Глава 5. Подружка

Софья Мартынкевич
…из дурного общества, так же как и из разврата, извлекается некоторая выгода; утрата невинности вознаграждается утратой предрассудков. В обществе злых, где порок выступает без маски, мы по-настоящему и распознаем предрассудки.
Д. Дидро. «Племянник Рамо»

Я тебе верен: ты единственная женщина, которой мне хочется изменять.
Фредерик Бегбедер. «99 франков»

Утром я получила смс от Гали: «С добрым утром! Иду на работу через парк – здесь так красиво! Я чувствую запах дымка твоих тоненьких сигарет и чернослива. Еще здесь пахнет акварелью, дождем и детством. Я сегодня освобожусь пораньше, может, встретимся?»
Я говорила ей, что курю, потому что не зажженная сигарета пахнет черносливом, а от зажженной дым танцует безумно красиво. И мне нравится думать, что этот вкус, который остается во рту – вовсе не дым сигарет, а привкус моей души. Я пригласила ее в гости.

Галя пришла, когда я прилегла на время. Сломанная нога ныла всю ночь, и к середине дня я была совсем без сил. Я открыла Гале дверь и снова плюхнулась на кровать.
-Прости, я не спала всю ночь, мне кажется, я вот-вот умру от усталости.
-Хочешь, я сделаю тебе массаж? Я как раз записалась на курсы.
Стоит ли говорить, с какой радостью я приняла это предложение? Однако скоро моя радость сменилась тревогой. Пока Галя массировала мое тело, я не могла отделаться от физического влечения к ней. Это было, по меньшей мере, странно, так как я никогда прежде в лесбийских наклонностях замечена не была. Но с этим дурацким гипсом Женя уже несколько недель ко мне не притрагивался. Да и вообще супружеский секс слишком рано сошел практически на нет – стал пресным выполнением обязанности – по сравнению с тем, что бывало раньше... Хотя и раньше Женя не то чтобы блистал… В общем, я чувствовала себя священным инкубатором, но уж никак не женой в полном смысле этого слова.
Прошло минут двадцать, я уже видела пикантные картинки со мной и Галей в главных ролях, поэтому решила, что хватит, пора сматываться от самой себя, пока не поздно. Галя болтала как ни в чем ни бывало, в то время как я кусала губы в кровь. Мой бедный муж, тебе досталась самая неверная жена в мире: она готова изменять тебе даже с медсестрами. Я сказала, что хочу в туалет, поднялась, быстро нацепила футболку и зашла в ванную. Почти рухнув на унитаз, я обхватила голову руками и так сидела некоторое время, пытаясь отрезвиться. Когда руки стали дрожать чуть поменьше, я выдохнула и пошла варить кофе.

Обожаю спрашивать людей «Ты чай или кофе?». Думая, что я предполагаю пропущенное слово «предпочитаешь», они говорят о напитках. Но я спрашиваю о том, что хочу знать.
Человек-кофе густой, насыщенный. Черная душа. Потемки. Тонкий аромат, изящество. Смесь горечи робусты с кислинкой арабики – в разных пропорциях. Изысканность на грани с извращенностью. Бывает с сахаром (попроще), корицей (поинтересней), лимоном (поактивней) или молоком (поэгоистичнее). А бывают без примесей (просто шик). Но это на поверхности. А на дне черная, твердая суть. Ее крупинки не стоит пытаться проглотить: можно поперхнуться.
Чайные души полегче. Часто помешавшись на факте жизни, они забывают об ее отличии от биологического существования. Предпочитающих черный чай характеризует честность, консервативность, иногда – занудство. Зеленый чай любят щеголи и оптимисты, уверенные в тонкости организации лишь собственной души, иногда легкомысленные, всегда озабоченные поддержанием формы. Как правило, это скользкие типчики (запах хорошего зеленого чая должен отдавать рыбой). Если человек предпочитает травяные смеси, он чаще всего является очень глубокой натурой, мечтает прожить долгую, правильную жизнь. От таких вряд ли получишь удар ножом в спину. Сладенькие. Это те самые настоящие друзья, о которых Оскар Уайльд говорил, что они зарежут спереди. Фруктовые чаи любят люди инфантильные, часто наивные, но непростые. Они любят экзотику и острые ощущения. Во гневе страшны. Про любителей белого чая я не знаю ничего. Его люблю я. Его и кофе. И мужа... И хватит.
 
