ч. 1 Дела давно минувших дней

Марфа Звонарёва
 "...У НЕЙ В ГЛАЗАХ УРАНОВАЯ РУДА"ч.1

Ленку всегда выделяли зрелые мужчины. В чем было дело, трудно сказать. Может быть причиной было ее умение внимательно слушать и понимать именно то,что хотели сказать,

а, скорее всего, причиной были глаза - странного серо-зеленого цвета с золотистым кольцом вокруг зрачка, что одновременно создавало впечатление глубокой печали и насмешливости, детской незащищенности и зрелой опытности.

Первый серьезный поклонник Ленкиных глаз появился еще в школе, когда в 9-м классе их послали на картошку. Нужно сказать, что поездки на картошку были неотъемлемой частью жизни советских людей .

Где бы ты ни работал или учился, неотвратимо ,каждый сентябрь, независимо от того был ли это многотысячный коллектив з-да «Серп и молот» или 3 человека аптечного пункта, выделялись люди для работы в колхозах или совхозах , на уборку картофеля.

Был послан на картошку и наш 9"Б",если честно, назвать его «наш» Ленка пока еще могла с большим трудом, поскольку они с подругой Танькой перевелись в эту школу только непосредственно перед началом учебного года.

Татьяна была типичной отличницей –всегда выучены уроки, выглажена форма ,челка не падает на глаза. В нее всегда влюблялись самые хулиганистые ребята, которые становились в ее присутствии кудрявыми овечками.

В то же время в 9"Б" пришли еще две девочки – Люба и Наташа. Вот уж эти-то были настоящие красавицы, хотя и не типичные для семидесятых годов прошлого столетья.

Их рост был сто семьдесят четыре сантиметра, длинные ноги, очаровательные лица : Наташа была похожа на эльфа – миниатюрная головка,очень белая, отдававшая даже в голубизну , нежнейшая кожа, бледно-голубые с поволокой глаза, а Люба – роскошная восточная красавица : черноволосая, смуглокожая, с искрящимися миндалевидными глазами.

Все четверо были совершенно разные, но их объединяло одно – при всей внешней привлекательности они были еще и умны, и скоро стали лучшими ученицами в классе. Татьяна и Люба по химии и биологии, Ленка по истории и литературе, а Наташа считалась талантом номер один по математике во всей школе.

К слову сказать, все четыре девочки сразу как-то познакомились и вскоре крепко подружились, чему не мало способствовала атмосфера недображелательности,а точнее глухой конфронтации, которую устроили им аборигенки.

А как было не устроить, если все ребята в классе вдруг перестали замечать своих, еще недавно закадычных подруг, и расселись вокруг этой четверки, постоянно вертелись возле них на переменах, толпой следовали за ними после уроков?

Поэтому не случайно,на картошке,поселили девчонок отдельно - в начале деревни,в то время как все остальные жили на противоположном конце. Веселое было время! До выпускных экзаменов еще два года, здоровья хоть отбавляй, гормон играет – все хочется узнать и попробовать. И пробовали.

Многие мальчишки именно в этом колхозе выпили свой первый стакан портвейна и поцеловали девочку, кто знает, чем еще занимались они на том конце деревни. Наши красавицы тоже решили впервые в жизни покурить.

Хозяин дома -дед, по крайней мере тогда он им таковым казался, курил махорку. Взяли у него с печки горсть махорки, кусок газеты, свернули козью ножку и, сев на заваленку, стали пытаться курить , передавая эту козью ножку друг другу по-быстрее, т.к. курить было ну очень противно.

В это время вся компания шла с поля на свой конец деревни. Старостой класса была Подрядчикова Люба,которая , подойдя , остановилась и сказала:"Как вам не стыдно, девочки. Вы же комсомолки!".

Это было в начале сентября, а в конце декабря она родила , но перед этим ее водили по старшим классам и она опознавала "виновников", причем указала сразу на нескольких ребят.

Говорили, что малыша она оставила в доме ребенка, а сама поступила в Строительный и стала такой же передовой комсомолкой как и в школе.Ленка никогда ее больше не встречала, но для себя, всех, кто казался ей лицемером, звала – Подрядчикова.

Между тем,опыт с махоркой был настолько действенным,что в будущем никто из этой четверки , так и не закурил, несмотря на то, что в их студенческие годы, курение считалось неотъемлемой составляющей модной девушки.

