Испортили песню...

Геннадий Лагутин
Оживленная автотрасса между двумя крупными городами. По нескольким полосам в одну и в другую сторону мчатся автомашины: легковушки, грузовые. Большое количество дальнобойных фур. Многие с прицепами. Всегда поражался, как водители управляются с этими мастодонтами.

По необходимости пришлось выехать рано, без завтрака. Время к обеду, чувствую позывы голода. Начинаю высматривать где бы остановиться пообедать. Впереди, на обочине симпатичный домик-кафе, с интригующей вывеской "Как у мамы". Чуть дальше вижу площадку и знак "Стоянка автомобилей". На площадке с десяток дальнобойных фур, еще какие-то авто. Заруливаю на площадку, нахожу себе место для парковки. Около дверей кафе, почти впритирку, стоит роскошный "Бумер" со столичными номерами.

Вхожу в кафе. Кафе, как кафе. Таких десятки на трассе. Столики, стойка. И в то же время, сразу ощущаешь какой-то приятный уют. Когда внимательно посмотришь, понимаешь, что здесь старались максимально приблизить обстановку к домашней. Простенькие дорожки на полу. Столы накрыты скатертями. Цветочные горшки на окнах. Репродукции картин в простенках. Смотрится все довольно мило.

-Обедать будете? - спрашивает у меня девушка за стойкой. Она симпатичная, светловолосая и светлоглазая. На вид ей лет шестнадцать.
-Да, надо бы пообедать! - отвечаю я и начинаю глазами искать меню.
-Вы, наверное, меню ищете? У нас его нет. Мы готовим просто обед из трех блюд.
Если вам не подходит, чуть дальше за автостоянкой есть еще одно кафе - там выбор большой!

Перспектива тащиться в другое кафе, меня почему-то не прельстила.

-А чем кормите?
-Обед моей мамы! Салатик из помидорчиков со сметанкой, украинский борщ с пампушками, макароны по-флотски и компот! Ну, так как?

Как-то это она так вкусно сказала, что мне тут же захотелось украинского борща с пампушками, макарон по-флотски и помидорчиков в сметане и компота!
-Обедаю! - решительно сказал я. Девушка весело засмеялась.

-Тогда садитесь за столик, я сейчас вам все подам! Вот там есть место.
 
Я подошел к указанному столику. За ним сидели двое мужиков среднего возраста, в брезентовых штормовках, слегка заросшие. На полу у ног валялись тощие рюкзачки.

Таких мужиков я называю, про себя, "геологами". Раньше так в экспедициях геологи одевались.
 Много сейчас в России подобных неприкаянных, которых судьба несет куда-то, а куда вынесет один Бог знает. Бродят они по свету в поисках счастья, а найдут ли? Кто ведает? Кто они? "Бомжами" их язык не поворачивается назвать. Работяги! Умеют делать все: и дом построить и трактор починить… Только не оседают нигде. Словно цыган тянет их дорога.

-Присаживайтесь, пожалуйста! И на нас с другом внимания не обращайте! Извините нас! - один "геолог" показал рукой на стол, где стояла початая бутылка водки и два стакана. И никакой закуски!!!!!

Я замахал руками - ничего, дескать, мужики! Продолжайте свое дело!

Они и продолжили. Пили они странно. Налили себе на два пальца, чокнулись без слов, выпили, рукавом занюхали и мрачно уставились в столешницу.

Меня давно подмывает написать что-то о том, как пьют в России. Согласитесь, когда пьют с похмелья, это совсем не то, когда пьют, чтобы напиться! Когда пьют с горя, это не то, что пьют с радости. Почему эти двое пили так странно, не знаю. Ни на что это не было похоже.

Я огляделся. В другой половине кафе, сдвинув столики обедала группа мужчин, по виду шоферов. Видимо это их трейлеры стояли на стоянке. За соседними с нами столиками, по-моему тоже неторопливо обедали водители. В кафе было тихо. Слышался только говор людей, да позвякивание посуды.

Из общего фона выбивалась тройка молодых людей, сидевших рядом со стойкой. Они неторопливо прихлебывали пиво из бутылок. На столике у них стоял небольшой магнитофон и такая специфическая сумочка, в которой обычно держат документы на право вождения автомобилем, ключи… Не знаю, как их сейчас называют. Раньше "барсетками" звали. Судя по одежде, по тому, как они развалясь сидели, это были пассажиры "БМВ", стоящей у самых дверей. Разговаривали они, достаточно громко, не обращая ни на кого внимания.