Я мыла Галину чашку, когда она ненадолго вышла из кухни. На бортике остался след ее помады. Вот к этому месту прикасались ее губы…
Я сделала это непроизвольно. Просто закрыла глаза и машинально поднесла ее чашку ко рту. В этот самый момент она вернулась. Остаток ее помады оттенил мои губы. Я и сама не успела до конца осознать, что происходит, когда она быстрым шагом подошла и вдруг меня поцеловала.

Эта девушка знала меня с самого начала лучше, чем кто-либо. Похоже, даже лучше, чем я сама знала себя. Но хуже всего то, что я не просто столкнулась с человеком, как нельзя лучше чувствовавшим мое тело (мне это было не впервой). Она, казалось, уже знала и о наличии скелетов в моем шкафу.
Стыдно признаться, но эта женщина, которую я считала наивной чистой девочкой, совратила меня (вторично). Шутка ли? Заставить женщину, ставшую уже женой, потерять невинность (вторично).

Мне это было впервой и странно.
Слишком маленькое лицо, слишком тонкие губы, слишком гладкая кожа, слишком смелые пальцы, слишком гибкое тело, кухонный стол. И другое. Тело, в смысле.
Но есть некоторые действия, которые только женщина... Просто потому, что знает... Хм... Я никогда не испытывала ничего подобного. Она разбиралась в женском теле даже лучше, чем... Она знала, с какой силой сжать, чего коснуться и в какой момент, знала каждый уголок… Я не помню, как мы перешли в спальню.

В комнате пахло двумя женщинами, пахло разведенным уксусом и кислым молоком. Воздух был душный, я открыла окно.
Стоит ли объяснять, почему именно Галя стала первым человеком, кому я доверила тайну, мучившую меня столько лет? Мужчины всегда доверяют секреты своим любовницам. О каком мужчине речь? Им стала я. Она делала меня такой. (Или таким?..) До мозга костей я всегда была женщиной. Но костный мозг – далеко не самая глубинная моя сущность, как оказалось. Где-то еще глубже, еще менее заметно во мне, таится мужчина. Жаждущий власти, завоеваний, независимости и потребления. И в отношениях с противоположным полом я не только отдаю себя как женщина. Я одна из немногих юбчатых, которые умеют брать.

Мы завели разговор о людях, которых мы никогда не забудем – с которыми мы переходили грань или делали что-то значимое впервые. Я курила ее сигареты в нашей с Женей постели, стряхивая пепел в свою чашку, когда она рассказывала о ее первом мужчине. Потом Галя спросила, кто из моих знакомых останется в моей памяти навсегда.
Люди напрасно считают, что, раскрывая свои тайны, их собеседник демонстрирует им свое доверие. Нет, нет, и еще раз нет! Просто невысказанная тайна тяготит человека. Раскрыв ее, он вскрывает свой мозоль, натирая своими откровениями мозоль тому, кто его выслушал. Иными словами, перекладывает с больной головы на здоровую. И можете не сомневаться, узнавший тайну поступит так же. Порядочные люди передают все по секрету лишь тем, кто вряд ли когда-то познакомится с первым рассказчиком – или скрывают имена. Так или иначе, любая тайна всегда становится достоянием общественности. Иногда дает тему писателю, иногда почву для сплетни скучающей дамочке – но в полном смысле слова «тайной» эта запретная правда не остается никогда. Не понятно, зачем люди вообще придумали слово, обозначающее столь неприложимое к жизни явление. Это даже глупее всех философских терминов вместе взятых или забавного слова «навсегда».