Дед пропажи махорки не заметил да и относился он к девчонкам очень душевно. Впрочем, душевно он относился ко всем,кто его внимательно слушал.Обрадовавшись свежим ушам,дед , окруженный по вечерам молодежью,без устали рассказывал, как он воевал, каким геройским

парнем был, какие необычайные совершал подвиги, причем в его рассказах всегда присутствовала одна особенность – они делились ровно на три части.

В первой части дед изредка употреблял соленые словечки, смущался и извинялся. Отхлебнув изрядно из бутылки, что покоилась у него за пазухой, он крякал, расправлял плечи и продолжал уже более свободно, поделив лексику ровно пополам.

После очередного хор-рошего глотка наступала очередь третьей части, состоявшей из одних непечатных выражений, в которые случайно закрадывались обычные слова. На этой стадии , как правило, появлялась его жена и уводила деда в дом, спать.

Кем он трудился уже и не вспомнить, но уходил, когда девчонки еще спали, а когда они возвращались с поля , всегда уже был дома – радостно встречал всех четверых, но особенно тепло относился к Ленке.

Именно ей он помогал снимать литые сапоги с высокими голенищами, которые хотя и выглядели щеголевато, но никак не хотели в конце дня расставаться с девичьими ногами.

Это был ежедневный ритуал, который дед не хотел пропустить или уступить кому-нибудь другому, несмотря на все протесты Ленки.

Именно этот человек первым разглядел нечто особенное в глазах девушки и озадачил всех, в том числе и саму их обладательницу,следующей тирадой:

- Вот ведь повезло то мне как! Самые красивые девчонки у меня на постое, чистое золото! Но все равно , не обижайтесь, вот эта ( дед ткнул пальцем в сторону Ленки ) – лучше всех : у ней в глазах – урановая руда !

Вот и промелькнули последние школьные деньки, промчалось лето, наполненное волнениями и страхами не поступить в вузы, постоянной зубрёжкой и замиранием сердца перед списками провалившихся на очередном экзамене.

Сдававшие помнят, что на гуманитарные факультеты Университета предлагались следующие экзамены:
- история СССР с древнейших времён до наших дней - устно; 
- сочинение;
- иностранный язык - устно;
- русский язык и литература-устно.

Лучше всего Ленка была готова по истории,и надо же было так случиться,что именно этот предмет она чуть было не провалила. Билет девушке достался вполне приличный : Генезис капитализма в России и Восстановление народного хозяйства в послевоенный период.

В комиссии сидели две дамы предпенсионного возраста, одна из них - преподаватель Университета,как только пятёрка абитуриентов, взяв билеты, села готовиться,отправилась в буфет и довольно долго не возвращалась.

Вторая - учитель истории одной из школ города,подождав её немного, стала слушать подготовившихся.Вызвала Ленку.Ей понравился ответ на первый вопрос, доброжелательно она кивала и слушая её рассказ о тяжёлых послевоенных годах.

Испытание подходило к концу, когда в аудиторию, нервно хлопнув дверью, буквально ворвалась отсутствовавшая экзаменаторша.Кто испортил ей настроение? Бог весть!Но под горячую руку попалась Ленка.

Не обращая внимания на коллегу,она начала опрашивать её вновь, не дослушивая и раздражённо перебивая.В заключение вынесла вердикт :
- Двойка, безоговорочная двойка!Терпеть не могу этих желторотых выпускничков! Иш, чего захотели - в Университет с первого раза, сразу после окончания школы! Дудки!Вот поработайте, походите на курсы, вот тогда и посмотрим!

К слову,действительно,добрая половина ленкиных однокашников штурмовали Альма матер неоднократно, некоторые поступили лишь с третьего, а то и с четвёртого раза.
Наверно,и её ждала бы такая же участь,но скромная школьная учительница истории оказалась необыкновенно порядочным человеком: она твёрдо заявила, что девочка отвечала блестяще,и за она ей ставит пятёрку.

Их дальнейший спор Ленке слышать не пришлось, так как её выдворили за дверь.Вскоре,вынесли экзаменационный лист, в котором стояла четвёрка.

Милая,добрая,дорогая, именно так хотела бы сегодня обратиться к той смелой своей защитнице Ленка,сказать ей огромное спасибо, что вступилась за совершенно бесправную абитуриентку,за глупую, ничего не смыслившую в хитросплетениях приёмных экзаменов,не ведавшую ни сном,ни духом о каких - то там протеже и взятках, семнадцатилетнюю девчонку.

