Виноградная косточка - 1 глава. - Две старухи

Александр Плёткин
       ВЫ УЖЕ ПРОЧИТАЛИ ПРЕДЫСТОРИЮ? ТОГДА - ВПЕРЁД!

       В старой заброшенной деревне у реки Пинеги жили две древние старухи. Глубокие морщины бороздили их похожие на мочёные яблоки лица, обе были горбаты и хворы. Пропитание добывали себе работой в огороде, на котором трудились в три погибели, пропалывая грядки узловатыми, артритными руками с загрубевшими крюкообразными пальцами и вспухшими венами. Была у них, такая же древняя как они сами, корова Зорька, молока с которой было как с козла. Заколоть бы скотину на мясо, да сил у старух не осталось что бы хотя бы проткнуть животному шкуру. Зиму перебивались дарами леса, заготовленными с лета: сушёные грибы, варенья-коренья, и картошка с огорода.
Кроме них в деревне больше никто не жил, это было такое захолустье, о котором не вспоминали государственные органы, магазина и заезжей торговли не было. Даже пенсию старухи не получали, так как надо было ехать пару сотен километров в райцентр, а они не могли. Хотя в прошлом, это была процветающая деревня, близ которой был леспромхоз с производством экспортных сосновых досок, люди жили в достатке, на каждой околице веселилась молодёжь, был хороший клуб с плясками под гармонь, а по выходным крутили кино. Но всё это в прошлом. Теперь чёрные избы смотрели пустыми глазницами окон в дремучую тайгу, а все дворы поросли бурьяном и чертополохом. С определённого времени деревня стала проклятым местом. Случайный путник, забредший сюда, старался тут же унести ноги, ибо сам воздух здесь, казалось, был пропитан нечистой силой. Посещали путника странные и недобрые галлюцинации, объяснить которые было выше человеческого разумения. Будто бы выползали из болотной тины ужасные упыри и вурдалаки, жаждущие отведать свежей человечинки. Впрочем, видения оставались видениями, но всё же, говорят, что в этих местах пропало без вести несколько человек… Врут, наверное всё, но как известно, слухи не рождаются на пустом месте…
Никаких дорог в деревню не было. С одной стороны к ней подступало гиблое болото, с другой вплотную располагался погост с перекошенными крестами и обезглавленной часовней. А с двух других сторон прилегала дикая тайга. Бабки знали тайгу как свои пять пальцев. Они ежегодно прочёсывали все прогалины в поисках грибов и ягод, продираясь через буреломы собирали травяной сбор. А иногда они ходили к одному дереву. Это была необычайно большая, разросшаяся рябина с толстым стволом и раскидистыми ветвями. Стороннему наблюдателю, должно быть, было бы странно и удивительно видеть, как старухи проводят время у рябины. Они то плакали, то молились, то просто молча стояли, погружённые в свои невесёлые и дремучие мысли. Ветви рябины были увешаны выцветшими матерчатыми лоскутами, которых было великое множество. Когда-то она была Деревом Желаний, местом паломничества всех местных жителей. А имена у старух были Фёкла и Маруся.

