рутенберга для работы в качестве двойного агента охранки. Рутенберг, которого к этому времени ЦК партии эсеров назначил руководителем боевой организации партии, доложил об этом руководству ЦК, и получил задание уничтожить Гапона. Задание было выполнено с помощью боевиков партии.
       Теперь и Рутенберг был вынужден эмигрировать. Он поселился в Италии, где жили тогда многие политэмигранты. Часто гостил у М.Горького на Капри, подружился со многими итальянскими политиками левого толка, в том числе с будущим итальянским диктатором Бенито Муссолини. Однако он постепенно отходит от политики и посвящает себя инженерной работе, в частности гидроэнергетике.
       С началом Первой мировой войны Рутенберг сближается с той частью сионистов, которые считают необходимым помочь союзникам освободить Палестину от турецкого правления. Как человек практический, он берётся за создание еврейских боевых отрядов ("Еврейского Легиона"). С этой целью он отправляется в Америку, где была самая большая и влиятельная еврейская община мира. Здесь он поневоле втягивается в политическую борьбу различных еврейских организаций вокруг будущей структуры сионистского государственного образования после победы союзников в войне, и выступает на стороне левых политиков Давида Бен-Гуриона и Ицхака Бен-Цви. Кроме того, Рутенберг разрабатывает детальный план ирригации Палестины и использования гидроэнергии.
       В феврале 1917 года царский режим в России пал. Уже в июле 1917 года Рутенберг вернулся в Россию. Его соратник по партии эсеров Александр Керенский, возглавлявший Временное Правительство, сразу назначил Рутенберга заместителем главы Петроградской городской Думы. В этом качестве Рутенберг столкнулся с Петроградским Советом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который возглавлял Троцкий. Совет создавал альтернативные структуры и готовился к захвату власти в городе. Решительный Рутенберг предлагал Керенскому арестовать и расстрелять двоих - Ленина и Троцкого, но Керенский колебался, и время было упущено.
       Во время штурма Зимнего большевиками Рутенберг руководил защитой резиденции Временного правительства, был арестован вместе со всеми его членами и посажен в Петропавловскую крепость. В марте 1918 года, когда немцы подошли вплотную к Петрограду, большевики выпустили всех заключённых, в том числе Рутенберга. Он уехал в Москву, где начал работать в кооперативном движении. В августе 1918 года, после неудачного покушения Фани Каплан на Ленина, большевики развязали "красный террор" против эсэров. Рутенберг покинул Москву и отправился в Киев, оттуда в Одессу. В 1919 году вместе с другими белоэмигрантами был вынужден перебраться в Стамбул, а затем в Париж. В Россию он больше не возвращался.
       В Париже Рутенберг вплотную занялся реализацией своего плана электрификации Палестины. С помощью знаменитого банкира барона Эдмонда де Ротшильда ему удаётся собрать значительную сумму денег на свой проект. В конце 1919 года он приехал в Палестину, чтобы получить у английской администрации концессию на строительство сети электростанций и начать само строительство. Однако он сразу столкнулся с проблемами из-за беспорядков, устроенных арабами. Они протестовали против планов англичан создать в Палестине еврейскую национальную автономию. В апреле 1920 года уличные беспорядки переросли в погромы. Рутенбергу вместе с Зеевом Жаботинским пришлось заниматься организацией вооружённых отрядов самообороны ("Хагана").
       Были и другие проблемы. Демаркационная линия, разделяющая французскую и английскую зоны оккупации Палестины, была проведена так, что препятствовала использованию водных ресурсов для строительства гидроэлектростанций. Рутенберг при поддержке еврейских политических организаций добился пересмотра границ. Концессия на строительство сети гидроэлектростанций была получена благодаря помощи тогдашнего британского министра колоний Уинстона Черчилля, который в 1921 году побывал в Палестине и был знаком с работой Рутенберга.
       В 1923 году была построена первая электростанция и создана Палестинская Электрическая Компания. Города Тель-Авив, Хайфа, Тверия и Иерусалим были электрифицированы.
       Всё это время Рутенберг не занимался политической деятельностью и не входил ни в одну из политических партий. Его политическая беспристрастность, огромный авторитет и широкие связи как в Палестине, так и среди мировой общественности, позволяли ему успешно улаживать неизбежные конфликты между политическими деятелями и организациями Палестины. По просьбе английской администрации он стал во главе Национального совета еврейских поселенцев подмандатной Палестины и вел тайные переговоры с арабами, но не достиг взаимопонимания.
       С началом Второй мировой войны Рутенберг пытался предпринять меры для спасения немецких евреев, но здоровье его ухудшилось, и 3-го января 1942 года он умер в больнице в Иерусалиме. По его завещанию на оставленное им немалое состояние построен Хайфский университет.
       Подробности биографии Рутенберга можно найти в сайтах http://www.peoples.ru/finans/undertake/rutenberg/index.html, http://ldn-knigi.lib.ru/R/Rutenberg.htm