Только теперь, прожив большой отрезок своей жизни в высшей школе, досконально изучив все стороны этого архисложного организма,она могла,в полной мере, осознать и оценить её поступок.

Жаль,что невозможно поблагодарить этого настоящего человека лично, но, к своему оправданию,Ленка могла бы сказать,что работая и с поступающими в вуз вчерашними школьниками,и со студентами,всегда помнила этот,преподанный ей урок,порядочности и доброты.        

Итак - четвёрка!Это по предмету, который знала назубок, а какие же оценки тогда ждали её по остальным предметам? Придя домой она так ревела в голос, что,вернувшаяся с работы мама,нашла её совершенно безголосой, с опухшим носом и красными глазами.

Сдавать дальнейшие экзамены мама запретила, а на семейном совете было решено продолжать семейную традицию и поступать на следующий год в строительный.
Но человек предполагает, А Господь располагает!

Проводником высочайшей воли выступила Томка. Она поступала вместе с Ленкой и тоже получила "четыре", но в отличие от подруги, ничуть не расстроилась и собиралась сдавать и дальше.

Следующим был экзамен по английскому языку, и Томка уговорила Ленку пойти на него, благо у той был экзаменационный лист, и помочь ей, раз уж сама сдавать не хочет.Зашли вместе и Ленка сделала всё возможное, чтобы помочь подруге : передала перевод текста, составила вопросы,написала предложения к топику( разговорной теме).

На каждый поворот в сторону Томки она получала замечание от экзаменатора.Наконец,видимо,устав от этого,председатель комиссии, в последствие оказавшаяся заведующей кафедрой романо-германской филологии добрейшей и интеллигентнейшей дамой, вызвала Ленку к столу.

Только теперь девчонка заглянула в свой билет, отвечать пришлось с листа.Слушали её доброжелательно,затем перешли на свободную беседу об увлечениях, семье и школе. Итог - пятёрка.

Сочинение было написано по гоголевскому "Ревизору."В списках двоечников подруг не оказалось.

И вот последний рубеж - устный экзамен по русскому языку и литературе. Предложение препарировано по всем частям тщательно и верно;раскрыты все проблемы лирических произведений Маяковского и образы типичных представителей феодально-крепостнического строя в бессмертном произведении Грибоедова "Горе от ума".

Члены комиссии доброжелательно улыбаются и кивают головами.Остаётся лишь отрывок наизусть - монолог Чацкого.О! Ленка предчувствует победу.Монолог заучен до автоматизма и много раз читан на публике, перед домочадцами и друзьями.

Её душа наполняется восторгом ,глаза сияют и уже, практически,студентка, начинает читать своим глубоким грудным голосом. Вот и конец монолога,Ленкой овладевает какой-то непонятный кураж, и она уже просто парит:
...Скорее к тётке, в глушь, в Саратов
   Сюда я больше не ЕЗДЕЦ ( ! )
   Карету мне, карету...
В аудитории повисла тишина. С трудом осознав, что произошло,Ленка обречённо опустила голову, а когда подняла её и посмотрела на членов приёмной комиссии своими магическими глазами,они весело прыснули и поставили девушке-"отлично". Видимо, и здесь не обошлось без урановой руды...

Возможно именно её наличием объяснялось определенное притяжение, которое испытывал к Ленке один из самых грозных профессоров факультета – Вилен Израельевич Берг.

Несмотря на пятый пункт, это был наиболее уважаемый и завидуемый преподаватель. А как же было ему не завидовать? Профессор был пугающе умен и чертовски красив той зрелой мужской красотой, которую можно только заслужить, заслужить всей жизнью.

В свои пятьдесят пять лет он был строен и изящен, чему не мало способствовали его щегольские костюмы( где он их только доставал в те времена?), безукоризненно белоснежные сорочки и стильные галстуки.

Впрочем, и в спортивных шортах ( это в семидесятые – то годы !) и футболке, верхом на гоночном велосипеде(профессор часто приезжал на работу именно так,а затем переодевался) он выглядел как денди.

Его не портили ни поредевшие, тронутые сединой волосы, ни очки с толстыми стеклами, за которыми прятались грустные, все понимающие глаза. Картину дополнял сочный, бархатный голос: то вкрадчивый, то жесткий, то насмешливый.

Но особую зависть коллег вызывал берговский научный и преподавательский талант. Его лекции походили на настоящие спектакли,а он,как истинный артист,так захватывал аудиторию своим обаянием, глубиной знаний, умением доходчиво и просто растолковать самое трудное и непонятное, что порой только звонок возвращал слушателей к реальности.