- Есть один человек, - я выпустила струйку дыма и прищурилась. Как-то колко сходили эти слова с моего языка. - Он художник. Рисует птиц… Не потому, что одержим любовью к пернатым – просто они у него хорошо получаются, - Я глубоко и с удовольствием затянулась. - Он рисует их на фоне достопримечательностей Львова, чтобы потом продать туристам… Женщины ему тоже видятся как птицы. Перелетные, - Я усмехнулась сама своей шутке, в которой была доля шутки. Затушила окурок и взяла вторую сигарету. Галя знала, что делать, когда я курила одну за одной. Говорить со мной - чтобы потом долго слушать.
-Мне показалось, или Полечка ревнует? – она лукаво улыбнулась и поцеловала мое плечо.
-Я никогда его не ревновала. Да и незачем было: он всегда был моим.
-Ооо, дорогая… Кажется, тут пахнет жареным? Рассказывай, - она села по-турецки на постели, напротив меня, приготовившись слушать мой долгий монолог. Ну до чего ж бесстыжая, хоть бы простыней прикрылась.
Странное дело, я впервые видела человека, который настолько интересовался моей жизнью. Это было чертовски приятно: обзавестись психоаналитиком и подружкой в одном лице – бесплатно. По совместительству еще и любовницей… Вряд ли на небе это одобрят, но все же это, наверное, лучше, чем если бы я сорвалась на измену с мужчиной… Впрочем, кажется, на другого мужчину у меня не хватило бы смелости… А черт меня знает! Никогда не угадаешь, в какой момент твое тело тебя предаст.
Я рассказывала ей о человеке, перевернувшем мою жизнь, научившем меня большей части всего, что я знаю о людях. (Если не считать маминых уроков). Но я говорила абстрактно, не называя его имени и не говоря, кто он. Даже когда Галя спрашивала меня в лоб, кто он и как его зовут, я увиливала от ответа, порой довольно неуклюже. Наконец Галя обиделась:
-Ты говоришь о нем, при этом ты не называешь его имени. Я не понимаю: если ты уже говоришь, так говори нормально! А не загадками. Если ты не хочешь называть его имени, так не говорила бы о нем вообще. Я ведь не пытаю тебя, в конце-то концов.
-Галя, брось. Ты путаешь тайну с загадкой. Я говорила тебе, у каждого есть свой скелет в шкафу. Это – мой. К тому же, я предпочитаю не называть этого имени еще и потому, мне так проще стараться не думать о нем.
-Да чем больше ты себе это запрещаешь, тем сильнее тебе хочется этого! Скажешь, нет?
-Ты была права. Прости, мне не стоило начинать.
-Полина, ты мне доверяешь?
-Я никому не доверяю.
-…Очень жаль, - Она посмотрела мне в глаза, но забыла, что я все-таки не до конца мужчина. Не проняло меня. Галя стала собирать вещи. Смешная. Какое-то ребячество.
-Галя, подожди, не обижайся.
-Да все в порядке, - она продолжала.
-Галь, ты ведешь себя, как ребенок, ну честное слово! Почему ты не думаешь, что мне может быть просто неприятно об этом говорить?
-…Может быть, я так не думаю, потому что ты уже говоришь об этом? Ну, я ведь спокойно рассказываю тебе свои секреты, не боясь, что ты кому-то это передашь?
Меня так и подмывало сказать, что Галя ничего не знает о секретах и боязни их рассказать. Но я сдержалась. Она уже и так знала обо мне слишком много. И мне не хотелось портить с ней отношения еще и потому, что я действительно дорожила ею. В кои-то веки у меня была настоящая лучшая подруга… Ну, детали опустим.
Перед Галей больше нечего таиться. Фактом больше, фактом меньше - какая разница. Предаст – буду считать, что Бог меня при жизни покарал.
-Подожди. Хорошо, я расскажу. Но пойми, если кто-то об этом узнает, я погибла.
Так я снова подставила шею другому человеку, хотя однажды уже зарекалась не повторять ошибку никогда. Но невысказанная тайна… Это что-то ужасное. Она доводит тебя до состояния моральной тошноты, в определенный момент ты ощущаешь необходимость очиститься от нее, это становится почти физиологической потребностью. К тому же, человек, обремененный тайной, всегда хочет рассказать о наболевшем, просто чтобы убедиться в правильности своих суждений. Или в надежде на то, что кто-то скажет, что его грех – это и не грех вовсе. А так, оплошность. С кем не бывает?..

Гале я все рассказала с момента знакомства с Владом. Хотя стоило, наверное, начать с тех поездок к бабушке на лето, когда я была чистым ребенком с фиалковым взглядом и патологической любовью к животным, когда просто наслаждалась солнцем и не грешила просто потому, что не имела возможности. Я не собираюсь оправдываться ни перед кем – тем более перед вами. Но я хочу, чтобы вы знали: я была хорошим ребенком, как и вы, как ваши дети, как дети ваших друзей.