Коаны о монастыре Дзенит

Брат Дрим
Эти истоpии взяты из книги "Собpание воды", написанной в 13 веке японским учителем Дзен Мудзю (что означает "Hе-житель"), а также из сбоpников истоpий дзенитских монахов, взятых из pазличных книг, выпущенных в Японии в прошлом столетии
Истории пеpеведены на русский язык известным китаеведом и японолюбом Максимороном.


Однажды монах-новичок монастыря Дзенит спросил Главного Монаха:
- Учитель! Что означают цвета нашего монастыря?
- Ты задал очень своевременный вопрос, - сказал Главный Монах. – Я только что закончил размышлять над ним. И вот какие ответы я нашёл… Цвет моря означает, что другие монастыри могут ждать нашего поражения, как у моря погоды. Цвет неба говорит другим монастырям, что их поражение будет для них, как гром среди ясного неба. А цвет рисовой бумаги сообщает другим монастырям, что они могут подтереться своими надеждами на победу.
Просветлённый ученик удалился, а Главный Монах послал Хозяйственному Монаху очередной иероглиф: "Нам когда-нибудь завезут другие краски?!".


Однажды монахи монастыря Дзенит приблизились к Главному Монаху и сказали:
- Учитель! Иногда мы уступаем на поле боя монахам других монастырей потому, что слишком устаём на тренировках, упражняя свой дух с помощью деревянных шаров! Пожалуйста, внеси изменения в нашу подготовку!
Главный Монах понял их просьбу правильно, и на следующий день все монахи Дзенита укрепляли свой дух с помощью шаров из железа.


Однажды дзенитовского монаха повстречали монахи из монастыря, постоянно соперничающего с Дзенитом в мастерстве, и решили проучить его.
- Покажи нам своё искусство! – крикнул самый наглый из них и кинул под ноги дзенитовцу шар из железа.
- Вы не побоялись потерять железный шар, а я боюсь его сломать, - сказал дзенитовец и с достоинством прошёл сквозь круг противников, поражённых его ответом.


Однажды к Главному Монаху Дзенита пришёл один из монахов монастыря и сказал:
- Учитель! Монахи другого монастыря говорят, что они живут лучше, чем мы! Пошли меня, пожалуйста, в тот монастырь на пять лет, чтобы я лично убедился в том, что они лгут!
- Важно не то, что они лгут, - ответил ему Главный Монах. – Важно, сможешь ли ты вернуться обратно, если они говорят правду.
Монах удалился и больше никогда ничего не просил.


Однажды к Главному Монаху монастыря Дзенит пришли несколько монахов, которые иногда участвовали в показательных показах мастерства в составе объединённого отряда всех монастырей страны.
- Учитель! – сказали они. – Нам кажется, что мы достойны более лучшей одежды и пищи, чем оно есть у других монахов!
- Почему вам так кажется? – спросил Учитель.
- Потому что мы – лицо нашего монастыря и все нас знают. И ещё нам кажется…
- Когда кажется, медитировать надо, - ответил Мастер и отослал пристыженных монахов на тренировку духа.


Однажды монахи Дзенита пришли к Главному Монаху. Несмотря на то, что Мастер трапезничал, он разрешил монахам говорить.
- Учитель! – сказали монахи. – Не отдашь ли ты распоряжение, чтобы монастырский повар хотя бы изредка делал разнообразной нашу пищу, состоящую из риса и воды? Потому что чувствуем мы, как дух наш слабеет.
Главный Монах через силу доел последнюю устрицу и ответил:
- Дух силён не животом, а ногами.
После чего отправил монахов на 100-километровую пробежку вокруг монастыря.


Однажды после боя с монахами другого монастыря к дзенитовскому монаху приблизилась красивая крестьянка и попросила нарисовать ей иероглиф на память.
- Какой именно иероглиф тебе нарисовать? – устало спросил девушку монах, занеся кисточку с чёрной тушью над клочком рисовой бумаги, с помощью которого крестьянка проникла на поле боя.
- Только не те, что означают "усталость", "боль", "перегрузки", "сколько можно", "надоело всё" и тому подобное, - ответила девушка.
Рука монаха сама начертила иероглиф "Главный Монах".


Однажды крестьяне, живущие рядом с монастырём Дзенит, поехали по делам в другую деревню и там до полусмерти избили крестьян, живших рядом с монастырём Спарт-Цзы, соперничающим с Дзенитом в мастерстве.
Избитые крестьяне, белые от страха и красные от крови, пришли жаловаться к Главному Монаху Дзенита.
- Я не могу запретить простолюдинам впитывать боевой дух наших монахов, пронизывающий все окрестности монастыря, - тихо ответил Главный Монах и, дождавшись, пока избитые жалобщики, охая, ушли, громко засмеялся.


Однажды к Главному Монаху Дзенита пришёл монах, который часто во время боёв с мастерами из других монастырей не дрался, а сидел на скамейке, которую запасливо приносил с собой.
- Учитель! – сказал он. – Почему я всё время сижу на скамейке, а не дерусь вместе со всеми?
- Я выпущу тебя на поле боя, когда ты перестанешь приносить с собой скамейку, - ответил Учитель.
Через некоторое время монах снова подошёл к Мастеру.
- Учитель! – снова сказал он. – Я давно уже не приношу на поле боя скамейку!
- Ты носишь её в своей душе, - ответил Главный Монах.
Ещё через некоторое время ученик приблизился к Мастеру вплотную и с яростью в глазах смиренно прошептал:
- Я понял, Учитель… Я готов.
- Ещё не готов, - ответил Главный Монах. – В твоих глазах ещё видно желание убить противника железным шаром, а не просто покалечить его.
И ещё через некоторое время пришёл к Учителю монах. И разрешил ему Мастер показать, чему тот научился.
Взял монах железный шар, подкрался к противнику на одиннадцать шагов и ударил ногой по шару, послав его в противника.
Но не удалось ему покалечить того, в кого послал он шар. Шар пролетел мимо соперника и разбил в щепки деревянные ворота, перед которыми тот стоял.
- Вот теперь ты готов к тому, чтобы выходить на поле боя, - сказал Главный Монах, подойдя к ученику.
- Но Учитель! – заплакал монах. – Ведь я же не попал туда, куда целился!
- Главная цель – не всегда главная, - сказал Мастер и улыбнулся.