Студенты его боготворили и смертельно боялись, поскольку сдать его предмет с первого раза удавалось лишь единицам. На факультете про Вилена ходили легенды, в одной из которых фигурировала и Ленка.

Экзамен у Берга проходил следующим образом – он запускал пятерку студентов, давал им свои вопросы, не признавая никаких билетов, а затем по-дружески, на равных, беседовал обо всём, попутно выясняя и уровень знаний,и эрудицию, и способность мыслить, и умение соображать.

На экзамене в зимнюю сессию Ленке удалось завести Берга в дебри рассуждений о «пламенеющей готике», он увлекся и даже вступил с ней в полемику,но, затем, опомнился, рассмеялся и... поставил ей пятерку.

А когда наступила летняя сессия, и перед экзаменационной аудиторией, по многолетней факультетской традиции, образовалось две группы, зачумленная Ленка, готовившаяся к экзамену четыре дня и три ночи, присоединилась все-таки к первой группе.

Никто не помнил в какие годы это началось,но ленкиным однокашникам досталось от старшекурсников,а они оставили это следующим поколениям.

Итак, первая группа(еще не сдавшие экзамен) заунывно пела на мотив основной темы из к\ф "Мужчина и женщина": Вилен Изра-е-левич Берг,Вилен Изра-е-левич Берг, Вилен Изра-е-левич Берг, Вилен Израаа-е-ле-ви-ич Бе-ерг!

А вторая группа, уже сдавших свои посредственные знания на "хорошо" и "отлично" и даже (слава Богу !)на "удовлетворительно",пела на мотив "Трёх поросят": "Нам не страшен этот Берг, этот Берг, этот Берг..."

Казалось бы – глупость, но традиция, а может быть суеверие не давали ей прерываться вплоть до начала девяностых годов, когда все закончилось само собой после отъезда Вилена в Америку, где он стал ведущим профессором Калифорнийского университета.

Лет через двадцать после описываемых событий, будучи в командировке в Америке, Ленка оказалась на мосту Голд гейт,в Сан-Франциско, и вдруг услышала знакомый бархатный голос.

Вилен,заметно постаревший,но все такой же импозантный,обнял ее,троекратно,по-русски, расцеловал и шепнул, что лучшие годы остались в России. К сожалению, они оба были со спутниками и оба спешили.

Но все это будет потом, а в данный момент Ленка заходила в аудиторию совершенно ничего не помня из тех толстенных фолиантов, которые она штудировала все предыдущие дни.

Берг раздал свои вопросы, а дойдя до Ленки, заглянул ей в глаза и вдруг спросил:
- Учили?
Ленка завороженно кивнула.
- Давайте зачетку, пять!

Так девчонка вошла в одну из факультетских легенд о профессоре Берге, ибо,ни до,ни после у него никто не получал дабл файв( пятёрку два раза) да еще и за красивые глаза ! Видимо, таково было воздействие урановой руды !
       
На одной из лекций профессор обмолвился, что осенью собирается во Львов и возьмет с собой нескольких студентов, которым эта поездка зачтётся как практика.

Подошел сентябрь и поездка действительно состоялась. Вилен взял с собой семь человек, в том числе и Ленку.

Теперь, когда приходится читать или слышать о какой-то болезненной ненависти к России и русским, исходящей с Западной Украины, Ленка ощущает почти физическую боль в сердце, ведь Львов для нее так и остался чудесной сказкой, прекрасным приключением, полным теплоты и нежности.

Никогда не изгладится из памяти изумрудная зелень Стрыйского парка, таинственный полумрак Лычаковского кладбища, величавая красота ансамбля Русской улицы. А площадь Рынок, а средневековая аптека, а уютная Потсдамча?

Львов, несмотря на ежедневный дождь, запомнился нарядным и веселым – чистенькие дома под черепичными крышами, улицы, полные улыбающимися людьми,которые сидели в уютных кафешках, ели шашлык, пили пиво, а чаще всего кофе, и этот кофейный запах, смешиваясь с терпким ароматом осенних цветов, придавал городу особенный, праздничный колорит.

Практика заключалась в бесконечных прогулках по этому замечательному городу, многочисленных экскурсиях, встречах с художниками, реставраторами, артистами и братьями- студентами.

Время пролетело мгновенно, и только в вагоне обратного поезда студенты притихли и погрустнели – неужели сказке конец ?

Но для Ленки сказка только начиналась...

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