Если друг оказался вдруг

Тина Хеллвиг
С Михаилом я познакомилась, когда мы в первый раз посетили с мужем Кишинев. Михаил и Владимир учились в одной группе в высшем военном инженерно-строительном училище в Ленинграде. Как мне рассказал муж, Михаил был очень способный курсант, они с самого первого курса подружились, сидели рядом на лекциях и часто ходили вместе в увольнения. Где-то на втором курсе Миша смекнул, зачем жить в казарме училища, если можно жениться, и спокойно с удобствами жить на квартире у жены.

Как-то они пошли с Володей на танцы в училище, и Мише приглянулась симпатичная девчонка. Он ее проводил до дома, и они стали встречаться. Владимир одобрил выбор друга. Через полгода Миша сделал девушке предложение, и была сыграна свадьба. Весь курс завидовал Михаилу, что он «переходит с казенного довольствия на домашнее». Молодые жили душа в душу. На четвертом курсе у Миши родилась дочка.

Время летело очень быстро, и вот подошел день окончания училища, а с ним и распределение молодых лейтенантов в разные гарнизоны. Мой муж получил назначение на Дальний Восток и несколько лет служил недалеко от Владивостока, а Мише предстояло ехать в Сибирь, в какой-то очень отдаленный и закрытый гарнизон. Его молодая жена наотрез отказалась ехать с ним в такую глухомань и осталась с дочкой и родителями в Ленинграде. Миша, конечно, загрустил, но делать нечего, и он отбыл согласно приказу. Через какое-то время он развелся с женой, и вновь стал свободным как птица.

В дальнейшем ему каким-то образом удалось добиться перевода из Сибири в Кишинев. Там он познакомился с Нелей, которая очень скоро вышла за него замуж. Умный Миша прикинул, что ему еще служит и служить до выхода на военную пенсию, и он решил комиссоваться из армии по состоянию здоровья. Ему это удалось очень быстро.

Он пошел работать инженером на строительство каких-то важных хозяйственных объектов. Очень быстро толковый инженер попал в поле зрения начальства, и у него началось быстрое продвижение по службе. Он получил от своей фирмы роскошную квартиру в центре города. Вскоре Михаил стал освобожденным секретарем парторганизации. Довольно часто ему приходилось сопровождать директора, когда тот ездил к вышестоящему начальству с докладами о состоянии дел на строительстве…

Через несколько лет Михаил уже работал в Доме Правительства, где возглавлял какой-то отдел. Примерно на этом этапе его жизни я впервые и познакомилась с другом моего мужа. Мы с Владимиром собирались совершить в отпуск путешествие по маршруту: Ленинград - Киев-Черкассы – Одесса - Кишинев - Ленинград. Володя написал Мише письмо, с просьбой, нельзя ли нам на пару дней к ним заехать, поскольку мы собирались посетить Кишинев.

Мне очень понравился Михаил, его жена и дочка. Они были очень гостеприимными хозяевами. Миша пригласил нас посетить Дом Правительства, куда «простым людям» дорога была заказана. Я помню, с какой гордостью он вел нас по коридорам этого здания, объясняя: « Это кабинет товарища Петрова, а это – его начальника Иванова и т.д.» Было видно, как он упивается своими успехами перед нами. Конечно, мы с Володей порадовались, что у Михаила состоялась такая головокружительная карьера. В один из дней, который был выходным, мы совершили экскурсию по Кишиневу, а потом отправились смотреть будущую дачу Михаила. Нам понравилось место, недалеко от города, много зелени. Дом строился по собственному проекту, поскольку глава семьи был дипломированным инженером-строителем.