В это время девушка поставила передо мной поднос с обедом. Я втянул носом запахи и почувствовал, что начинаю истекать желудочным соком. Я давно научился определять вкус пищи только по запаху. Не подводило меня еще это умение. То что стояло передо мной на подносе…Мммм! Пахло это обворожительно.

-Кушайте, на здоровье! - обратилась ко мне девушка.
-Спасибо, милая!
-Дядь Саш! - обратилась девушка к моим соседям. - Может принести чего … закусить?
Денег не надо!
-Ты, Светланка, оставь это. Деньги у нас есть. Случай не тот.

Я принялся за еду. Сказать, что это было вкусно, это не сказать ничего. Это был харч богов. Это были нектар и амброзия. Это было то, что вкушали боги на Олимпе. Я просто обалдел. Я очень люблю борщ. И он был именно таким, каким я его люблю и какой мне редко приходилось есть. Пампушки таяли на языке. Такие макароны по-флотски я бы ел каждый день. Обед был проглочен в минуту. У меня в голове, даже начала зреть мысль, а не повторить ли весь комплекс сначала? Отпугнула только перспектива ехать дальше с переполненным желудком. Вот если бы поспать после этого…

Я прихлебывал компот и блаженствовал. Соседи снова налили на два пальца и повторили процедуру. Они посидели молча. Вдруг один из них, с тоской, из глубины утробы выдавил: - Оооох!
 Он зажмурил глаза, замотал головой и громко, на все кафе простонал, а не выговорил: - Песню бы сейчас! Душа песни требует!

В группе водителей-дальнобойщиков, уже закончивших обедать произошло движение.
-А что? Ксюша! Уважь всех нас, спой, пожалуйста!
-Придумаете еще что! Занята я! - ответил женский голос.

Только тут, я заметил, что за стойкой стоит женщина, лет сорока. Невысокая, миловидная, в цветном платочке.
-Спой, Ксюша! - настойчиво, но мягко сказал один из них, видимо старший.
-Ты, Володя, вечно меня в краску вгоняешь! Ну, какая я певица!
-Ксюша, стоп! Уважь! Люди просят!

Женщина стянула с головы платок: - Ну, не обессудьте!

Она скрестила на груди руки и запела. Признаться, я ждал что-либо, типа "Ой, мороз-мороз, не морозь меня…. Но услышал нежданное.

Меж высоких хлебов затерялося,
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося,
И на нас невзначай набрело.
Горе горькое по свету шлялося,
И на нас невзначай набрело.

Я не знаток пения, не знаю, чем отличается голоса, как они толком называются, чем отличается бас от баритона… Но это! Мне почему-то сразу пришел в голову термин "грудное контральто". То, что это ГОЛОС настоящий, у меня сомнений не было. Такому голосу в театр бы, в оперу. Грудное контральто. Не знаю, даже, существует ли такой?

Ой, беда приключилася страшная,
Мы такой не знавали вовек!
Как у нас, голова бесшабашная, -
Застрелился чужой человек.
Как у нас, голова бесшабашная, -
Застрелился чужой человек.

В пение Ксении вплелся еще один голос. Я увидел, что обняв женщину за плечи, рядом стоит давешняя молоденькая девушка и поет вместе с ней. Голоса сплетались, как в венке из полевых цветов, переливались. Хотелось закрыть глаза и плыть, плыть по волне мелодии.

В том, как женщины пели эту песню, была неясно откуда взявшаяся избяная бабья тоска, зимние без просвета вечера в курной бревенчатой хате, свет лучины и голос плачущего младенца в зыбке!!!! Откуда у них это? Ведь не могли они знать всего этого? Что это за волшебство? Генная память?

Суд приехал... допросы... тошнехонько...
Догадались деньжонок собрать.
Осмотрел его лекарь скорехонько
И велел где-нибудь закопать.
Осмотрел его лекарь скорехонько
И велел где-нибудь закопать…

Я посмотрел вокруг. Боже мой, какие я увидел одухотворенные лица! Лица людей впавших в волшебный транс. Мои "геологи" плакали. Они смотрели на Ксению со Светланой и из их глаз текли слезы. Они не утирали их. Убейте меня, никто не сможет описать, ЧТО происходило тогда в этом маленьком кафе! Наверное, это называется "чудо".

