Зеркало

Евгений Герман
Я прошел в калитку и представился.
Пока встречающий энергично тряс мою руку, я успел осмотреться.
«Усадьба Мастера Русского Дзэна» оказалась обычным деревенским домом с «приусадебным» огородом средней запущенности. Крыльцо дома выглядело «исконно старинным» и окна, для пущей таинственности, тоже были давно не мытыми.
- Заходи – гостем будешь, - пошутил хозяин, подделывая грузинский акцент.
- Борислав? – недоверчиво спросил я.
- Да нет, что вы. Я его кунак. И адепт, по совместительству. А Мастера нельзя беспокоить, он же все время…, - кунак сделал паузу, как бы прикидывая, пойму я его слова или нет, и значительно продолжил: – В общем: медитативный транс – это штука тонкая. Вы же должны понимать такие вещи.
Теперь он, в свою очередь, поглядел на меня с недоверием.
- А, ну да…, - сообразил я, и тут же начал пояснять: - Я – аматор с форума «Дзэн Черноземья».
- Да, знаю – это я с вами переписывался от имени Мастера Борислава. Говорю же вам: он вообще не общается с внешним миром.
У меня промелькнула мысль: «Совсем спился».
- Нет, не спился, а «просветлел», - адепт глянул еще внимательнее. - Что-то вы в жизни не такой продвинутый как на форуме. Даже подозрительно.
Кунак прищурил глаза, вытянул руку ладонью к моему лицу и на секунду застыл.
Затем облегченно выдохнул:
- Ага, это вы от волнения – аура у вас нормальная.
Мне несказанно полегчало, проделать такой путь и быть отвергнутым перед самым порогом Мастера - это вам не «хухры-мухры». Здесь каждый засцы… перенервничает.
- Зовут меня – Митрич. Заходите в дом, скоро все начнется. Ваша комната - вторая направо.
Адепт Митрич остался на огороде рвать огурцы на закусь. А я прошел в дом, нашел в слабо освещенном коридоре комнату и упал подремать на общежитскую кровать с железной сеткой.
Больше ничего, кроме кровати, в комнате не было. Даже матраса.
Так надо для просветления – неожиданно понял я и удовлетворенно заснул.

Мы с Митричем сидели за обеденным столом и резали огурцы, когда зашел Мастер.
Неподготовленному человеку он бы показался неряшливым и рассеянным. Но я-то знал, в чем секрет.
Мастер Борислав, покачиваясь и рискуя упасть в разожженную печь, приблизился к какому-то чану с жижей и долго в него всматривался  «широко закрытыми глазами». «Дзен-проникновение в суть» – догадался я.
Затем Мастер окунул палец в фиолетовую жижу и облизнул его. Довольный результатом пробы, Борислав, едва уловимым жестом, призвал к себе кунака. И тут же сделал удивительное по своей замысловатости движение из Хатха-Йоги.
Митрич пулей кинулся к Учителю и в последний момент успел поймать его под руки – не дав упасть на пол и перевернуть чан.
Начался обряд варения-посвящения.
Кунак, придав телу Мастера устойчивость, вернулся за стол. А Учитель, что-то бормоча под нос, принялся, ловко балансируя, шнырять возле печки.
Кунак, от предвкушения распития, пришел в хорошее расположение духа и принялся рассказывать:
- Я дядю Борю давно знаю. С самого детства. В смысле - с моего детства. Как сейчас помню - агрономом он работал. Бывало, выйдет в поле, в землю лицом упадет и пролежит так до вечера. А вечером встанет и скажет председателю: «послезавтра сеять надо – земля ждет уже». Стакан самогона выпьет и на следующее поле пойдет. Урожай каждый год такой был – шо зае… замучаешься убирать.
Митрич развел руки в стороны, показывая какой именно размер был у урожаев тех годов.
- Я, потом, когда подрос, осмелел и заинтересовался. Подхожу и спрашиваю: «дядя Боря, вот вы всегда пьяный, а вас все равно все любят и слушают». А он отвечает: «а это потому, гаденыш (это он шутил тогда так), что я пью не для пьянства, а для просветления». Так вот мы и познакомились. Подружились. Шибко мне интересно с ним было - как сядем пить, так он всё про Нирвану и Дзэн рассказывает. Ну, ты знаешь эту бодягу: «Материальный мир существует в отражении сознания». При этом сознание и создает материальное. Отсюда имеем - дуалистический конфликт. Материальное остается вечно жить, кочуя отражением из одного смертного сознания в другое. Так существует ли материальное без сознания, в котором можно отразиться? Ну и т.д.
Кунак Митрич отодвинул тарелку с огурцами и начал машинально протирать граненые стаканы полой рубахи.
- Так вот, накопление отражений создает зеркало к материальному миру. И если уметь в него смотреться, то увидишь, как именно мир создан. Ты начнешь мир ощущать. И понимать как самого себя. Дело только за умением увидеть. Буддисты применяют различные практики. Нам же ближе Дао Пьяного Мастера. И не потому, что мы пьяницы. А потому что самогон – природный продукт и эгрегор, секреты которого передавались из поколения в поколение. Что еще может быть носителем вселенской истины? Только надо поаккуратнее – в нем таится сила всего живого. Если неправильно с ним обращаться…
Кунака прервал Учитель, поставив на стол таз с полупрозрачным самогоном.
Запахло свежим хлебом.
На пятом стакане я неожиданно понял:
1 – Когда пьяные мужики обнимаются - это стадия просветления. Они перестают видеть тело и видят душу собутыльника. А душа у всех прекрасна и бессмертна. И еще - их захлестывает чистая, неплотская любовь к ближнему. Именно поэтому они просто мычат друг другу: «Я тебя уважаю».
2 – Когда пьяный человек лежит в грязи посредине улицы – это Дзэн Практика. Адепт сливается с почвой, чтобы постичь планету. Пообщаться с ней.

И еще не раз, после этого, мы с Митричем и Мастером сидели за простым дощатым столом, над гранеными стаканами, и смотрели остекленевшими глазами в зеркало самогона.
А однажды я долго лежал в огурцах и понял:
Нет ничего естественнее, чем лежать в зеленых огурцах и смотреть в небо, как в зеркало.