Покинув Кишинев, мы еще долго с Володей осуждали увиденное и услышанное. Именно тогда мой муж поведал мне о более раннем периоде жизни Михаила. С момента нашего визита в Кишинев прошло года два, и однажды у нас в квартире раздался звонок. Это был Миша, он приехал в Ленинград навестить свою дочку от первого брака. Конечно, мы его пригласили к нам в гости. Он пришел вечером на следующий день, я приготовила вкусный ужин. Мужчина предложили выпить за встречу, я с удовольствием поддержала их. Михаил нам рассказывал, как продвигается строительство дачи, об успехах младшей дочки. В общем, было что вспомнить, и о чем поговорить…

В последствии, примерно каждые 2-3 года Миша приезжал в наш город, в промежутках мы обменивались письмами, поздравляли друг друга с разными праздниками. Так продолжалось много лет. Обычно, раз в пять лет в инженерно-строительном училище устраивались вечера встреч однокурсников, которые проходили с большим размахом. На эти встречи приезжали бывшие выпускники со всего Советского Союза. Михаил также приезжал на пару таких встреч.

Наступил 1991 года, а с ним и развал СССР. С этого момента письма Миши стали приходить более редко, в них уже проскальзывала грусть по ушедшему времени. Он жаловался, что в республике началась кампания, по замещению бывших управленцев национальными кадрами. В 1993 году Миша потерял свою престижную работу, и нигде не смог больше устроиться. До увольнения ему удалось оформить небольшую пенсию по инвалидности (стало сдавать сердце), на которую он впоследствии и жил. Примерно через год он приехал в Питер и сказал, что старшая дочка выходит замуж, и его пригласили приехать на свадьбу. Вечером у нас в гостях, он рассказал про то, что творится в Молдове. Он пожаловался, что дачу пришлось продать, поскольку денег в семье нет, жить не на что. Мы, естественно, посочувствовали ему. Дальше общение между нашими семьями продолжалось только через редкую переписку.

В 1997 г мой муж тяжело заболел: у него началась болезнь Паркинсона. Я сообщила об этом Мише. Они с Нелей посочувствовали мне. Через три года мой муж умер. Я позвонила и написала всем друзьям – однокурсникам Владимира об этом, включая Михаила. Все они выразили глубокие соболезнования по поводу безвременной кончины моего супруга.

Прошло примерно около двух лет, и неожиданно Михаил позвонил мне: «Я сейчас в Питере, могу ли зайти к тебе. Мне надо с тобой серьезно поговорить.» Конечно, я ответила, заходи. Через полчаса он был на пороге моего дома… Как сейчас помню, дело было осенью. Я открыла дверь, Михаил держал в руке скромный букетик осенних цветов, из кармана была извлечена бутылка вина. Я его пригласила отужинать. Он рассказал, что вынужден был уехать из Кишинева, и уже полгода живет у своих родственников на Украине. Неля с дочкой пока в Кишиневе. Все вещи из квартиры они продали и в любой момент готовы покинуть Молдову. Жить там для него и семьи стало совсем невмоготу. Эта тема муссировалась много раз в разных вариантах. На этот раз была моя очередь выражать ему свое сочувствие…

То, что я услышала дальше, повергло меня в жуткий шок. Миша спросил: « Не соглашусь ли я выйти фиктивно за него замуж?» Я переспросила, он повторил еще раз, добавив, что он в Питере хочет как-то закрепиться, постарается найти работу, а потом его семья переедет сюда. Судя по всему, Михаил и на этот раз решил решить все свои проблемы очередной женитьбой (пусть и фиктивной). Он все правильно рассчитал: жена покойного друга, которую он знает много лет, явно, не откажется помочь в надежде «заарканить мужчину.» У нее своя большая квартира, можно будет прописаться сначала самому, потом временно прописать жену и дочку, а там… Я спросила, Неля об этом знает, он ответил, что да. С этой позиции их семейный план выглядел еще более заманчиво. При этом Михаил «забыл», что Владимир был его лучший друг со времен училища, и тем самым попрал память о нем…

У меня даже не нашлось слов, чтобы достойно ответить Михаилу «на столь заманчивое предложение». Я только показала ему на дверь и сказала: «Вон из моего дома!», вгонку полетел букет, с которым он пришел «свататься»…

В этой связи вспомнились строки из песни В. Высоцкого о друге, которые очень хорошо подходят к описанной ситуации:
       Если друг оказался вдруг
       И не друг и не враг, а так,
       Если сразу не разберешь:
       Плох он, или хорош…

Владимиру не хватила 35 лет, чтобы понять «своего друга», а я - за 25 лет тоже не разобралась!