* * *

В молодости Фёкла с Маруськой были весёлыми, симпатичными девчатами, имевшими популярность среди деревенских парней. Каждый добрый молодец мечтал на танцах «закадрить» одну из сестёр. А девчата были гордыми и своенравными, не одно мальчишечье сердце разбилось об их насмешливый нрав. Но сгубила Фёклу с Маруськой сверхъестественная, нечеловеческая зависть к их младшей сестре Таське. То, что случилось тогда в деревне, наложило глубокий рубец на души всех односельчан. Однажды Тася пропала, и каким-то боком в этом были замешаны её старшие сёстры. На месте пропажи девочки люди нашли глубокий овраг и маленькое деревце на его краю. Деревце позже назвали рябиной, оно раньше не встречалось в их лесу. Как только не искали Тасю, прочесали всю тайгу, позже прибыл отряд внутренних войск – осмотрели всё, вплоть до того, что спускали водолазов в окрестные озёра… Девочка как испарилась. Но позже Тася была возведена местными в сан Ангела-Хранителя деревни. Люди считали, что душа её вошла в рябину и пребывает в ней. Многие годы сюда ходили паломники, молодёжь, дети, старики… Особенно молодёжь. Они привязывали к ветвям рябины разноцветные лоскутки и загадывали желания. И желания исполнялись! В те времена всех деревенских жителей будто бы озарял внутренний свет.
Но потом кто-то вспомнил про виноград…
Люди стали анализировать произошедшее, и сделали вывод, что виноват во всём тот писатель, который в своё время угостил Тасю виноградом. Вспомнили, как виноградная косточка застряла у Таси в зубе, как потом приросла. Как после этого с Тасей начали происходить чудесные изменения, когда она из девчушки-дурнушки, подобно гадкому утёнку превратилась в царевну-лебедь. Тогда ещё был разговор, что писатель тот злой колдун. Народ-то был дикий, всё новое и непонятное было ему чуждо, и винограда тогда никто в этой северной деревне и в глаза не видел.
Как на грех, в то время, когда люди вспомнили об этом, Василий Игумнович, - так звали писателя-фольклориста, гостил у них в деревне. И вот у ворот Чужака собралась толпа… Это был триумф невежества и жестокости. В тот день Василия Игумновича убили… Конечно, виновных нашли быстро, все они пошли под суд и получили каждый свои срока. Но с тех пор в деревне всё пошло наперекосяк. В ту же ночь дотла сгорел лесозавод, люди, целые семьи остались без средств к существованию. Кто-то подался в город искать счастья, кто-то спился от безнадёги. Через год-два в деревне совсем не осталось молодёжи. А овраг с каждым годом становился всё глубже и длиннее…
И вот несколько десятилетий спустя энтузиасты из областного общества уфологов решили более детально изучить этот странный овраг в лесу. Ведь откуда-то он взялся? Что за сила так вспорола земной покров? Разбили они там лагерь и день и ночь что-то там изучали, фиксировали колебания электромагнитного поля, зачем-то включали на всю ночь видеокамеру. И стали происходить с бедолагами всякие странности. Первой странностью было то, что в этом месте они никак не могли развести костёр. Спички не загорались. Пробовали зажигалку – она тоже не давала искру. Отходили подальше от этого места – и спички горели, и зажигалка работала. Пробовали в стороне зажечь сухой спирт и принести его к лагерю – пламя угасало по мере приближения к периметру. Им бы тогда ещё задуматься…
Однажды они оставили включенной видеокамеру на всю ночь, что бы она регистрировала малейшие движения. Когда утром пошли её проверять и взяли камеру в руки, она тут же рассыпалась, как будто ей было тысяча лет, и она истлела от времени. Тут наши уфологии, скажем мягко, перевозбудились. Глаза у всех зажглись фанатичным огнём: «ага, нашли что-то по-настоящему сенсационное!» Но дальше было невесело. Помимо того, что всё, что было сделано из металла, включая пуговицы и молнии на джинсах, помимо порчи всей аппаратуры, помимо самовозгорания палатки и других странностей, уфологов начали преследовать жуткие кошмары. Ночной лес оглашался их воплями ужаса, а днём им виделись адские создания. В итоге ополоумевший руководитель экспедиции поранил увесистой дубиной одного из уфологов, приняв его за упыря. Беднягу на носилках отнесли в деревню, где его выхаживали Фёкла с Маруськой. Экспедицию по-быстрому свернули а место это, вместе с деревней объявили аномальной зоной.
Ну а народ в округе стал считать её проклятой. Разлом в земной коре назвали Чёрным оврагом, как и Чёрное озеро, которое было неподалёку. Когда-то в этом озере злые сёстры намеревались утопить сестру Тасю, но та смогла вырваться из их смертоносных объятий. А разлом в земле образовался тогда под ногами Фёклы и Маруськи, которые чуть живьём не сгинули в преисподню. Спасла их Тася, пожертвовав собой. Но деревенский люд не знал подлинной истории, Фёкла и Маруська обманули всех, сказав, что на Тасю напали огромные волки, а они испугались и убежали.
Годы и тяжкий труд на лесопилке смирили сестёр. Замуж они так и не повыходили, ибо злая природа была проявлена на лицах их. Детей у них не было, любви не было, не было радости. Грех юности согнул их спины до земли, как бы в поклоне и мольбе о прощении. Но прощение не приходило.