Ничто, ничто мы не скроем. Былинка

Александр Раков
Человек — существо быстротекущее. Сотрет компьютер эпизод — и ни за какие пироги не восстановить его в первоначале: пишешь близко, но уже не так. А если после этого время пройдет, то мысль может изменить направление, и пишешь совсем о другом. Иногда я открываю одну из своих вышедших книжек, с удивлением читаю собственные напечатанные мысли и думаю: «Неужели это написано мной?»

Речь идет не о стиле — о том, как думалось в ту минуту. К чему я веду? Да вот к чему. В светских кругах давно не затухает спор, можно ли читать чужие дневники после смерти автора. Но это всего лишь вопрос этики.

Православие требует от христианина духовной работы, поэтому Святые Отцы настоятельно советуют следить за собой, за своим внутренним миром — и запечатлевать даже малейшие колебания души. Это помогает духовному росту. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Пусть каждый даст себе отчет в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да перестанет грешить; если не согрешил, да не хвалится тем, да пребывает в добре и да не предастся нерадению, — и ближнего не осуждая, и себя не почитая праведным, дондеже приидет Господь, испытующий тайное».

А поскольку ошибки и преткновения на тернистом пути спасения одинаковы у большинства людей, момент узнавания собственного опыта в чужих «записках» открывает, во-первых, что «грешнейший паче всех человек» борим теми же грехами, что и автор. Во-вторых, в «записках» читатель находит не только схожие мысли, но и описание того, как поступил другой в подобном случае. Ведь вовсе не обязательно, чтобы твой духовный дневник был опубликован. Ты вправе открывать его ближним или не откры-вать его никому — главное, чтобы дневник приносил пользу.

Далеко не каждый может показать свою душу всем. Поверьте, это нелегкое дело. Но прошу поверить и в то, что автор не принимает на свой счет и хвалебные слова, которые говорят получившие помощь люди. Господь через духовника благословил писать, и по-ка смогу, я писать буду. А благодарные письма читателей — великое подспорье: они заставляют быть требовательным к себе не только на словах, но и на деле. Вот такие мысли пришли мне в голову после прочтения письма Игоря:

«Мир вам! Прочел третью книгу «Заветные узелки» и «Время странствования», и такое умиление нашло на меня, такая приятная грусть, что захотелось, чтобы не заканчивалась эта книга. «Записки редактора» — это духовный ежедневник, это искренняя боль души каждого человека. Читая «записки», находишь именно что-то свое, сказанное для тебя или сказанное как бы тобой. Создается впечатление, что ты давно знаешь автора — он твой друг! — и его доверительная беседа с тобой, это сокровенный разговор по душам. Автор делится своими победами над собой и ошибками, он ищет себя и духовного собеседника. Иногда чувствуешь, что автор буквально сдирает с себя плоть и обнажает душу, чтобы помочь ближним, помочь нам открывать сердца, держать в узде свои поступки и страсти, прощать и просить прощения у Бога — только Милосердный Господь может простить нам самый мерзкий грех. «Записки» — это тихая и добрая беседа с автором, а главное — с самим собой…»
р.Б. Игорь, 43 года, инвалид-колясочник, Ростовская область.

С народом моим предстану,
А Ты воздвигнешь весы,
Измеришь каждую рану
И спросишь про все часы.

Ничто, ничто мы не скроем, —
Читай же в наших сердцах, —
Мы жили, не зная покоя,
Как ветром носимый прах.

Мы много и трудно грешили,
Мы были на самом дне,
Мечтали средь грязи и пыли
О самом тяжелом зерне.

И вот он, колос наш спелый.
Не горек ли хлеб из него?
Что примешь из нашего дела
Для Царствия Твоего?
 Елизавета Кузьмина-Караваева †1945
       
       "МЫ ВСТРЕТИМСЯ, МАМА, НА ТОЙ ВОН ИСХОЖЕННОЙ УЛИЦЕ"
30 сентября, память вмцц.Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — именины мамы. Медленно иду по аллее к маминой могиле. Желтеющие деревья тихо стоят в безветрии, и только слышно, как опускаются вниз отмирающие листья, покрывая землю желто-зеленым ковром. Заросшее кладбище действует на душу умиротворяюще; как хорошо, что мама похоронена не на виду, что скрыта от посторонних глаз, и случайных людей здесь не увидишь.

Золотом осени покрыта земля у креста. Крест бетонный, и мне немного не по себе, что не смог поставить маме красивый гранитный памятник. Ну да не в надмогильных камнях наша помощь усопшим: усопшие нуждаются в наших молитвах, — успокаиваю себя.