И вдруг рявкнула оглушительная музыка. Конечно, музыкой это можно назвать с большой натяжкой. Это была какая-то какофония звуков, перемежаемая воплями на иностранном языке. У троицы пившей пиво надрывался на столе магнитофон.
-Выключи! - раздались голоса. - Выключи, паразит!
-А мы музыку хотим слушать! Что нельзя? А чего эта баба тут воет, как волчица! Хочет выть, пусть в лес идет и воет! Так там волки разбегутся! Гы-гы-гы!


Ксения охнула и закрыла лицо руками. Светлана что-то говорила ей, но та только мотала головой.

К столику подошел мужчина, тот самый Володя, сидевший с дальнобойщиками. Из под футболки у него бугрились крутые мышцы. Он подошел к столу и нажал на клавишу магнитофона.

-Ты, чё мужик! Оборзел. что ли?
-Тебе русским языком сказали - выключи!
-Ты, чё, крутой что ли? - один из них схватил Володю за грудки. Но через секунду уже хрипел и дергал ногами. Володя крепко держал его за горло одной левой рукой.

-Пошевелишься - гортань вырву! И не дергай ногами, не раздражай меня! И руками не маши! Я простуды боюсь!

Двое других молодцев вскочили было на помощь другу, но быстро были возвращены в сидячее положение двумя товарищами Володи, оказавшимися за их спинами.

-Значит так! - сказал спокойно Володя. - Повторяю, не дергайся! И вы, щенки, сидите спокойно. Теперь все трое слушайте меня внимательно и запоминайте, как молитву, то что я вам скажу! Сейчас вы выйдете на улицу, сядете в свой драндулет, который по хамски поставили перед порогом и сделаете так, чтобы между нами оказалось как можно больше километров. Уяснили? Не слышу?
-Пссти…

-Так! Пока не понимают! Ванюша! - позвал кого-то Володя. - Открой, посмотри документики этих типчиков. Сдается, видел я их на стенде "Внимание-розыск!" Посмотри Ванюша, и все координаты их перепиши, для памяти. Мало ли что, вдруг пригодится!

Он бросил барсетку кому-то из товарищей на стол.

-Теперь продолжаю объяснять. Дубль два. Чтоб через десять минут в радиусе ста километров, вас, вонючек, не было. Драндулет скоростной! Мчитесь так, как будто за вами исчадия ада гонятся. Мы сейчас тоже выезжаем. А гоняться мы умеем! И если где на трассе вашу тачку увидим - не обессудьте! Можете с управлением не справиться. ГАИ так и запишет - не справился с управлением! Тачку, небось, папа купил? Вот! Пожалей папины деньги! И жизни свои пожалейте! Вы все поняли? Кивни головой, если понял! Молодец! А вы?

Володя повернулся к сидевшим дружкам. Их крепко держали за шеи. Они так дружно закивали головами, что было ясно - их прищемили крепко.

-Теперь второе и самое главное. Ванюша! Как там с координатами?
-Все запротоколировано Володя. Адреса, номера паспортов и прочая и прочая. В случае чего найти их - пустяк!
-Вот! Вы поняли? В случае чего! А случай этот наступит, если у вас, павианов, появится желание отыграться на этом кафе и на Ксении со Светланой. Объясняю. Кафе это наше. Принадлежит вдове нашего погибшего в авто аварии друга.

Володя показал рукой на стену. Только теперь я обратил внимание на портрет светловолосого улыбающегося мужчины.

-Так вот, чтобы такого желания не появилось, предупреждаю. Найдем, свяжем, на площадочку положим, и всеми нашими трейлерами будем ездить по вас до тех пор, пока вы в то-о-ненькие листики не превратитесь! Это не шутка! А теперь - вон!

Володин подопечный вышиб дверь головой. За ним вылетели его друзья. У одного на брюках темнело предательское мокрое пятно.

Володя ушел в угол за загородку. Слышно было, как полилась вода из крана. В это время все следили, как дружки поспешно попрыгали в машину и она рванула с места.
Володя, вытирая руки бумажным полотенцем, вышел, сел на свое место среди товарищей и уставился взглядом в стенку. Слышно было только, как где-то за стойкой всхлипывала Ксения. Все молчали.
 
Геологи снова налили и тихо, еле слышно чокнувшись, выпили.

Вдруг Володя изо всей силы ударил кулаком по столу.
-К-козлы! Испортили песню!