Прошло 3 года, 8 месяцев и 6 дней со дня ухода мамы. Я прислонил к кресту букет ромашек, которые она так любила, и вдруг почувствовал, что неизбывное горе утраты прошло, а в душе поселилось успокоение: меня перестал мучить вопрос о маминой посмертной участи. Я думал, буду носить в себе боль до конца дней, но Господь смилостивился надо мной. Я перестал видеть маму во снах, наши короткие разговоры прекратились. Не знаю, что случилось; быть может, по молитвам многих людей, которые откликнулись на мою просьбу, или действительно время лечит душевные раны…

Здравствуй, мама! И я рассказал маме обо всем, что произошло в моей жизни за последнее время…

Мы встретимся, мама, на той вон исхоженной улице,
Куда ты так часто ступала стопою небесной,
И мы не обнимемся даже и не поцелуемся,
И мы обойдемся с тобой без взаимных приветствий.

Но «мама» шепну я — и вспыхнет жар-птицею дерево,
И как бы в упор на меня изольется сиянье,
И мигом вернется ко мне все, что было потеряно, —
Потеряно все, но осталось вот это свиданье…

Ах, мама, меня ты коснулась ладошкой убогою,
Зачем же ты в смерть закатилась, как серый клубочек,
В какую-то даль, где лицо сторожит тебя Богово,
Но все же тебя отличает от мертвых и прочих.

Но все же тебя выпускает из склепа подземного,
Чтобы ты спросила, как живы-здоровы соседи,
И сына увидела — спасшегося и блаженного;
Он тем и спасен, что тебя воскрешает от смерти.
Вениамин Блаженных

       "О РУСЬ, ЗАБУДЬ БЫЛУЮ СЛАВУ"
Неполная хроника одного дня:

;В зоне грузино-осетинского конфликта получили ранение два грузинских военнослужащих;

;В столице Филиппин Маниле произошло землятрясение силой более шести с половиной баллов;

;Число жертв теракта в Египте достигло 35, более 120 ра-нено;

;Похищенный в Ираке британский инженер Кеннет Бигли убит;

;В пакистанском городе Мултан тысячи мусульман-суннитов вышли на улицы под лозунгом: «Отомстим за гибель единоверцев!»;

;Кабул ночью подвергся ракетному обстрелу;

;В Париже возле посольства было взорвана бомба; ранены 9 человек;

;В Пятигорске убит депутат краевого законодательного собрания Анатолий Плющенко;

;15 погибших при захвате школы в Беслане до сих пор не опознаны…

Читатель! Когда вы будете читать эти строки, весь ужас Бесланской трагедии останется далеко позади. Логика событий подсказывает, что впереди нас ждут новые зловещие испытания. Терроризм — лишь часть антихристова плана. Посмотрите, как уплотнилось, а, может быть, и ускорилось время: за несколько лет сменяются поколения технических устройств, мир опутывает паутина интернета и телевидения, множатся природные катаклизмы, религиозный экстремизм, и в головах у людей путаницы еще больше. Тяжелые времена ожидают нашу Родину.

Схиархимандрит Серафим (Тяпочкин †1982) говорил то, что открылось ему о будущем России, не называя дат, ибо свершение сказанного зависит от крепости веры русских людей: Сибирь будет захвачена китайцами; развал России, несмотря на кажущуюся силу и жесткость власти, произойдет очень быстро.

Сначала разделятся славянские народы (произошло. — А.Р), затем отпадут союзные республики (на наших глазах завершается. — А.Р.) — прибалтийские, среднеазиатские, кавказские и Молдавия. Слабеющая власть не сможет удержать отделение автономных республик и областей. Дальше пойдет еще больший развал: власть центра перестанут признавать отдельные регионы, стараясь жить самостоятельно.

Китайцы завоюют Урал и захотят пойти дальше, но Россия должна выстоять в этой битве. Завоеватели жестоко расправятся со всеми, кто окажет сопротивление. Запад будет способствовать ползучему завоеванию нашей земли и всячески поддерживать военную и экономическую мощь Китая из ненависти к России. Старец говорил, что Господь допустит потерю огромных земель, потому что мы не смогли их достойно использовать, а лишь загадили, испортили дарованное нам.

Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.

О, Русь! забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен…
Владимир Соловьев †1900

Но за Россией останутся земли, бывшие колыбелью русского народа. Это территория Великого Московского Княжества ХVI с выходом к Черному, Балтийскому и Северным морям. Россия не будет богатой, но все же сможет сама кормить себя и заставит считаться с собой. «Россия перед вторым пришествием», М, Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1993, Т.II, стр.473. Похожие пророчества есть и у других старцев…

Обратятся империи в пыль
И валы океанские — в сушу.
Но Господь сохранит Израиль,
Русь Святую — смиренную душу.

Прахом дума земная пойдет,
И надежда, и слава земная,
И от гнева устанет народ,
Знаков неба не распознавая.

И сгорит гордый мир, как ковыль, —
До последнего дома разрушен…
Но Господь сохранит Израиль,
Русь Святую — смиренную душу.
 Андрей Попов, Воркута